Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 75 | 75 | 75 | 75 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ социальной педагогики |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-3 | Способен осуществлять профилактику, предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе |
ОПК-3.1 | Знает: теоретические основы планирования и реализации профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе |
ОПК-3.2 | Умеет: разрабатывать программы профилактики для несовершеннолетних, направленные на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе |
ОПК-3.3 | Владеет: навыками реализации программ профилактики для несовершеннолетних, направленных на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе |
ОПК-4 | Способен использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процессов социализации личности |
ОПК-4.1 | Знает: психологические и педагогические закономерности, принципы и методы обучения и воспитания |
ОПК-4.2 | Умеет: анализировать социально-педагогические явления |
ОПК-4.3 | Владеет: навыками исследования психолого-педагогических условий результативности процессов социализации личности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-3.1: Знает: теоретические основы планирования и реализации профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе ОПК-4.1: Знает: психологические и педагогические закономерности, принципы и методы обучения и воспитания |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-3.2: Умеет: разрабатывать программы профилактики для несовершеннолетних, направленные на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе ОПК-4.2: Умеет: анализировать социально-педагогические явления |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-3.3: Владеет: навыками реализации программ профилактики для несовершеннолетних, направленных на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе ОПК-4.3: Владеет: навыками исследования психолого-педагогических условий результативности процессов социализации личности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы социальной педагогики | ||||||
1.1. | Социальнопедагогический компонент социальной работы | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Социальная педагогика как область практической деятельности и научного знания. Объект, предмет, цели и задачи | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Специфика социальнопедагогической деятельности в системе социальных служб | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Взаимодействие учреждений социальной защиты населения с другими учреждениями в месте проживания граждан | Сам. работа | 2 | 7 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Педагогика социального развития человека | ||||||
2.1. | Cоциализация человека: индивидуальноличностный и социальнопедагогический подходы | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека в социальной среде | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Социальные отклонения в развитии человека: профилактика и преодоление | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Педагогика социальной среды | ||||||
3.1. | Социальнопедагогическая инфраструктура воспитания детей и подростков | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Общественное движение социальных педагогов | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Педагогический потенциал добровольческой деятельности в системе социальных служб | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
3.4. | Моделирование и организация социальнопедагогического сопровождения добровольческой деятельности в системе социальных служб | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Cоциальнопедагогическое сопровождение жизнедеятельности людей в трудной жизненной ситуации | ||||||
4.1. | Cоциальнопедагогическое сопровождение и поддержка семьи в трудной жизненной ситуации | Лекции | 2 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Cоциальное сиротство как социальнопедагогическая проблема | Лекции | 2 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.3. | “Дети улиц” и особенности социальнопедагогической работы с ними | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.4. | Воспитание ребенка в приемной семье и ее социальнопедагогическое сопровождение | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.5. | Социальнопедагогическая работа в психоневрологических интернатах | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.6. | Социальнопедагогическая работа с людьми без определенного места жительства | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.7. | Социальнопедагогическая работа по профилактике и преодолению социального сиротства | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.8. | Социальнопедагогическая работа с зависимостями | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
4.9. | Социальнопедагогическая работа с людьми, подвергшимися жестокому обращению и насилию | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. Социальный работник: профессиональный портрет | ||||||
5.1. | Личностнопрофессиональные качества и имидж социального работника | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
5.2. | Профессиональные компетенции социального работника | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
5.3. | Кодекс этики социального педагога и социального работника | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 6. Практический инструментарий социального работника | ||||||
6.1. | Техники социальнопедагогического консультирования | Лекции | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
6.2. | Метод арттерапии в деятельности социального работника | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
6.3. | Метод тренинга в деятельности социального работника | Практические | 2 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
6.4. | Программирование процессов ресоциализации семьи и несовершеннолетнего “группы риска” | Практические | 2 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 | |
6.5. | Планирование работы специалиста и контроль ее исполнения | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6842 ОПК-3: Способен осуществлять профилактику, предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе ОПК-4: Способен использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процессов социализации личности Примеры заданий закрытой формы 1. ... подчеркивал, что педагогика относится к широкому кругу антропологических наук, изучающих человека. Он писал, что во всех этих науках излагаются, сливаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека. a) К. Д. Ушинский b) Л.Ф. Магницкий c) Л.Н. Толстой Ответ: а 2. Кто и когда впервые использовал понятие «социальная педагогика»: a) Л.Ф. Магницкий в 1880г. b) Л.Н. Толстой в 1760г. c) Ф. Дистервег в 1835г. Ответ: с 3. Какие 2 главные функции выделяют в социально-педагогической деятельности: a) Интегральные и социальные b) Активные и пассивные c) Инвариантные и вариативные Ответ: с 4. Сколько существует принципов социально-педагогической деятельности: a) 3 b) 4 c) 5 Ответ: с 5. Комплекс педагогических действий, направленных на формирование потребности в понимании смысла возникающих проблем на основе анализа противоречий в отношениях между людьми и поиска решения этих проблем – это описание функции: a) Актуализации социальных проблем b) Адаптации c) Нравственной экспертизы Ответ: а 6. Право ребенка всегда отказаться от помощи взрослого, реализующего функции социально-педагогической деятельности характеризует этот принцип: a) Принцип центрирования b) Принцип оптимистической стратегии c) принцип конвенциальности социально-педагогической деятельности Ответ: с 7. Гуманистическая педагогика 19 века связывала воспитание со словом «...», а не «воздейстиве»: a) Действие b) Влияние c) Принуждение Ответ: b 8. Принцип стимулирования саморазвития человека, принцип нравственного саморегулирования, принцип преодоления психологических барьеров, принцип актуализации ситуации относятся к какому подходу воспитания человека? a) Экзистенциональный подход b) Ценностный c) Гуманистический Ответ: а 9. Сколько сценариев социализации детей в рамках современной образовательной деятельности (по Н.Ф. Головановой): a) 5 b) 6 c) 8 Ответ: а 10. Какой из видов сценариев обращен к прагматическим ценностям? a) «Школа учебы» b) Школа - «золотая клетка» c) «Интерактивная школа» Ответ: с 11. Основные критерии сформированности индивидуального стиля социального поведения НЕ является: a) Когнитивный b) Деятельностный c) Личностный Ответ: c 12. Осваивая азбуку социальных отношений, человек проходит ... стадий: a) 2 b) 3 c) 4 Ответ: с 13. Семья, сверстники, врачи, учителя относятся к агентам: a) Первичной социализации b) Вторичной социализации c) Основным Ответ: а 14. Предмет социальной педагогики: a) воспитательные возможности социальных институтов b) социальное воспитание в контексте социализации c) Изучение социальной среды Ответ: b 15. Деятельность социального педагога осуществляется в ... этапов: a) 5 b) 6 c) 7 Ответ: b 16. Предмет социальной педагогики сформулировал: a) Р. Мертон b) А.С. Макаренко c) С.Т Шацкий Ответ: b 17. Объектом социальной педагогики ялвяется: a) Группа детей b) Личность определенного возраста и уровня развития c) Процесс развития человека в социуме на основе его социальных взаимодействий Ответ: с 18. Социальная педагогика - это... a) педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, а также педагогические возможности среды жизнедеятельностичеловека и их влияние на его социальное развитие, воспитание; b) наука о воспитании и обучении аномальных детей. c) наука, изучающая сущность, закономерности, и тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ответ: а 19. В каком году введен термин «социальная педагогика»: a) 1917 b) 1890 c) 1850 Ответ: с 20. К компонентам технологии социально-педагогического сопровождения НЕ относится: a) Диагностический b) Коммуникативный с) прогностический Ответ: b Примеры заданий открытой формы 1. Что является предметом социальной педагогики как науки? Ответ: Является исследование процесса целенаправленного регулирования отношений человека и окружающей социальной среды с целью социального развития человека 2. Какие подходы к рассмотрению объекта выделяла Л.Е. Никитина. Назовите некоторые из них. Ответ: -Часть общей педагогики, с некоторыми особыми акцентами -Социальное воспитание -Педагогика образовательных учреждений с особыми задачами (социально-педагогическая коррекция) -Теория социальной помощи детям и молодёжи. -Теории и практика третьего воспитательного пространства (помимо школы и семьи) -Теоретика методологические фундамент социальной работы. -Выполнение действий педагогического характера в учреждениях и организациях мне семьи и школы. 3. Что входит в структуру социально-педагогической деятельности? Ответ: -Социально-педагогические цели и задачи -Подготовительная работа -Социально-педагогические средства и способы решения поставленных задач -Анализ и оценка социально-педагогического влияния 4. Вставьте пропущенное слово: Задачами ______ является контроль динамики социального развития детей и поиск оптимальных возможностей перевода их на более высокий уровень, а также установление правильного направления развития детей Ответ: Диагностики 5. Расположите в правильном порядке этапы реализация диагностической функции социально-педагогического сопровождения (Использования метода; Формулировка проблемы; Изучение практического запроса; Поиск средств организации развивающей работы с детьми; Выбор метода исследования; Формулировка социально-педагогического диапазона; Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений) Ответ: 1)Изучение практического запроса 2)Формулировка проблемы 3)Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений 4)Выбор метода исследования 5)Использования метода 6)Формулировка социально-педагогического диапазона 7)Поиск средств организации развивающей работы с детьми 6. Назовите принципы социально-педагогической деятельности: Ответ: Принцип центрирования Принцип персонификации социально-педагогического влияния Принцип конференциальности социально-педагогической деятельности Принцип оптимистической стратегии Принцип социального закаливания 7. Какой предмет социально-педагогической деятельности пропущен: • Проблемная ситуация развития человека сутью которого является: -ослабление необходимых социальной связей -нарушение социальной пропорций травмирующие личность человека • Организация профилактической, социально значимой деятельности детей и взрослых в социуме • Сохранение и восстановление разрушенных социальных связей Ответ: Взаимодействие 8. Какое определение «Социальная среда» дают психологи? Ответ: Это всё то, что окружает человека в его социальной жизни, служит объектом его психического отражения- либо непосредственного, либо опосредованного результатами труда других людей 9. Назовите 2-3 классификации проявлений социальной среды. Ответ: По виду общности, по виду группы по формирующему воздействию, по способу взаимодействия на форму сознания, по возрасту, по отношению к среде, по социально направленности, по степени контакта (можно назвать любые 2-3) 10. Назовите любое правило организации педагогической деятельности. Ответ: Школа для ребенка должна быть родной, он должен чувствовать сопричастность к успехам и педагогам коллектива; Педагоги и учащиеся – члены одного коллектива – помогают друг другу; Общая цель школы- цель каждого педагога и ученика; Необходимо реально доверять детям, а не играть с детьми в доверие к ним; Равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся; 11. Один из основополагающих принципов воспитательного процесса является… Ответ: принцип воспитывающей среды 12. Назовите 2 функции педагогического сопровождения. Ответ: 1) Включенность, 2) Стимулирование саморазвития на основе рефлексии 13. Какие различные сценарии социализации детей существуют в рамках современной образовательной деятельности, по мнению Головановой Н.Ф.? Ответ: «Школа учёбы», Школа «золотая клетка», «Интерактивная школа», «Школа разных маршрутов», «Школа социального опыта» 14. Какие основные критерии сформированности индивидуального стиля социального поведения существуют? Ответ: Когнитивный, волевой, деятельностный 15. Какой автор в своих исследованиях приводит следующее определение: Социальная самоопределение - это выбор своей роли или позиции в системе социальных отношений, предполагающий включение в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей Ответ: Т.В Машарова 16. Какой автор выявил основные педагогические условия? (некоторые из них: Проектирование собственной социальной деятельности, готовность педагогов к управлению данным процессом) Ответ: Рогачев В.В. 17. Ситуация выбора - это Ответ: совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния человека, на фоне которых актуализируется необходимость поиска и предпочтения одной из скрытых или явных альтернатив 18. Диагностическая методика – Ответ: это процедура измерения какого-либо качества или свойства, опирающаяся на понятие нормы. Это набор процедур для решения конкретной задачи. 19. Назовите 2-3 основных подходов к диагностированию в социальной педагогике. Ответ: Объективный, субъективный, проективный, деятельностный, экзистенциальный, личностный, системный, вероятностный, компетентностный. 20. Назовите этапы социально-педагогического сопровождения. Ответ: 1 этап-проблематизация; 2 этап- поисково-вариативный; 3 этап -практически действенный; 4 этап - аналитический КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена во 2 семестре Вопросы к экзамену: 1. Социальнопедагогический компонент социальной работы 2. Социальная педагогика как область практической деятельности и научного знания. Объект, предмет, цели и задачи 3. Специфика социальнопедагогической деятельности в системе социальных служб 4. Взаимодействие учреждений социальной защиты населения с другими учреждениями в месте проживания граждан 5. Cоциализация человека: индивидуальноличностный и социальнопедагогический подходы 6. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека в социальной среде 7. Социальные отклонения в развитии человека: профилактика и преодоление 8. Социально-педагогическая инфраструктура воспитания детей и подростков 9. Общественное движение социальных педагогов 10. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в системе социальных служб 11. Моделирование и организация социальнопедагогического сопровождения добровольческой деятельности в системе социальных служб 12. Cоциальнопедагогическое сопровождение и поддержка семьи в трудной жизненной ситуации 13. Cоциальное сиротство как социальнопедагогическая проблема 14. “Дети улиц” и особенности социальнопедагогической работы с ними 15. Воспитание ребенка в приемной семье и ее социальнопедагогическое сопровождение 16. Социально-педагогическая работа в психоневрологических интернатах 17. Социально-педагогическая работа с людьми без определенного места жительства 18. Социально--педагогическая работа по профилактике и преодолению социального сиротства 19. Социальнопедагогическая работа с зависимостями 20. Социальнопедагогическая работа с людьми, подвергшимися жестокому обращению и насилию 21. Личностнопрофессиональные качества и имидж социального работника 22. Профессиональные компетенции социального работника 23. Кодекс этики социального педагога и социального работника 24. Техники социальнопедагогического консультирования 25. Метод арттерапии в деятельности социального работника 26. Метод тренинга в деятельности социального работника 27. Программирование процессов ресоциализации семьи и несовершеннолетнего “группы риска” 28. Планирование работы специалиста и контроль ее исполнения Практические задания 1. Задача 1 Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились. Вопросы 1. Что должен сделать социальный педагог на первом этапе работы с семьей? 2. Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной семьей? 3.Какими методами социальный педагог может воздействовать на ребенка? 2. Задача 2 Как-то в ненастный день отправили семиклассников на уборку картофеля. План уборки школой был уже выполнен, и обычно дисциплинированный класс не был настроен на эту поездку. Пришлось согласиться: ехать не обязательно. Классный руководитель так и сказал: желающие могут остаться дома. Но при этом добавил, что разговор сегодня идет не только о выполнении плана, а о том, чтобы помочь спасти урожай. Никто не остался в тот день дома. Вопросы: Дайте характеристику ценностно-ориентационной готовности к труду? С чего начинается социально-педагогическая деятельность? В чем особенность мотивационной функции применяемой педагогом? 3. Задача 3 Шестиклассник Витя К.- трудный подросток. Ему свойственно ярко выраженное стремление к лидерству. Но реализовать свое стремление в коллективе класса мальчик не может, а поэтому удовлетворяется поступками отрицательными. Одноклассники не доверяют ему и ни в чем не хотят признать его вожаком. Вопросы: Какие существуют категории детей группы риска? Какие особенности имеют дети группы риска? Аспекты негативного влияния на детей? 4. Задача 4 Я попросился на урок к Николаю Петровичу, а он сказал: - У меня классный час. Хотите? И вот этот классный час. Поднимается аккуратный, тщательно причесанный мальчишка, поправляет очки на носу и ровным голосом говорит: - Я не знаю, как другим ребятам, но мне лично кажется, что вы, Николай Петрович, ошибаетесь, защищая Неллю Викторовну... Затем раздался крайне взволнованный голос девочки: - Как вы, Николай Петрович, можете ее оправдывать, когда она так несправедливо поступила с нами... По классу прокатывается легкий гул. И еще несколько выступлений: - Вы не правы, вы заблуждаетесь, вы не должны... Николай Петрович сидит за столом и внимательно слушает. На его лице ни тени иронии, насмешки или высокомерной снисходительности - только внимание. Класс единодушен, класс убеждает его в неправоте. Класс, можно сказать, воспитывает своего классного руководителя. Ребята уверены, что, взяв под защиту старшую пионервожатую, Николай Петрович просто хотел отстоять честь "мундира". А дело было вот в чем. Два дня назад вожатая потребовала, чтобы ребята срочно отправились собирать макулатуру. Они отказались, потому что на этот день у них намечен культпоход в музей, просили перенести сбор макулатуры на другое время. Вожатая накричала на них, упрекнула в лени и нерадивости. Николай Петрович слушает ребят, и временами кажется, что он сейчас согласится: "Да, пожалуй, вы правы". Но он почему-то медлит, и вдруг спрашивает негромким глуховатым голосом: - Пионервожатая приходила к вам на большой перемене? - Да, после алгебры. - Половина ребят в коридор уже вышла, она обратно всех загнала... - То есть попросила вернуться? - Ну, попросила... - А вы согласились не сразу? Вы еще помялись у дверей? - Немножко помялись... - И ей, разумеется, показалось, что вы ее совершенно не уважаете? - Ну, может быть... - И пионервожатая стала нервничать и повысила голос... Вы же заговорили все сразу, а она, конечно, не могла вас ни понять, ни перекричать. У нее сложилось мнение, что вам действительно идти собирать макулатуру лень, что ее просьба для вас ничего не значит... Так? - Так, наверное... - Нелля Викторовна, как вам известно, работает первый год. И боится уронить себя в ваших глазах, Дома она вспоминает весь свой день и заново переживает каждое не так сказанное слово... Вспомните, у кого-нибудь из вас, наверное, бывало так: скажешь что-нибудь неловкое, неуместное - потом целую неделю или даже месяц переживаешь... Еще несколько минут назад такой категоричный, убежденный в своей правоте класс теперь потрясенно молчал. Непримиримые максималисты, они вдруг ощутили на миг душевное состояние другого человека, и их упорство показалось мелочным, ненужным, невеликодушным, наконец. Вопросы: С помощью какого метода педагог урегулировал конфликтную ситуацию в классе? Уровни агрессивного поведения? Какие методы социальный педагог может применить для изменения отношения в коллективе? 5. Задача 5 Виктор К. в школе - один из лучших по успеваемости, активист, спортсмен, хороший товарищ, сдержан, спокоен. Дома же с матерью (отца у него нет) бывает груб, непослушен, иногда обманывает, уклоняется от помощи в домашних делах. Вопросы: Какой стиль воспитания мог привести к данной проблеме? Понятие социального патронажа и надзора? Какие виды консультирования может предложить педагог? 6. Составьте план работы на день социального педагога 7. Напишите сочинение на тему «Имидж социального работника» КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под редакцией А.В. Иванова | Социальная педагогика : | М.: Дашков и Ко, 2011 | |
Л1.2 | Т. В. Лодкина | Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лукина, А.К. | Социальная педагогика: учебное пособие | Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011 // ЭБС «Университетская библиотека online», 2 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Социальная педагогика | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Социальная педагогика | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | ||
Э3 | Социальная педагогика | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |