МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология малых и больших социальных групп

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
д.психол.наук, профессор, Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология малых и больших социальных групп

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.психол.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.психол.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – углубление понимания закономерностей возникновения, развития, функционирования малых и больших социальных групп на основе знакомства студентов с различными положениями отечественных и зарубежных социально-психологических теорий, затрагивающих данную проблематику, и формированием у студентов навыков самостоятельного анализа групповых проблем.
Задачи курса:
- познакомить студентов с проблематикой социально-психологического подхода к изучению малых и больших социальных групп;
- определить специфику поведения и деятельности личности в условиях большой и малой группы;
- обеспечить овладение методами научного исследования малой и большой группы;
- способствовать формированию целостного представления об особенностях возникновения, развития и функционирования малых и больших групп;
- создать условия для развития у студентов позиции «активного исследователя» групповых процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен планировать профилактическую работу посредством адаптации и социализации обучающихся с девиациями в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения
ПК-1.1 Знает: цель, задачи, основные принципы профилактической работы в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся с девиациантным поведением
ПК-1.2 Умеет: составлять план мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся
ПК-1.3 Владеет: навыками оказания психолого педагогической помощи в адаптации и социализации обучающимся с девиантным поведением
ПК-3Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.1 Знает: основы организации внеурочной и досуговой деятельности обучающихся
ПК-3.2 Умеет: составлять план мероприятия по внеурочной и досуговой деятельности обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.3 Владеет: навыками проведения занятий с обучающимися с девиантным поведением в рамках внеурочной и досуговой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.цель, задачи, основные принципы профилактической работы в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением; основы организации внеурочной и досуговой деятельности обучающихся
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять план мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся; составлять план мероприятия по внеурочной и досуговой деятельности обучающихся с девиантным поведением
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками оказания психолого-педагогической помощи в адаптации и социализации обучающимся с девиантным поведением; навыками проведения занятий с обучающимися с девиантным поведением в рамках внеурочной и досуговой деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология малой группы
1.1. Психология малой группы в контексте социальной психологии Лекции 6 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Психология малой группы в контексте социальной психологии Сам. работа 6 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Теоретико-методологические подходы к изучению малой социальной группы. Лекции 6 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.4. Теоретико-методологические подходы к изучению малой социальной группы. Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.5. Теоретико-методологические подходы к изучению малой социальной группы. Сам. работа 6 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.6. Социально-психологические характеристики малой группы Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.7. Социально-психологические характеристики малой группы Практические 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.8. Социально-психологические характеристики малой группы Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.9. Динамические процессы в малой группе. Лекции 6 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.10. Динамические процессы в малой группе. Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.11. Динамические процессы в малой группе. Сам. работа 6 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.12. Развитие малой группы. Проблема изучения коллектива Лекции 6 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.13. Развитие малой группы. Проблема изучения коллектива Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.14. Развитие малой группы. Проблема изучения коллектива Сам. работа 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.15. Семья как малая группа. Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.16. Семья как малая группа. Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.17. Семья как малая группа. Сам. работа 6 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.18. Психология трудового коллектива. Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.19. Психология трудового коллектива. Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.20. Психология трудового коллектива. Сам. работа 6 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Основные проблемы психологии больших социальных групп
2.1. Психология больших социальных групп как область социально-психологического знания Лекции 6 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.2. Психология больших социальных групп как область социально-психологического знания Сам. работа 6 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.3. Специфика устойчивых больших групп (социальные классы, этнические группы и др.). Лекции 6 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.4. Специфика устойчивых больших групп (социальные классы, этнические группы и др.). Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.5. Специфика устойчивых больших групп (социальные классы, этнические группы и др.). Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.6. Западноевропейская традиция изучения толпы Лекции 6 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Западноевропейская традиция изучения толпы Сам. работа 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Толпа и закономерности ее поведения. Лекции 6 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Толпа и закономерности ее поведения. Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Толпа и закономерности ее поведения. Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.11. Использование СМИ различных механизмов управления и манипуляции большими социальными группами. Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2
2.12. Использование СМИ различных механизмов управления и манипуляции большими социальными группами. Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.4, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Курс: Психология малых и больших социальных групп (asu.ru)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен планировать профилактическую работу посредством адаптации и социализации обучающихся с девиациями в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Может ли быть использован социометрический тест для выявления неформальных лидеров учебной малой группе?
а) может
б) нет, не может
Ответ: а) может

Вопрос 2. Используется ли социометрический тест для определения референтной группы обучающихся с девиантным поведением?
а) нет
б) да
Ответ: а)

Вопрос 3. Используется ли социометрический тест для определения социально-психологического климата учебной группы?
а) да
б) нет
Ответ: б)

Вопрос 4. Используется ли социометрический тест для определения уровня сплоченности малой учебной группы?
а) нет
б) да
Ответ: а)

Вопрос 5. Какой метод используется для изучения больших социальных групп с целью дальнейшей разработки плана профилактической работы?
а) социометрический тест
б) контент-анализ
в) индекс сплоченности группы Сишора
г) методика изучения ценностно-ориентационного единства группы
Ответ: б)

Вопрос 6. Определение референтной группы у личности позволяет ли объяснить формирование девиантных форм ее поведения в группе?
а) нет, не позволяет
б) да, позволяет
Ответ: б)

Вопрос 7. Является ли регулятором внутригруппового поведения членов малой учебной группы групповое мнение?
а) да, является
б) нет, не является
Ответ: а)

Вопрос 8. При составлении социально-психологической характеристики малой учебной группы требуется ли определить этап ее развития?
а) да, требуется
б) нет, не требуется
Ответ: а)

Вопрос 9. Относится лидерство к динамическим процессам в малой учебной группе?
а) нет, не относится
б) да, относится
Ответ: б)

Вопрос 10. Выберите полный список динамических процессов в малой группе?
а) сплоченность, лидерство и руководство, социально-психологический климат, феномен группового давления
б) развитие малой группы, процесс принятия группового решения, сплоченность, лидерство и руководство
в) образование малой группы, феномен группового давления, сплоченность, лидерство и руководство, процесс принятия группового решения
Ответ: в)

Вопрос 11. Какое свойство толпы помогает выработке механизмов управления ею?
а) превращаемость из одного вида в другой
б) кратковременность существования
в) стихийность толпы
Ответ: а)

Вопрос 12. На какую часть толпы влияет метод деанонимизации?
а) ядро
б) периферия
Ответ: б)

Вопрос 13. На какую часть толпы влияет метод переключения внимания?
а) ядро
б) периферию
в) и на ядро, и на периферию
Ответ: в)

Вопрос 14. На какую часть толпы влияет метод использования ритма?
а) ядро
б) периферию
Ответ: б)

Вопрос 15. Примером действия какого механизма является паника?
а) внушение
б) подражание
в) заражение
Ответ: в)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. .…………. группа – группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
Ответ: малая.

Вопрос 2. Групповые ……………. - механизм, посредством которого группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм?
Ответ: санкции.

Вопрос 3. Групповые санкции и групповые нормы способствуют организации и регулированию ………………. членов группы?
Ответ: поведения.

Вопрос 4. Что, по мнению А.В. Петровского способствует развитию сплоченности и в целом развитию учебной группы?
Ответ: ценностно-ориентационное единство.

Вопрос 5. Конформность в малой группе возникает там и тогда, где и когда есть ……………….. между мнением индивида и мнением группы?
Ответ: конфликт.

Вопрос 6. Как называется большое скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием и которое способно превращаться из одного вида в другой?
Ответ: толпа.

Вопрос 7. Как называется толпа, эмоциональная доминанта которой является ярость, злоба?
Ответ: агрессивная толпа.

Вопрос 8. Какое понятие включает в себя ядро и периферию толпы?
Ответ: география толпы.

Вопрос 9. Как называется механизм образования толпы, который характеризуется взаимным заражением, то есть передачей эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.
Ответ: циркулярная реакция.

Вопрос 10. Входит ли эмоциональный компонент в структуру группового мнения наряду с познавательным и волевым?
Ответ: да.

Вопрос 11. Становится ли групповое мнение групповым стереотипом?
Ответ: да.

Вопрос 12. Способно ли групповое настроение к быстрой смене с отрицательного полюса на положительный и наоборот?
Ответ: да.

Вопрос 13. Можно ли сказать, что здоровый социально-психологический климат малой учебной группы находит отражение во взаимопомощи, взаимном доверии, взаимоподдержке между членами группы?
Ответ: да.

Вопрос 14. Какой компонент социально-психологического климата малой учебной группы наряду с эмоциональным и поведенческим диагностируется экспресс-методикой определения социально-психологического климата коллектива Михалюк и Шалыто?
Ответ: когнитивный компонент.

Вопрос 15. Характеризует ли индекс взаимности в социометрическом тесте уровень сплоченности малой группы?
Ответ: да.

Вопрос 16. Как называется вид конформизма, при котором мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться?
Ответ: внешний конформизм.

Вопрос 17. При характеристике психического склада большой социальной группы необходимо ли описание ее традиций и нравов?
Ответ: да.

Вопрос 18. Нужно ли учитывать потребности при анализе эмоциональной сферы большой социальной группы?
Ответ: да.

Вопрос 19. Какой еще стиль руководства выделяется социальными психологами наряду с попустительским (либеральным) и авторитарным?
Ответ: демократический.

Вопрос 20. При использовании какого популярного метода принятия группового решения малую группу делят на генераторов идей и критиков?
Ответ: мозговой штурм.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Надежность процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора …………………... социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
а) критериев
б) способа количественной обработки
Ответ: а)

Вопрос 2. Какой вид группового мнения способствует развитию группы?
а) позитивное
б) негативное
Ответ: а)

Вопрос 3. На каком этапе развития группового мнения возможно его изменение?
а) Первый этап - личная оценка переживаемого события
б) Второй этап - трансформация личного мнения в групповое
в) Третий этап - сформированное групповое мнение (групповой стереотип)
Ответ: а)

Вопрос 4. Кому принадлежит ведущая роль при формировании группового мнения?
а) неформальным лидерам
б) руководителю
Ответ: б)

Вопрос 5. Какой стиль руководства неприемлем при реализации социально-педагогического сопровождения в учебной группе?
а) демократический
б) авторитарный
Ответ: б)

Вопрос 6. При осуществлении социально-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением внутри учебной группы, кому должна принадлежать ведущая роль при формировании группового мнения?
а) руководителю
б) всем членам учебного коллектива
Ответ: а)
Вопрос 7. Какой вид конформизма необходимо формировать с целью снижения конфликтности в учебном коллективе?
а) внешний, когда внешне индивиды демонстрируют согласие с групповым мнением, а внутренне продолжают противостоять ему
б) внутренний, когда присутствует внутреннее согласие и принятие каждым членом группы группового мнения
Ответ: б)

Вопрос 8. Какой параметр относится к признаку здорового социально-психологического климата малой группы?
а) взаимопомощь
б) взаимозависимость
в) креативность
Ответ: а)

Вопрос 9. По мнению Петровского А.В. ценностно-ориентационное единство является показателем уровня развития ………………… малой группы?
а) конформности
б) сплоченности
Ответ: б)

Вопрос 10. ………………………………… большие группы – группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и поэтому долговременны в своем существовании.
а) стихийные
б) устойчивые
Ответ: б)

Вопрос 11. Из каких компонентов состоит структура группового мнения?
а) Познавательный и эмоциональный
б) Волевой и эмоциональный
в) Познавательный и волевой
г) Познавательный, эмоциональный волевой.
Ответ: г)

Вопрос 12. Виды санкций?
а) позитивные и негативные;
б) длительные и краткосрочные;
в) рекомендательные и прикладные.
Ответ:а)

Вопрос 13. Как называется вид группового давления, которое может оказывать меньшинство?
а) информационное
б) нормативное
Ответ: а)

Вопрос 14. Какой метод принятия групповых решений является наиболее эффективным для решения нестандартных задач?
а) дискуссия
б) спор
в) мозговой штурм
Ответ: в)

Вопрос 15. Как называется в психологии групп человек, способный вести за собой толпу?
а) вождь
б) руководитель
Ответ:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какой стиль руководства является наиболее подходящим при осуществлении социально-педагогического сопровождения обучающихся?
Ответ: демократический

Вопрос 2. Необходимо ли малой группе пройти стадию внутригруппового конфликта для того, чтобы она поступательно развивалась?
Ответ: да

Вопрос 3. Может ли малая учебная группа в своем развитии не достичь высшей ступени?
Ответ: да.

Вопрос 4. Какая методика может помочь педагогу вскрыть внутригрупповой конфликт посредством выявления подгрупп, неформальных лидеров и аутсайдеров?
Ответ: социометрия

Вопрос 5. Как называется группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов?
Ответ: малая.

Вопрос 6. Какой термин характеризует механизм, посредством которого группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм?
Ответ: групповые санкции.

Вопрос 7. Являются ли групповые санкции и групповые нормы необходимыми характеристиками, влияющими на организацию и регулирование поведения членов группы?
Ответ: да.

Вопрос 8. Что, по мнению А.В. Петровского способствует развитию сплоченности и в целом развитию учебной группы?
Ответ: ценностно-ориентационное единство.

Вопрос 9. Как называется большая устойчивая группа людей, занимающая определенное место в исторически определенной системе общественного производства, отличающаяся отношением к средствам производства, по своей роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой она располагает?
Ответ: социальный класс

Вопрос 10. Как называется кратковременное стихийное скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием?
Ответ: толпа

Вопрос 11. Как называется группа, на мнение, ценности которой ориентируется индивид?
Ответ: референтная группа.

Вопрос 12. При социально-педагогическом сопровождении необходимо ли формирование коммуникативной структуры учебной группы по централизованному типу, где присутствует иерархия в распределении информации между участниками группы, которая исходит из центра, то есть от руководителя, который решает кто и в каком объеме должен получить информацию?
Ответ: нет

Вопрос 13. Возможно ли выделение нескольких неформальных лидеров внутри учебного коллектива?
Ответ: да, возможно.

Вопрос 14. Могут ли лица с девиантным поведением стать неформальным лидером в своем учебном коллективе?
Ответ: да, могут

Вопрос 15. Основываются ли групповые нормы, на ценностях группы?
Ответ: да

Вопрос 16. На какой стадии развития группового мнения можно его поменять?
Ответ: на первой

Вопрос 17. Можно ли назвать уже сформированное групповое мнение групповым стереотипом?
Ответ: да можно.

Вопрос 18. Верно ли утверждение, что групповое настроение может быстро поменяться от положительного к отрицательному и наоборот в зависимости от внешне групповых и внутригрупповых событий?
Ответ: верно

Вопрос 19. Верно ли утверждение, что теория черт объясняет выделение лидера в группе в зависимости от того, обладает он необходимым набором личностных качеств или нет?
Ответ: верно

Вопрос 20. Верно ли утверждение, что в процессе групповой дискуссии индивид лучше воспринимает принятое групповое решение, чем тогда, когда групповое решение просто озвучивается?
Ответ: верно

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Раскройте понятие малой группы и выделите ее специфическую черту.
2. Выделите специфику малых групп с разным количеством членов.
3. Охарактеризуйте основные направления исследования малой группы в истории психологии.
4. Раскройте сущность, возможности и ограничения метода социометрии.
5. Охарактеризуйте принципы деятельности, системности и развития в исследовании малых групп.
6. Опишите классификация малых групп Ч. Кули, Э. Мэйо, Г. Хаймена.
7. Опишите следующие социально-психологические характеристики малых групп: состав, структура, групповые процессы, групповые ожидания.
8. Рассмотрите понятие, виды, структуру, стадии развития и принципы формирования группового мнения.
9. Рассмотрите понятие, виды, принципы формирования групповым настроением.
10. Охарактеризуйте понятия «групповые нормы» и «групповые санкции».
11. Рассмотрите понятие «групповые ценности», их соотношение с общественными и индивидуальными ценностями.
12. Охарактеризуйте понятие социально-психологического климата группы, выделите признаки здорового социально-психологического климата.
13. Выделите основные социально-психологические характеристики трудового коллектива как малой группы.
14. Выделите основные социально-психологические характеристики семьи как малой группы.
15. Рассмотрите понятие групповой динамики, охарактеризуйте образование малых групп как динамического процесса.
16. Охарактеризуйте сплоченность малой группы как динамического процесса.
17. Охарактеризуйте феномен группового давления как динамического процесса.
18. Охарактеризуйте особенности и формы принятия групповых решений как динамического процесса.
19. Охарактеризуйте лидерство и руководство в малой группе (понятия, теории, стили) как динамического процесса.
20. Рассмотрите различные подходы к выделению этапов развития малых групп.
21. Раскройте особенности психологии больших социальных групп (понятие, методология исследования, структура, виды).
22. Выделите особенности изучения психологии социальных классов.
23. Выделите особенности изучения психологии этнических групп.
24. Выделите особенности изучения психологии больших стихийных групп (понятие виды, специфика).
25. Охарактеризуйте подход Г. Ле Бон «Психология толпы».
26. Охарактеризуйте подход Г. Тарда «Эра публики».
27. Опишите особенности формирования коллективного бессознательного в толпе в подходе С. Московичи.
28. Рассмотрите особенности толпы и закономерности ее поведения с точки зрения А.П. Назаретяна.
29. Выделите и опишите механизмы психологического воздействия и коммуникации в стихийных больших группах (внушение, заражение, подражание, слухи).
30. Раскрой те понятие географии толпы и опишите методы управления толпой.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проанализируйте и опишите особенности межличностных отношений в своей учебной группе.
2. Проанализируйте уровень групповой сплоченности вашей учебной группы в терминах стратометрической концепции А.В. Петровского.
3. Напишите, какие знания по психологии малых и больших социальных групп могут потребоваться в случае нестандартных ситуаций в профессиональной деятельности.
4. Определите, какие приемы могут понадобиться для улучшения социально-психологического климата в коллективе.
5. Составьте социально-психологический портрет руководителя с авторитарным стилем управления.
6. Составьте социально-психологический портрет руководителя с демократическим стилем управления.
7. Составьте социально-психологический портрет руководителя с попустительским стилем управления.
8. Придумайте и опишите ситуацию группового давления в учебном коллективе, где есть учащиеся с девиантным поведением.
9. Если бы вы осуществляли психолого-педагогическое сопровождение учащихся с девиантным поведением, какие меры вы предприняли для разрешения внутригруппового конфликта в учебном коллективе.
10. Выделите виды совместной деятельности в учебном коллективе, которые способствуют повышению уровня сплоченности группы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
Л1.2 А. В. Сидоренков Социальная психология малых групп: учеб. пособие для вузов Феникс, 2012
Л1.3 Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
Л1.4 Крысько В. Г. Этническая психология: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия,, 2011.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Столяренко А. М. Социальная психология: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.2 А. П. Назаретян Психология стихийного массового поведения: толпа, слухи, политические и рекламные кампании: учеб. пособие для вузов Академия, 2005
Л2.3 Шуванов В. И. Социальная психология управления: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.4 Шейн Э., Ковалева Т.Ю., Жильцов С. Организационная культура и лидерство: учебник СПб.[и др.]: Питер, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 ЭБС Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 - курс в Moodle "Психология малых и больших социальных групп" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий.