МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рынки и технологические тренды будущих производств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППСД-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. экон. наук, Доцент, Деркач Н.О.;канд. экон. наук, Доцент, Лепешкина С.В.;канд. экон. наук, Доцент, Мартенс А.А.

Рецензент(ы):
д-р экон. наук, Зав., Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Рынки и технологические тренды будущих производств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 15.12.2022 г. № 3
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 15.12.2022 г. № 3
Заведующий кафедрой Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями, умениями и навыками в разработке бизнес-идей технологических проектов, построении бизнес модели технологических стартапов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В.ДВ.01.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПКд-6.01 Способен осуществлять бизнес-планирование на основе анализа продуктов и услуг в контексте технологических трендов актуальных на рынке
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы генерации бизнес-идей и составления бизнес-планов в контексте технологических трендов
3.2.Уметь:
3.2.1.-
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки рисков использования цифровых технологий в бизнес-моделировании

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технологическое предпринимательство и эволюция технологических трендов
1.1. Технология и технологическое предпринимательство Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Технология и технологическое предпринимательство Сам. работа 5 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Технологическое развитие и технологические уклады Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Технологическое развитие и технологические уклады Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Технологическое развитие и технологические уклады Сам. работа 5 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Digital экономика
2.1. Основные характеристики цифровой экономики и цифровизация бизнеса Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Основные характеристики цифровой экономики и цифровизация бизнеса Сам. работа 5 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Национальная программа «Цифровая экономика» Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Национальная программа «Цифровая экономика» Сам. работа 5 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Цифровая экономика в России Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Цифровая экономика в России Сам. работа 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Обзор деятельности Big-техкорпораций Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Обзор деятельности Big-техкорпораций Сам. работа 5 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Сквозные технологии и тренды их применения
3.1. Прорывные технологии – основы инноваций Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Прорывные технологии – основы инноваций Сам. работа 5 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. P2P. Технология распределенных реестров (блокчейн), крипто-мир, смарт-контракты Лекции 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. P2P. Технология распределенных реестров (блокчейн), крипто-мир, смарт-контракты Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. P2P. Технология распределенных реестров (блокчейн), крипто-мир, смарт-контракты Сам. работа 5 6 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Большие данные (Big data) Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Большие данные (Big data) Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Большие данные (Big data) Сам. работа 5 6 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Искусственный интеллект Лекции 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Искусственный интеллект Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.11. Искусственный интеллект Сам. работа 5 6 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.12. Открытые API и облачные технологии Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.13. Открытые API и облачные технологии Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.14. Открытые API и облачные технологии Сам. работа 5 6 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.15. Виртуальная и дополненная реальности (VR, AR) Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.16. Виртуальная и дополненная реальности (VR, AR) Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.17. Виртуальная и дополненная реальности (VR, AR) Сам. работа 5 6 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.18. Интернет вещей (Internet of Things, IoT) Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.19. Интернет вещей (Internet of Things, IoT) Практические 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.20. Интернет вещей (Internet of Things, IoT) Сам. работа 5 6 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.21. Экосистема инноваций на рынках России Лекции 5 1 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.22. Экосистема инноваций на рынках России Сам. работа 5 2 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.23. Рынки digital экономики: Рынок AeroNet; Рынок AutoNet; Рынок NeuroNet; Рынок HealthNet; Рынок MariNet; Рынок FoodNet; Рынок EnergyNet; Рынок SafeNet; Рынок FinNet. Практические 5 4 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.24. Рынки digital экономики: Рынок AeroNet; Рынок AutoNet; Рынок NeuroNet; Рынок HealthNet; Рынок MariNet; Рынок FoodNet; Рынок EnergyNet; Рынок SafeNet; Рынок FinNet. Сам. работа 5 8 ПКд-6.01 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Изучите Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации»: основные идеи и федеральные проекты, входящие в нее; содержание и направления федерального проекта «Цифровые технологии».
2. Оперируя современными данными и технологиями смоделируйте организацию технологического предпринимательства России. Что должно быть отражено в обязательном порядке?: Тип игроков рынка (драйвер/участник экосистемы). Если экосистема - что из себя представляет. Продукты/услуги. Портрет клиента. Способ реализации. Способ входа клиента. Основные конкуренты. Применяемые "прорывные" технологии.
3. Занятие посвящено изучению BIG-ТЕХкомпаний, особенностей их функционирования в разных странах мира. Необходимо определить:
а. Базовые BIG-ТЕХкомпаний, к каким рынкам они относятся. Особенности их появления-функционирования. Есть ли на рынке рассматриваемой страны bigтех-стартапы?
б. Какие сферы осваивают компании - лидеры (BIG-ТЕХкомпаний), какие их передовые разработки, внедренные инновации, позволяющие им занимать лидирующие позиции?
в. Экономические показатели (капитализация, прибыль, доля на рынке и пр.)
г. Сильные и слабые стороны, перспективы
4. Опишите сферу применения конкретной сквозной технологии (в финансовой сфере, в ГМУ, машиностроении, сфере развлечений и пр. )
5. Напишите преимущества и недостатки всех сквозных технологий для реального сектора экономики, результат оформите в табличной форме.
6. Напишите возможности применения сквозных технологий в сфере реальной экономики, результат оформите в табличной форме .
Наименование рынка Цели Ключевые сегменты Тренды изменений в экономике при развитии этого рынка Страны - локомотивы рынка Предпосылки развития в России
Рынок AeroNet
Рынок AutoNet
Рынок NeuroNet
Рынок HealthNet
Рынок MariNet
Рынок FoodNet
Рынок EnergyNet
Рынок SafeNet
Рынок FinNet
7. На основании ФП «Цифровые технологии» заполните таблицу
8. Теория технологического разрыва Майкла Познера.
9. Кибернетический взгляд на Четвертую промышленную революцию.
10. Влияние Четвертой промышленной революции на рынок труда и отношение к труду.
11. Какие факторы обусловили Четвертую промышленную революцию? Что для чего является катализатором: цифровизация или Индустрия 4.0?
12. Какие уровни и сферы экономики затронула Четвертая промышленная революция?
13. Можно ли отождествлять термины «Четвертая промышленная революция» и «Индустрия 4.0»? Как они соотносятся и иерархируются?
14. Когда в России свершится четвертая промышленная революция?
15. Правильно ли называть цифровую экономику платформенной экономикой?
16. Есть ли у цифровизации экономики и цифровизации производства лимиты?
17. Какие российские инициативы направлены на развитие передовых производственных технологий в промышленности?
18. Может ли цифровая экономика и цифровизация стать основой формирования нового мирохозяйственного уклада?
19. Какое из направлений программы «Цифровая экономика Российской Федерации» должно быть реализовано в первоочередном порядке в силу того, что образует базис для развития других направлений?
20. Какие мировые инициативы и программы направлены на развитие Индустрии 4.0?
21. Зачем нужны хранилища данных при внедрении цифровых технологий? Как они должны защищаться?
22. Правда ли, что смарт-контракты по сути не «смарт» и практически не контракт? Почему цифровая технология получила такое название?
23. Есть ли у биткоинов конечная величина?
24. Как пятое поколение мобильной связи двигает Четвертую промышленную революцию?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Основные тренды цифровизации включают: (исключите один лишний вариант)
а. Обучение пожилых людей программированию
б. Цифровизация научного и культурного наследия
в. Проведение общественных мероприятий онлайн
г. Сбор информации о клиентах в бизнесе
д. Разработка цифровых платформ в государственном секторе
2. К рискам цифровой трансформации можно отнести: (несколько вариантов ответа)
а. «Цифровой разрыв» (разрыв в цифровом образовании, в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам, и как следствие – разрыв в уровне благосостояния)
б. Повышение конкурентоспособности компаний
в. Увеличение количества преступлений в сфере форензики
г. Возможность массовой безработицы
3. К основным характеристикам концепции «Индустрия 4.0» относятся: (несколько вариантов ответа)
а. Цифровизация «пути клиента» и тщательная оценка поведенческих факторов
б. Цифровые бизнес-модели и доступ клиентов
в. Широкое распространение методик кластеризации клиентов Цифровизация продуктов и услуг
г. Цифровизация и интеграция вертикальных и горизонтальных цепочек создания стоимости
4. Цифровые платформы по распространению бывают: (несколько вариантов ответа)
а. Страновые
б. Национальные
в. Глобальные
г. Городские
д. Региональные
5. Цифровые услуги – это:
а. широкий спектр услуг, доступных и предоставляемых по цифровым каналам;
б. технологии, которые используют компьютеры и/ или другую современную технику для записи кодовых импульсов и сигналов в определенной последовательности и с определенной частотой;
в. программные среды, в которых аппаратные средства интегрируются с прикладными решениями, повышающими эффективность всех сфер жизни общества.
6. Сквозные цифровые технологии характеризуются: (несколько вариантов ответа)
а. Кросс-отраслевым трансферингом
б. Мультидисциплинарностью знаний
в. Монодисциплинарностью знаний
г. Комплексированием передовых технологий
д. Применением в мировых масштабах в рамках одной выбранной отрасли
7. Концепция 4K рассматривает в качестве целевых компетенции профессионала в следующих сферах (выберите правильные варианты ответов):
а. коммуникация
б. корпорация
в. конгломерация
г. критическое мышление
д. координация/кооперация


Бинарная шкала
Зачтено - выполнено 50-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Не зачтено - выполнено 0-49% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. Н. Конягина [и др.] Основы цифровой экономики : учебник и практикум для вузов: Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/468187
Л1.2 Абрамов В. И., Акулова Н. Л., Анисов Е. В., Головин Н. В., Головин О. Л., Жерноклева Н. С., Иванов И. А., Матятина А. Н., Морозова М. А., Разепова Н. И., Сверчков Д. Ю., Фахрутдинов А. Р. Цифровая трансформация экономики: Учебное пособие: Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт», 2020 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лутошкин И. В. Инструменты цифровой экономики Учебник для академического бакалавриата : Издательство Ульяновский государственный университет, 2020 e.lanbook.com
Л2.2 Майоров И. Г. Основы цифровой экономики: Учебное пособие: МИРЭА - Российский технологический университет, 2021 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- контактная работа;
- самостоятельная работа.
Контактная работа охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении дисциплины, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение основной и дополнительной литературы, интернет-источников, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим ее содержание.

Выполнение самостоятельной работы должно носить творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.

При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.