Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППСД-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 11 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | Освоение вопросов, связанных с методами организации поддерживающей социальной среды |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-33 | способностью консультировать детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности; компоненты педагогической техники и методику работы воспитателя; методы воздействия и взаимодействия с различными категориями воспитуемых; особенности коллектива как объекта и субъекта воспитания; цели, задачи, педагогическую основу организации и методику воспитания в коллективе и малой группе; концептуальные основы и принципы психолого-педагогического сопровождения и коррекции психосоциальных проблем детей и подростков группы риска; способы эффективного взаимодействия со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска; основную специфику ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе в процессе отбывания наказания; специфику профессиональной постановки практических задач в области диагностики, консультирования с детьми, подростками и их родителями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать полученные знания о целях, содержании, методике социального воспитания для эффективной организации жизнедеятельности различных воспитательных организаций; использовать формы и методы социальной и воспитательной работы с семьей; реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе детей и подростков, рисков асоциального поведения, программы интеллектуальной и эмоциональной сферах. Методологически обоснованно формулировать практические способы разработки и реализации эффективных форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки детей и подростков группы риска; использовать методы анализа социальной ситуации развития ребенка для выявления факторов риска девиантного поведения и ресурсов позитивного социального развития; применять на практике традиционные и инновационные способы создавать социальную и образовательную поддерживающую среду для детей и подростков группы риска; использовать психолого-педагогические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие и продуктивного преодоления жизненных трудностей |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методологией и методами создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска; современными педагогическими технологиями; навыками отбора и реализации современных методов воспитания, социализации и развития личности детей и подростков, несовершеннолетних с девиантным поведением; приемами диагностики, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; частными методиками диагностики, профилактики и коррекции отклонений в развитии; методологией и методами анализа социальной ситуации лиц с девиантным поведением для выявления факторов риска и ресурсов позитивного социального развития; методологией и техническими приемами оценки риска рецидива девиантного поведения. Владеть традиционными и инновационными способами и техниками ресоциализации несовершеннолетних с девиантным поведением; необходимыми навыками организовывать совместную деятельность со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социальная ситуация развития ребенка и выявление факторов риска девиантного поведения. Правовые и организационные основы психолого-педагогической и комплексной помощи детям и подросткам группы риска | ||||||
1.1. | Психолого-социально-педагогическая характеристика категории детей группы риска как объекта психолого- педагогической работы. Формы и методы психолого- педагогической и комплексной помощи | Лекции | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Девиации и социализация, факторы, обусловливающие отклоняющиеся поведение. Факторы неуспешной социализации ребенка. Слабые звенья социализации | Лекции | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Дети и подростки группы риска как объект психолого- педагогической и комплексной помощи. Классификации подростков группы риска. Основные понятия: «риск», «группа риска», «трудная жизненная ситуация», «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации», «трудный ребенок», «трудновоспитуемый», «педагогически запущенный», «социально запущенный», «дезадаптированный» | Лекции | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Девиантная социализация. Девиантные социальные статусы и роли. Ролевой конфликт и ролевое напряжение. Девиантные субкультуры. Особенности подростково- юношеской субкультуры.Девиантная карьера | Практические | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Понятие социального контроля. Основные механизмы и виды социального контроля. Тенденции социального контроля в странах запада. Специфика социального контроля в России | Практические | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Микросреда как социальный контекст развития ребенка. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей. Диагностические методики для изучения эмоционального благополучия ребенка в семье | Практические | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Сущность социально-педагогической поддержки детства как особого вида создания социальной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска. Принципы ее организации. Виды помощи как направления деятельности специалистов и мероприятий: социальная помощь, психологическая, педагогическая, патронаж, экономическая и правовая помощь | Практические | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Понятие поддерживающей социальной среды. Создание условий для существования и развития ребенка в образовательной системе, способствующей самореализации, нужности, самоценности | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Социальные ориентации и установки. Концепция личности и отдельные установки связанные в определенной уровневой системе диспозиций: элементарные установки; социальные установки; базовые социальные установки; система ценностных ориентации | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Учреждения социально-педагогической поддержки детей группы риска Система государственной помощи и поддержки детей группа риска. Создание системы социально-педагогической поддержки детей группы риска на муниципальном уровне | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Правовые основы помощи детям и подросткам группы риска. Государственные стандарты и программы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей группы риска. Нормативно-правовое обеспечение их деятельности. Социально-педагогическая и психологическая службы. Педагогический коллектив учреждений для детей группы риска | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Ресурсы позитивного социального развития (семья, община, церковь). Программы психолого-педагогической и комплексной помощи детям и подросткам группы риска | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Социальное воспитание как совокупность организации поддерживающей социальной среды и индивидуальной помощи в воспитательных организациях | ||||||
2.1. | Социально-педагогическая деятельность в детском доме. Специфика образовательной системы в условиях закрытых учреждений | Лекции | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Индивидуальное сопровождение. Сопровождение семьи. Взаимодействие специалиста и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности. Помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении. Психолого- педагогическая помощь | Лекции | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Воспитание ребенка в приемной семье и ее социально педагогическое сопровождение. Формы и методы работы социального педагога с приемной семьей | Практические | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков. Характеристика и содержание реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками в социально- реабилитационных учреждениях. Формы и методы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных учащихся | Практические | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Социальное жизнеустройство закрытых учреждений. Социально-бытовая ориентация, подготовка выпускников к самостоятельной жизни. Социально-психологическая деятельность в детском доме. Постинтернатное сопровождение | Практические | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Требования к психологическому инструментарию по выявлению детей «группы риска». Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы. Соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка) | Практические | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Схема сбора информации. Методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация». Методика Д.Б. Эльконина, А.Б. Венгера « Изучение сформированности образа «Я» и самооценки». Опросники: А.Г. Хрипковой и Д.Г. Колесова, И.С. Кона, А.Ш. Шахмановой и др. | Сам. работа | 10 | 6 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Модели социально-психологической помощи семье. Сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование). Защита прав детей от жестокого обращения. Алгоритм работы с семьями «группы риска». Выявление семей «группы риска» | Сам. работа | 10 | 6 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Формы и методы социально-педагогической деятельности территориального комплекса служб социальной помощи детям и подросткам | Сам. работа | 10 | 6 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Характеристика учреждений, оказывающих помощь в социально-педагогическом сопровождении ребенка с проблемами. Назначение пенитенциарных учреждений. Перевоспитание как целенаправленная воспитательная деятельность. Содержание основных этапов процесса перевоспитания | Сам. работа | 10 | 6 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Методы создания социальной и образовательной поддерживающей среды для детей и подростков группы риска | ||||||
3.1. | Социальная и образовательная поддерживающая среда. Перспективы превенции как метода социального контроля девиантного поведения детей и подростков группы риска | Лекции | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Социальное предпринимательство и социальное служение как инновационные факторы развития поддерживающей среды детей и подростков группы риска | Лекции | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска.Формирование социально- значимых навыков личности в современных условиях | Практические | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Привлечения к совместной деятельности различных специалистов: юристов, врачей, психологов, психотерапевтов. Основные принципы и модели работы вмикросоциальной среде | Практические | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Социальная и образовательная поддерживающая среда. Перспективы превенции как метода социального контроля девиантного поведения детей и подростков группы риска | Практические | 10 | 2 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Организация совместной деятельности со специалистами других профилей в области сопровождения детей и подростков группы риска | Сам. работа | 10 | 6 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Практики поддержки: программы помощи и социальные агентства. Организация в микросоциальной среде коллективов и групп и предоставлении им помощи. Специфические требования к профессиональной компетенции | Сам. работа | 10 | 6 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Педагогические проблемы социальной реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях | Сам. работа | 10 | 6 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.9. | Образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях. Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения | Сам. работа | 10 | 6 | ПК-33 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
прилагается |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Методы поддерживающей соц. среды ПСД 2021.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Павленок Петр Денисович | Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие | ИНФРА-М, 2018 | znanium.com |
Л1.2 | Е. И. Холостова | Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие | М.: Дашков и К, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тарасенко Л. В., Нор-Аревян О. А. | Технологии работы с молодежью группы риска в России: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Южного федерального университета, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Олешкевич В.И. | ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А. АДЛЕРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Методы организаци поддерживающей социальной среды | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru | ||
Э2 | Методы организаци поддерживающей социальной среды | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Методы организаци поддерживающей социальной среды | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
312Л | центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |