МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Социальная педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ социальной педагогики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен осуществлять профилактику, предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-3.1 Знает: теоретические основы планирования и реализации профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-3.2 Умеет: разрабатывать программы профилактики для несовершеннолетних, направленные на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-3.3 Владеет: навыками реализации программ профилактики для несовершеннолетних, направленных на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-4Способен использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процессов социализации личности
ОПК-4.1 Знает: психологические и педагогические закономерности, принципы и методы обучения и воспитания
ОПК-4.2 Умеет: анализировать социально-педагогические явления
ОПК-4.3 Владеет: навыками исследования психолого-педагогических условий результативности процессов социализации личности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1: Знает: теоретические основы планирования и реализации профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-4.1: Знает: психологические и педагогические закономерности, принципы и методы обучения и воспитания
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2: Умеет: разрабатывать программы профилактики для несовершеннолетних, направленные на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-4.2: Умеет: анализировать социально-педагогические явления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.3: Владеет: навыками реализации программ профилактики для несовершеннолетних, направленных на предупреждение девиантного поведения, отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-4.3: Владеет: навыками исследования психолого-педагогических условий результативности процессов социализации личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы социальной педагогики
1.1. Социальнопедагогический компонент социальной работы Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Социальная педагогика как область практической деятельности и научного знания. Объект, предмет, цели и задачи Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Специфика социальнопедагогической деятельности в системе социальных служб Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Взаимодействие учреждений социальной защиты населения с другими учреждениями в месте проживания граждан Сам. работа 2 7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Педагогика социального развития человека
2.1. Cоциализация человека: индивидуальноличностный и социальнопедагогический подходы Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека в социальной среде Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Социальные отклонения в развитии человека: профилактика и преодоление Сам. работа 2 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Педагогика социальной среды
3.1. Социальнопедагогическая инфраструктура воспитания детей и подростков Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Общественное движение социальных педагогов Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в системе социальных служб Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Моделирование и организация социальнопедагогического сопровождения добровольческой деятельности в системе социальных служб Сам. работа 2 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Cоциальнопедагогическое сопровождение жизнедеятельности людей в трудной жизненной ситуации
4.1. Cоциальнопедагогическое сопровождение и поддержка семьи в трудной жизненной ситуации Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Cоциальное сиротство как социальнопедагогическая проблема Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. “Дети улиц” и особенности социальнопедагогической работы с ними Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Воспитание ребенка в приемной семье и ее социальнопедагогическое сопровождение Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Социальнопедагогическая работа в психоневрологических интернатах Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.6. Социальнопедагогическая работа с людьми без определенного места жительства Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.7. Социальнопедагогическая работа по профилактике и преодолению социального сиротства Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.8. Социальнопедагогическая работа с зависимостями Сам. работа 2 12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.9. Социальнопедагогическая работа с людьми, подвергшимися жестокому обращению и насилию Сам. работа 2 12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Социальный работник: профессиональный портрет
5.1. Личностнопрофессиональные качества и имидж социального работника Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Профессиональные компетенции социального работника Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Кодекс этики социального педагога и социального работника Сам. работа 2 12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Практический инструментарий социального работника
6.1. Техники социальнопедагогического консультирования Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Метод арттерапии в деятельности социального работника Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Метод тренинга в деятельности социального работника Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.4. Программирование процессов ресоциализации семьи и несовершеннолетнего “группы риска” Практические 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.5. Планирование работы специалиста и контроль ее исполнения Сам. работа 2 12 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6842
ОПК-3: Способен осуществлять профилактику, предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе
ОПК-4: Способен использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процессов социализации личности
Примеры заданий закрытой формы
1. ... подчеркивал, что педагогика относится к широкому кругу антропологических наук, изучающих человека. Он писал, что во всех этих науках излагаются, сливаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека.
a) К. Д. Ушинский
b) Л.Ф. Магницкий
c) Л.Н. Толстой
Ответ: а
2. Кто и когда впервые использовал понятие «социальная педагогика»:
a) Л.Ф. Магницкий в 1880г.
b) Л.Н. Толстой в 1760г.
c) Ф. Дистервег в 1835г.
Ответ: с
3. Какие 2 главные функции выделяют в социально-педагогической деятельности:
a) Интегральные и социальные
b) Активные и пассивные
c) Инвариантные и вариативные
Ответ: с
4. Сколько существует принципов социально-педагогической деятельности:
a) 3
b) 4
c) 5
Ответ: с
5. Комплекс педагогических действий, направленных на формирование потребности в понимании смысла возникающих проблем на основе анализа противоречий в отношениях между людьми и поиска решения этих проблем – это описание функции:
a) Актуализации социальных проблем
b) Адаптации
c) Нравственной экспертизы
Ответ: а
6. Право ребенка всегда отказаться от помощи взрослого, реализующего функции социально-педагогической деятельности характеризует этот принцип:
a) Принцип центрирования
b) Принцип оптимистической стратегии
c) принцип конвенциальности социально-педагогической деятельности
Ответ: с
7. Гуманистическая педагогика 19 века связывала воспитание со словом «...», а не «воздейстиве»:
a) Действие
b) Влияние
c) Принуждение
Ответ: b
8. Принцип стимулирования саморазвития человека, принцип нравственного саморегулирования, принцип преодоления психологических барьеров, принцип актуализации ситуации относятся к какому подходу воспитания человека?
a) Экзистенциональный подход
b) Ценностный
c) Гуманистический
Ответ: а
9. Сколько сценариев социализации детей в рамках современной образовательной деятельности (по Н.Ф. Головановой):
a) 5
b) 6
c) 8
Ответ: а
10. Какой из видов сценариев обращен к прагматическим ценностям?
a) «Школа учебы»
b) Школа - «золотая клетка»
c) «Интерактивная школа»
Ответ: с
11. Основные критерии сформированности индивидуального стиля социального поведения НЕ является:
a) Когнитивный
b) Деятельностный
c) Личностный
Ответ: c
12. Осваивая азбуку социальных отношений, человек проходит ... стадий:
a) 2
b) 3
c) 4
Ответ: с
13. Семья, сверстники, врачи, учителя относятся к агентам:
a) Первичной социализации
b) Вторичной социализации
c) Основным
Ответ: а
14. Предмет социальной педагогики:
a) воспитательные возможности социальных институтов
b) социальное воспитание в контексте социализации
c) Изучение социальной среды
Ответ: b
15. Деятельность социального педагога осуществляется в ... этапов:
a) 5
b) 6
c) 7
Ответ: b
16. Предмет социальной педагогики сформулировал:
a) Р. Мертон
b) А.С. Макаренко
c) С.Т Шацкий
Ответ: b
17. Объектом социальной педагогики ялвяется:
a) Группа детей
b) Личность определенного возраста и уровня развития
c) Процесс развития человека в социуме на основе его социальных взаимодействий
Ответ: с
18. Социальная педагогика - это...
a) педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, а также педагогические возможности среды жизнедеятельностичеловека и их влияние на его социальное развитие, воспитание;
b) наука о воспитании и обучении аномальных детей.
c) наука, изучающая сущность, закономерности, и тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ответ: а
19. В каком году введен термин «социальная педагогика»:
a) 1917
b) 1890
c) 1850
Ответ: с
20. К компонентам технологии социально-педагогического сопровождения НЕ относится:
a) Диагностический
b) Коммуникативный
с) прогностический
Ответ: b

Примеры заданий открытой формы
1. Что является предметом социальной педагогики как науки?
Ответ: Является исследование процесса целенаправленного регулирования отношений человека и окружающей социальной среды с целью социального развития человека
2. Какие подходы к рассмотрению объекта выделяла Л.Е. Никитина. Назовите некоторые из них.
Ответ:
-Часть общей педагогики, с некоторыми особыми акцентами
-Социальное воспитание
-Педагогика образовательных учреждений с особыми задачами (социально-педагогическая коррекция)
-Теория социальной помощи детям и молодёжи.
-Теории и практика третьего воспитательного пространства (помимо школы и семьи)
-Теоретика методологические фундамент социальной работы.
-Выполнение действий педагогического характера в учреждениях и организациях мне семьи и школы.
3. Что входит в структуру социально-педагогической деятельности?
Ответ:
-Социально-педагогические цели и задачи
-Подготовительная работа
-Социально-педагогические средства и способы решения поставленных задач
-Анализ и оценка социально-педагогического влияния
4. Вставьте пропущенное слово:
Задачами ______ является контроль динамики социального развития детей и поиск оптимальных возможностей перевода их на более высокий уровень, а также установление правильного направления развития детей
Ответ: Диагностики
5. Расположите в правильном порядке этапы реализация диагностической функции социально-педагогического сопровождения (Использования метода; Формулировка проблемы; Изучение практического запроса; Поиск средств организации развивающей работы с детьми; Выбор метода исследования; Формулировка социально-педагогического диапазона; Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений)
Ответ:
1)Изучение практического запроса
2)Формулировка проблемы
3)Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений
4)Выбор метода исследования
5)Использования метода
6)Формулировка социально-педагогического диапазона
7)Поиск средств организации развивающей работы с детьми
6. Назовите принципы социально-педагогической деятельности:
Ответ: Принцип центрирования
Принцип персонификации социально-педагогического влияния
Принцип конференциальности социально-педагогической деятельности
Принцип оптимистической стратегии
Принцип социального закаливания
7. Какой предмет социально-педагогической деятельности пропущен:
• Проблемная ситуация развития человека сутью которого является:
-ослабление необходимых социальной связей
-нарушение социальной пропорций травмирующие личность человека
• Организация профилактической, социально значимой деятельности детей и взрослых в социуме
• Сохранение и восстановление разрушенных социальных связей
Ответ: Взаимодействие
8. Какое определение «Социальная среда» дают психологи?
Ответ: Это всё то, что окружает человека в его социальной жизни, служит объектом его психического отражения- либо непосредственного, либо опосредованного результатами труда других людей
9. Назовите 2-3 классификации проявлений социальной среды.
Ответ: По виду общности, по виду группы по формирующему воздействию, по способу взаимодействия на форму сознания, по возрасту, по отношению к среде, по социально направленности, по степени контакта (можно назвать любые 2-3)
10. Назовите любое правило организации педагогической деятельности.
Ответ: Школа для ребенка должна быть родной, он должен чувствовать сопричастность к успехам и педагогам коллектива; Педагоги и учащиеся – члены одного коллектива – помогают друг другу; Общая цель школы- цель каждого педагога и ученика; Необходимо реально доверять детям, а не играть с детьми в доверие к ним; Равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся;
11. Один из основополагающих принципов воспитательного процесса является…
Ответ: принцип воспитывающей среды
12. Назовите 2 функции педагогического сопровождения.
Ответ: 1) Включенность, 2) Стимулирование саморазвития на основе рефлексии
13. Какие различные сценарии социализации детей существуют в рамках современной образовательной деятельности, по мнению Головановой Н.Ф.?
Ответ: «Школа учёбы», Школа «золотая клетка», «Интерактивная школа», «Школа разных маршрутов», «Школа социального опыта»
14. Какие основные критерии сформированности индивидуального стиля социального поведения существуют?
Ответ: Когнитивный, волевой, деятельностный
15. Какой автор в своих исследованиях приводит следующее определение:
Социальная самоопределение - это выбор своей роли или позиции в системе социальных отношений, предполагающий включение в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей
Ответ: Т.В Машарова
16. Какой автор выявил основные педагогические условия? (некоторые из них: Проектирование собственной социальной деятельности, готовность педагогов к управлению данным процессом)
Ответ: Рогачев В.В.
17. Ситуация выбора - это
Ответ: совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния человека, на фоне которых актуализируется необходимость поиска и предпочтения одной из скрытых или явных альтернатив
18. Диагностическая методика –
Ответ: это процедура измерения какого-либо качества или свойства, опирающаяся на понятие нормы. Это набор процедур для решения конкретной задачи.
19. Назовите 2-3 основных подходов к диагностированию в социальной педагогике.
Ответ: Объективный, субъективный, проективный, деятельностный, экзистенциальный, личностный, системный, вероятностный, компетентностный.
20. Назовите этапы социально-педагогического сопровождения.
Ответ: 1 этап-проблематизация; 2 этап- поисково-вариативный; 3 этап -практически действенный; 4 этап - аналитический
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена во 2 семестре
Вопросы к экзамену:
1. Социальнопедагогический компонент социальной работы
2. Социальная педагогика как область практической деятельности и научного знания. Объект, предмет, цели и задачи
3. Специфика социальнопедагогической деятельности в системе социальных служб
4. Взаимодействие учреждений социальной защиты населения с другими учреждениями в месте проживания граждан
5. Cоциализация человека: индивидуальноличностный и социальнопедагогический подходы
6. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека в социальной среде
7. Социальные отклонения в развитии человека: профилактика и преодоление
8. Социально-педагогическая инфраструктура воспитания детей и подростков
9. Общественное движение социальных педагогов
10. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в системе социальных служб
11. Моделирование и организация социальнопедагогического сопровождения добровольческой деятельности в системе социальных служб
12. Cоциальнопедагогическое сопровождение и поддержка семьи в трудной жизненной ситуации
13. Cоциальное сиротство как социальнопедагогическая проблема
14. “Дети улиц” и особенности социальнопедагогической работы с ними
15. Воспитание ребенка в приемной семье и ее социальнопедагогическое сопровождение
16. Социально-педагогическая работа в психоневрологических интернатах
17. Социально-педагогическая работа с людьми без определенного места жительства
18. Социально--педагогическая работа по профилактике и преодолению социального сиротства
19. Социальнопедагогическая работа с зависимостями
20. Социальнопедагогическая работа с людьми, подвергшимися жестокому обращению и насилию
21. Личностнопрофессиональные качества и имидж социального работника
22. Профессиональные компетенции социального работника
23. Кодекс этики социального педагога и социального работника
24. Техники социальнопедагогического консультирования
25. Метод арттерапии в деятельности социального работника
26. Метод тренинга в деятельности социального работника
27. Программирование процессов ресоциализации семьи и несовершеннолетнего “группы риска”
28. Планирование работы специалиста и контроль ее исполнения
Практические задания
1. Задача 1
Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились.
Вопросы
1. Что должен сделать социальный педагог на первом этапе работы с семьей?
2. Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной семьей?
3.Какими методами социальный педагог может воздействовать на ребенка?
2. Задача 2
Как-то в ненастный день отправили семиклассников на уборку картофеля. План уборки школой был уже выполнен, и обычно дисциплинированный класс не был настроен на эту поездку. Пришлось согласиться: ехать не обязательно. Классный руководитель так и сказал: желающие могут остаться дома. Но при этом добавил, что разговор сегодня идет не только о выполнении плана, а о том, чтобы помочь спасти урожай. Никто не остался в тот день дома.
Вопросы:
Дайте характеристику ценностно-ориентационной готовности к труду?
С чего начинается социально-педагогическая деятельность?
В чем особенность мотивационной функции применяемой педагогом?
3. Задача 3
Шестиклассник Витя К.- трудный подросток. Ему свойственно ярко выраженное стремление к лидерству. Но реализовать свое стремление в коллективе класса мальчик не может, а поэтому удовлетворяется поступками отрицательными. Одноклассники не доверяют ему и ни в чем не хотят признать его вожаком.
Вопросы:
Какие существуют категории детей группы риска?
Какие особенности имеют дети группы риска?
Аспекты негативного влияния на детей?
4. Задача 4
Я попросился на урок к Николаю Петровичу, а он сказал:
- У меня классный час. Хотите?
И вот этот классный час. Поднимается аккуратный, тщательно причесанный мальчишка, поправляет очки на носу и ровным голосом говорит:
- Я не знаю, как другим ребятам, но мне лично кажется, что вы, Николай Петрович, ошибаетесь, защищая Неллю Викторовну...
Затем раздался крайне взволнованный голос девочки:
- Как вы, Николай Петрович, можете ее оправдывать, когда она так несправедливо поступила с нами...
По классу прокатывается легкий гул. И еще несколько выступлений:
- Вы не правы, вы заблуждаетесь, вы не должны...
Николай Петрович сидит за столом и внимательно слушает. На его лице ни тени иронии, насмешки или высокомерной снисходительности - только внимание. Класс единодушен, класс убеждает его в неправоте. Класс, можно сказать, воспитывает своего классного руководителя.
Ребята уверены, что, взяв под защиту старшую пионервожатую, Николай Петрович просто хотел отстоять честь "мундира". А дело было вот в чем. Два дня назад вожатая потребовала, чтобы ребята срочно отправились собирать макулатуру. Они отказались, потому что на этот день у них намечен культпоход в музей, просили перенести сбор макулатуры на другое время. Вожатая накричала на них, упрекнула в лени и нерадивости.
Николай Петрович слушает ребят, и временами кажется, что он сейчас согласится: "Да, пожалуй, вы правы". Но он почему-то медлит, и вдруг спрашивает негромким глуховатым голосом:
- Пионервожатая приходила к вам на большой перемене?
- Да, после алгебры.
- Половина ребят в коридор уже вышла, она обратно всех загнала...
- То есть попросила вернуться?
- Ну, попросила...
- А вы согласились не сразу? Вы еще помялись у дверей?
- Немножко помялись...
- И ей, разумеется, показалось, что вы ее совершенно не уважаете?
- Ну, может быть...
- И пионервожатая стала нервничать и повысила голос... Вы же заговорили все сразу, а она, конечно, не могла вас ни понять, ни перекричать. У нее сложилось мнение, что вам действительно идти собирать макулатуру лень, что ее просьба для вас ничего не значит... Так?
- Так, наверное...
- Нелля Викторовна, как вам известно, работает первый год. И боится уронить себя в ваших глазах, Дома она вспоминает весь свой день и заново переживает каждое не так сказанное слово... Вспомните, у кого-нибудь из вас, наверное, бывало так: скажешь что-нибудь неловкое, неуместное - потом целую неделю или даже месяц переживаешь...
Еще несколько минут назад такой категоричный, убежденный в своей правоте класс теперь потрясенно молчал. Непримиримые максималисты, они вдруг ощутили на миг душевное состояние другого человека, и их упорство показалось мелочным, ненужным, невеликодушным, наконец.
Вопросы:
С помощью какого метода педагог урегулировал конфликтную ситуацию в классе?
Уровни агрессивного поведения?
Какие методы социальный педагог может применить для изменения отношения в коллективе?
5. Задача 5
Виктор К. в школе - один из лучших по успеваемости, активист, спортсмен, хороший товарищ, сдержан, спокоен. Дома же с матерью (отца у него нет) бывает груб, непослушен, иногда обманывает, уклоняется от помощи в домашних делах.
Вопросы:
Какой стиль воспитания мог привести к данной проблеме?
Понятие социального патронажа и надзора?
Какие виды консультирования может предложить педагог?
6. Составьте план работы на день социального педагога
7. Напишите сочинение на тему «Имидж социального работника»
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под редакцией А.В. Иванова Социальная педагогика : М.: Дашков и Ко, 2011
Л1.2 Т. В. Лодкина Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лукина, А.К. Социальная педагогика: учебное пособие Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011 // ЭБС «Университетская библиотека online», 2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Социальная педагогика ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э2 Социальная педагогика Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э3 Социальная педагогика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.