Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 02.07.2021 г. № 12
Заведующий кафедрой доцент, канд.психол.наук Волкова Т.Г
1.1. | Цель: реализация диагностических компетенций в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, предполагающее проведение диагностического обследования и исследования детей разных возрастов и их родителей, педагогический состав с использованием репертуара стандартизированного инструментария, сформировать навыки написания психолого-педагогического диагностического заключения по вынесенному психодиагностическому диагноз на дифференциальном и прогностическом уровне. Программа курса включает разделы тестологии и психометрики, связанные с системой знаний и умений корректного построения психодиагностического обследования и научного диагностического исследования, а также с количественно-качественной обработкой их результатов. Настоящий курс, посвящен изучению диагностических методик исследования с целью развития навыков психодиагностического исследования и психодиагностическое обследования сферы психолого-педагогического сопровождения и психолого-педагогической экспертизы. В том числе задачей познакомить студентов с приемами изучения особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, имеющих нарушения развития. Познакомить с работой психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и организацией приема детей в специальные учреждения Задачи курса: • Дать студентам необходимые теоретические знания и основные практические навыки, необходимые в психолого-педагогической диагностике. • Раскрыть специфику психолого-педагогической диагностики как особой отрасли теоретического и прикладного знания, показать ее инструментальную роль в практике. • Обеспечить усвоение принципов психолого-педагогической диагностики и дифференциальной психометрики для реализации задач современной квалиметрии. • Познакомить с количественными и качественными методами психодиагностического обследования индивидов и групп в образовательном процессе. • Сформировать умения оценивать качество психодиагностических методик, применимые к психолого-педагогической диагностике. • Ознакомить с основными классами психодиагностических методик, обучить правилам проведения обследований, способам обработки и интерпретации результатов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ПК-4 | Способен применять методы психолого-педагогической диагностики обучающихся с девиантным поведением при изучении ситуаций жизнедеятельности для выявления их потребностей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - нормативные возрастные новообразования, социальную ситуацию развития и ведущий вид деятельности; специфику психичесого функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов рисков отклонения правила психолого-педагогической диагностики личности; - основания разработки моделей диагностики, выбор методов сбора первичных данных, их анализ и интерпритацию; требования к психолого-педагогическому заключению по результатам мониторинга личностного развития детей; - уровневую структуру учебной деятельности; уровни отклонений психического развитяи; причины школьной дезадаптации и неуспеваемости; основные категории специальной психологии и педагогики (дефект, нарушения психофизического развития, дизонтогенез, аномальный ребенок, коррекция, компенсация, социальная адаптация, социальная реабилитация, специальное (коррекционное) образование); организацию работы психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК); основные методы психолоо-педагогическойдиагностики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - проводить диагностическое обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; проводить дифференциальной диагностики для определения типа нормативного и анормального онтогинеза развития; проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития ребёнка, подростков и взрослого проводить психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение; выявлять потребности, проблемы, конфликтные ситуаций и отклонения в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов; использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов; диагностировать признаки семейной дисфункций и жестокого обращения с детьми и подростками в семье; - осуществлять психолого-педагогическую диагностику с целью выделения группы риска, осуществлять диагностику лиц с девиантным поведением; диагностировать психологические свойства, состояния человека, характеристики психических процессов и проявлении в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивида и группы; выявит причины и условия девиантного поведения, школьной дезадаптации; оценить и проанализировать риски и ресурсы социальной среды, социальной ситуации развития; диагностировать и идентифицировать проблемы психического, личностного о и социального развития; - проводить мониторинг и оценку эффективности коррекционной и реабилитационной программы; проводить диагностику педагогического состава для выявления рисков профессиональной деформации, эмоционального выгорания, снижения уровня коммуникативных навыков и психологической культуры. Оценки психологического климата в образовательном учреждении; выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе детей; составлять психолого-педагогическую характеристику с анализом трудностей обучения и результатами индивидуальной коррекционной работы; готовить материалы для ПМПК. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи; навыками анализа психолого-педагогических условий образовательного процесса; - навыками экспертной психолого-педагогической деятельности; навыками осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками; навыками проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности; - навыками составления протокола диагностического обследования, построения психодиагностического заключения и постановки психологического диагноза; правилами и принципами проведения диагностического обследования индивидов и групп в соответствии со спецификой предмета и объекта исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основания психолого-педагогической диагностики. | ||||||
1.1. | Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом и в России. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. | Сам. работа | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
1.2. | Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом и в России. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
1.3. | Требования к протоколу психолого-педагогического диагностического обследования и исследования, построения психодиагностического заключения и постановки психологического диагноза на дифференциальном. Этиологическом и прогностическом уровне. | Сам. работа | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
1.4. | Требования к протоколу психолого-педагогического диагностического обследования и исследования, построения психодиагностического заключения и постановки психологического диагноза на дифференциальном. Этиологическом и прогностическом уровне. | Сам. работа | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
Раздел 2. Методы психолого-педагогической диагностики. | ||||||
2.1. | Тестирование в психолого-педаогической диагностике. Тесты общих умственных способностей, умственного развития. Тесты специальных способностей в различных областях деятельности. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений. Тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления, характера и др.). | Сам. работа | 7 | 4 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
2.2. | Тестирование в психолого-педаогической диагностике. Тесты общих умственных способностей, умственного развития. Тесты специальных способностей в различных областях деятельности. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений. Тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления, характера и др.). | Практические | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
2.3. | Обзор психодиагностических методик: доска Сегена, кубики Кооса, кубики Линка, варианты корректурных проб, таблицы Шульте, классификация, исключение, объяснение сюжетных картинок, установление последовательности и причинно-следственных связей сюжета, пиктограмма, методика запоминания 10 слов, опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву), прорессивне матрицы Равена, тест структур интеллекта Амтхаура, тест структуры интеллекта Векслера, тест Луаретты Бендер, проба Пьерона-Рузера, проба «Исключение слов», проба «Последовательность событий», проба «Сравнение понятий», проба «Поиск несоответствий», проба «Соотношение пословиц и фраз», логические построения, доступность опосредования | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
2.4. | Обзор психодиагностических методик: доска Сегена, кубики Кооса, кубики Линка, варианты корректурных проб, таблицы Шульте, классификация, исключение, объяснение сюжетных картинок, установление последовательности и причинно-следственных связей сюжета, пиктограмма, методика запоминания 10 слов, опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву), прорессивне матрицы Равена, тест структур интеллекта Амтхаура, тест структуры интеллекта Векслера, тест Луаретты Бендер, проба Пьерона-Рузера, проба «Исключение слов», проба «Последовательность событий», проба «Сравнение понятий», проба «Поиск несоответствий», проба «Соотношение пословиц и фраз», логические построения, доступность опосредования | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
2.5. | Обзор психодиагностических методик: доска Сегена, кубики Кооса, кубики Линка, варианты корректурных проб, таблицы Шульте, классификация, исключение, объяснение сюжетных картинок, установление последовательности и причинно-следственных связей сюжета, пиктограмма, методика запоминания 10 слов, опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву), прорессивне матрицы Равена, тест структур интеллекта Амтхаура, тест структуры интеллекта Векслера, тест Луаретты Бендер, проба Пьерона-Рузера, проба «Исключение слов», проба «Последовательность событий», проба «Сравнение понятий», проба «Поиск несоответствий», проба «Соотношение пословиц и фраз», логические построения, доступность опосредования | Сам. работа | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
2.6. | Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями развития. Нейропсихологическое изучение детей с нарушениями развития. Структура дифференциального исследования. Дифференциально-диагностические критерии Ж.Эскироля и Э.Сегена. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
Раздел 3. Направления психолого-педагогической диагностики. | ||||||
3.1. | Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями психического развития различного генеза. Нормативные новообразования, социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности в онтогинезе развития. Особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития. Диагностика детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.2. | Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями психического развития различного генеза. Нормативные новообразования, социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности в онтогинезе развития. Особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития. Диагностика детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста. | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.3. | Диагностика познавательных процессов и структуры учебной деятельности учащихся. Диагностика высших психических функций и интеллектуальных способностей. Диагностика психологических свойств, состояний, характеристики психических процессов и проявлений. Диагностика операций мышления (обобщение, анализ, синтез. классификацию, понимание отвлечённого смысла, абстрагирование, умозаключение, аналогии,выделение существенных признаков, экстрополяция, интрополяция и др.), понятийного мышления, образного мышления, конкретного мышления, практического мышления, вербального/невербального мышления. Диагностика памяти и её содержательных характеристик. Диагностика внимания и его содержательных характеристик. | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.4. | Диагностика познавательных процессов и структуры учебной деятельности учащихся. Диагностика высших психических функций и интеллектуальных способностей. Диагностика психологических свойств, состояний, характеристики психических процессов и проявлений. Диагностика операций мышления (обобщение, анализ, синтез. классификацию, понимание отвлечённого смысла, абстрагирование, умозаключение, аналогии,выделение существенных признаков, экстрополяция, интрополяция и др.), понятийного мышления, образного мышления, конкретного мышления, практического мышления, вербального/невербального мышления. Диагностика памяти и её содержательных характеристик. Диагностика внимания и его содержательных характеристик. | Практические | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.5. | Диагностика ориентировочной и информационной основы деятельности.Диагностика структурных компонентов и целенаправленности учебных действий. | Лекции | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.6. | Диагностика компонентов готовности к школе и сформированности предпосылок учебной деятельности. | Сам. работа | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.7. | Диагностика компонентов готовности к школе и сформированности предпосылок учебной деятельности. | Сам. работа | 7 | 6 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.8. | Качественно-количественный анализ деятельности: особенности аффективно-личностной сферы. Аффективный компонент продуктивности. Качественно-количественный анализ деятельности: особенности работоспособности: функциональное состояние, темп деятельности, динамика работоспособности. | Лекции | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.9. | Качественно-количественный анализ деятельности: особенности аффективно-личностной сферы. Аффективный компонент продуктивности. Качественно-количественный анализ деятельности: особенности работоспособности: функциональное состояние, темп деятельности, динамика работоспособности. | Сам. работа | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.10. | Диагностика причин школьной неуспеваемости, школьной дезадаптации, сформировнности структуры и предпосылок учебной деятельности и готовности к школьному обучению. Выявление группы риска, педагогически запущенных учащихся, девиантных форм поведения. Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий социальной ситуации развития и их влияния на развитие ребенка. | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.11. | Диагностика причин школьной неуспеваемости, школьной дезадаптации, сформировнности структуры и предпосылок учебной деятельности и готовности к школьному обучению. Выявление группы риска, педагогически запущенных учащихся, девиантных форм поведения. Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий социальной ситуации развития и их влияния на развитие ребенка. | Сам. работа | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.12. | Диагностика причин школьной неуспеваемости, школьной дезадаптации, сформировнности структуры и предпосылок учебной деятельности и готовности к школьному обучению. Выявление группы риска, педагогически запущенных учащихся, девиантных форм поведения. Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий социальной ситуации развития и их влияния на развитие ребенка. | Сам. работа | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.13. | Основные диагностические конструкты изучения социальной среды, интерперсонального взаимодействия, структуру группового взаимодействия, динамики групповых процессов, социальной ситуации развития первичной и референтной группы. Индикаторы девиантного поведения, школьной дезадаптации, рисков и ресурсов социальной среды, социальной ситуации развития; индикаторы отклонения социального развития ребёнка | Сам. работа | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.14. | Диагностика структуры взаимодействия и межличностных отношений. Диагностика социально-психологической структуры и динамических процессов интерперсональных отношений в классе и внутришкольном коллективе. Диагностика конфликтных зон и ресурсных зон поддержания благоприятного психологического климата и организационной культуры в классе и школьного коллектива. Диагностика интерперсональных отношений, способов поведения в конфликтных ситуациях, коммуникативных и организаторских способностей, совладающего поведения, эмоционального контроля, уровня психологической культуры учащихся, педагогического коллектива и родителей учащихся. | Сам. работа | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.15. | Основные диагностические конструкты изучения социальной среды, интерперсонального взаимодействия, структуру группового взаимодействия, динамики групповых процессов, социальной ситуации развития первичной и референтной группы. Индикаторы девиантного поведения, школьной дезадаптации, рисков и ресурсов социальной среды, социальной ситуации развития; индикаторы отклонения социального развития ребёнка | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.16. | Основные диагностические конструкты изучения социальной среды, интерперсонального взаимодействия, структуру группового взаимодействия, динамики групповых процессов, социальной ситуации развития первичной и референтной группы. Индикаторы девиантного поведения, школьной дезадаптации, рисков и ресурсов социальной среды, социальной ситуации развития; индикаторы отклонения социального развития ребёнка | Сам. работа | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.17. | Диагностика признаков семейной дисфункций и жестокого обращения с детьми и подростками в семье Диагностика семейных отношений. Диагностика детско-родительских отношений, родительских установок, структуры семейных отношений. Диагностика ситуаций семейного насилия. Экспертиза семейных отношений. | Сам. работа | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.18. | Диагностика признаков семейной дисфункций и жестокого обращения с детьми и подростками в семье Диагностика семейных отношений. Диагностика детско-родительских отношений, родительских установок, структуры семейных отношений. Диагностика ситуаций семейного насилия. Экспертиза семейных отношений. | Практические | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.19. | Диагностика признаков семейной дисфункций и жестокого обращения с детьми и подростками в семье Диагностика семейных отношений. Диагностика детско-родительских отношений, родительских установок, структуры семейных отношений. Диагностика ситуаций семейного насилия. Экспертиза семейных отношений. | Сам. работа | 7 | 4 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.20. | Профориентационная диагностика и диагностика специальных способностей. Диагностика профессиональных перспектив и возможностей траектории профессионального развития учащихся и педагогического состава. Диагностика одарённости, творческих способностей, специальных способностей. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.21. | Профориентационная диагностика и диагностика специальных способностей. Диагностика профессиональных перспектив и возможностей траектории профессионального развития учащихся и педагогического состава. Диагностика одарённости, творческих способностей, специальных способностей. | Сам. работа | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
3.22. | Диагностика педагогического состава для выявления рисков профессиональной деформации, эмоционального выгорания, снижения уровня коммуникативных навыков и психологической культуры. Оценки психологического климата в образовательном учреждении. выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе Диагностика функциональной работоспособности. Диагностика психических состояний и эмоциональной сферы. | Сам. работа | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
Раздел 4. Психолого-педагогическая экспертиза. | ||||||
4.1. | Психолого-педагогическая экспертиза и диагностическая деятельность педагога-психолога в комиссиях разного уровня. | Сам. работа | 7 | 1 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
4.2. | Экспертиза личностного и социального развития ребёнка, подростков и взрослого. Экспертиза конфликтных и экстренных случаев. | Лекции | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
4.3. | Экспертиза личностного и социального развития ребёнка, подростков и взрослого. Экспертиза конфликтных и экстренных случаев. | Сам. работа | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
4.4. | Экспертиза личностного и социального развития ребёнка, подростков и взрослого. Экспертиза конфликтных и экстренных случаев. | Сам. работа | 7 | 16 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
4.5. | Мониторинг и оценка эффективности коррекционной и реабилитационной программы | Сам. работа | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
4.6. | Мониторинг и оценка эффективности коррекционной и реабилитационной программы | Практические | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
4.7. | Мониторинг и оценка эффективности коррекционной и реабилитационной программы | Сам. работа | 7 | 12 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
Раздел 5. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях. | ||||||
5.1. | Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях. | Сам. работа | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
5.2. | Требования к заключениям ПМПК. | Сам. работа | 7 | 2 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
5.3. | Требования к заключениям ПМПК. | Практические | 7 | 3 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 | |
5.4. | Требования к заключениям ПМПК. | Сам. работа | 7 | 10 | Л1.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.1, Л2.21, Л2.17, Л2.2, Л2.18, Л2.19, Л2.15, Л2.3, Л2.24, Л2.11, Л2.25, Л2.12, Л2.4, Л2.16, Л2.7, Л2.13, Л2.8, Л2.5, Л2.20, Л2.22, Л2.23, Л2.14, Л2.9, Л2.6 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Теоретико-методологические основания психолого-педагогической диагностики. 2. Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом и в России. 3. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. 4. Требования к протоколу психолого-педагогического диагностического обследования и исследования, построения психодиагностического заключения и постановки психологического диагноза на дифференциальном, этиологическом и прогностическом уровне. 5. Методы психолого-педагогической диагностики. Тестирование в психолого-педаогической диагностике. 6. Тесты общих умственных способностей, умственного развития. 7. Тесты специальных способностей в различных областях деятельности. 8. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений. 9. Методы психолого-педагогической диагностики. Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями развития. 10. Нейропсихологическое изучение детей с нарушениями развития. Структура дифференциального исследования. Дифференциально-диагностические критерии Ж.Эскироля и Э.Сегена. 11. Методы психолого-педагогической диагностики. Доска Сегена. 12. Методы психолого-педагогической диагностики. Кубики Коса. 13. Кубики Линка. 14. Методы психолого-педагогической диагностики. Варианты корректурных проб. 15. Методы психолого-педагогической диагностики. Таблицы Шульте. 16. Методы психолого-педагогической диагностики. Классификация, исключение, объяснение сюжетных картинок, установление Последовательности и причинно-следственных связей сюжета. 17. Методы психолого-педагогической диагностики. Пиктограмма. 18. Методика запоминания 10 слов, опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву). 19. Методы психолого-педагогической диагностики. Прогрессивные матрицы Равенна. 20. Тест структур интеллекта Амтхаура. 21. Тест структуры интеллекта Векслера. 22. Тест Луаретты Бендер. 23. Проба Пьерона-Рузера. 24. Проба «Исключение слов». 25. Проба «Последовательность событий», проба «Сравнение понятий», проба «Поиск несоответствий», проба «Соотношение пословиц и фраз». 26. проба логические построения, доступность опосредования. 27. Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями психического развития различного генеза. 28. Нормативные новообразования, социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности в онтогинезе развития. 29. Особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах. 30. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития. 31. Диагностика детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста. 32. Диагностика познавательных процессов и структуры учебной деятельности учащихся. 33. Диагностика высших психических функций и интеллектуальных способностей. 34. Диагностика психологических свойств, состояний, характеристики психических процессов и проявлений. 35. Диагностика операций мышления (обобщение, анализ, синтез. классификацию, понимание отвлечённого смысла, абстрагирование, умозаключение, аналогии,выделение существенных признаков, экстрополяция, интрополяция и др.), понятийного мышления, образного мышления, конкретного мышления, практического мышления, вербального/невербального мышления. 36. Диагностика памяти и её содержательных характеристик. 37. Диагностика внимания и его содержательных характеристик. 38. Диагностика ориентировочной и информационной основы деятельности. 39. Диагностика структурных компонентов и целенаправленности учебных действий. 40. Качественно-количественный анализ деятельности: особенности аффективно-личностной сферы. Аффективный компонент продуктивности. 41. Кчественно-количественный анализ деятельности: особенности работоспособности: функциональное состояние, темп деятельности, динамика работоспособности. 42. Диагностика компонентов готовности к школе и сформированности предпосылок учебной деятельности. 43. Диагностика причин школьной неуспеваемости, школьной дезадаптации 44. Диагностика сформировнности структуры и предпосылок учебной деятельности и готовности к школьному обучению. 45. Выявление группы риска, педагогически запущенных учащихся, девиантных форм поведения. 46. Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий социальной ситуации развития и их влияния на развитие ребенка. 47. Основные диагностические конструкты изучения социальной среды, интерперсонального взаимодействия, структуру группового взаимодействия, динамики групповых процессов, социальной ситуации развития первичной и референтной группы. 48. Индикаторы девиантного поведения, школьной дезадаптации, рисков и ресурсов социальной среды, социальной ситуации развития; индикаторы отклонения социального развития ребёнка. 49. Диагностика структуры взаимодействия и межличностных отношений. 50. Диагностика социально-психологической структуры и динамических процессов интерперсональных отношений в классе и внутришкольном коллективе. 51. Диагностика конфликтных зон и ресурсных зон поддержания благоприятного психологического климата и организационной культуры в классе и школьного коллектива. 52. Диагностика интерперсональных отношений, способов поведения в конфликтных ситуациях, коммуникативных и организаторских способностей, совладающего поведения, эмоционального контроля, уровня психологической культуры учащихся, педагогического коллектива и родителей учащихся. 53. Диагностика признаков семейной дисфункций и жестокого обращения с детьми и подростками в семье Диагностика семейных отношений. 54. Диагностика детско-родительских отношений, родительских установок, структуры семейных отношений. 55. Диагностика ситуаций семейного насилия. Экспертиза семейных отношений. 56. Профориентационная диагностика и диагностика специальных способностей. 57. Диагностика профессиональных перспектив и возможностей траектории профессионального развития учащихся и педагогического состава. 58. Диагностика одарённости, творческих способностей, специальных способностей. 59. Диагностика педагогического состава для выявления рисков профессиональной деформации, эмоционального выгорания, снижения уровня коммуникативных навыков и психологической культуры. 60. Оценки психологического климата в образовательном учреждении. выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе. 61. Диагностика функциональной работоспособности. Диагностика психических состояний и эмоциональной сферы. 62. Психолого-педагогическая экспертиза. Специфика предмета. Направления деятельности. 63. Психолого-педагогическая экспертиза и диагностическая деятельность педагога-психолога в комиссиях разного уровня. 64. Экспертиза личностного и социального развития ребёнка, подростков и взрослого. 65. Экспертиза конфликтных и экстренных случаев в учебном процессе. 66. Мониторинг и оценка эффективности коррекционной и реабилитационной программы. 67. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях. 68. Методы диагностики, применяемые в ПМПК. 69. Требования к заключениям ПМПК ребёнка дошкольного возраста. 70. Требования к заключениям ПМПК ребёнка школьного возраста. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
-подбор стимульного материала экспериментальной психолого-педагогической диагностики -составление кейса методик на каждое направления психолого-педагогической диагностики -составления экспертного психолого-педагогического заключения учащегося дошкольного возраста -составления экспертного психолого-педагогического заключения диагностики социальной ситуации развития ребёнка и рнисков воспроизводства девиантного поведения |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Контрольные вопросы и задания 1. Теоретико-методологические основания психолого-педагогической диагностики. 2. Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом и в России. 3. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. 4. Требования к протоколу психолого-педагогического диагностического обследования и исследования, построения психодиагностического заключения и постановки психологического диагноза на дифференциальном, этиологическом и прогностическом уровне. 5. Методы психолого-педагогической диагностики. Тестирование в психолого-педаогической диагностике. 6. Тесты общих умственных способностей, умственного развития. 7. Тесты специальных способностей в различных областях деятельности. 8. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений. 9. Методы психолого-педагогической диагностики. Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями развития. 10. Нейропсихологическое изучение детей с нарушениями развития. Структура дифференциального исследования. Дифференциально-диагностические критерии Ж.Эскироля и Э.Сегена. 11. Методы психолого-педагогической диагностики. Доска Сегена. 12. Методы психолого-педагогической диагностики. Кубики Коса. 13. Кубики Линка. 14. Методы психолого-педагогической диагностики. Варианты корректурных проб. 15. Методы психолого-педагогической диагностики. Таблицы Шульте. 16. Методы психолого-педагогической диагностики. Классификация, исключение, объяснение сюжетных картинок, установление Последовательности и причинно-следственных связей сюжета. 17. Методы психолого-педагогической диагностики. Пиктограмма. 18. Методика запоминания 10 слов, опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву). 19. Методы психолого-педагогической диагностики. Прогрессивные матрицы Равенна. 20. Тест структур интеллекта Амтхаура. 21. Тест структуры интеллекта Векслера. 22. Тест Луаретты Бендер. 23. Проба Пьерона-Рузера. 24. Проба «Исключение слов». 25. Проба «Последовательность событий», проба «Сравнение понятий», проба «Поиск несоответствий», проба «Соотношение пословиц и фраз». 26. проба логические построения, доступность опосредования. 27. Экспериментально-психологическое изучение детей с нарушениями психического развития различного генеза. 28. Нормативные новообразования, социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности в онтогинезе развития. 29. Особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах. 30. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития. 31. Диагностика детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста. 32. Диагностика познавательных процессов и структуры учебной деятельности учащихся. 33. Диагностика высших психических функций и интеллектуальных способностей. 34. Диагностика психологических свойств, состояний, характеристики психических процессов и проявлений. 35. Диагностика операций мышления (обобщение, анализ, синтез. классификацию, понимание отвлечённого смысла, абстрагирование, умозаключение, аналогии,выделение существенных признаков, экстрополяция, интрополяция и др.), понятийного мышления, образного мышления, конкретного мышления, практического мышления, вербального/невербального мышления. 36. Диагностика памяти и её содержательных характеристик. 37. Диагностика внимания и его содержательных характеристик. 38. Диагностика ориентировочной и информационной основы деятельности. 39. Диагностика структурных компонентов и целенаправленности учебных действий. 40. Качественно-количественный анализ деятельности: особенности аффективно-личностной сферы. Аффективный компонент продуктивности. 41. Кчественно-количественный анализ деятельности: особенности работоспособности: функциональное состояние, темп деятельности, динамика работоспособности. 42. Диагностика компонентов готовности к школе и сформированности предпосылок учебной деятельности. 43. Диагностика причин школьной неуспеваемости, школьной дезадаптации 44. Диагностика сформировнности структуры и предпосылок учебной деятельности и готовности к школьному обучению. 45. Выявление группы риска, педагогически запущенных учащихся, девиантных форм поведения. 46. Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий социальной ситуации развития и их влияния на развитие ребенка. 47. Основные диагностические конструкты изучения социальной среды, интерперсонального взаимодействия, структуру группового взаимодействия, динамики групповых процессов, социальной ситуации развития первичной и референтной группы. 48. Индикаторы девиантного поведения, школьной дезадаптации, рисков и ресурсов социальной среды, социальной ситуации развития; индикаторы отклонения социального развития ребёнка. 49. Диагностика структуры взаимодействия и межличностных отношений. 50. Диагностика социально-психологической структуры и динамических процессов интерперсональных отношений в классе и внутришкольном коллективе. 51. Диагностика конфликтных зон и ресурсных зон поддержания благоприятного психологического климата и организационной культуры в классе и школьного коллектива. 52. Диагностика интерперсональных отношений, способов поведения в конфликтных ситуациях, коммуникативных и организаторских способностей, совладающего поведения, эмоционального контроля, уровня психологической культуры учащихся, педагогического коллектива и родителей учащихся. 53. Диагностика признаков семейной дисфункций и жестокого обращения с детьми и подростками в семье Диагностика семейных отношений. 54. Диагностика детско-родительских отношений, родительских установок, структуры семейных отношений. 55. Диагностика ситуаций семейного насилия. Экспертиза семейных отношений. 56. Профориентационная диагностика и диагностика специальных способностей. 57. Диагностика профессиональных перспектив и возможностей траектории профессионального развития учащихся и педагогического состава. 58. Диагностика одарённости, творческих способностей, специальных способностей. 59. Диагностика педагогического состава для выявления рисков профессиональной деформации, эмоционального выгорания, снижения уровня коммуникативных навыков и психологической культуры. 60. Оценки психологического климата в образовательном учреждении. выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе. 61. Диагностика функциональной работоспособности. Диагностика психических состояний и эмоциональной сферы. 62. Психолого-педагогическая экспертиза. Специфика предмета. Направления деятельности. 63. Психолого-педагогическая экспертиза и диагностическая деятельность педагога-психолога в комиссиях разного уровня. 64. Экспертиза личностного и социального развития ребёнка, подростков и взрослого. 65. Экспертиза конфликтных и экстренных случаев в учебном процессе. 66. Мониторинг и оценка эффективности коррекционной и реабилитационной программы. 67. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях. 68. Методы диагностики, применяемые в ПМПК. 69. Требования к заключениям ПМПК ребёнка дошкольного возраста. 70. Требования к заключениям ПМПК ребёнка школьного возраста. Темы письменных работ -подбор стимульного материала экспериментальной психолого-педагогической диагностики -составление кейса методик на каждое направления психолого-педагогической диагностики -составления экспертного психолого-педагогического заключения учащегося дошкольного возраста -составления экспертного психолого-педагогического заключения диагностики социальной ситуации развития ребёнка и рнисков воспроизводства девиантного поведения |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС 44.05.01 9e2c13ad-29a6-4a7e-9abd-4ad464e7af7e.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Артемьева Т.В. | Психолого – педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: : Краткий конспект лекций | Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013 | |
Л1.2 | Цветкова Л.С. | Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебник | НПО МОДЭК Москва-Воронеж, 2010 | |
Л1.3 | Выготский Л.С. | Основы дефектологии: учебник | СПб.: Лань, 2003 | |
Л1.4 | Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. | Психолого-педагогическая диагностика : учебник | Издательский центр «Академия», 2014 | |
Л1.5 | Епифанцева Т.Б. | Настольная книга педагога-дефектолога: уебник | Ростов н/Д: Феникс, 2007 | |
Л1.6 | Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков: учебник | . СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010 | ||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бурлачук Л.Ф. | Акцентуации личности: что диагностируем? : статья | Вопросы психологии.-2006.-N2, 2006 | |
Л2.2 | Гуткина Н.И. | Психологическая готовность к школе: учебник | Москва, 1993 | |
Л2.3 | Забрамная С.Д., Боровик О.В. | Практический материал для психолого-педагогического обследования детей: учебник | Москва, 2002 | |
Л2.4 | Лубовский В.И. | Психологические проблемы диагностики аномального развития детей : учебник | Науч. – исслед. ин-т дефектологии Акад.пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1989 | |
Л2.5 | Под ред. А.В. Семенович | Схема нейропсихологического обследования детей : учебник | Москва, 1998 | |
Л2.6 | Эльконин Д.Б. | Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: учебник | Москва, 1981 | |
Л2.7 | Марцинковская Т.Д. | Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя диагностика и коррекция: учебник | Москва, 1992 | |
Л2.8 | Семаго Н.Я., Семаго М.М. | Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст: учебник | СПб.: Речь, 2005 | |
Л2.9 | Шаповал И.А. | Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: учебник | Москва, 2014 | |
Л2.10 | Богоявленский Д.Н. | Психология усвоения знаний в школе : учебник | Москва, 2002 | |
Л2.11 | Лебединская К.С. | Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей: учебник | М.: Педагогика, 182 | |
Л2.12 | Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. | О диагностических методиках психологического исследования школьников : Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. | М.: Изд-во МГУ, 1981 | |
Л2.13 | Рубинштейн С.Я. | Экспериментальные методики в патопсихологии и опыт применения их в клинике: практическое руководство | М.: Апрель-Пресс, издат-во Института Психотерапии, 2004 | |
Л2.14 | Цветкова Л.С. | Методика нейропсихологической диагностики детей: учебник | Москва, 1998 | |
Л2.15 | Забрамная С. Д. | Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов | М.: Просвещение: Владос, 1995 | |
Л2.16 | Марцинковская Т.Д. | Диагностика психического развития детей: учебник | М.: Линка-Пресс, 1997 | |
Л2.17 | Выготский Л.С. | Собрание сочинений: 6 т: монография | Москва, 1984 | |
Л2.18 | Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. | Диагностика умственного развития дошкольников: учебник | М.: Педагогика, 1978 | |
Л2.19 | Дружинин В.Н., Воронин А.Н. | Диагностика познавательных способностей в различных экспериментальных ситуациях : статья | Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988 | |
Л2.20 | Ульенкова У.В. | Дети с задержкой психического развития. : учебник | Н. Новгород, 1994 | |
Л2.21 | Валеев Г.Х | Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебник | Стерлитамак: Стерлитамакский гос. пед. ин-т, 2002 | |
Л2.22 | Урунтаева Г.Л.,Афонькина Ю.Л. | Практикум по дошкольной психологии: учебник | Москва, 2005 | |
Л2.23 | Фатихова Л.Ф. | Диагностический комплекс для психолого – педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями: учебник | Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А.Шолохова», 2011 | |
Л2.24 | Лаврова Г.Н. | Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: учебное пособие | Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004 | |
Л2.25 | Левченко И.Ю., Киселева Н.А. | Психологическое изучение детей с нарушениями развития: учебник | М.: Издательство «Книголюб», 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml Электронный журнал Psyjournals, раздел Психологическая диагностика. | |||
Э2 | Методические руководства к тестовым методикам: http://www.ozon.ru/context/detail/id/228377/ | |||
Э3 | http://www.labirint.ru/series/12519 | |||
Э4 | http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека on-line | |||
Э5 | http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства «Лань | |||
Э6 | http://www.ht.ru/ | |||
Э7 | http://www.psy-diagnoz.com | |||
Э8 | http://www.imaton.com/metodiki/catalog/ | |||
Э9 | http://www.psytest.ru/ | |||
Э10 | http://lab.psytest.ru | |||
Э11 | http://psystudy.ru/ | |||
Э12 | http://elibrary.ru | |||
Э13 | http://vch.narod.ru/ | |||
Э14 | http://www.psytest.ru/ | |||
Э15 | http://www.psydiag.yaroslavl.ru/ | |||
Э16 | http://vch.narod.ru/ | |||
Э17 | http://adalin.mospsy.ru/- | |||
Э18 | http://testoteka.narod.ru/- | |||
Э19 | http://www.bitnet.ru/psycho/index.html | |||
Э20 | http://www.mtu-net.ru/ | |||
Э21 | Курс в Moodle «Психолого-педагогическая диагностика» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MC Exsel, SPSSS, мультимейдиный проектор Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml Электронный журнал Psyjournals, раздел Психологическая диагностика. Методические руководства к тестовым методикам: http://www.ozon.ru/context/detail/id/228377/ http://www.labirint.ru/series/12519 http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека on-line http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства «Лань http://www.ht.ru/ http://www.psy-diagnoz.com http://www.imaton.com/metodiki/catalog/ http://www.psytest.ru/ http://lab.psytest.ru http://psystudy.ru/ http://elibrary.ru http://vch.narod.ru/ http://www.psytest.ru/ http://www.psydiag.yaroslavl.ru/ http://vch.narod.ru/ http://adalin.mospsy.ru/- http://testoteka.narod.ru/- http://www.bitnet.ru/psycho/index.html http://www.mtu-net.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации студенту: Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к семинарским занятиям следует особый акцент делать на самостоятельное изучение основной литературы, однако это не означает, что студентом может быть полностью проигнорирована дополнительная литература. 3. При подборе стимульного материала к психодиагностическим методикам использовать литературу и источники из списка со стандартизированными инструментарием. На практических занятиях овладеть навыками применения психодиагностического инструментария. 4. При составлении психолого-педагогического и экспертного заключения использовать бланки из приложения 1. 5. Изучить нормативную документацию, входящую в оценочные средства (смотри специальную папку). 6. При анализе психолого-педагогических методик следует использовать следующий методические и нормативные правила документально-методического оформления и сопровождения диагностических методик: 1. Автор методики. 2. Название методики. 3. Тип методики. 4. Диагностический метод, реализуемый методикой (оъективный, субъективный, проективный), классификация методики в рамках соответствующего диагностического подхода. 5. Историография (где и когда разрабатывалась, исследовательские цели, диагностические задачи и пр. информация об истории создания) 6. Область применения методики, классы диагностических задач. 7. Данные об адаптации или модификации (указать вариант). 8. Теоретический конструкт, на измерение и диагностику которого направлена методика. Теоретико-методологическая интерпретация автора концепции измеряемого свойства (теоретического конструкта). 9. Операционализация теоретического конструкта в диагностических конструктах (указание диагностических шкал, описание и характеристика). 10. Порядок работы с методикой, процедура проведения исследования. 11. Возможность индивидуального и группового тестирования по методике. 12. Инструкция испытуемому, указания по проведению, прочие и особые методические рекомендации по процедуре диагностического обследования. 13. Тестовый материал (бланки, опросные листы, тестовые тетради, рисунки и пр.) 14. Протокол исследования (форма представления). 15. Ключи к методике. 16. Процедура обработки результатов. 17. Тестовые нормы. 18. Данные о (ре)стандартизации в группах валидизации и стандартизации (показатели M, σ в каждой группе). Внутригрупповая и межгрупповая устойчивость тестовых норм. 19. Интерпретация диагностических шкал в рамках тестовых норм (группа «нормы», «низкая» и «высокая» группы для нормативных тестов, характеристика носителей диагностического признака для критериально-ориентированных тестов, количественно-качественная интерпретация диагностических показателей для проективных и рисуночных методик, процентильные кривые для тестов достижений и т.д.) 20. Данные о надежности методики (психометрические показатели). 21. Данные о валидности методики (психометрические показатели). 22. Интеркорреляции диагностических шкал с другими тестовыми конструктами. 23. Ссылки на публикации по экспериментальным исследованиям по методике. 24. Литература по методике. 25. Примеры интерпретации протокола обследования. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение семинарских и практических занятий. |