МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные технологии проектирования компонентов образовательных программ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. каф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные технологии проектирования компонентов образовательных программ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение вопросов, связанных с проектированием образовательных программ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен анализировать социальные, мировоззренческие и личностно-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.1 Знает: социальные, мировоззренческие и личностно-значимые проблемы, ценностные основы и этику профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.2 Умеет: анализировать проблемы и особенности ценностно-мотивационной ориентации в целях формирования этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.3 Владеет: навыками рефлексии профессиональных ценностей, навыками реализации этических принципов в профессиональной деятельности
ОПК-4Способен использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процессов социализации личности
ОПК-4.1 Знает: психологические и педагогические закономерности, принципы и методы обучения и воспитания
ОПК-4.2 Умеет: анализировать социально-педагогические явления
ОПК-4.3 Владеет: навыками исследования психолого-педагогических условий результативности процессов социализации личности
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1: Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
ОПК-2.1: Знает: социальные, мировоззренческие и личностно-значимые проблемы, ценностные основы и этику профессионально-служебной деятельности
ОПК-4.1: Знает: психологические и педагогические закономерности, принципы и методы обучения и воспитания
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2: Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3: Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ОПК-2.2: Умеет: анализировать проблемы и особенности ценностно-мотивационной ориентации в целях формирования этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-4.2: Умеет: анализировать социально-педагогические явления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.4: Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
ОПК-2.3: Владеет: навыками рефлексии профессиональных ценностей, навыками реализации этических принципов в профессиональной деятельности
ОПК-4.3: Владеет: навыками исследования психолого-педагогических условий результативности процессов социализации личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования Лекции 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике Практические 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности Сам. работа 4 12 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.1. Основные понятия педагогического проектирования. Педагогическая сущность проектирования Лекции 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Функции проектной деятельности и виды педагогического проектирования. Уровни педагогического проектирования. Практические 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Принципы проектной деятельности Сам. работа 4 11 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Многообразие субъектов проектной деятельности Лекции 4 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Проблема организации совокупного субъекта Практические 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Объекты проектирования и специфика предмета проектной деятельности Сам. работа 4 11 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Этапы проектирования Лекции 4 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Этапы проектирования Практические 4 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Этапы проектирования Сам. работа 4 11 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11257.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Выберите номер статьи ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в РФ" посвященный Образовательным программам
а. 12.
б. 45.
в. 65.
ОТВЕТ: a

Вопрос 2. К основным общеобразовательным программам относят:
а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
б. программы дошкольного образования, образовательные программа начального, основного и среднего общего образования.
в. программы бакалавриата, специалитета, магистратуры.
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Верно ли утверждение: дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки?
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Верно ли утверждение: Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию, не должны разрабатывать программы в соответсвии с ФГОС?
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Верно ли утверждение: согласно статье 13 ФЗ "Об образовании в РФ" при реализации образовательных программ можно использовать различные образовательные технологии, в том числе дистанционные и электронное обучение.
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Выберите верно расположены фазы проектирования образования:
а. проектирование концепции, анализ, проектирование образовательного процесса, производство, оценивание.
б. проектирование образовательного процесса, концепция, анализ, производство оценивание
в. анализ, проектирование концепции, проектирование образовательного процесса, производство, оценивание.
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Сущность оценивания результатов программы заключается в:
а. эффективности программы
б. сбалансированности учебного опыта
в. удовлетворенности обучающегося
г. оценочных средствах
ОТВЕТ: абв

Вопрос 8. В проектировании образовательных результатов распространена формула ABCD, разработанная Робертом Магером. Отметьте верные расшифровки
а. А - аудитория
б. В - поведение
в. С - условие
г. D - дискуссия
ОТВЕТ: абв

Вопрос 9. Верно ли утверждение: согласно таксономии образовательных результатов Б.Блума, уровень знание обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала?
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Выберите верную последовательность в расположении образовательных результатов по Блуму:
а. знание - понимание - применение - анализ - синтез - оценка
б. знание - понимание - применение - анализ - оценка - синтез
в. знание - понимание - применение - синтез - оценка - анализ
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Примером какой учебной стратегии являются лекции, демонстрации, рассказ истории
а. Методики сотрудничества
б. Методики на приобретение
в. Дискуссионные методики
г. Исследовательские методики
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Согласно концепции опытно-ориентированного обучения, обучение это непрерывный процесс адаптации к миру
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Классическим примером фаз опытно-ориентированного обучения Дэвида Колба является поведение ребенка, когда он дотрагивается до пламени горящей свечи. Какая фаза, по Колбу, соответсвует моменту первого прикосновения к пламени
а. рефлексивное наблюдение
б. конкретный опыт
в. абстрактная концептуализация
г. активное экспериментирование
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Глобальные цели, которые ставятся перед рабочей программой в полном объеме, можно отнести к
а. стратегическим целям
б. тактическим целям
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Целевой раздел образовательной программы содержит
а. программа формирования УУД, программы курсов, программа воспитания
б. учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график
в. пояснительная записка, планируемые результаты, система оценки достижения результатов
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите основные факторы появления новых образовательных технологий.
Ответ: современные образовательные технологии, технология проблемного обучения, разноуровневое обучение, исследовательский метод обучения, технология лекционно-семинарской зачётной системы, технология использования в обучении игровых методов, технология обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные технологии.

2. Назовите и раскройте основные тенденции , влияющие на сферу образования, как разновидность социальной практики.
Ответ: К основным тенденциям и направлениям развития современного образования следует отнести такие, как глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация.

3. Назовите основные признаки термина «педагогическая технология».
Ответ: Признаки педагогической технологии: целенаправленность, целостность, научная обоснованность, направленность на результат, планируемость, высокая эффективность, системность, комфортность для учителя и учащихся,

4. В чем разница понятий «технология», «методика», «метод». Обоснуйте свою позицию.
Ответ: Технология — это каркас, методика — оболочка, форма деятельности педагога. Функция технологии — в переносе опыта, использовании его другими, поэтому она изначально должна лишаться личностного оттенка. Поэтому педагогическое образование на уровне сущностной репродукции необходимо строить на технологиях, а не на методиках, которые либо неповторимы, либо предполагают их формальное повторение.

5. Раскройте антропологические и культурные корни свойства технологичности.
Ответ: Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.

6. Назовите отличительные признаки образовательных технологий.
Ответ: Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям — критериям технологичности, которыми являются: концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость.

7. Дайте краткую характеристику педагогической, гуманитарной, образовательной, инновационной технологиям.
Ответ: «Педагогическая технология» - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько). Гуманитарные технологии — это совокупность технологий влияния на отдельного человека или группу людей. Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

8. Приведите примеры различных классификаций образовательных технологий.
Ответ: По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально- ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

9. Раскройте смысл теоретико-методологических подходов к проектированию образовательных технологий.
Ответ: теоретико-методологические подходы: компетентностный, функциональный, отраслевой.

10. Раскройте структуру и дайте анализ основных характеристик педагогической технологии.
Ответ: Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса. Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.

11. Охарактеризуйте своеобразие целей личностно-ориентированных технологий.
Ответ: Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.

12. Дайте краткую характеристику технологий на основе активизации и интенсификации учебной деятельности.
Ответ: К педагогическим технологиям на основе эффективности управления и организации учебного процесса относятся: технология разноуровневого (дифференцированного) обучения, технология индивидуализации обучения, технология программированного обучения, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии.

13. Дайте краткую характеристику технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.
Ответ: К педагогическим технологиям на основе эффективности управления и организации учебного процесса относятся: технология разноуровневого (дифференцированного) обучения, технология индивидуализации обучения, технология программированного обучения, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии.

14. Дайте краткую характеристику технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
Ответ: В дидактической системе элементы знаний соединены кратчайшими логическими связями, количество доказательств сведено к минимуму, максимум внимания уделяется главным, наиболее общим и значимым сведениям и идеям. В этом заключается принцип оптимального содержания дидактической системы знаний. Второе важнейшее требование к построению дидактической структуры знаний вытекает из принципа систематичности обучения в его современном, расширенном понимании, включающем требования системности передаваемой информации. Задача обучения включает последовательное формирование систем в индивидуальных знаниях учащихся: частнопонятийных, внутрипредметных, межпредметных и т.д. Подход к знаниям с системных позиций реализуется и в структуре предъявляемой информации, и в использовании основанных на ней приемов систематизации знаний.

15. Дайте краткую характеристику технологий актуализации потенциала субъектов образовательного пространства.
Ответ: Организованное преподавателем общение, предполагающее учет личностных характеристик студентов, создает условия для развития мышления обучающихся в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач; формирования дополнительной мотивации учения, возникающей в процессе личностно значимого сотрудничества, межличностных отношений; овладения способами организации совместной деятельности; становления их субъектности.

16. Дайте краткую характеристику технологий работы с информацией субъектов образовательного процесса.
Ответ: Данная группа технологий включает технологию поиска информации, технологии организации работы студентов с учебной литературой, порфолио - технология накопления и систематизации информации, технология организации контент-анализа, технология организации самостоятельной работы.

17. Дайте краткую характеристику экспертно-оценочных технологий рейтинга учебных достижений.
Ответ: Экспертно-оценочные технологии включают: технология рейтинга учебных достижений, технология создания оценочных материалов для итоговой государственной аттестации выпускников в рамках компетентностного и модульного подходов, технология гуманитарной экспертизы образовательных программ, технология оценки качества профессиональной деятельности преподавателя.

18. Дайте характеристику технологий создания оценочных материалов.
Ответ: При разработке технологии необходимо руководствоваться принципами: оценка не должна подменяться оценкой знаний и личностных качеств выпускника, оценка готовности к будущей профессиональной деятельности не должна подменяться оценкой владения только специальными профессиональными компетенциями, система оценки должна включать систему оценочных материалов, адекватных набору основных видов будущей профессиональной деятельности. Выделяют этапы: предварительный и основной.

19. Раскройте особенности современного традиционного обучения.
Ответ: Современное традиционное обучение, как технология, опирается на. педагогику требований; педагогику сотрудничества; православную педагогику; школу творчества.

20. Расскажите о технологиях оценки качества профессиональной деятельности преподавателя.
Ответ: В системе деятельности преподавателя можно выделить следующие сферы: образовательная деятельность (преподавание), научно-исследовательская деятельность (научная работа), методическая деятельность, организационно-управленческая деятельность и общественная деятельность.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2 Способен анализировать социальные, мировоззренческие и личностно-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-4 Способен использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процессов социализации личности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Укажите все компоненты образовательных программ, формируемых при непосредственном участии педагогического коллектива
а. образовательный стандарт
б. учебный план
в. рабочая программа учебной дисциплины
г. календарный учебный график
ОТВЕТ: бвг

Вопрос 2. Воспитатели детского сада разрабатывают программы:
а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
б. программы дошкольного образования, образовательные программа начального, основного и среднего общего образования.
в. программы бакалавриата, специалитета, магистратуры.
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Верно ли утверждение: Планирование системы занятий - до начала учебного года - начинается с тщательного изучения ФГОС, основной образовательной программы, примерной учебной программы по предмету?
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. ФГОС выделяет три вида образовательных результатов:
а. личностные
б. метапредметные
в. предметные
ОТВЕТ: абв

Вопрос 5. Верно ли утверждение: на этапе диагностики начальных условий при планировании учебного занятия необходимо определить уровень обученности и уровень развития познавательных процессов.
а. Верно.
б. Не верно.
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Выберите верно определенные виды целей занятия:
а. Стратегические - это перспективные цели, определяющие направление деятельности учителя и учащихся в ходе нескольких занятий, при изучении большой темы или в рамках целого учебного года.
б. Тактические - это цели, выстраиваемые, в соответствии с представлением о достигнутых результатах учебно-воспитательного процесса в рамках одной темы.
в. Оперативные цели характеризуют конкретные параметры ожидаемых результатов и реализуются на каждом уроке.
ОТВЕТ: абв

Вопрос 7. Сущность оценивания результатов программы заключается в:
а. эффективности программы
б. сбалансированности учебного опыта
в. удовлетворенности обучающегося
г. оценочных средствах
ОТВЕТ: абв

Вопрос 8. Цели занятия, которые должны удовлетворять определенным требованиям SMART. Отметьте верные расшифровки
а. Конкретны (Specific)
б. Измеримы (Measurable)
в. Достижимы (Achivable)
г. Ориентированы на результат (Result-oriented)
д. Соотносимы с конкретным сроком (Timed)
ОТВЕТ: абвгд

Вопрос 9. Верно ли утверждение: этап проектирования структуры занятия - точно определяем место и роль урока в системе.?
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Отметьте верную последовательность в проектировании структуры занятия:
а. Выбор методов обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные, индуктивные и дедуктивные;
б. Выбрать форму организации совместной деятельности обучающихся на занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая или коллективно-творческая.
в. Определяем основной и вспомогательный учебный материал;
г. Определяем тип занятия: урок усвоения нового материала; закрепления; повторения изученного материала; урок проверки, оценки и коррекции знаний и умений; урок систематизации и обобщения; комбинированный урок;
ОТВЕТ: вгаб

Вопрос 11. Примером какой учебной стратегии являются лекции, демонстрации, рассказ истории
а. Методики сотрудничества
б. Методики на приобретение
в. Дискуссионные методики
г. Исследовательские методики
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Согласно концепции опытно-ориентированного обучения, обучение это непрерывный процесс адаптации к миру
а. Верно
б. Не верно
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Классическим примером фаз опытно-ориентированного обучения Дэвида Колба является поведение ребенка, когда он дотрагивается до пламени горящей свечи. Какая фаза, по Колбу, соответсвует моменту первого прикосновения к пламени
а. рефлексивное наблюдение
б. конкретный опыт
в. абстрактная концептуализация
г. активное экспериментирование
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Глобальные цели, которые ставятся перед рабочей программой в полном объеме, можно отнести к
а. стратегическим целям
б. тактическим целям
ОТВЕТ: а

Вопрос 15. Анализ занятия и внесение корректив в структуру и план занятия
а. является заключительным этапом в проектировании учебного занятия
б. позволяет оценить эффективность урока
в. обеспечивает консервацию успешно проведенного занятия
ОТВЕТ: аб

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое «проектирование образовательного процесса»?
Ответ: Проектирование образовательного процесса – «это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития (преобразования) учащихся с учётом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определённого промежутка времени» .

2. Каковы подходы к проектированию образовательного процесса в педагогической науке?
Ответ: В зависимости от объекта преобразования, целевой направленности и результата, в современном педагогическом проектировании выделяются три его основных вида: социально-педагогическое, психолого-педагогическое и образовательное проектирование.

3. Какие Вы знаете функции педагогического проектирования?
Ответ: Социально-педагогическое проектирование - решение социальных проблем педагогическими средствами
Психолого-педагогическое проектирование - создание и модификация способов обучения и воспитания, создание форм организации педагогической деятельности.

4. Какие Вы знаете этапы проектирования образовательного процесса?
Ответ: Выделяют три этапа (ступени) проектирования: I этап — моделирование; II этап — проектирование; III этап — конструирование.

5. Каковы субъекты педагогического проектирования?
Ответ: Субъектом педагогического проектирования является педагог, объектом - педагогические системы, процессы и их компоненты, целью - решение педагогических задач, результатом - проект педагогического объекта.

6. Каковы объекты педагогического проектирования?
Ответ: Объект - педагогические системы, процессы и их компоненты.

7. Какие Вы знаете способы структурирования образовательного материала по учебным дисциплинам?
Ответ: Содержание образования – система знаний, умений и навыков (ЗУНов), которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт твор- ческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру.

8. Что такое образовательная программа?
Ответ: Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации.

9. Каковы типы образовательных программ существуют в современной системе образования?
Ответ: В Российской Федерации образовательные программы подразделяются на: общеобразовательные (программы дошкольного образования, дополнительного, начального, основного и среднего (полного) общего образования); и профессиональные (программы начального, среднего и высшего и послевузовского профессионального образования).

10. Назовите основные подходы к проектированию программ?
Ответ: Основные подходы к разработке программ: создание стратегии. Анализ. Проектирование. Реализация. Тестирование. Внедрение.

11. Какие существуют технологии проектирования образовательного процесса и образовательной программы?
Ответ: В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии.

12. Каковы принципы проектирования образовательной программы?
Ответ: открытость образовательного процесса, позволяющая студентам самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с личностными пожеланиями и особенностями, включающими уровень и качество исходной подготовки; высокая интеллектуальная технологичность обучения на основе новых педагогических и интеллектуальных технологий, адаптированных под личностные особенности обучающихся; доступность технологий обучения, достигаемых применением различных ресурсов, включающих сеть Internet, виртуальные тьюториалы и др.; возможность предоставлять различные формы обучения; гибкость — возможность свободно варьировать длительность и порядок освоения программы;
— модульность — целостное представление о каждом разделе предметной области, локализованное в каждом отдельном курсе, из которых можно формировать любое разнообразие образовательной программы; новая роль преподавателя — обучаемый получает персонального преподавателя-консультанта (тьютора), оказывающего учебно-методическую помощь на всех этапах освоения образовательной программы; индивидуальный характер конструируемых программ, которые в то же время обладают свойством инвариантности.

13. В чем специфика проектной деятельности при проектировании образовательной программы?
Ответ: в последовательном (преемственном) единстве этапов воспитательно-дидактической проблематизации, структурно-целевого планирования, образовательной реализации и педагогической рефлексии.

14. В чем состоит специфика исследования аудитории и образовательной среды при проектировании образовательных программ?
Ответ: Принцип проектирования персонально адекватной образовательной среды заключается в педагогическом проектировании такой среды, которая обеспечивает возможности развития всех членов образовательного сообщества, с учетом их возрастных, половых, этнических, профессиональных и других специфических индивидуальных особенностей.

15. Каковы основные подходы к описанию образовательных результатов программы?
Ответ: ФГОС выдвигает требования к 3 видам образовательных результатов: предметным, метапредметным и личностным.

16. Какие Вы знаете основные инструменты оценивания образовательной программы?
Ответ: Оценивание и обучение являются взаимосвязанными процессами. Существует три взаимозависимых вида оценивания: диагностическое, формативное и суммативное.

17. Какие существуют требования к образовательным программам?
Ответ: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) является основополагающим документом, задающим правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации.

18. Что такое педагогическая экспертиза образовательных программ?
Ответ: Педагогическая экспертиза – это анализ и оценка функциональной эффективности структурных элементов педагогической системы, составление проекта ее развития и плана его внедрения в практику.

19. Какие методы применяют при проведении педагогической экспертизы образовательных программ?
Ответ: Экспертизу ООП осуществляют эксперты федеральной комплексной информационно-аналитической системы, сертифицированные ведущие консультанты по вопросам развития образования. Все эксперты имеют ученые степени и звания и опыт практической работы по созданию и экспертизе образовательных программ.

20. Какие Вы знаете методы педагогического прогнозирования?
Ответ: Моделирование – построение модели как целостной конструкции, отражающей систему взаимосвязей реального педагогического явления. 2. Выдвижение гипотез – выдвижение предположения, ряда положений, основанных на анализе реальной ситуации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: как правило, 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Современное понятие инноваций, противоречия их внедрения.
2. Отношения работников к инновациям.
3. Психологические барьеры инноваций, их причины.
4. Особенности социального заказа системе образования.
5. Уровни образовательных инноваций.
6. Уровни образовательных инноваций.
7. Этапы развития педагогических инноваций.
8. Понятие педагогической технологии, ее признаки.
9. Соотношение технологий образования, обучения, воспитания. Технология и методика обучения.
10. Структура педагогической технологии. Критерии технологичности.
11. Стадии построения технологичного учебного процесса.
12. Классификационные основы педагогической технологии. Критерии выбора технологии.
13. Возникновение модульного обучения. Методологические основы и отличия от традиционного обучения.
14. Организация и проведение групповой дискуссии.
15. Метод анализа конкретной ситуации. Типы, модификации, варианты занятий.
16. Последовательность работы преподавателя и учащихся по методу анализ конкретных ситуаций.
17. Основные модификации педагогических игр.
18. Игровые технологии. Виды игр, цели, признаки.
19. Технология проведения учебно-деловых игр. Рекомендации по их подготовке.
20. Проблемы подготовки и проведения деловых игр.
21. Исторические основы метода проектов. Школа С. Френе.
22. Современная технология учебного проектирования. Значение, требования.
23. Типология проектов и их структурирование.
24. Место проекта в системе занятий. Методическая разработка проектного занятия.
25. Внешняя и внутренняя дифференциация. Понятие технологии уровневой дифференциации.
26. Дифференциация содержания учебного материала. Понятие базового уровня.
27. Методы обучения квазипрофессиональной деятельности в контекстной технологии.
28. Основное отличие контекстного обучения от традиционного
29. Реализация самостоятельности учащихся в модульной технологии.
30. Реализация принципа вариативности в технологии модульного обучения.
31. Отличия модулей познавательного типа от модулей операционного типа.
32. Изменение парадигмы образования с переходом на дифференцированное обучение.
33. Принцип системы оценивания в дифференцированном обучения.
34. Что означает «принцип ножниц» в дифференцированном обучении?
35. Аксеологический аспект технологии.
36. Почему многие ученые выступают против понятия «Технология воспитания»?
37. Принцип безотходной технологии в образовательной системе.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Изучите классификацию образовательных технологий и составьте схему.
2. Определите соотношение проблемного задания и проблемной задачи.
3. Разработайте проблемные ситуации в обучении конкретному предмету.
4. Представьте этапы урока с использованием технологии развития критического мышления.
5. Приведите пример занятия с использованием приемов технологии развития критического мышления.
6. Разработайте урок по общеобразовательному предмету в технологии групповой работы.
7. Разработайте учебные ситуации по работе с терминами.
8. Составьте модель ситуации работы с учебным текстом с использованием какой-либо инновационной технологии.
9. Напишите синквейны на темы: «Технология», «Инновация».
10. Представьте конспект урока с использованием инновационной технологии.
11. Разработайте урок на основе проблемного подхода в обучении.
12. Разработайте урок на основе практико-ориентированного подхода в обучении.
13. Представьте основные подходы по активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
14. Ранжируйте образовательные технологии по одному из признаков.
15. Составьте портрет компетенций современного преподавателя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
Л2.2 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Современные технологии проектирования компонентов образовательных программ Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Современные технологии проектирования компонентов образовательных программ ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Современные технологии проектирования компонентов образовательных программ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.