Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Отечественная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 35 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ОФ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 18,5 | 18 | 19 | 17,5 | 19 | 15 | 11,5 | ||||||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 240 | 240 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 14 | 14 | 12 | 12 | 134 | 134 |
Сам. работа | 105 | 105 | 69 | 69 | 105 | 105 | 105 | 105 | 69 | 69 | 105 | 105 | 73 | 73 | 39 | 39 | 670 | 670 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 216 | 216 |
Итого | 180 | 180 | 144 | 144 | 180 | 180 | 180 | 180 | 144 | 144 | 180 | 180 | 144 | 144 | 108 | 108 | 1260 | 1260 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 11.06.2021 г. № 19
Заведующий кафедрой и.о. Чернышова Татьяна Владимировна
1.1. | формирование у студентов представления об эстетическом, художественном своеобразии русской литературы, формах ее исторического развития; знакомство с особенностями историко-культурного и историко-литературного процесса; понимание сложного характера взаимодействия «своего» и «чужого» в литературном процессе; знакомство с системой жанров русской литературы, понимание взаимоотношений человека и мира, человека и Бога, формирование у студентов представления об универсальных стилях и художественном методе; знакомство с эстетикой и поэтикой каждого из литературных направлений, выявивление типологических черт и национального своеобразия; формирование умения определить в творческом наследии авторов жанры, наиболее ярко выражающие творческую индивидуальность писателя и проследить их развитие в литературном процессе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов |
ОПК-4 | владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные периоды в развитии русской литературы, основные направления, жанры, дискурсы, стили. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявить общие закономерности развития разных этапов русской литературы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками филологического анализа, применяя знания по курсу в самостоятельных исследованиях |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Древнерусская литература и литература XVIII века | ||||||
1.1. | Своеобразие древнерусской литературы | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9 |
1.2. | Особенности древнерусской литературы. Стили в древнерусской литературе | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9 |
1.3. | Владимир Мономах – писатель и герой литературы Киевской Руси | Практические | 1 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9 |
1.4. | «Повесть временных лет» как первая русская летопись | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9 |
1.5. | Агиография Киевской Руси | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9 |
1.6. | Ораторская проза Киевской Руси XI-XII вв. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9 |
1.7. | «Слово о полку Игореве» | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9 |
1.8. | «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9 |
1.9. | Литература периода феодального раздробленности и монголо-татарского нашествия (XIII- первая половина XV вв.) | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9 |
1.10. | Литература периода феодального раздробленности и монголо-татарского нашествия (XIII- первая половина XV вв.) | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9 |
1.11. | Литература XVII в. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9 |
1.12. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9 |
1.13. | Бытовые повести XVII века | Практические | 1 | 3 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9 |
1.14. | Сатирические повести XVII века | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9 |
1.15. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 1 | 50 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12 |
1.16. | Особенности литературного процесса XVIII века. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.5 |
1.17. | Сатиры А.Д. Кантемира | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.5 |
1.18. | Творчество В.К. Тредиаковского | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.5 |
1.19. | М.В. Ломоносов | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3 | Л1.5 |
1.20. | Поэтика жанра торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова (на примере «Оды Елизавете Петровне» 1747 г.). | Практические | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.5 |
1.21. | Творчество Г.Р. Державина | Лекции | 1 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.5 |
1.22. | Русский сентиментализм | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.5 |
1.23. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 1 | 55 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.5 |
Раздел 2. Литература первой трети XIX века | ||||||
2.1. | Основные предпосылки возникновения русской классической литературы. Русские литературные направления в начале века | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.2. | Литературное движение 1-ой четверти XIX в. | Лекции | 2 | 3 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.3. | В.А. Жуковский | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 | |
2.4. | Психологический романтизм В.А. Жуковского | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.5. | Гедонистический романтизм К.Н. Батюшкова | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.6. | К.Н. Батюшков | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.7. | Психологический и философский романтизм Е.А. Баратынского | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.8. | Е.А. Баратынский | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.9. | Гражданский романтизм К.Ф. Рылеева | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.10. | К.Ф. Рылеев | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.11. | Общая характеристика реализма как литературного направления. Реалистическая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.12. | А.С. Грибоедов. «Горе от ума» | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.13. | Лицейская лирика А.С. Пушкина. Петербургский период в творчестве Пушкина | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.14. | Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной ссылки | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.15. | Реалистическая лирика А.С. Пушкина периода Михайловской ссылки. Реалистическая последекабрьская лирика | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.16. | Южные романтические поэмы. Реалистические стихотворные повести | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.17. | «Кавказский пленник» А.С. Пушкина | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.18. | «Евгений Онегин» | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.19. | Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.20. | «Повести Белкина» Жанровые поиски Пушкина в прозе | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.21. | Лирика М.Ю. Лермонтова | Практические | 2 | 3 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.22. | Проза М.Ю. Лермонтова | Практические | 2 | 3 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.23. | Прозаические циклы Н.В.Гоголя | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.24. | «Ревизор». «Мертвые души» Н.В. Гоголя | Лекции | 2 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3 |
2.25. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 2 | 69 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3, Л1.10 |
Раздел 3. Литература второй трети XIX века | ||||||
3.1. | Развитие реализма в русской литературе середины XIX века | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.2. | Натуральная школа» в русской литературе 40 – х гг. XIX века | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.3. | Поэзия Ф.И. Тютчева | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.4. | Ф.И. Тютчев | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.5. | Поэзия А.А. Фета | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.6. | А.А. Фет | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.7. | Поэзия Н.А. Некрасова | Лекции | 3 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.8. | Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | Лекции | 3 | 3 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.9. | «Записки охотника» И.С. Тургенева | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.10. | И.С. Тургенев «Записки охотника» | Практические | 3 | 3 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.11. | «Рудин» И.С. Тургенева | Практические | 3 | 3 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.12. | «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.13. | И.С. Тургенев «Дворянское гнездо» | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.14. | «Накануне» И.С. Тургенева | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.15. | «Отцы и дети» И.С. Тургенева | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.16. | Последние романы И.С. Тургенева. Стихотворения в прозе | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.17. | «Обыкновенная история» И.А. Гончарова | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.18. | «Обломов» И.А. Гончарова | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.19. | И.А. Гончаров | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.20. | «Что делать?» Н.Г. Чернышевского | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.21. | Проза А.И. Герцена | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.22. | Драматургия А.Н. Островского | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.23. | Драматургия А.Н. Островского | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
3.24. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 3 | 105 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.10 |
Раздел 4. Литература третьей трети XIX века | ||||||
4.1. | Критический реализм как ведущий художественный метод в русской литературе 3/3 XIX века | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.13, Л1.6 |
4.2. | Творчество Л.Н. Толстого до «Войны и мира» | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6 |
4.3. | Роман – эпопея «Война имир» Л.Н. Толстого | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6 |
4.4. | «Анна Каренина» Л.Н. Толстого | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6 |
4.5. | Повести Л.Н. Толстого 80-90-х гг. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6 |
4.6. | «Воскресение» Л.Н. Толстого | Лекции | 4 | 2 | ||
4.7. | «Бедные люди» Ф.М. Достоевского | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.13 |
4.8. | «Записки из Мертвого дома» | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6 |
4.9. | «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6 |
4.10. | «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6 |
4.11. | Н.С. Лесков «Очарованный странник» | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6 |
4.12. | Проза В.М. Гаршина | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6 |
4.13. | Проза В.Г. Короленко | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6 |
4.14. | «Нравы Растеряевой улицы» Г.И. Успенского | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6 |
4.15. | «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6 |
4.16. | Повести и рассказы А.П. Чехова | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6 |
4.17. | Драматургия А.П. Чехова. "Три сестры" | Практические | 4 | 2 | ||
4.18. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 4 | 105 | Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6 | |
Раздел 5. Литература конца XIX - начала ХХ веков | ||||||
5.1. | Общая характеристика историко-литературного процесса | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.14, Л1.11, Л1.13 |
5.2. | Повесть Александра Куприна «Олеся» | Практические | 5 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.14, Л1.11, Л1.13 |
5.3. | Творчество А.М. Горького | Лекции | 5 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.14, Л1.11, Л1.13 |
5.4. | Творчество И.А. Бунина | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.14, Л1.11, Л1.13 |
5.5. | Проза и драматургия Л.Н. Андреева | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.14, Л1.11, Л1.13 |
5.6. | Общая характеристика русского декаданса (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А.М. Добролюбов и др.) | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.14, Л1.11, Л1.13 |
5.7. | Творчество Владимира Соловьева | Практические | 5 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.14, Л1.11, Л1.13 |
5.8. | Поэзия старших символистов (В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта) | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.14, Л1.11, Л1.13 |
5.9. | Роман Валерия Брюсова «Огненный ангел» | Практические | 5 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.14, Л1.11, Л1.13 |
5.10. | Роман Фёдора Сологуба «Мелкий бес» | Лекции | 5 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.14, Л1.11, Л1.13 |
5.11. | Творческий путь А.А. Блока | Лекции | 5 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.14, Л1.11, Л1.13 |
5.12. | Поэзия Александра Блока | Практические | 5 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.14, Л1.11, Л1.13 |
5.13. | Роман Андрея Белого «Петербург» | Практические | 5 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.3, Л1.14, Л1.11, Л1.13 |
5.14. | Акмеизм. Поэтическое творчество и утопическое жизнетворчество Н.С. Гумилёва | Лекции | 5 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.14, Л1.11, Л1.13 |
5.15. | Поэзия Николая Гумилёва | Лекции | 5 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.14, Л1.11, Л1.13 |
5.16. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 5 | 69 | ОПК-3, ОПК-4 | |
Раздел 6. | ||||||
6.1. | Будетлянство и футуризм | Лекции | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
6.2. | Заумь Велимира Хлебникова | Лекции | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
6.3. | Поэзия В.В. Маяковского | Лекции | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
6.4. | Поэзия В.В. Маяковского | Практические | 6 | 6 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
6.5. | Сборник стихотворений Осипа Мандельштама «Камень» ( 2изд., 1916) | Лекции | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
6.6. | Первые книги стихотворений Осипа Мандельштама («Камень», «Tristia») | Лекции | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
6.7. | Поэзия Анны Ахматовой | Лекции | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
6.8. | Поэзия Анны Ахматовой | Практические | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
6.9. | Поэзия Николая Гумилёва | Лекции | 6 | 6 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
6.10. | Поэзия Николая Гумилёва | Практические | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
6.11. | Акмеизм. Поэтическое творчество и утопическое жизнетворчество Н.С. Гумилёва | Практические | 6 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
6.12. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 6 | 105 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.4 |
Раздел 7. Литература 1920-30-х годов | ||||||
7.1. | Общая характеристика историко-литературного процесса | Лекции | 7 | 3 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.2. | Что такое социалистический реализм? | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.3. | Литературные группы 1920-х – начала 1930-х годов | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.4. | Роман Бориса Пильняка «Голый год» | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.5. | Роман Евгения Замятина «Мы» | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.6. | Рассказ Евгения Замятина «Мамай» | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.7. | Повесть Бориса Лавренева «Сорок первый» | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.8. | Поэзия В. Маяковского советского периода | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.9. | Драматургия В. Маяковского («Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня») | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.10. | Драматургия В. Маяковского («Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня») | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.11. | Поэма К. Чуковского «Мойдодыр» | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.12. | Фантастические повести М. Булгакова «Роковые яйца», «Собачье сердце» | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.13. | Драматургия М. Булгакова | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.14. | Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.15. | Драматургия М. Булгакова | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.16. | «Самоубийца» Н. Эрдмана | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.17. | Комедия Николая Эрдмана «Самоубийца» | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.18. | Роман Ю. Олеши «Зависть» | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.19. | Повесть А. Платонова «Котлован» | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.20. | Романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.21. | Роман А.Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.22. | Поэзия О. Мандельштама после «Камня» | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.23. | Поэзия Осипа Мандельштама | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.24. | Творчество Даниила Хармса | Практические | 7 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.25. | Ранний период творчества Н. Заболоцкого («Столбцы», «Торжество земледелия») | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.26. | Поэзия Н. Олейникова | Лекции | 7 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
7.27. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 7 | 73 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1, Л1.11 |
Раздел 8. Литература 1940-х годов - начала XXI века | ||||||
8.1. | Общественно-литературная ситуация 1940 – 1950-х гг. Творчество Б. Пастернака. "Доктор Живаго" | Лекции | 8 | 4 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11 |
8.2. | Литература "Оттепели" | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11 |
8.3. | М. Шолохов и А. Солженицын. Проблема "простого человека" | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11 |
8.4. | Социальное и экзистенциальное в «деревенской прозе» 1960 – 1970-х гг. Творчество В. Шукшина | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11 |
8.5. | Поэзия 1970 – 1980-х гг. Творчество И. Бродского | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11 |
8.6. | Поэзия Иосифа Бродского | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11 |
8.7. | Эпоха "застоя". Кризис поколения в драматургии А. Вампилова | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11 |
8.8. | Литературный процесс 1970-1980-х гг.: формирование новой художественной системы | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11 |
8.9. | Эпоха "перестройки". Судьба советской литературы и утверждение постмодернизма в качестве господствующего метода | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11 |
8.10. | Общая характеристика историко-литературного процесса конца XIX - начала ХХ вв | Лекции | 8 | 1 | Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11 | |
8.11. | Поэзия 1980-1990-х годов (Иван Жданов, Борис Гребенщиков, Дмитрий Александрович Пригов) | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л2.4, Л1.7, Л1.4, Л1.11 |
8.12. | Роман Виктора Ерофеева «Русская красавица» | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.4, Л1.11 |
8.13. | Рассказы Татьяны Толстой | Лекции | 8 | 3 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.4, Л1.11 |
8.14. | Образ А. Пушкина в произведениях современных авторов | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.4, Л1.11 |
8.15. | Роман Бориса Акунина «Турецкий гамбит» | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.11 |
8.16. | Борис Акунин. Роман «Турецкий гамбит» | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.11 |
8.17. | Роман Бориса Акунина «Алтын-толобас» | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.11 |
8.18. | Повесть Бориса Акунина «Дети Луны. Декадентский этюд» (роман-кино «Смерть на брудершафт». Фильма четвертая) | Практические | 8 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.11 |
8.19. | Роман Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.11 |
8.20. | Рассказ Виктора Пелевина «Святочный киберпанк». «Шлем ужаса» Виктора Пелевина | Практические | 8 | 2 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.11 |
8.21. | «Шлем ужаса» Виктора Пелевина | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.11 |
8.22. | Рассказ Виктора Пелевина «Кормление крокодила Хуфу» | Лекции | 8 | 3 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.11 |
8.23. | Роман Анатолия Брусникина «Девятный Спас» | Лекции | 8 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.11 |
8.24. | Роман Анны Борисовой «Креативщик» | Лекции | 8 | 3 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.11 |
8.25. | Современная женская поэзия | Лекции | 8 | 3 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.11 |
8.26. | Современная женская поэзия (Вера Павлова, Вера Полозкова, Наталья Николенкова) | Практические | 8 | 1 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.11 |
8.27. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 8 | 39 | ОПК-3, ОПК-4 | Л1.7, Л1.11 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. прикрепленный файл в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. прикрепленный файл |
Приложения |
Приложение 1.
новый фос история рл.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. Л. Крючкова | Русская литература (первая половина ХХ в.): учеб. пособие для студентов междунар. фак. | Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009 | |
Л1.2 | Травников С.Н. | История русской литературы. Древнерусская литература : учеб. пособие | М. : Дрофа, 2007 | |
Л1.3 | Минералов Ю.И. | ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1800-1830-Е ГОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. | Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы. Т. 1. : | М.: Academia, 2003 | |
Л1.5 | под ред. Г.А. Гуковского, В.А. Десницкого | История русской литературы. Том 3: Литература XVIII века. Часть I.//ЭБС «Университетская библиотека online»: | М.: Директ-Медиа, 2010 | biblioclub.ru |
Л1.6 | Минералов Ю.И., Минералова И.Г. | ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1870-1890-Е ГОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.7 | С. И. Тимина, М. А. Левченко, М. В. Смирнова | Русская литература ХХ – начала XXI века: практикум | М.: Академия, 2011 | |
Л1.8 | Кусков В.В. | История древнерусской литературы// ЭБС «Университетская библиотека online»: учебник | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/FC3D6DB5-110F-4A11-BF39-35A13AF4835D. |
Л1.9 | Травников С.Н., Ольшевская Л.А. | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.10 | Минералов Ю.И. | ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1840-1860-Е ГОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.11 | Минералов Ю. И. | История русской литературы XIX века (40-60-е годы): Учеб. пособие для вузов | М. : Высш. шк., , 2003 | |
Л1.12 | Травников С.Н., Ольшевская Л.А., Июльская Е.Г. | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ХРЕСТОМАТИЕЙ НА САЙТЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.13 | Соколов А.Г. | История русской литературы конца XIX – начала XX веков: учебник // ЭБС «Университетская библиотека online». | М.: Юрайт, 2012 | |
Л1.14 | Г. Ч. Павловская | Русская литература Серебряного века: пособие для студентов Ин-та журналистики БГУ | Минск: БГУ, 2009 | |
Л1.15 | под ред. С. И. Тиминой | Русская литература ХХ века: учеб. пособие для высш. проф. образования | М.: Академия, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н.М. Фортунатов, М.Г. Уртминцева, И.С. Юхнова; | История русской литературы XIX века: учеб. пособие | М.: Высшая школа,, 2008. | |
Л2.2 | Минералов, Ю.И. | История русской литературы XIX века: 1800 – 1830 годы: учеб. пособие для вузов / Ю.И. Минералов. : учеб. пособие для вузов | М.: Высшая школа, , 2007. | |
Л2.3 | Минералова И.Г. | Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма: учеб. пособие | М.: Флинта, 2008 | |
Л2.4 | Кременцов Л.П. | Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты: учеб. пособие | М.: Флинта, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История русской литературы (1/3) | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | История русской литературы (3/3) | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | История древнерусской литературы и литературы XVIII века | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | История русской литературы 2/3 XIX века | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | История русской литературы (семестр 1-8) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс представляет собой начальный этап развития великой русской литературы и показывает, как в ней зарождаются и оформляются проблемы, темы, мотивы, во многом определившее ее своеобразие. Для студента-первокурсника с курса древней русской литературы и литературы 18 столетия начинается изучение истории русской литературы как науки, знакомство с системой нравственных, морально-этических, эстетических представлений, которые станут общими для всего историко-литературного процесса. Освоение курса средневековой литературы и литературы XVIII века для первокурсника представляет значительную сложность по причине историко-культурного направленности дисциплины и необходимостью для успешного овладения дисциплиной основательного знакомства студента с русской историей, культурой, христианской традицией, историей европейской литературы и философии. Кроме того, тесты древнерусской словесности и художественные тексты литературы ХVIII века нельзя воспринимать в системе привычных критериев художественности, свойственных школьным курсам литературы XIX-XX вв. Необходимость осмысления сложной природы художественного текста на фоне русского общественно-исторического процесса и национальных культурных традиций, а также наличие авторов, «размывающих» границы ведущего художественного метода и направления, делают изучение данной дисциплины достаточно сложным для студентов 1 курса. Помочь студентам справиться с этими трудностями призваны практические занятия, которые проводятся в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений и предполагает самостоятельное знакомство как с академическими, так и с современными научными концепциями по древнерусской литературе и литературе ХVIII столетия. Учебным планом на практические занятия отводится 16 часов. Темы занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой. Общая цель проведения занятий – рассмотрение наиболее сложных и спорных проблем современной науки, формирование у студентов умения анализировать художественный текст данного историко-литературного периода, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию. Форма итогового контроля – экзамен. Работа с рекомендуемой литературой Прежде чем приступить к изучению литературы, указанной в списках, необходимо познакомиться с содержанием соответствующих глав рекомендованных учебников и учебных пособий по курсу. Если тема предполагает привлечение теоретико-литературного материала, рекомендуется обратиться к пособиям по теории литературы, введению в литературоведение, словарям, энциклопедиям, справочникам. Работая с учебными пособиями или практической литературой, научными исследованиями, студент должен творчески осмысливать материал, проявлять максимум самостоятельности. Начиная работу с литературой по определенной теме или разделу курса, следует определить для себя очередность ознакомления с научными источниками, в порядке их авторитетности или приоритетности с точки зрения изучаемой проблематики. Рекомендуется четко фиксировать в рабочих тетрадях выходные данные источников, делая выписки, обязательно указывать страницы цитируемых фрагментов. Выходные данные книг необходимо указывать в полном формате, в соответствии с современными требованиями к оформлению литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания, страницы; в сборниках, словарях, энциклопедиях, хрестоматиях и т.п. отмечаются имена редакторов или составителей). Если цитируется статья, указывается автор, название статьи, далее – сборник, журнал или газета, где она опубликована, год, для сборника – том, выпуск, серия, для журнала – номер, для газеты – дата. При конспектировании рекомендованных источников работу следует начать с внимательного чтения текста, одновременно отмечая наиболее важные его фрагменты и тезисы. Рекомендуется составить развернутый тезисный план работы, на основе которого будет оформлен окончательный текст конспекта. В самом конспекте также следует выделить основные разделы плана, центральные тезисы, выводы; возможны, а иногда необходимы, пометки творческого, оценочного характера, отражающие отношение студента к излагаемому материалу, заметки сопоставительного характера и т.д. Грамотно сделанный конспект должен быть полноценным рабочим инструментарием в подготовке к практическому занятию, экзамену. Требования к экзамену по Истории русской литературы Литературоведческий анализ текста Известно, что чтение – процесс активный, напряженный, включающий в себя, по мнению многих исследователей, несколько этапов: первичное восприятие на уровне сюжетных перипетий, перечня событий, обнажения темы; повторное чтение установит связь заголовка с текстом, проявит функции отдельных компонентов композиции в развитии идеи; углубленное чтение предполагает постижение многослойного содержания художественного произведения, включает читателя в процесс непрестанного смыслопорождения. Чтение для филолога – начало профессиональной работы. Филолог вчитывается в текст, а не скользит рассеянным взором по его поверхности. Текст как объект гуманитарного исследования многоаспектен. Значит, его нужно уметь прочитать. А прочитать, значит понять произведение. Подход по принципу «нравится» - «не нравится» недопустим для профессионала. Любовь к произведению или к творчеству того или иного писателя в целом зависит от глубины проникновения в текст, от уровня читательского развития. В процессе чтения должен состояться диалог «автор – читатель», в котором действующие лица – читатель-филолог, владеющий навыками целостного восприятия художественной (или документальной) системы текста, и автор, его художественное «я» (или его позиция в документальном тексте) (См. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. – М.: Флинта, 2000. – 152 с. – С. 76, 79.). Литературоведческий анализ художественного произведения древнерусской литературы предполагает освещение следующих вопросов: 1. Текст и исторический контекст. 2. Текст и стиль эпохи. 3. Жанровое своеобразие произведения. Назначение произведения, соответствие запросам времени. 4. Идея и концепция содержания. Текст и религиозное мировоззрение (обращение к Библии и другим книгам Священного Писания в произведении). 5. Композиция, сюжет. 6. Проблематика произведения. 7. Характеристика героев. 8. Мотивный комплекс. 9. Образная система произведения. Символика. 10. Художественные приемы (изобразительно-выразительные средства языка). Речевой строй произведения. 11. Связь с фольклором (фольклорная традиция, фольклорная поэтика). 12. Проявление личностного начала. Своеобразие выражения авторской позиции (в произведениях литературы XVII века). *Освещение вопросов невозможно без вдумчивого чтения текстов литературы, предполагается обязательная на них опора: ответ находим прежде всего в тексте произведения, а не в учебнике. Критерии оценки экзаменационного ответа по дисциплине При оценке знаний, умений и навыков студента преподаватель руководствуется следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. I. Оценка «отлично» ставится, если студент: а) обстоятельно, с достаточной полнотой излагает литературоведческий материал; б) дает правильные определения литературоведческим понятиям; в) обладает необходимыми навыками литературоведческого анализа; г) обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; д) умеет использовать в процессе ответа критическую литературу; обладает навыками чтения наизусть; е) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. II. Оценка «хорошо» ставится, если студент дает ответ удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки в изложении материала, недостаточно знает критическую литературу, владеет навыками чтения наизусть, самостоятельно поправляет ошибки и погрешности в изложении материала после замечаний экзаменатора. III. Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений экзаменационной темы, но: а) излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в характеристике историко-литературного процесса; б) слабо владеет навыками литературоведческого анализа; в) недостаточно знает критическую литературу; г) не в полной мере обладает навыками чтения наизусть; д) излагает экзаменационный материал недостаточно последовательно, допускает ошибки в языковом оформлении материала. Главная особенность ответа, оцененного на «удовлетворительно», заключается в том, что студент знает и понимает главное в экзаменационном материале таким образом, что недостатки в его подготовке позволят ему успешно овладеть необходимыми знаниями в последующем. IV. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает грубые ошибки в изложении сведений по развитию историко-литературного процесса, не владеет навыками литературоведческого анализа, не знает критической литературы и не умеет использовать ее в процессе анализа художественного произведения, не знает текстов и не способен их выразительно читать наизусть, делает грубые речевые ошибки во время ответа на экзамене. Оценка «неудовлетворительно» фиксирует такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием для успешного овладения им последующим материалом. Для успешной сдачи экзамена по изучаемому курсу студенту рекомендуется: 1) прочитать и хорошо знать содержание художественных произведений, вхо¬дящих в список текстов для обязательного чтения; 2) усвоить материалы лекций и практических занятий; законспектировать их основное содержа¬ние; дополнить знания, полученные на учебных занятиях, материалами реко-мендованных учебников, учебных пособий, научных трудов; 3) уметь само¬стоятельно анализировать художественные тексты, составить и сформулиро¬вать собственное мнение об изучаемых проблемах; 4) сделать конспекты ли¬тературоведческих работ, названных в перечне источников для конспектирования; 5) активно работать на практических занятиях, семинарах, коллоквиумах, выполнить необходимые письменные работы. |