МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общие основы педагогики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., заведующий кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Общие основы педагогики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ педагогики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен анализировать социальные, мировоззренческие и личностно-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.1 Знает: социальные, мировоззренческие и личностно-значимые проблемы, ценностные основы и этику профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.2 Умеет: анализировать проблемы и особенности ценностно-мотивационной ориентации в целях формирования этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.3 Владеет: навыками рефлексии профессиональных ценностей, навыками реализации этических принципов в профессиональной деятельности
ОПК-4Способен использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процессов социализации личности
ОПК-4.1 Знает: психологические и педагогические закономерности, принципы и методы обучения и воспитания
ОПК-4.2 Умеет: анализировать социально-педагогические явления
ОПК-4.3 Владеет: навыками исследования психолого-педагогических условий результативности процессов социализации личности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1: Знает: социальные, мировоззренческие и личностно-значимые проблемы, ценностные основы и этику профессионально-служебной деятельности
ОПК-4.1: Знает: психологические и педагогические закономерности, принципы и методы обучения и воспитания
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2: Умеет: анализировать проблемы и особенности ценностно-мотивационной ориентации в целях формирования этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-4.2: Умеет: анализировать социально-педагогические явления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3: Владеет: навыками рефлексии профессиональных ценностей, навыками реализации этических принципов в профессиональной деятельности
ОПК-4.3: Владеет: навыками исследования психолого-педагогических условий результативности процессов социализации личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогика в системе наук о человеке
1.1. Общее представление о педагогике как науке Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.2. Объект, предмет и функции педагогики Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики Практические 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Связь педагогики с другими науками и ее структура Сам. работа 1 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методология и методы педагогических исследований
2.1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога Лекции 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Общенаучный уровень методологии педагогики Лекции 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований Практические 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Организация педагогического исследования Сам. работа 1 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Аксиологические основы педагогики
3.1. Обоснование гуманистической методологии педагогики Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация Практические 1 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Образование как общечеловеческая ценность Сам. работа 1 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Развитие, социализация и воспитание личности
4.1. Развитие личности как педагогическая проблема Лекции 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Сущность социализации и ее стадии Лекции 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Воспитание и формирование личности Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Роль обучения в развитии личности Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Факторы социализации и формирования личности Сам. работа 1 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Целостный педагогический процесс
5.1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления Лекции 1 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Педагогическая система и ее виды Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Общая характеристика системы образования Практические 1 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Сущность педагогического процесса Сам. работа 1 8 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.5. Логика и условия построения целостного педагогического процесса Сам. работа 1 9 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-2: Способен анализировать социальные, мировоззренческие и личностно-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-4: Способен использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процессов социализации личности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Педагогика – это наука о:
а) воспитании ребенка в условиях образовательных учреждений
б) образовании и воспитании человека, преимущественно в детстве и юности
в) свободном формировании личности человека с рождения до старости.
Ответ: б
2. Предметом педагогики выступает:
а) процесс обучения ребенка в образовательных учреждениях
б) процесс общения педагога с учеником
в) процесс формирования и развития личности в ходе ее обучения и воспитания
Ответ: в
3. Педагогика как наука:
а) сформировалась в Древней Греции в трудах Аристотеля
б) сформировалась в ХХ веке после появления работ Выготского
в) сформировалась в XVII веке в работах Коменского
Ответ: в
4. Дидактика – это раздел педагогики:
а) изучающий основы формирования личности в образовательном процессе
б) рассматривающий вопросы обучения
в) изучающий вопросы воспитания
Ответ: б
5. Базовой научной дисциплиной, изучающей закономерности обучения и воспитания человека, является __ педагогика
а) социальная
б)возрастная
в) общая
г) сравнительная
Ответ: в
6. Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, называется…
а) преподаванием
б) педагогической деятельностью
в) образованием
г) научением
Ответ: б
7. Личность в педагогике выражается совокупностью:
а) знаний, умений и навыков
б) социальных качеств, приобретенных индивидом
в) биологических и социальных признаков
Ответ: б
8. Педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы, опирается на моральные нормы, выведенные:
а) Эстетикой
б) Этикой
в) Эгнографией
г) Этнологией
Ответ: б
9. Педагогика в дословном переводе означает:
а) Поддержка
б) Сопровождение
в) Детоводство
г) Учительство
Ответ: в
10. В структуру педагогических наук НЕ входит…
а) анатомия
б) педагогика раннего возраста
в) педагогика школы
г) история педагогики
Ответ: а
11. Наука, которая исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах:
а) специальная педагогика
б) сравнительная педагогика
в) история педагогики и образования
г) статистика
Ответ: б
12. Объектом педагогики выступает:
а) психология
б) социология
в) философия
г) валеология
Ответ: в
13. Педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом, используя данные:
а) менеджмента
б) информатики
в) статистики
г) кибернетики
Ответ: г
14. Проективный, преобразовательный, рефлексивный уровни характеризуют _____________ функцию педагогики:
а) теоретическую
б) технологическую
в) результативную
г) рефлексивную
Ответ: б
15. Педагогический процесс представляет собой:
а) целенаправленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования
б) последовательное воздействие взрослого на ребенка в целях развития его личности
в) систему позитивных влияний педагога на воспитанника
г) множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности
Ответ: а
16. Государственные стандарты в педагогике – это
а) официальные, закрепленные документально требования, предъявляемые к содержанию образовательного процесса и его обеспечению
б) максимальные показатели, к которым должны стремиться все учащиеся
в) социально одобряемые результаты образовательной деятельности
Ответ: а
17. Воспитание – это
а) процесс целенаправленного воздействия воспитателя на сознание и поведение воспитанника
б) управление процессом развития и социализации личности
в) деятельность человека, направленная на саморазвитие
г) совокупность взглядов и убеждений, уровень практической подготовки к жизни и труду
Ответ: б
18. Метод научно-педагогического исследования – это:
а) выполнение умственных или письменных действий с целью углубления знаний
б) способ изучения педагогических явлений
в) восприятие исследуемого объекта в точно учитываемых условиях
г) диалог между исследователем и респондентом с целью сбора каких-либо сведений
Ответ: б
19. Движущими силами педагогического процесса являются:
а) противоречия развивающейся личности
б) отношения между субъектами
в) закономерности, отражающие внутренние и внешние связи
г) принципы, которыми следует руководствоваться
Ответ: а
20. Для педагогического процесса характерны:
а) противоречия функционирования процесса
б) внешние и внутренние противоречия
в) противоречия взаимодействующих субъектов
г) противоречия планирования процесса
Ответ: б
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите 3 функции педагогики?
Ответ: аналитическая функция, прогностическая функция: проективно-конструктивная функция
2. Какие задачи есть у педагогики?
Ответ: Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами; изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности; прогнозирование образования - педагогическая футурология; внедрение результатов исследования в практику
3. Дайте характеристику педагогическому процессу как целостному явлению.
Ответ: Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества
4. Раскройте понятие «инклюзивное образование»,
Ответ: инклюзи́вное образова́ние — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
5. Назовите компоненты педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой).
Ответ: Конструктивный компонент. Организаторский компонент. Коммуникативный компонент. Гностический компонент
6. Назовите основные факторы развития личности?
Ответ: наследственность, среда, воспитание
7. Что такое педагогическая технология?
Ответ: специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения
8. Что входит в понятие возрастной педагогики?
Ответ: дошкольная и школьная педагогика
9. Гуманистическая педагогика ориентирована на..?
Ответ: Личность
10. Кем введено понятие «Педагогический процесс»?
Ответ: П.Ф. Каптеревым
11. Назовите 3 основных категории педагогики
Ответ: Образование, обучение, воспитание
12. Впереди развития (по Л.С. Выготскому) идут процессы?
Ответ: Воспитание и обучение
13. Назовите стадии социализации?
Ответ: Дотрудовая, трудовая, послетрудовая
14. На каких уровнях реализуется теоретическая функция педагогики?
Ответ: Прогностический, диагностический, обьяснительный
15. Что относится к эмпирическим методам исследования? (перечислите не менее двух)
Ответ: Анализ, наблюдение, эксперимент
16. Методика педагогического исследования включает в себя…?
Ответ: Способы организации педагогического исследования; Порядок применения методов исследования; Интерпретация полученных результатов
17. Научный подход, являющийся методологической основой управления педагогическими системами и предполагающий взаимосвязь всех управленческих функций, называется
Ответ: системным
18. Кем был предложен термин «Зона ближайшего развития»?
Ответ: Л.С. Выготским
19. Базовой научной дисциплиной, изучающей закономерности обучения и воспитания человека, является?
Ответ: общая педагогика
20. Перечислите науки, с которыми связана педагогика (не менее трех)
Ответ: философия, социология, психология, медицина, этика, эстетика, экономика, политология, право, анатомия…..

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена в 1 семестре.
Вопросы к экзамену:
1. Общее представление о педагогике как науке
2. Объект, предмет и функции педагогики
3. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
4. Связь педагогики с другими науками и ее структура
5. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
6. Общенаучный уровень методологии педагогики
7. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
8. Организация педагогического исследования
9. Обоснование гуманистической методологии педагогики
10. Понятие о педагогических ценностях и их классификация
11. Образование как общечеловеческая ценность
12. Развитие личности как педагогическая проблема
13. Сущность социализации и ее стадии
14. Воспитание и формирование личности
15. Роль обучения в развитии личности
16. Факторы социализации и формирования личности
17. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
18. Педагогическая система и ее виды
19. Общая характеристика системы образования
20. Сущность педагогического процесса
21. Логика и условия построения целостного педагогического процесса
Практические задания:
1. Составьте синквейн на тему «Педагогика»
2. Подберите и запишите 15 пословиц и поговорок, которые имеют педагогическую ценность.
3. Решите педагогическую ситуацию: Саша и Дима сидят вместе, за одной партой. Идет самостоятельная работа. И тут у Саши возникло затруднение. «Не смотри в мою тетрадь», — просит сердито Дима и поворачивается спиной к товарищу. Какую воспитательную работу Вы провели бы с этими учащимися? (приводятся разные варианты педагогических ситуаций).
4. Составьте блок-схемы современной системы образования РФ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. М. Коджаспирова Общие основы педагогики : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/F6B34DED-3595-411E-BB11-8D77DFBE58DD
Л1.2 Никандров Н.Д., Анисимов В.В., Грохольская О.Г. Общие основы педагогики : Учебник для вузов М. : Просвещение, 2006
Л1.3 Коджаспирова, Г. М Общие основы педагогики : учебник для вузов : Москва : Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/514938
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Общие основы педагогики ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э2 Общие основы педагогики Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э3 Общие основы педагогики portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.