МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование программ социально-педагогической направленности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. каф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование программ социально-педагогической направленности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение вопросов, связанных с проектированием образовательныцх программ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен взаимодействовать с различными категориями несовершеннолетних, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях; осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов; оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов
ОПК-6.1 Знает: способы взаимодействия с различными категориями несовершеннолетних, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях
ОПК-6.2 Умеет: разрабатывать и реализовывать программы социально-психологических тренингов для несовершеннолетних, направленных на предупреждение и разрешение кризисных ситуаций
ОПК-6.3 Владеет: навыками разработки информационно-методических материалов для программ социально-педагогической поддержки обучающихся, предназначенные для их участников - педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся
ОПК-7Способен использовать средства психоло-гопедагогического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения, реализовывать психолого-педагогические технологии, ориентированные на формирование установок в отношении здорового образа жизни, преодоления жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с социумом, а также на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков
ОПК-7.1 Знает: средства психолого-педагогического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения, психолого-педагогические технологии, ориентированные на формирование установок в отношении здорового образа жизни, преодоления жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с социумом, а также на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков
ОПК-7.2 Умеет: использовать при решении профессиональных задач психолого-педагогические технологии, направленные на формирование здорового образа жизни
ОПК-7.3 Владеет: навыками разработки мероприятий, ориентированных на формирование установок в отношении здорового образа жизни, преодоления жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с социумом, а также на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков
ОПК-8Способен понимать и оценивать психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
ОПК-8.1 Знает: психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы, основы и специфику организации мониторинга личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
ОПК-8.2 Умеет: диагностировать психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы
ОПК-8.3 Владеет: навыками проведения мониторинга личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-6.1: Знает: способы взаимодействия с различными категориями несовершеннолетних, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях
ОПК-7.1: Знает: средства психолого-педагогического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения, психолого-педагогические технологии, ориентированные на формирование установок в отношении здорового образа жизни, преодоления жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с социумом, а также на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков
ОПК-8.1: Знает: психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы, основы и специфику организации мониторинга личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-6.2: Умеет: разрабатывать и реализовывать программы социально-психологических тренингов для несовершеннолетних, направленных на предупреждение и разрешение кризисных ситуаций
ОПК-7.2: Умеет: использовать при решении профессиональных задач психолого-педагогические технологии, направленные на формирование здорового образа жизни
ОПК-8.2: Умеет: диагностировать психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-6.3: Владеет: навыками разработки информационно-методических материалов для программ социально-педагогической поддержки обучающихся, предназначенные для их участников - педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся
ОПК-7.3: Владеет: навыками разработки мероприятий, ориентированных на формирование установок в отношении здорового образа жизни, преодоления жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с социумом, а также на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков
ОПК-8.3: Владеет: навыками проведения мониторинга личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования Практические 4 9 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике Практические 4 9 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности Сам. работа 4 29 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.1. Основные понятия педагогического проектирования. Педагогическая сущность проектирования Практические 4 9 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Функции проектной деятельности и виды педагогического проектирования. Уровни педагогического проектирования. Практические 4 9 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Принципы проектной деятельности Сам. работа 4 29 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Многообразие субъектов проектной деятельности Практические 4 9 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Проблема организации совокупного субъекта Практические 4 9 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Объекты проектирования и специфика предмета проектной деятельности Сам. работа 4 29 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Этапы проектирования Практические 4 9 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Этапы проектирования Практические 4 9 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Этапы проектирования Сам. работа 4 30 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-6: Способен взаимодействовать с различными категориями несовершеннолетних, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях; осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов; оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов
ОПК-7: Способен использовать средства психоло-гопедагогического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения, реализовывать психолого-педагогические технологии, ориентированные на формирование установок в отношении здорового образа жизни, преодоления жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с социумом, а также на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков
ОПК-8: Способен понимать и оценивать психологические свойства и состояния личности, характер поведения личности и социальных групп с позиции социокультурной нормы, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения отдельных лиц и групп
Примеры заданий закрытого типа:
1. Предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическое конструирование;
в) педагогическое проектирование.
2. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
а) проект;
б) план;
в) программа .
3. Тип педагогического проекта
а) исследовательский, творческий, игровой;
б) технический, исследовательский, игровой;
в) социальный, исследовательский, творческий.
4. Сознательная активность человека с четким определением цели, мотивов, достижения результативности
а) методика;
б) деятельность;
в) проектирование.
5. Проектная деятельность – это…
а) сознательная активность человека с четким определением цели, мотивов, достижения результативности;
б) план с четким определением, цели, мотивов, достижения результатов;
в) предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
6. Разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическое конструирование;
в) педагогическое проектирование.
7. План – это
а) схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей;
б) последовательность команд, которую выполняет в процессе обработки данных;
в) предварительный текст какого-нибудь документа, материал.
8. На каком этапе ставиться цель, определяется актуальность и значимость проекта
а) подготовительный этап;
б) основной этап;
в) заключительный этап.
9. Что входит в основной этап
а) анализ результатов проекта;
б) подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе;
в) ознакомление детей с художественной литературой, проведение бесед, работа с родителями, проведение занятий, проведение мероприятия.
10. Совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическая диагностика;
в) педагогическое конструирование.
11. Педагогика – это
а) раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития;
б) наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей;
в) наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.
12. Процесс разработки и реализации проектов, направленных на организацию образовательного процесса и отдельных его видов и направлений
а) педагогическое проектирование;
б) образовательное проектирование;
в) педагогическое конструирование.
13. Дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическая диагностика;
в) педагогическое конструирование.
14. Последовательность команд, которую выполняет в процессе обработки данных
а) проект;
б) план;
в) программа .
15. Образовательное проектирование включает в себя
а) воспитание и обучение личности;
б) построение методов и технологий;
в) воспитание и развитие учащихся.

Ответы: 1 - В; 2 – А; 3 – А; 4 – Б; 5 – Б; 6 – А; 7 – А; 8 – А; 9 – В; 10 – Б; 11 – В; 12 – Б; 13 – В; 14 – В; 15 – А.

Примеры заданий открытого типа:
1. Тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления – это____________
Ответ: проектирование
2. Практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;
Новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);
Прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. Заир-Бек) – это всё характеристики
Ответ: педагогического проектирования
3. Один из этапов процесса, в котором используются возможности проектирования – это____
Ответ: Проектировочный этап
4. Автор проектного воспитания_________________
Ответ: О. С. Газман
5. Смысл ________________ образования — не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего его личностный и общекультурный рост
Ответ: проективного
6. Искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления) – это _________
Ответ: модель
7. Проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами называется_______________
Ответ: социально-педагогическим
8. Проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов называется ________________
Ответ: психолого-педагогическим
9. Проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов называется____________
Ответ: образовательным
10. Назовите субъектов педагогического проектирования__________________
Ответ: индивидуальные, групповые
11. Основной круг людей (специалистов), непосредственно участвующих в социально-педагогическом или образовательном проекте называется ________________
Ответ: проектной командой
12. Группа участников, осуществляющих пилотажные (пробные, экспериментальные) действия в логике проекта называется______________
Ответ: пилотной группой
13. Группа участников проекта проходит опережающее по отношению к остальным обучение, с тем, чтобы впоследствии передать свои знания и опыт другим называется __________
Ответ: группой тьюторов (тренеров)
14. Вхождение в проект предваряется этапом, задача которого — создать предпосылки для успешности проектирования и его психолого-педагогического, методического, организационного, материально-технического обеспечения, он называется__________
Ответ: предпроектным
15. В структуру ________________ входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования.
Ответ: программы
16. Документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы – это______________
Ответ: план
17. _____________ процессы связаны с анализом собственного сознания и деятельности, а также с пониманием смысла межличностного общения.
Ответ: Рефлексивные
18. Три этапа (ступени) проектирования - _______________________
Ответ: I этап — моделирование; II этап — проектирование; III этап — конструирование
19. Если предполагается создать концепцию _____________ образования, имеет смысл обратиться к многочисленным существующим в философии, культурологии, педагогике теориям и подходам, связанным с проблемой гуманитарности.
Ответ: гуманитарного
20. Документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы – это _________
Ответ: образовательная программа

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Социально-педагогические курсовые проекты
Тематика проектов предлагается проектной командой
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену:
1. Социальное проектирование. Задачи, содержание и структура курса. Особенности социального проектирования. Субъекты и объекты социального проектирования. Социальный заказ, социальное участие, социальное партнерство. Уровни социального проектирования. Компетенции социального проектировщика.
2. Проектирование в разных социокультурных средах. Социальный институт. Проектирование как специализированная деятельность. Типы проектов. Общее и особенное в разных типах проектов.
3. Философия социального проектирования.
4. Методы проектирования
5. Методы моделирования проблем и организации взаимодействий: «мозговая атака», метод синектики, деловая игра, метод фокальных объектов, теория решения исследовательских задач, метод контрольный вопросов, метод создания сценариев.
6. Компьютерные средства проектирования
7. Бизнес-план – понятие, структура, показатели, назначение.
8. Написание рефератов, заучивание терминологии по разделу
9. Задание на проектирование. Идея, замысел, концепция проекта. Целостность проекта. Прототипы. Постановка и анализ проблем. Целеполагание. Анализ ситуации. Анализ ресурсов. Разные типы ресурсов
10. Требования к оформлению карты проекта. Социальные и культурные ресурсы. Постановка задач.
11. Управление социальными проектами. Жизненный цикл проекта. Бизнес-план. Организационное проектирование и проектное управление. Проектирование и консультирование. Компьютерные средства проектирования. Понятие прогноза и экспертизы. Технологии социального прогнозирования. Цель, задачи и предмет социальной экспертизы. Организация социальной экспертизы. Защита и оформление проекта. Тактика презентации проекта. Кадровое обеспечение
12. Этапы процесса проектирования.
13. Процесс проектирования Анализ заинтересованных сторон
14. Понятие прогноза и экспертизы.Технологии социального прогнозирования. Цель, задачи и предмет социальной экспертизы. Организация социальной экспертизы.
15. Контроль за реализацией проекта. Завершение работ. Ликвидация проекта. Нормативно- правовая база проектирования в системе государственного и муниципального управления РФ.
16. Написание рефератов, заучивание терминологии по разделу

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л2.2 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Проектирование образовательных программ Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Проектирование образовательных программ ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Проектирование образовательных программ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению лабораторных занятий
Лабораторные занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Лабораторные занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами лабораторных занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.