МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 68 72 68
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
д.п.н., проф. , Морозова О.П.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П, д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Морозова О.П, д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины правоведение являются профессиональная подготовка по вопросам правового регулирования отношений, возникающих с их участием, обеспечение высокого уровня знаний на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом особенностей профессиональной деятельности педагога.
Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:
- содействие пониманию проблем современной теории и методики обучения, усвоение студентами нормативно-правовых понятий, мониторинга учебной деятельности, диагностичности цели применительно к процессу обучения;
- формирование представлений об основных нормативно-правовых основах, их концептуальной основе, развивающих, воспитывающих, образовательных возможностях, целях, задачах, проблемах и и возможностях применения при обучении конкретному учебному предмету.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ОПК-1 Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга
ОПК-5 Способен осуществлять практическую деятельность по восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, социальному оздоровлению семьи, координации взаимодействия в данной сфере различных учреждений, организаций и служб
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы осуществления социального взаимодействия и реализации своей роли в команде;
способы восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами осуществления социального взаимодействия и реализации своей роли в команде;
способами восприятия межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные законодательные акты и нормативные документы в области образования
1.1. Сфера образования как объект правового регулирования. Принципы государственной политики в области образования. Законодательство РФ в области образования. Задачи законодательства РФ в области образования. Система образования в РФ. Понятие системы образования. Виды, уровни и формы образования в Российской Федерации. Общие требования к реализации образовательных программ. Содержание ФГОС. Современное состояние различных систем образования. Лекции 2 6 Л1.1, Л2.1
1.2. Сфера образования как объект правового регулирования. Принципы государственной политики в области образования. Законодательство РФ в области образования. Задачи законодательства РФ в области образования. Система образования в РФ. Понятие системы образования. Виды, уровни и формы образования в Российской Федерации. Общие требования к реализации образовательных программ. Содержание ФГОС. Современное состояние различных систем образования. Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Сфера образования как объект правового регулирования. Принципы государственной политики в области образования. Законодательство РФ в области образования. Задачи законодательства РФ в области образования. Система образования в РФ. Понятие системы образования. Виды, уровни и формы образования в Российской Федерации. Общие требования к реализации образовательных программ. Содержание ФГОС. Современное состояние различных систем образования. Сам. работа 2 20
Раздел 2. Правоотношения в сфере образования
2.1. Понятие правоотношений в сфере образования. Признаки правоотношений в сфере образования. Объекты правоотношений. Субъекты правоотношений. Правовой статус образовательной организации. Федеральные государственные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования. Независимая оценка качества образования. Основные права и обязанности участников образовательного процесса. Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие правоотношений в сфере образования. Признаки правоотношений в сфере образования. Объекты правоотношений. Субъекты правоотношений. Правовой статус образовательной организации. Федеральные государственные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования. Независимая оценка качества образования. Основные права и обязанности участников образовательного процесса. Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие правоотношений в сфере образования. Признаки правоотношений в сфере образования. Объекты правоотношений. Субъекты правоотношений. Правовой статус образовательной организации. Федеральные государственные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования. Независимая оценка качества образования. Основные права и обязанности участников образовательного процесса. Сам. работа 2 16 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Правовой статус педагогических работников
3.1. Права и интересы педагогических работников и меры их социальной поддержки. Особенности трудового договора с работниками образования. Понятие и виды переводов. Совместительство. Правила оплаты труда педагогических работников. Совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности педагогических работников, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Лекции 2 6 Л1.1, Л2.1
3.2. Права и интересы педагогических работников и меры их социальной поддержки. Особенности трудового договора с работниками образования. Понятие и виды переводов. Совместительство. Правила оплаты труда педагогических работников. Совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности педагогических работников, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Практические 2 4
3.3. Права и интересы педагогических работников и меры их социальной поддержки. Особенности трудового договора с работниками образования. Понятие и виды переводов. Совместительство. Правила оплаты труда педагогических работников. Совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности педагогических работников, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Сам. работа 2 16 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Юридическая ответственность в сфере образования
4.1. Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений. Уголовно-правовая деятельность. Административные проступки. Дисциплинарные проступки. Нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. Лекции 2 4
4.2. Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений. Уголовно-правовая деятельность. Административные проступки. Дисциплинарные проступки. Нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. Практические 2 4
4.3. Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений. Уголовно-правовая деятельность. Административные проступки. Дисциплинарные проступки. Нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров. Сам. работа 2 16

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шаймиева, Э.Ш. Введение в специальность : учебное пособие Казань : Познание, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Старикова Л. Д., Вайнштейн М. Л. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 курс в Мудл " portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 48848719 от 28.07.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В образовательном процессе рекомендуется использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи не только в усвоении образовательной программы, но и в становлении полноценных межличностных отношений в коллективе, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине « Введение в профессию»
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Введение в профессию» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Введение в профессию» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине «Введение в профессию» не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине «Введение в профессию» не предусмотрены