МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кризисология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППСД-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. психол. н., доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
канд. психол. н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Кризисология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол. н., профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой доктор психол. н., профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель спецкурса – знакомство с научными подходами, методами исследования, технологиями оказания психологической помощи личности в критических ситуациях и кризисах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-8 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления, подходы и теории, объясняющие динамику переживания человеком кризиса; ведущие характеристики кризисного состояния личности, специфичные ситуациям переживания нормативных и ненормативных кризисов; специфику оказания психологической помощи людям в типичных кризисных ситуациях

3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать исследование кризисного состояния личности, обусловленного переживанием типичных психологических кризисов, прогнозировать динамику переживания человеком психологических кризисов разного рода, подобрать схему оказания психологической помощи, адекватную конкретной критической ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.критериями оценки глубины переживания кризиса , системой методов диагностики кризисного состояния личности в ситуации переживания нормативных и ненормативных кризисов, технологиями кризисного вмешательства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория кризиса.
1.1. Критические и экстремальные ситуации в жизни человека. Лекции 8 4 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Сущность и типологии кризисов. Сам. работа 8 2 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Критические и экстремальные ситуации в жизни человека. Сам. работа 8 2 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Сущность и типологии кризисов. Практические 8 2 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Травматические кризисы и утраты Сам. работа 8 8 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Травматические кризисы и кризисы утраты кризис. Практические 8 2 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Кризисы профессионального становления личности. Практические 8 2 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Кризисы профессионального становления личности. Сам. работа 8 8 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.9. Кризисы жизненного пути в современных социокультурных условиях. Лекции 8 4 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Этапы и динамика кризиса. Практические 8 2 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Этапы и динамика кризиса. Сам. работа 8 8 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Кризисное состояние личности. Сам. работа 8 6 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основы организации психологической помощи в ситуации кризиса.
2.1. Кризисная интервенция: понятие, основные принципы, методы Лекции 8 4 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Психологические методы диагностики кризисного состояния. Практические 8 2 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Психологические методы диагностики кризисного состояния. Сам. работа 8 12 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Психологическое сопровождение личности в период нормативного кризиса. Лекции 8 2 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Психологическое консультирование клиентов с различными видами ненормативных кризисов Практические 8 2 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Психологическое консультирование личности в периоды нормативных и ненормативных кризисов Сам. работа 8 18 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Специфика ведения консультативной беседы с клиентом в кризисном состоянии. Практические 8 2 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Индивидуальная и групповая кризисная психотерапия. Практические 8 2 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Кризисный центр как форма организации индивидуальной и групповой работы. Сам. работа 8 14 ПК-10, ПК-8, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения
Приложения
Приложение 1.   ФОС КризисологиПдиПП.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ипполитова Е.А. Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: Алт.ГУ, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А., Родина А. М. ; Под ред. Кораблиной Е.П. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Кризисология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:


1. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3. Выполнение творческого задания в форме подготовки информационного буклета, адресованного человеку. переживающему определенный тип кризиса.