МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление проектами в социальной сфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к. психолог. наук, Доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Управление проектами в социальной сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: формирование и развитие знаний и навыков в области социального проектирования.
Задачи курса:
- сформировать теоретические представления о специфике, назначении и структуре
социального проекта и социального проектирования;
- сформировать навыки использования основных методов и инструментов
проектирования;
- освоить логико-структурный метод проектирования;
- познакомить с основами фандрайзинга;
- разработать социальные проекты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-12Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-12.1 Знает: основные понятия в области современных информационных технологий, современные информационные технологии
ОПК-12.2 Умеет: подбирать и использовать современные информационные технологии при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-12.3 Владеет: современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.)
ОПК-3Способен осуществлять профилактику, предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-3.1 Знает: теоретические основы планирования и реализации профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-3.2 Умеет: разрабатывать программы профилактики для несовершеннолетних, направленные на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-3.3 Владеет: навыками реализации программ профилактики для несовершеннолетних, направленных на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-4Способен использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процессов социализации личности
ОПК-4.1 Знает: психологические и педагогические закономерности, принципы и методы обучения и воспитания
ОПК-4.2 Умеет: анализировать социально-педагогические явления
ОПК-4.3 Владеет: навыками исследования психолого-педагогических условий результативности процессов социализации личности
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-принципы формирования системы государственных и муниципальных
- финансов, бюджетов различных уровней, основные составляющие бюджетного процесса;
-типы организационной культуры и методы ее формирования;
- Понятие инвестиционного проекта;
- Классификацию инвестиционных проектов;
- Особенности проектной деятельности
- Использовать методы оценки эффективности инвестиционных проектов
3.2.Уметь:
3.2.1.-разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность;
-использовать на практике методы сетевого планирования в управлении проектами;
-измерять эффективность различных направлений деятельности государственных органов, по соответствию достигнутого уровня эффективности принятому стандарту, а так же для сравнения с ранее достигнутыми результатами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-терминами и определениями, применяемые в технологии проектирования;
-навыками оценки экономические и социальные условия осуществления государственных программ.
-современными методами управления проектом;
-навыками проведения основных видов проектных работ и типовых процессов разработки проектной продукции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные концепции социально-проектной деятельности
1.1. Социальное проектирование. Задачи, содержание и структура курса. Особенности социального проектирования. Субъекты и объекты социального проектирования. Социальный заказ, социальное участие, социальное партнерство. Уровни социального проектирования. Компетенции социального проектировщика. Практические 4 8 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.2. Проектирование в разных социокультурных средах. Социальный институт. Проектирование как специализированная деятельность. Типы проектов. Общее и особенное в разных типах проектов. Практические 4 12 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.3. Философия социального проектирования. Сам. работа 4 10 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.4. Методы проектирования Сам. работа 4 10 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.5. Методы моделирования проблем и организации взаимодействий: «мозговая атака», метод синектики, деловая игра, метод фокальных объектов, теория решения исследовательских задач, метод контрольный вопросов, метод создания сценариев. Сам. работа 4 12 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.6. Компьютерные средства проектирования Сам. работа 4 10 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.7. Бизнес-план – понятие, структура, показатели, назначение. Сам. работа 4 12 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.8. Написание рефератов, заучивание терминологии по разделу Сам. работа 4 12 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
Раздел 2. Пространство проектирования: формирование проектного замысла, его оформление
2.1. Пространство проектирования. Ситуация проектирования Практические 4 10 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.2. Задание на проектирование. Идея, замысел, концепция проекта. Целостность проекта. Прототипы. Постановка и анализ проблем. Целеполагание. Анализ ситуации. Анализ ресурсов. Разные типы ресурсов Практические 4 10 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
2.3. Требования к оформлению карты проекта. Социальные и культурные ресурсы. Постановка задач. Практические 4 12 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
Раздел 3. Организационный механизм реализации проекта
3.1. Управление социальными проектами. Жизненный цикл проекта. Бизнес-план. Организационное проектирование и проектное управление. Проектирование и консультирование. Компьютерные средства проектирования. Понятие прогноза и экспертизы. Технологии социального прогнозирования. Цель, задачи и предмет социальной экспертизы. Организация социальной экспертизы. Защита и оформление проекта. Тактика презентации проекта. Кадровое обеспечение Практические 4 12 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
3.2. Этапы процесса проектирования. Практические 4 8 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
3.3. Процесс проектирования Анализ заинтересованных сторон Сам. работа 4 10 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
3.4. Gонятие прогноза и экспертизы.Технологии социального прогнозирования. Цель, задачи и предмет социальной экспертизы. Организация социальной экспертизы. Сам. работа 4 17 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
3.5. Контроль за реализацией проекта. Завершение работ. Ликвидация проекта. Нормативно- правовая база проектирования в системе государственного и муниципального управления РФ. Сам. работа 4 12 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1
3.6. Написание рефератов, заучивание терминологии по разделу Сам. работа 4 12 ОПК-12.1, ОПК-12.2, ОПК-12.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Проектирование.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Блюмин А. М. , Печеная Л. Т. , Феоктистов Н. А. Проектирование систем информационного, консультационного и инновационного обслуживания.: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2010
Л1.2 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л1.3 В. А. Луков Социальное проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Моск. гуманит. ун-т ; М. : Флинта, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Морозов Социальное проектирование в социальной работе: учеб. пособие ИНФРА-М, 2015
Л2.2 Руденко, Л.Г. Планирование и проектирование органи-заций: , Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — e.lanbook.com
Л2.3 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л2.4 В. М. Сафронова Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для вузов Академия, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 –электронный курс в системе Moodle "Управление проектами в социальной сферех" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
219Л лаборатория психофизиологии и нейротехнологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер марки AST; монитор Aser; принтер HP Laser Jet P2015d; ростомер электронный РЭП; электроэнцефалограф «Нейрон-Спектр-4/ВМП; ширма ПВХ односекционная; тазомер акушерский.
312Л центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
4.В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине Технологии психологической помощи в экстремальных ситуациях придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a) Осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий.
b) Сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию.
c) Тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d) самостоятельное ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, интернет-ресурсами,
e) составление терминологических словарей и аннотированных указателей
f) анализ собственного опыта переживания и преодоления кризисных ситуаций, исследование своей профессиональной позиции при работе с кризисными клиентами, осознание ресурсов и резервов в профессиональной деятельности для профилактики эмоционального выгорания
g) анализ (рецензирование) интернет-ресурсов по темам разделя;.
h) При подготовке домашнего задания изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников
i) На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
j) Участвуйте в подготовке рефератов, вступлениях с докладами, выполнении творческих заданий.
5. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
При подготовке доклада студенту рекомендуется:
- составить план выступления;
- при изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
- обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
- подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
- время доклада 10 минут;
- после доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
- приветствуется использование электронной презентации;
- предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование