Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.психол.наук Ральникова И.А.
1.1. | Формирование представлений о содержании психологической помощи по проблемам девиантного поведения |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ПК-2 | Способен осуществлять консультирование обучающихся с девиантным поведением и их родителей (законных представителей) в процессе образования |
ПК-5 | Способен создавать условия для полноценного психического развития обучающихся с рисками развития девиантного поведения в образовательном учреждении и семье |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности психологического консультрования лиц с девиантным поведением и их окружения, предупреждения девиантного поведения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять личностные, профессиональные, социальные риски развития дезадаптивных форм поведения и девиаций, применять принципы, технически приемы психологического консультрования в случае различных форм девиантного поведения для оказания психологической помощи |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | приемами оказания психологической помощи человеку в случае дезадаптации и девиаций, опытом разработки программ, направленных на предупреждение рисков формирования девиантного поведения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психологическое консультрование по проблемам девиаций: постановка проблемы | ||||||
1.1. | Особенности психологического консультрования по проблемам девиантного поведения | Лекции | 6 | 6 | ПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
1.2. | Признаки и характеристики девиантного поведения | Практические | 6 | 4 | ПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
1.3. | Этапы процесса консультативной беседы по проблемам девиантного поведения | Практические | 6 | 4 | ПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3 |
1.4. | Применение психологической диагностики в консультировании клиентов с проблемами дезадаптации и девиациями | Сам. работа | 6 | 30 | ПК-2, ПК-5 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 2. Психологическое консультирование киентов с разными видами девиаций | ||||||
2.1. | Психологическое консультирование клиентов с агрессивным поведением | Практические | 6 | 4 | ПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3 |
2.2. | Психологическое консультирование клиентов с деинквентным поведением | Практические | 6 | 2 | ПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3 |
2.3. | Психологическое консультирование клиентов с суицидальным поведением | Практические | 6 | 2 | ПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3 |
2.4. | Психологическое консультирование клиентов с зависимым поведением | Практические | 6 | 2 | ПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3 |
2.5. | Особенности консультрования подростков с девиантным поведением | Лекции | 6 | 6 | ПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3 |
2.6. | Особенности консультирования подростков с девиантным поведением и их семей | Практические | 6 | 2 | ПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3 |
2.7. | Решение практических задач | Сам. работа | 6 | 55 | ПК-2, ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС 37.04.01 ПК по проблемам девиантного поведения.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. Майнрада Перре, Урса Бауманна; [пер. с нем. А. Желнина и др.] | Клиническая психология: учебное пособие | Питер, 2007 | |
Л1.2 | В.Н.Непалов, В.Ф Сопов, А.В.Радионов и др. | Психология деятельности в экстремальных условиях: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений | Академия, 2008 | |
Л1.3 | Хорошилова Л. С. | Социальная реабилитация: Учебная литература для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Биктина Н. | Практикум по психологии посттравматического стресса: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ФГ БОУ ВПО ОГУ, 2011 | biblioclub.ru |
Л2.2 | В. Ю. Меновщиков | Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] | Смысл, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Психологическое консультирование по вопросам дивиантного поведения | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов. 4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы. 5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование. |