МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика образовательной организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильОбразовательное предпринимательство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_Педобразование_ОП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Экономика образовательной организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины - получение системного, целостного представления об организации как субъекте экономической деятельности,формирование знаний в области экономики организации и компетенций, позволяющих принимать эффективные решения в области управления экономической деятельностью образовательной организациии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
ОПК-8.1 Знает: понятие, структуру, функции, цели педагогической деятельности, требования к педагогическому работнику; основы педагогического проектирования, оценки качества и результатов педагогических проектов в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования
ОПК-8.2 Умеет: осуществлять анализ, интерпретацию научной информации, результатов научных исследований, адаптировать и применять их в педагогическом проектировании; проектировать педагогическую деятельность в соответствии с поставленными целями; осуществлять оценку качества результатов педагогического проектирования в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования
ОПК-8.3 Владеет: методами педагогического проектирования; методикой оформления и представления результатов педагогического проектирования в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования
ПК-3Способен к управлению частной образовательной организацией
ПК-3.1 Знает цикл и механизм управления частной образовательной организацией дошкольного, начального общего, основного общего, профессионаного, дополнительного образования
ПК-3.2 Умеет осуществлять планирование стратегического развития частной образовательной организации дошкольного, начального общего, основного общего, профессионального, дополнительного образования
ПК-3.3 Умеет организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента
ПК-3.4 Владеет инновационными технологиями управления и методами оценивания управленческого процесса в частной образовательной организации дошкольного, начального общего, основного общего, профессионального, дополнительного образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает цикл и механизм управления частной образовательной организацией дошкольного, начального общего, основного общего, профессионального, дополнительного образования;
ОПК-8.1. Знает: понятие, структуру, функции, цели педагогической деятельности, требования к педагогическому работнику; основы педагогического проектирования, оценки качества и результатов педагогических проектов в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Умеет осуществлять планирование стратегического развития частной образовательной организации дошкольного, начального общего, основного общего, профессионального, дополнительного образования;
ОПК-8.2. Умеет: осуществлять анализ, интерпретацию научной информации, результатов
научных исследований, адаптировать и применять их в педагогическом проектировании; проектировать педагогическую деятельность в соответствии с поставленными целями; осуществлять оценку качества результатов педагогического проектирования в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3. Умеет организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий
менеджмента;
ПК-3.4. Владеет инновационными технологиями управления и методами оценивания управленческого процесса в частной образовательной организации дошкольного, начального общего, основного общего, профессионального,
дополнительного образования.
ОПК-8.3. Владеет: методами педагогического проектирования; методикой оформления и
представления результатов педагогического проектирования в организациях дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Образовательная организация как субъект рыночной экономики
1.1. Образовательная организация в конкурентной среде Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Образовательная организация в конкурентной среде Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Образовательная организация в конкурентной среде Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
1.4. План работы образовательной организации Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Материально-техническое обеспечение образовательной организации Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основы экономической деятельности образовательной организацим
2.1. Активы и обязательства. Инвестиционная и инновационная политика Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Активы и обязательства. Инвестиционная и инновационная политика Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Активы и обязательства. Инвестиционная и инновационная политика Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Затраты и себестоимость Лекции 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
2.5. Затраты и себестоимость Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
2.6. Затраты и себестоимость Сам. работа 2 7 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Проектная деятельность: экономические и управленческие аспекты
3.1. Понятие и виды проектов. Особенности управления Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
3.2. Понятие и виды проектов. Особенности управления Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Понятие и виды проектов. Особенности управления Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Анализ, планирование и обеспечение эффективности деятельности
4.1. Результаты деятельности: анализ и планирование Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
4.2. Понятие и виды проектов. Особенности управления Практические 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1
4.3. Понятие и виды проектов. Особенности управления Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Обеспечение социальной и профессиональной подготовки участников производственного процесса образованными кадрами с различным уровнем квалификации, это
а) экономическая функция образования;
б) социальная функция образования;
в) информационная функция образования; г) из перечисленных б и а;

2. К общему образованию относится
а) среднее (полное) общее образование;
б) бакалавриат;
в) начальное профессиональное образование; г) повышение квалификации;

3. Товаром в системе образования является
а) образовательные услуги учебного заведения;
б) знания и умения, которыми обладает человек;
в) материально-техническая база учебного заведения; г) информационная база учебного заведения;

4. Повышение образованности общества способствует а) все из выше перечисленного;
б) росту национального богатства; в) экономическому развитию;
г) развитию культуры общества;

5. человеческий капитал это –
а) совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом;
б) количество людей, работников;
в) фактор экономического развития; г) из перечисленного только а и в;

6. Дайте определение понятию экономика образования

это наука, изучающая социально-экономические отношения, связанные с
производством, распределением, потреблением образовательных услуг, а также
исследующая влияние уровня образования на экономический рост и благосостояние
общества и личности. Формами самоуправления в образовании являются а) общие собрания трудовых коллективов;
б) родительские собрания; в) совет школы;
г) все вышеперечисленное

7) К внебюджетной деятельности государственного ВУЗа относится: а) сдаче имущества в аренду;
б) предоставление образовательных услуг на платной основе; в) проведение педагогических советов;
г) из перечисленного только а и б;

8) Предпринимательская деятельность ВУЗа – это
а) деятельность, направленная на получение прибыли в рамках образовательной деятельности;
б) деятельность, направленная на реализацию изготовленного товара;
в) деятельность, направленная на реализацию основных средств учреждения; г) из перечисленного только а и б;

9) Дайте определение модернизации образования

это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы
и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной
жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.

10) Родоначальником неоконсервативной школы, изучающей образование как сферу экономической деятельности, был
а) Милтон Фридман;
б) М.В. Зуев;
в) Ян Амос Коменский; г) Джон Локк;
12. Наука об измерении и количественной оценке качества всевозможных объектов и процессов образовательной системы – это ….
а) квалиметрия образования;
б) мониторинг образования; в) экономика образования;
г) из перечисленного только а и б;
13. Материально-техническая база образования составляет: а)основные фонды
б) оборотные фонды
в) верно а и б
г) нет правльного ответа
14. В случае отказа в государственной аккредитации образовательное учреждение может повторно пройти аттестацию в срок:
а) не ранее, чем через 12 месяцев
б) не ранее, чем через 6 месяцев в) не ранее, через 18 месяцев
г) все ответы неверны




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - Маркетинг в образовании https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10967 . Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеев И. В., Веретенникова И. И. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коршунов В.В. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.cfin.ru,
Э2 http://www.aup.ru,
Э3 http://www.smartcat.ru
Э4 http://www.consultant.ru
Э5 Курс в Moodle "Экономика организации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ )
Профессиланльные базы данных:
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru)
Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
По наиболее сложным проблемам учебной дисциплины проводятся семинарские занятия. Их главной задачей является углубление и закрепление теоретических знаний у студентов, формирование и развитие у них умений и навыков применения знаний для успешного развития прикладных задач. Подготовка студента к семинару включает:
Ознакомление с планом семинара;
Изучение рекомендованной литературы и конспекта лекции;
Подготовку полных и глубоких ответов по каждому вопросу, выносимому для обсуждения.
При проведении семинарских занятий уделяется внимание заданиям, предполагающим не только воспроизведение студентами знаний, но и направленных на развитие у них практических навыков и умений, а также их творческого мышления, научного мировоззрения, профессиональных способностей.