Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагогика современной школы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_04_01_Педобразование_ПСШ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 08.06.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Дмитриева Л.М.
1.1. | Целью данной дисциплины является совершенствование лингвистической компетенции студентов в области стилистики русского языка, повышение речевой культуры, являющейся важной составляющей этнокультурной системы личности, а также профессиональной подготовки. Достижению данной цели должно способствовать решение следующих задач: - расширить представления о стилистических ресурсах современного русского литературного языка, о закономерностях использования языковых единиц, вариантов, синонимических способов выражения в соответствии с условиями и целями коммуникации; - научить анализировать разнообразные типы текстов, их стилистические особенности; - ориентировать на нормативное и стилистически целесообразное использование языковых средств в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности; - сформировать навыки создания текстов различной стилистической принадлежности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03 |
УК-4 | Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия |
ПК-1 | Способен осуществлять педагогическое сопровождение образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников |
ПК-2 | Способен организовать образовательный процесс для учащихся профильных классов |
ПК-3 | Способен проектировать и осуществлять учебный процесс с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания |
ПК-4 | способен проектировать и осуществлять внеучебную деятельность с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Определяет стилистические и нормативные особенности академического и профессионального делового общения,учитывает их в профессиональной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - С помощью знаний о стилистике русского языка умеет грамотно оформлять документацию для педагогического сопровождения образовательного процесса для одаренных и талантливых школьников; - С помощью знаний о стилистике русского языка умеет грамотно оформлять документацию для педагогического сопровождения образовательного процесса для учащихся профильных классов; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - Владеет навыками проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания с учетом знаний о культуре русской речи; - Умеет проектировать содержание внеучебной деятельности и осуществлять ее реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания с учетом знаний о культуре русской речи |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Особенности современного русского языка | ||||||
1.1. | Понятие язык. Основные функции. Литературный и национальный языки. | Лекции | 1 | 2 | УК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Нормы современного русского литературного языка. | Практические | 1 | 4 | УК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Нормы современного русского литературного языка. | Сам. работа | 1 | 12 | УК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-4 | Л1.2 |
1.4. | Функциональные стили русского литературного языка. | Лекции | 1 | 6 | УК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-4 | Л1.2 |
1.5. | Функциональные стили русского литературного языка. | Сам. работа | 1 | 14 | УК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-4 | Л1.2 |
1.6. | Особенности написания диссертационного исследования. | Лекции | 1 | 2 | УК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л1.2 |
1.7. | Аннотация научной статьи. | Практические | 1 | 4 | УК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.3 |
1.8. | Аннотация научной статьи. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л2.3 |
1.9. | Реферирование научной статьи. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-4 | Л2.3 |
1.10. | Становление стилистики как особой научной лингвистической дисциплины. Стилистические ресурсы русского языка | Практические | 1 | 6 | УК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
1.11. | Понятие стилистической нормы. О соотношении стилистических и речевых ошибок в практике русского языка. | Практические | 1 | 8 | УК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
1.12. | Характеристика функциональных стилей русского языка | Сам. работа | 1 | 12 | УК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-4 | Л1.2 |
1.13. | Отдельные особенности стилей русского языка | Сам. работа | 1 | 14 | УК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-4 | Л1.1 |
1.14. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 1 | 8 | УК-4, ПК-1, ПК-3, ПК-2, ПК-4 | Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Предусмотрены доклады по темам: 1.Три основных этапа становления русского литературного языка. 2.Стилистические фигуры как средства речевой выразительности. 3.Оформление диссертационного исследования в соответствии с Государственным стандартом РФ. 4.Ошибки при аннотировании. 5.Особенности публичного выступления. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Яцевич Е.А. | Грамматическая стилистика. Морфологические нормы : учебно-методическое пособие | Минск : БГУ, 2018 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Горовая И. | Стилистика русского языка и культура речи: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ФГБОУ ОГУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Демидова К.И., Зуева Т.А. | Современный русский литературный язык: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2014 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Кузнецов И.Н. | Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ: | Москва : Дашков и К, 2016 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Шафикова А. В. | Аннотирование и реферирование текстов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Познание, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Н.С. Валгина, И.Б. Голуб, Г.В. Векшин Методическое руководство по изучению дисциплины "Практическая и функциональная стилистика русского языка" | www.hi-edu.ru | ||
Э2 | «Практическая стилистика русского языка. Лексика» Общее понятие о практической стилистике. Упражнения | gigabaza.ru | ||
Э3 | Мартирян Н.И. Сборник заданий по стилистике и культуре речи современного русского языка. Ереван, 2015 | ijevanlib.ysu.am | ||
Э4 | Голуб Ирина Упражнения по стилистике русского языка | www.e-reading.club | ||
Э5 | Курс в мудл | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru) 2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com). 3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного изучения дисциплины необходимо в обязательном порядке посещать практические занятия, тщательно конспектировать обсуждаемый материал и правильно организовывать самостоятельную работу. Практические занятия способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем изучаемой дисциплины и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На практических занятиях студенты учатся грамотно грамматически и лексически излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, осуществлять диалогические высказывания в рамках заданной темы, а также выполнять практические задания по темам и разделам дисциплины. В качестве важного компонента обучения иностранному языку выделяются учебные умения у студентов, необходимые для успешной учебной деятельности: -обобщать полученную информацию; -оценивать прослушанное и прочитанное; -фиксировать основное содержание сообщений, формулировать устно и письменно основную идею сообщения; -подготовить и представить сообщение, доклад, презентацию; -работать в паре, в группе, взаимодействуя друг с другом; -пользоваться реферативными и справочными материалами; -пользоваться словарями различного характера. |