МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История русской литературы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость35 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-2020
Часов по учебному плану 1260
в том числе:
аудиторные занятия 374
самостоятельная работа 670
контроль 216
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 18,5 18 19 17,5 19 15 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 240 240
Практические 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 14 14 12 12 134 134
Сам. работа 105 105 69 69 105 105 105 105 69 69 105 105 73 73 39 39 670 670
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 27 216 216
Итого 180 180 144 144 180 180 180 180 144 144 180 180 144 144 108 108 1260 1260

Программу составил(и):
д.ф.н., проф., м.п. гребнева;д.ф.н., Проф., в.в. десятов

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История русской литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 947)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2021 г. № 19
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
и.о. Чернышова Татьяна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 11.06.2021 г. № 19
Заведующий кафедрой и.о. Чернышова Татьяна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представления об эстетическом, художественном своеобразии русской литературы, формах ее исторического развития;
знакомство с особенностями историко-культурного и историко-литературного процесса;
понимание сложного характера взаимодействия «своего» и «чужого» в литературном процессе;
знакомство с системой жанров русской литературы, понимание взаимоотношений человека и мира, человека и Бога, формирование у студентов представления об универсальных стилях и художественном методе;
знакомство с эстетикой и поэтикой каждого из литературных направлений, выявивление типологических черт и национального своеобразия;
формирование умения определить в творческом наследии авторов жанры, наиболее ярко выражающие творческую индивидуальность писателя и проследить их развитие в литературном процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов
ОПК-4 владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные периоды в развитии русской литературы, основные направления, жанры, дискурсы, стили.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявить общие закономерности развития разных этапов русской литературы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками филологического анализа, применяя знания по курсу в самостоятельных исследованиях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Древнерусская литература и литература XVIII века
1.1. Своеобразие древнерусской литературы Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9
1.2. Особенности древнерусской литературы. Стили в древнерусской литературе Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9
1.3. Владимир Мономах – писатель и герой литературы Киевской Руси Практические 1 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9
1.4. «Повесть временных лет» как первая русская летопись Лекции 1 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9
1.5. Агиография Киевской Руси Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9
1.6. Ораторская проза Киевской Руси XI-XII вв. Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9
1.7. «Слово о полку Игореве» Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9
1.8. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9
1.9. Литература периода феодального раздробленности и монголо-татарского нашествия (XIII- первая половина XV вв.) Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9
1.10. Литература периода феодального раздробленности и монголо-татарского нашествия (XIII- первая половина XV вв.) Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9
1.11. Литература XVII в. Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9
1.12. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9
1.13. Бытовые повести XVII века Практические 1 3 ОПК-3, ОПК-4 Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9
1.14. Сатирические повести XVII века Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12, Л1.9
1.15. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 50 ОПК-3, ОПК-4 Л1.8, Л1.2, Л1.11, Л1.12
1.16. Особенности литературного процесса XVIII века. Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
1.17. Сатиры А.Д. Кантемира Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
1.18. Творчество В.К. Тредиаковского Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
1.19. М.В. Ломоносов Лекции 1 4 ОПК-3 Л1.5
1.20. Поэтика жанра торжественной оды в творчестве М.В. Ломоносова (на примере «Оды Елизавете Петровне» 1747 г.). Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
1.21. Творчество Г.Р. Державина Лекции 1 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
1.22. Русский сентиментализм Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
1.23. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 55 ОПК-3, ОПК-4 Л1.5
Раздел 2. Литература первой трети XIX века
2.1. Основные предпосылки возникновения русской классической литературы. Русские литературные направления в начале века Лекции 2 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.2. Литературное движение 1-ой четверти XIX в. Лекции 2 3 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.3. В.А. Жуковский Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.4. Психологический романтизм В.А. Жуковского Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.5. Гедонистический романтизм К.Н. Батюшкова Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.6. К.Н. Батюшков Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.7. Психологический и философский романтизм Е.А. Баратынского Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.8. Е.А. Баратынский Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.9. Гражданский романтизм К.Ф. Рылеева Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.10. К.Ф. Рылеев Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.11. Общая характеристика реализма как литературного направления. Реалистическая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.12. А.С. Грибоедов. «Горе от ума» Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.13. Лицейская лирика А.С. Пушкина. Петербургский период в творчестве Пушкина Лекции 2 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.14. Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной ссылки Лекции 2 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.15. Реалистическая лирика А.С. Пушкина периода Михайловской ссылки. Реалистическая последекабрьская лирика Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.16. Южные романтические поэмы. Реалистические стихотворные повести Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.17. «Кавказский пленник» А.С. Пушкина Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.18. «Евгений Онегин» Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.19. Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.20. «Повести Белкина» Жанровые поиски Пушкина в прозе Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.21. Лирика М.Ю. Лермонтова Практические 2 3 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.22. Проза М.Ю. Лермонтова Практические 2 3 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.23. Прозаические циклы Н.В.Гоголя Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.24. «Ревизор». «Мертвые души» Н.В. Гоголя Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3
2.25. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 69 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.3, Л1.10
Раздел 3. Литература второй трети XIX века
3.1. Развитие реализма в русской литературе середины XIX века Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.2. Натуральная школа» в русской литературе 40 – х гг. XIX века Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.3. Поэзия Ф.И. Тютчева Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.4. Ф.И. Тютчев Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.5. Поэзия А.А. Фета Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.6. А.А. Фет Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.7. Поэзия Н.А. Некрасова Лекции 3 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.8. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Лекции 3 3 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.9. «Записки охотника» И.С. Тургенева Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.10. И.С. Тургенев «Записки охотника» Практические 3 3 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.11. «Рудин» И.С. Тургенева Практические 3 3 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.12. «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.13. И.С. Тургенев «Дворянское гнездо» Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.14. «Накануне» И.С. Тургенева Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.15. «Отцы и дети» И.С. Тургенева Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.16. Последние романы И.С. Тургенева. Стихотворения в прозе Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.17. «Обыкновенная история» И.А. Гончарова Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.18. «Обломов» И.А. Гончарова Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.19. И.А. Гончаров Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.20. «Что делать?» Н.Г. Чернышевского Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.21. Проза А.И. Герцена Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.22. Драматургия А.Н. Островского Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.23. Драматургия А.Н. Островского Практические 3 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
3.24. Внеаудиторное чтение Сам. работа 3 105 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.10
Раздел 4. Литература третьей трети XIX века
4.1. Критический реализм как ведущий художественный метод в русской литературе 3/3 XIX века Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.11, Л1.13, Л1.6
4.2. Творчество Л.Н. Толстого до «Войны и мира» Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6
4.3. Роман – эпопея «Война имир» Л.Н. Толстого Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6
4.4. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6
4.5. Повести Л.Н. Толстого 80-90-х гг. Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6
4.6. «Воскресение» Л.Н. Толстого Лекции 4 2
4.7. «Бедные люди» Ф.М. Достоевского Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.13
4.8. «Записки из Мертвого дома» Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6
4.9. «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6
4.10. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Лекции 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6
4.11. Н.С. Лесков «Очарованный странник» Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6
4.12. Проза В.М. Гаршина Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6
4.13. Проза В.Г. Короленко Практические 4 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6
4.14. «Нравы Растеряевой улицы» Г.И. Успенского Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6
4.15. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6
4.16. Повести и рассказы А.П. Чехова Практические 4 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6
4.17. Драматургия А.П. Чехова. "Три сестры" Практические 4 2
4.18. Внеаудиторное чтение Сам. работа 4 105 Л2.1, Л1.11, Л1.13, Л1.6
Раздел 5. Литература конца XIX - начала ХХ веков
5.1. Общая характеристика историко-литературного процесса Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.14, Л1.11, Л1.13
5.2. Повесть Александра Куприна «Олеся» Практические 5 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.14, Л1.11, Л1.13
5.3. Творчество А.М. Горького Лекции 5 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.14, Л1.11, Л1.13
5.4. Творчество И.А. Бунина Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.14, Л1.11, Л1.13
5.5. Проза и драматургия Л.Н. Андреева Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.14, Л1.11, Л1.13
5.6. Общая характеристика русского декаданса (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А.М. Добролюбов и др.) Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.14, Л1.11, Л1.13
5.7. Творчество Владимира Соловьева Практические 5 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л1.14, Л1.11, Л1.13
5.8. Поэзия старших символистов (В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта) Лекции 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л1.14, Л1.11, Л1.13
5.9. Роман Валерия Брюсова «Огненный ангел» Практические 5 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л1.14, Л1.11, Л1.13
5.10. Роман Фёдора Сологуба «Мелкий бес» Лекции 5 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л1.14, Л1.11, Л1.13
5.11. Творческий путь А.А. Блока Лекции 5 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л1.14, Л1.11, Л1.13
5.12. Поэзия Александра Блока Практические 5 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л1.14, Л1.11, Л1.13
5.13. Роман Андрея Белого «Петербург» Практические 5 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л1.14, Л1.11, Л1.13
5.14. Акмеизм. Поэтическое творчество и утопическое жизнетворчество Н.С. Гумилёва Лекции 5 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.14, Л1.11, Л1.13
5.15. Поэзия Николая Гумилёва Лекции 5 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.14, Л1.11, Л1.13
5.16. Внеаудиторное чтение Сам. работа 5 69 ОПК-3, ОПК-4
Раздел 6.
6.1. Будетлянство и футуризм Лекции 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
6.2. Заумь Велимира Хлебникова Лекции 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
6.3. Поэзия В.В. Маяковского Лекции 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
6.4. Поэзия В.В. Маяковского Практические 6 6 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
6.5. Сборник стихотворений Осипа Мандельштама «Камень» ( 2изд., 1916) Лекции 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
6.6. Первые книги стихотворений Осипа Мандельштама («Камень», «Tristia») Лекции 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
6.7. Поэзия Анны Ахматовой Лекции 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
6.8. Поэзия Анны Ахматовой Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
6.9. Поэзия Николая Гумилёва Лекции 6 6 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
6.10. Поэзия Николая Гумилёва Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
6.11. Акмеизм. Поэтическое творчество и утопическое жизнетворчество Н.С. Гумилёва Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
6.12. Внеаудиторное чтение Сам. работа 6 105 ОПК-3, ОПК-4 Л1.4
Раздел 7. Литература 1920-30-х годов
7.1. Общая характеристика историко-литературного процесса Лекции 7 3 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.2. Что такое социалистический реализм? Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.3. Литературные группы 1920-х – начала 1930-х годов Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.4. Роман Бориса Пильняка «Голый год» Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.5. Роман Евгения Замятина «Мы» Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.6. Рассказ Евгения Замятина «Мамай» Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.7. Повесть Бориса Лавренева «Сорок первый» Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.8. Поэзия В. Маяковского советского периода Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.9. Драматургия В. Маяковского («Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня») Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.10. Драматургия В. Маяковского («Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня») Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.11. Поэма К. Чуковского «Мойдодыр» Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.12. Фантастические повести М. Булгакова «Роковые яйца», «Собачье сердце» Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.13. Драматургия М. Булгакова Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.14. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.15. Драматургия М. Булгакова Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.16. «Самоубийца» Н. Эрдмана Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.17. Комедия Николая Эрдмана «Самоубийца» Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.18. Роман Ю. Олеши «Зависть» Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.19. Повесть А. Платонова «Котлован» Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.20. Романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.21. Роман А.Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.22. Поэзия О. Мандельштама после «Камня» Лекции 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.23. Поэзия Осипа Мандельштама Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.24. Творчество Даниила Хармса Практические 7 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.25. Ранний период творчества Н. Заболоцкого («Столбцы», «Торжество земледелия») Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.26. Поэзия Н. Олейникова Лекции 7 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
7.27. Внеаудиторное чтение Сам. работа 7 73 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.11
Раздел 8. Литература 1940-х годов - начала XXI века
8.1. Общественно-литературная ситуация 1940 – 1950-х гг. Творчество Б. Пастернака. "Доктор Живаго" Лекции 8 4 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11
8.2. Литература "Оттепели" Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11
8.3. М. Шолохов и А. Солженицын. Проблема "простого человека" Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11
8.4. Социальное и экзистенциальное в «деревенской прозе» 1960 – 1970-х гг. Творчество В. Шукшина Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11
8.5. Поэзия 1970 – 1980-х гг. Творчество И. Бродского Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11
8.6. Поэзия Иосифа Бродского Практические 8 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11
8.7. Эпоха "застоя". Кризис поколения в драматургии А. Вампилова Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11
8.8. Литературный процесс 1970-1980-х гг.: формирование новой художественной системы Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11
8.9. Эпоха "перестройки". Судьба советской литературы и утверждение постмодернизма в качестве господствующего метода Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11
8.10. Общая характеристика историко-литературного процесса конца XIX - начала ХХ вв Лекции 8 1 Л2.4, Л1.15, Л1.4, Л1.11
8.11. Поэзия 1980-1990-х годов (Иван Жданов, Борис Гребенщиков, Дмитрий Александрович Пригов) Практические 8 2 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.7, Л1.4, Л1.11
8.12. Роман Виктора Ерофеева «Русская красавица» Практические 8 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.4, Л1.11
8.13. Рассказы Татьяны Толстой Лекции 8 3 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.4, Л1.11
8.14. Образ А. Пушкина в произведениях современных авторов Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.4, Л1.11
8.15. Роман Бориса Акунина «Турецкий гамбит» Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.11
8.16. Борис Акунин. Роман «Турецкий гамбит» Практические 8 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.11
8.17. Роман Бориса Акунина «Алтын-толобас» Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.11
8.18. Повесть Бориса Акунина «Дети Луны. Декадентский этюд» (роман-кино «Смерть на брудершафт». Фильма четвертая) Практические 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.11
8.19. Роман Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.11
8.20. Рассказ Виктора Пелевина «Святочный киберпанк». «Шлем ужаса» Виктора Пелевина Практические 8 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.11
8.21. «Шлем ужаса» Виктора Пелевина Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.11
8.22. Рассказ Виктора Пелевина «Кормление крокодила Хуфу» Лекции 8 3 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.11
8.23. Роман Анатолия Брусникина «Девятный Спас» Лекции 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.11
8.24. Роман Анны Борисовой «Креативщик» Лекции 8 3 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.11
8.25. Современная женская поэзия Лекции 8 3 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.11
8.26. Современная женская поэзия (Вера Павлова, Вера Полозкова, Наталья Николенкова) Практические 8 1 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.11
8.27. Внеаудиторное чтение Сам. работа 8 39 ОПК-3, ОПК-4 Л1.7, Л1.11

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. прикрепленный файл в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. прикрепленный файл
Приложения
Приложение 1.   новый фос история рл.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. Л. Крючкова Русская литература (первая половина ХХ в.): учеб. пособие для студентов междунар. фак. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009
Л1.2 Травников С.Н. История русской литературы. Древнерусская литература : учеб. пособие М. : Дрофа, 2007
Л1.3 Минералов Ю.И. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1800-1830-Е ГОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы. Т. 1. : М.: Academia, 2003
Л1.5 под ред. Г.А. Гуковского, В.А. Десницкого История русской литературы. Том 3: Литература XVIII века. Часть I.//ЭБС «Университетская библиотека online»: М.: Директ-Медиа, 2010 biblioclub.ru
Л1.6 Минералов Ю.И., Минералова И.Г. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1870-1890-Е ГОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.7 С. И. Тимина, М. А. Левченко, М. В. Смирнова Русская литература ХХ – начала XXI века: практикум М.: Академия, 2011
Л1.8 Кусков В.В. История древнерусской литературы// ЭБС «Университетская библиотека online»: учебник М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FC3D6DB5-110F-4A11-BF39-35A13AF4835D.
Л1.9 Травников С.Н., Ольшевская Л.А. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.10 Минералов Ю.И. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1840-1860-Е ГОДЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.11 Минералов Ю. И. История русской литературы XIX века (40-60-е годы): Учеб. пособие для вузов М. : Высш. шк., , 2003
Л1.12 Травников С.Н., Ольшевская Л.А., Июльская Е.Г. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ХРЕСТОМАТИЕЙ НА САЙТЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.13 Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX веков: учебник // ЭБС «Университетская библиотека online». М.: Юрайт, 2012
Л1.14 Г. Ч. Павловская Русская литература Серебряного века: пособие для студентов Ин-та журналистики БГУ Минск: БГУ, 2009
Л1.15 под ред. С. И. Тиминой Русская литература ХХ века: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.М. Фортунатов, М.Г. Уртминцева, И.С. Юхнова; История русской литературы XIX века: учеб. пособие М.: Высшая школа,, 2008.
Л2.2 Минералов, Ю.И. История русской литературы XIX века: 1800 – 1830 годы: учеб. пособие для вузов / Ю.И. Минералов. : учеб. пособие для вузов М.: Высшая школа, , 2007.
Л2.3 Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма: учеб. пособие М.: Флинта, 2008
Л2.4 Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты: учеб. пособие М.: Флинта, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История русской литературы (1/3) portal.edu.asu.ru
Э2 История русской литературы (3/3) portal.edu.asu.ru
Э3 История древнерусской литературы и литературы XVIII века portal.edu.asu.ru
Э4 История русской литературы 2/3 XIX века portal.edu.asu.ru
Э5 История русской литературы (семестр 1-8) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс представляет собой начальный этап развития великой русской литературы и показывает, как в ней зарождаются и оформляются проблемы, темы, мотивы, во многом определившее ее своеобразие. Для студента-первокурсника с курса древней русской литературы и литературы 18 столетия начинается изучение истории русской литературы как науки, знакомство с системой нравственных, морально-этических, эстетических представлений, которые станут общими для всего историко-литературного процесса. Освоение курса средневековой литературы и литературы XVIII века для первокурсника представляет значительную сложность по причине историко-культурного направленности дисциплины и необходимостью для успешного овладения дисциплиной основательного знакомства студента с русской историей, культурой, христианской традицией, историей европейской литературы и философии. Кроме того, тесты древнерусской словесности и художественные тексты литературы ХVIII века нельзя воспринимать в системе привычных критериев художественности, свойственных школьным курсам литературы XIX-XX вв. Необходимость осмысления сложной природы художественного текста на фоне русского общественно-исторического процесса и национальных культурных традиций, а также наличие авторов, «размывающих» границы ведущего художественного метода и направления, делают изучение данной дисциплины достаточно сложным для студентов 1 курса. Помочь студентам справиться с этими трудностями призваны практические занятия, которые проводятся в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений и предполагает самостоятельное знакомство как с академическими, так и с современными научными концепциями по древнерусской литературе и литературе ХVIII столетия.
Учебным планом на практические занятия отводится 16 часов. Темы занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с программой. Общая цель проведения занятий – рассмотрение наиболее сложных и спорных проблем современной науки, формирование у студентов умения анализировать художественный текст данного историко-литературного периода, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
Форма итогового контроля – экзамен.

Работа с рекомендуемой литературой
Прежде чем приступить к изучению литературы, указанной в списках, необходимо познакомиться с содержанием соответствующих глав рекомендованных учебников и учебных пособий по курсу. Если тема предполагает привлечение теоретико-литературного материала, рекомендуется обратиться к пособиям по теории литературы, введению в литературоведение, словарям, энциклопедиям, справочникам.
Работая с учебными пособиями или практической литературой, научными исследованиями, студент должен творчески осмысливать материал, проявлять максимум самостоятельности.
Начиная работу с литературой по определенной теме или разделу курса, следует определить для себя очередность ознакомления с научными источниками, в порядке их авторитетности или приоритетности с точки зрения изучаемой проблематики. Рекомендуется четко фиксировать в рабочих тетрадях выходные данные источников, делая выписки, обязательно указывать страницы цитируемых фрагментов. Выходные данные книг необходимо указывать в полном формате, в соответствии с современными требованиями к оформлению литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания, страницы; в сборниках, словарях, энциклопедиях, хрестоматиях и т.п. отмечаются имена редакторов или составителей). Если цитируется статья, указывается автор, название статьи, далее – сборник, журнал или газета, где она опубликована, год, для сборника – том, выпуск, серия, для журнала – номер, для газеты – дата.
При конспектировании рекомендованных источников работу следует начать с внимательного чтения текста, одновременно отмечая наиболее важные его фрагменты и тезисы. Рекомендуется составить развернутый тезисный план работы, на основе которого будет оформлен окончательный текст конспекта. В самом конспекте также следует выделить основные разделы плана, центральные тезисы, выводы; возможны, а иногда необходимы, пометки творческого, оценочного характера, отражающие отношение студента к излагаемому материалу, заметки сопоставительного характера и т.д. Грамотно сделанный конспект должен быть полноценным рабочим инструментарием в подготовке к практическому занятию, экзамену.

Требования к экзамену по Истории русской литературы
Литературоведческий анализ текста

Известно, что чтение – процесс активный, напряженный, включающий в себя, по мнению многих исследователей, несколько этапов: первичное восприятие на уровне сюжетных перипетий, перечня событий, обнажения темы; повторное чтение установит связь заголовка с текстом, проявит функции отдельных компонентов композиции в развитии идеи; углубленное чтение предполагает постижение многослойного содержания художественного произведения, включает читателя в процесс непрестанного смыслопорождения.
Чтение для филолога – начало профессиональной работы. Филолог вчитывается в текст, а не скользит рассеянным взором по его поверхности.
Текст как объект гуманитарного исследования многоаспектен. Значит, его нужно уметь прочитать. А прочитать, значит понять произведение.
Подход по принципу «нравится» - «не нравится» недопустим для профессионала. Любовь к произведению или к творчеству того или иного писателя в целом зависит от глубины проникновения в текст, от уровня читательского развития.
В процессе чтения должен состояться диалог «автор – читатель», в котором действующие лица – читатель-филолог, владеющий навыками целостного восприятия художественной (или документальной) системы текста, и автор, его художественное «я» (или его позиция в документальном тексте) (См. Кайда Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. – М.: Флинта, 2000. – 152 с. – С. 76, 79.).
Литературоведческий анализ художественного произведения древнерусской литературы предполагает освещение следующих вопросов:
1. Текст и исторический контекст.
2. Текст и стиль эпохи.
3. Жанровое своеобразие произведения. Назначение произведения, соответствие запросам времени.
4. Идея и концепция содержания. Текст и религиозное мировоззрение (обращение к Библии и другим книгам Священного Писания в произведении).
5. Композиция, сюжет.
6. Проблематика произведения.
7. Характеристика героев.
8. Мотивный комплекс.
9. Образная система произведения. Символика.
10. Художественные приемы (изобразительно-выразительные средства языка). Речевой строй произведения.
11. Связь с фольклором (фольклорная традиция, фольклорная поэтика).
12. Проявление личностного начала. Своеобразие выражения авторской позиции (в произведениях литературы XVII века).

*Освещение вопросов невозможно без вдумчивого чтения текстов литературы, предполагается обязательная на них опора: ответ находим прежде всего в тексте произведения, а не в учебнике.

Критерии оценки экзаменационного ответа по дисциплине
При оценке знаний, умений и навыков студента преподаватель руководствуется следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
I. Оценка «отлично» ставится, если студент:
а) обстоятельно, с достаточной полнотой излагает литературоведческий материал;
б) дает правильные определения литературоведческим понятиям;
в) обладает необходимыми навыками литературоведческого анализа;
г) обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
д) умеет использовать в процессе ответа критическую литературу; обладает навыками чтения наизусть;
е) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
II. Оценка «хорошо» ставится, если студент дает ответ удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки в изложении материала, недостаточно знает критическую литературу, владеет навыками чтения наизусть, самостоятельно поправляет ошибки и погрешности в изложении материала после замечаний экзаменатора.
III. Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений экзаменационной темы, но: а) излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в характеристике историко-литературного процесса; б) слабо владеет навыками литературоведческого анализа; в) недостаточно знает критическую литературу; г) не в полной мере обладает навыками чтения наизусть; д) излагает экзаменационный материал недостаточно последовательно, допускает ошибки в языковом оформлении материала.
Главная особенность ответа, оцененного на «удовлетворительно», заключается в том, что студент знает и понимает главное в экзаменационном материале таким образом, что недостатки в его подготовке позволят ему успешно овладеть необходимыми знаниями в последующем.
IV. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает грубые ошибки в изложении сведений по развитию историко-литературного процесса, не владеет навыками литературоведческого анализа, не знает критической литературы и не умеет использовать ее в процессе анализа художественного произведения, не знает текстов и не способен их выразительно читать наизусть, делает грубые речевые ошибки во время ответа на экзамене.
Оценка «неудовлетворительно» фиксирует такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием для успешного овладения им последующим материалом.


Для успешной сдачи экзамена по изучаемому курсу студенту рекомендуется: 1) прочитать и хорошо знать содержание художественных произведений, вхо¬дящих в список текстов для обязательного чтения; 2) усвоить материалы лекций и практических занятий; законспектировать их основное содержа¬ние; дополнить знания, полученные на учебных занятиях, материалами реко-мендованных учебников, учебных пособий, научных трудов; 3) уметь само¬стоятельно анализировать художественные тексты, составить и сформулиро¬вать собственное мнение об изучаемых проблемах; 4) сделать конспекты ли¬тературоведческих работ, названных в перечне источников для конспектирования; 5) активно работать на практических занятиях, семинарах, коллоквиумах, выполнить необходимые письменные работы.