МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нормативно-правовые основы разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагогика современной школы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_Педобразование_ПСШ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Агафонова И.Д.

Рецензент(ы):
д.п.н. , Профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Нормативно-правовые основы разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 09
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 09
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов готовности разрабатывать и реализовывать основные и дополнительные образовательные программы по дисциплинам в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- структуру системы среднего профессионального образования в Российской Федерации и Алтайском крае;
- цели профессионального образования;
- содержание нормативно-правовых документов в области образования;
- структуру, содержание и принципы разработки основных и дополнительных образовательных программ;
- структуру и содержание рабочих программ.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять полученные знания для решения практических задач в области профессиональной деятельности;
- анализировать федеральные государственные образовательные стандарты;
- организовывать процесс проектирования образовательной программы, разрабатывать разделы основной и дополнительной образовательной программы и рабочей программы;
- соотносить содержание обучения с применяемыми методами и приемами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками разработки и реализации основных и дополнительных образовательных программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нормативно-правовая база и методологическая основа проектирования образовательных программ
1.1. Система среднего профессионального образования в РФ и Алтайском крае Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Основные источники проектирования образовательных программ. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие образовательной программы и виды образовательных программ Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Сущность, основные положения, принципы системно-деятельностного и компетентностно-го подходов как методологической основы ФГОС Сам. работа 1 16 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Специфика организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Реализация междисциплинарного подхода к отбору содержания образования с учетом профессиональной направленности Сам. работа 1 9 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Составить перечень нормативно-правовых источников для проектирования образовательных программ Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Выполнить анализ ФГОС среднего профессионального образования по профессии или специальности (по выбору) Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теоретические и практические аспекты проектирования основных и дополнительных образовательных программ
2.1. Понятие, структура, содержание и назначение примерных основных образовательных программ Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие основной образовательной программы. Цель и задачи реализации основной образовательной программы. Принципы и основные подходы к проектированию основной образовательной программы. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы. Разделы основной образовательной программы Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Этапы проектирования основной образовательной программы и их основное содержание Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Понятие, цель, задачи, виды, примерная структура и назначение дополнительной программы Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Разработка отдельных компонентов одного из разделов основной образовательной программы Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Разработка дополнительной образовательной программы Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теоретические и практические аспекты проектирования рабочих программ
3.1. Понятие и виды рабочих программ Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Функции, структура учебной рабочей программы по дисциплине. Требования к разработке учебной рабочей программы по дисциплине Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Алгоритм проектирования рабочей программы. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка рабочей программы по дисциплине (по выбору) Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алексеев С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: Учебник ЭБС Университетская библиотека "Онлайн" https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=471212, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Афанасьев И.В., Афанасьева И.В. Правовые основы профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов ЭБС "Юрайт" https://www.biblio-online.ru/search?query, 2020
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 «Электронная библиотека. Право России» www.google.com
Э2 Вестник гражданского общества www.google.com
Э3 Каталог Право России www.google.com
Э4 Юридический информационный портал www.google.com
Э5 Курс в MOODL portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочная - информационная система "Консультант Плюс" - http://www.consultant.ru
Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru
Система поиска информации в сети интернет (включая русскоязычный интернет) Google (https://www.google.ru/).
Система управления обучением "Moodle" - https://moodle.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.