МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Детский телефон доверия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Кроян Гоар Федяевна

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Гурова Ольга Серегеевна

Рабочая программа дисциплины
Детский телефон доверия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование у студента практических навыков оказания неотложной психологической помощи абонентам с проблемами широкого спектра.
Задачи дисциплины:
-ознакомить студентов со спецификой деятельности служб экстренной психологической помощи по телефону и особенностями дистантного консультирования
-познакомить студентов с основными концептуальными и нормативными положениями деятельности служб ТД, особенностями дистантного консультирования;
-помочь овладеть основами консультирования по телефону.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять консультирование обучающихся с девиантным поведением и их родителей (законных представителей) в процессе образования
ПК-2.1 Знает: цель, задачи, принципы, содержание процесса психологического консультирования
ПК-2.2 Умеет: консультировать обучающихся с девиантным поведением и их родителей (законных представителей) в целях оказания социально педагогической и психологической поддержки
ПК-2.3 Владеет: навыками разработки информационных материалов для разных категорий субъектов образовательного процесса по проблемам девиантного поведения и его предупреждения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об этапах становления службы «Телефон доверия»; о принципах и правилах телефонного консультирования; о возможных ошибках, возникающих в процессе консультирования по телефону; приемы и технологии оказания психологической помощи по телефону различным категориям звонящих; установки и техники работы психолога-консультанта (безоценочное позитивное принятие, эмпатическое понимание, конгруэнтное самопредъявление, пассивное и активное эмпатическое слушание, эмпатическое и конгруэнтное говорение, паузы, метафоры, темпоритм речи, позы и дыхание); основные теоретические, технологические и профессионально этические подходы к телефонному консультированию как особому виду психологической помощи.
3.2.Уметь:
3.2.1.грамотно и профессионально вести диалог в частных случаях телефонного консультирования; применять на практике базовые способы и техники телефонного консультирования, в зависимости от задач этапа, условий; занимать профессиональную позицию в решении задач психологического консультирования; определять стратегию консультирования для каждого обратившегося абонента; исследовать заявленную абонентом проблему; формулировать и решать консультативные задачи, выбирая целесообразные в данных условиях средства и методы, а также анализировать эффективность оказанной дистанционной психологической помощи работать с актуальным состоянием, руководствуясь принципом «здесь и сейчас»;успешно завершать диалог.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.глубоким пониманием процесса телефонного консультирования, а также пониманием важности терапевтических отношений в сочетании с использованием специальных методов; основными методами построения стратегии дистанционной консультативной психологической помощи; практическими навыками работы психолога-консультанта, оказывающего психологическую помощь по телефону; применения техник и профессиональных приемов оказания консультативной телефонной помощи; базовыми навыками установления и поддержания контакта, создания доверительной атмосферы, поддержки абонента, активного слушания, расспрашивания, резюмирования а также приемами проведения организационного, диагностического и коррекционно развивающего этапов консультирования в типичных ситуациях запроса на психологическую помощь.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные организационные и методологические принципы оказания экстренной психологической помощи по телефону доверия
1.1. Телефон доверия – основы службы экстренной психологической помощи Лекции 9 2 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Особенности работы на ТД, характеристики обращений Лекции 9 2 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Анализ обращений в службу ТД. Единый кодификатор. Феномен “выгорания” в деятельности консультантов телефонов доверия. Сам. работа 9 4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Основные принципы работы и этика телефонной помощи. Международные нормы, на основе которых строится деятельность службы ТД. Сам. работа 9 4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Отличительные особенности телефонного консультирования. Практика супервизии в телефонном консультировании. Сам. работа 9 6 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. История возникновения телефонного консультирования в России и за рубежом. Модели телефонов доверия. Основные типы телефонных звонков на ТД. Проблематика обращений. Сам. работа 9 6 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Цели и ценности, этика, основные принципы работы, специфика Телефона Доверия. Требования к телефонным консультантом: личностные професионально важные качества. Мифы о консультантах и абонентах. Сам. работа 9 6 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Границы компетентности психолога-консультанта и работа со смежными специалистами. Сам. работа 9 4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Приемы и методы психологического телефонного консультирования
2.1. Активное слушание.Определение «активное слушание». Основные приемы активного выслушивания. Лекции 9 2 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Язык телефонного диалога. Ошибки телефонного диалога и искусство его завершения Лекции 9 2 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Этапы консультирования, основные правила, 5-шаговая модель интервью. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Практические 9 2 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Основные методы: активное слушание, соотвествие языку абонента, использование репрезентативной системы, отражение, эмпатия. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Практические 9 2 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Ошибки телефонного диалога и искусство его завершения. Запрешенные приемы телефонного консультирования. Практические 9 2 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Типы телефонных диалогов (завершенные и незавершенные). Этапы телефонного диалога (введение, исследова​ние чувств и проблем абонента, исследование альтернатив и решений, завершение). Вопросы телефонного диалога. Сам. работа 9 6 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Психотехники в телефонном консультировании Сам. работа 9 4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Молчание в диалоге. Пространство телефонного диалога. Соответствие языку абонента. Запрещенные приемы телефонного консультирования. Типичные ошибки телефонного диалога. Сам. работа 9 4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Гештальт-терапия в телефонном консультировании. Телесноориентированный, арт-терапевтический и поведенческий подходы.Эриксонианские техники в телефонном консультировании. Приемы НЛП в телефонном диалоге. Сам. работа 9 4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Заполнение карты приема и фиксация процесса консультирования. Сам. работа 9 4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Социально-психологические характеристики обращений и обращающихся за помощью на ТД
3.1. Телефонное консультирование определенных абонентов. Ориентированное на возраст консультирование по телефону. Лекции 9 4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Спцифика консультирования детей и подростков. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Практические 9 3 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Телефонное консультирования по семейным проблемам.Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Практические 9 2 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Консултирование абонентов с суицидальным поведением. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Практические 9 2 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Консультирование абонентов с аддиктивным поведением, созависимость. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Практические 9 2 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Консультирование абонентов по признакам жестокого обращения и насилия.Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Практические 9 3 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Консультирование абонентов по поблемам полового созревания и сексуальной компетенции. Отработка навыков консультирования в практических упражнениях. Практические 9 2 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Особенности консультирования "зависающих", агрессивных абонентов. Сам. работа 9 4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.9. Особенности экстренной психологической помощи по частным проблемам Сам. работа 9 4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.10. Телефонное консультирование по экзистенциальным проблемам. Сексуальные проблемы в телефонном консультировании. Сам. работа 9 4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.11. Консультирование абонентов по вопросам отношений, дружбы и любви. Телефонное консультирование по экзистенциальным проблемам. Сам. работа 9 4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.12. Отношения собеседников со службой телефона доверия. Розыгрыши. Сам. работа 9 4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.13. "Синдром эмоционального сгорания" телефонных консультантов. Превенция синдрома эмоционального сгорания и хронической усталости методами арт-терапии. Сам. работа 9 4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 51%, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий закрытого и открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 10.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено от 6 до 10 заданий; «не зачтено» – верно выполнено от 1 до 5 заданий.
Приложения
Приложение 1.   ФОС ДТД девиант.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Ю. Меновщиков Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] Смысл, 2005
Л1.2 Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование: учебное пособие Издательство НГТУ, 2012 www.studentlibrary.ru
Л1.3 Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Г. Суркова Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
Л2.2 Е. Г. Суркова Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2008 www.lib.asu.ru
Л2.3 О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учеб. для бакалавров Юрайт, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 – электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 - Курс в Moodle "Возрастно-психологическое консультирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:

1. Посещение лекционных занятиях семестра. Так как лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют фундамент теоретической подготовки обучаемых по данной дисциплине. Цель лекций - дать обучаемым основу теоретических знаний по дисциплине, на базе которых в последующем вырабатываются умения и навыки, сконцентрировать у них внимание на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их самостоятельную активную познавательную деятельность.
2. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов; они будут проходить в форме деловых игр, дискуссий, проблемных занятий, пресс-конференций. На практических занятиях активно участвуйте в обсуждении.
3. В процессе подготовки домашних заданий по дисциплине «Детский телефон доверия» придерживайтесь следующих общих рекомендаций.
a. осмысливайте предлагаемый материал лекций и практических занятий;
b. сосредотачивайтесь на понимании смысла научных понятий, в противовес автоматическому заучиванию;
c. тренируйтесь рассказывать и объяснять подготовленный материал без обращения к зачитыванию материала из учебников, конспектов лекций и т.д.
d. изучайте материал из всех рекомендуемых литературных источников,
e. составляйте терминологический словарь и анализируйте интернет-ресурсы по темам раздела.
4. При подготовке к практическим занятиям следует При не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме, а также по результатам работы с литературой подготовить тематические доклады и выступления на пресс-конференциях и дискуссиях, для организации взаимодействия в разных социальных ситуациях учебного процесса.
5. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании позиций в практических ситуациях с последующим их анализом, кейсовых упражнениях.
6. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
7. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий, тестирование.