МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Ипполитова Е.А.;к.социол.наук, доцент, Васильева Е.В.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психологическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение закономерностей развития семьи и ребенка в трудной жизненной ситуации, овладение методами диагностики личности и семьи, психологического вмешательства и психологического сопровождения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.1 Знает: основы организации внеурочной и досуговой деятельности обучающихся
ПК-3.2 Умеет: составлять план мероприятия по внеурочной и досуговой деятельности обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.3 Владеет: навыками проведения занятий с обучающимися с девиантным поведением в рамках внеурочной и досуговой деятельности
ПК-5Способен создавать условия для полноценного психического развития обучающихся с рисками развития девиантного поведения в образовательном учреждении и семье
ПК-5.1 Знает: основы психолого-педагогической коррекции обучающихся с девиантным поведением
ПК-5.2 Умеет: информировать обучающихся, их родителей (законных представителей) педагогов о факторах риска формирования девиантного поведения
ПК-5.3 Владеет: навыками психолого-педагогической коррекции психического развития обучающихся с девиантным поведением
ПК-6Способен разрабатывать меры по социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
ПК-6.1 Знает психолого - педагогические технологии социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
ПК-6.2 Умеет подбирать методические инструменты для осуществления социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
ПК-6.3 Владеет навыками составления индивидуальных программ социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности адаптивного и дезадаптивного преодоления личностных и семейных кризисов, особенности диагностики, психологического вмешательства и сопровождения детей и семей в трудных жизненных ситуациях (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид, и др.)
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать программы психологической диагностики, вмешательства и сопровождения детей и семей в трудных жизненных ситуациях (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид и др.) и проводить психообразование для специалистов социальной сферы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения приемами и методиками диагностики, вмешательства и сопровождения в работе с детьми, подростками и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид и др.)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ненормативные семейные кризисы как трудные жизненныеситуации
1.1. Тяжелая болезнь члена семьи. Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Тяжелая болезнь члена семьи. Сам. работа 10 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Тяжелая болезнь члена семьи. Практические 10 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Рождение в семье ребенка с ОВЗ. Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Рождение в семье ребенка с ОВЗ. Практические 10 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Рождение в семье ребенка с ОВЗ. Сам. работа 10 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Инцест. Лекции 10 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Инцест. Сам. работа 10 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Инцест. Практические 10 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Смерть члена семьи. Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Смерть члена семьи. Сам. работа 10 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Смерть члена семьи. Практические 10 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Вступление супругов в повторный брак. Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Вступление супругов в повторный брак. Сам. работа 10 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Вступление супругов в повторный брак. Практические 10 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Трудные жизненные ситуации современной семьи..
2.1. Бесплодие как фактор семейной нестабильности. Сам. работа 10 7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Бесплодие как фактор семейной нестабильности. Лекции 10 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Бесплодие как фактор семейной нестабильности. Практические 10 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. "Алкогольная семья" и ее роли. Лекции 10 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. "Алкогольная семья" и ее роли. Сам. работа 10 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. "Алкогольная семья" и ее роли. Практические 10 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Якимова Т.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Векилова С.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Колесникова Г.И. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. университетская библиотека on-line.
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Психологическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных занятий, ведение конспектов лекций, применение информации, полученной на лекциях при подготовке домашних заданий, творческих заданий.
2. Gосещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданий и др.
Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, персоналии, уметь приводить примеры, анализировать кейсы. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.