МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стилистика русского языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 114
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 114 114 114 114
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.филол.н., проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Стилистика русского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 947)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н. проф. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.филол.н. проф. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.призвана помочь студентам овладеть теоретическими основами изучения выразительных возможностей и средств разных уровней языковой системы, их стилистическими значениями и окраской, а также приобрести практические навыки, обусловленные закономерностями употребления языка в разных сферах и ситуациях речевого общения, в том числе и навыками построения выразительной речи в различных условиях коммуникации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста
ОПК-5 свободным владением основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке
ПК-2 способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности употребления языка в различных сферах общения, их стилевое своеобразие, тем самым обогатить свои знания о функциональном аспекте языка; законы построения, развертывания и интерпретации смысловой структуры текстов различной стилевой и жанровой принадлежности. Иметь представление о проблемах взаимодействия языка (речи) и мышления, лингвистического и экстралингвистического в сфере функционирования языка, различных стилей мышления в истории развития общества
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать тексты различной жанровой и стилистической принадлежности с учетом их стилистической тональности и узуально-стилевого отбора в различных условиях; хорошо ориентироваться в структуре анализируемого текста
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками создания и анализа текстов разной стилистической направленности с учетом коммуникативной ситуации и сферы функционирования языка

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Истоки стилистики: краткий исторический экскурс
1.1. Введение в стилистику и культуру речи. Основные направления совремкенной стилистики Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.4
1.2. Стилистика и теория коммуникации. Коммуникативные функции речи. Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-5 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.4, Л2.5
1.3. Речевой акт и речь (текст) как результат и продукт речевой деятельности человека. Понятие речевой коммуникации. Речевой коммуникативный акт и его составляющие. Модель Р. Якобсона. Основные функции языка (речи) в процессе коммуникации (коммуникативная, номинативная, эмотивная). Цели и функции коммуникации. Практические 4 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.6, Л2.5
1.4. Истоки стилистики: краткий исторический экскурс Сам. работа 4 16 ОПК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.6, Л2.5
Раздел 2. Язык и речь в аспекте выразительности
2.1. Понятие об аномалиях. Типы аномалий. Классификация Ю.Д. Апресяна. Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Общетекстовые выразительные эффекты. Язык и речь в аспекте выразительности. Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.6
2.3. Эмоции и эмоциогенные ситуации. Средства и способы моделирования эмоциогенных ситуаций. Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.5
2.4. Язык и речь в аспекте выразительности Сам. работа 4 50 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.5
Раздел 3. Содержательно-формальные средства создания выразительности
3.1. Композиционные приемы выразительности. «Нулевой уровень» композиции. Трансформационные факторы. Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.4, Л2.5
3.2. Языковые приемы создания выразительности. Классификация эмоционально-риторических структур. Стилистика единиц. Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.4, Л2.5
3.3. Стилистика последовательностей. Виды тропов и фигур. Практические 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.4, Л2.5
3.4. Содержательно-формальные средства создания выразительности Сам. работа 4 20 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.4, Л2.6, Л2.5
Раздел 4. Функциональные стили русского языка
4.1. Функциональные стили русского языка: определение, общее понятие, основания классификации. Лекции 4 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5
4.2. Стилеобразующие признаки текстов разной функциональной принадлежности. Практические 4 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5
4.3. Понятие о жанрах. Классификация жанров русской речи. Практические 4 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.5
4.4. Функциональные стили русского языка Сам. работа 4 28 ОПК-4, ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=122
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-4: владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста
ОПК-5: свободным владением основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке
ПК-2: способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТИПА

1.Коммуникативный речевой акт и его компоненты. Функции речевой коммуникации.
2.Стилистика и ее основные направления. Стилистика языка и речи.
3.Смысл как значимая единица речи. Параметры смысла.
4.Контекст как способ реализации языкового знака. Типы контекстов.
5.Высказывание как основная единица коммуникации.
6.Смысл и значение высказывания. Параметры смысла.
7.Критерии понимания (М.П. Брандес, Л.М. Майданова). Восприятие, интерпретация, память, установка как необходимые этапы процесса понимания.
8.Механизмы восприятия текста. Причины возникновения и виды смысловых искажений при восприятии текста.
9.Методики смыслового анализа текста.
10.Критика речи как раздел стилистики. Понятие языкового и стилистического узуса.
11.Узуально-стилевой комплекс как механизм стилистического отбора. Узуально-стилевые средства языка. Причины сбоев в механизме узуально-стилевого отбора.
12. Языковая аномалия (Ю.Д. Апресян). Классификация аномалий.
13.Понятие текстовой аномалии. Виды текстовых аномалий.
14. Филологические методики анализа текста. Лингвистический и стилистический эксперименты Л.В. Щербы и А.М. Пешковского как основа филологических методик обнаружения текстовых аномалий.
15. Поэтапный анализ реального акта письменной коммуникации (Б.С. Мучник). Типологии и классификации аномалий.
16.Критика речи. Логика рассуждения и логика изложения. Понятие алогизма.
17. Экспрессивная функция языка, выразительность (экспрессивность), эмоциональность.
18.Выразительность речи. Функции выразительности речи. Условия выразительности.
19.Коммуникативные свойства речи.
20. Эмоции, типы эмоций, эмоциогенные ситуации, классификация эмоциогенных ситуаций П. Фресса и Ж. Пиаже. Общетекстовые выразительные эффекты и их моделирование в текстах разной функционально-стилевой направленности.
21. Характеристика средств выразительности (экспрессивности) в содержательном и содержательно-формальном аспектах.
22. Содержательно-формальные средства создания выразительности. Понятие композиции. «Нулевой» уровень композиции. Типы композиционного развертывания и основные трансформационные факторы. Частные композиционные приемы выразительности
23. Языковые средства выразительности как средства содержательно-формальные.
24. Рационально-логические и эмоционально-риторические структуры текста Разновидности эмоционально-риторических структур (классификация Ю. Скребнева).
25.Разновидности эмоционально-риторических структур. Стилистика единиц (ономатология).
26. Понятие стилистической окраски. Виды стилистической окраски. Шкала стилистических противопоставлений.
27. Эмоциональность, оценочность, виды эмоционально-экспрессивной окраски. Эмоционально-тональные средства (эмоционально-сниженные, эмоционально-возвышенные).
28. Виды функционально-стилевой окраски.
29. Стилистика единиц Парадигматическая семасиология (употребление тропов). Фигуры замещения.
30. Стилистика последовательностей. Понятие синтагматической семасиология: фигуры совмещения.
31.Стилистические ресурсы современного русского языка.
32. Понятие функционального стиля. Функциональный стиль как разновидность единого литературного языка.
33. Формирование единого литературного языка. Теория «трех штилей» М. Ломоносова.
34. Проблема классификации функциональных стилей: лингвистические и экстралингвистические основы классификации.
35.Стилеобразующие характеристики разных стилей языка и речи
36. Языковые факторы как основы выделения функционального стиля, определение функционального стиля.
37. Понятие жанра. Принципы описания жанра. Жанры речи. Общие принципы жанровой организации текста.

ВОПРОСЫ И ЗАЛАНИЯ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ТИПА

Тема 1. Введение в стилистику.
Задание 1. Познакомиться с одним из учебных пособий по стилистике (см. список литературы), найти в изучаемом учебном пособии ответы на следующие вопросы:
1) Определение понятия «стилистика».
2) Объект и предмет стилистики.
3) Основные направления стилистики.
4) Категории стилистики.
5) Направление, в рамках которого работает автор изучаемого учебного пособия.
6) Ученые-предшественники, идеи которых развивает автор.
Задание 2.
1) Найти информацию библиографического характера об авторе рецензируемого учебного пособия.
2) Добавить в раздел "Галерея.основы стилистики" фотографии авторов и к раздел "Комментарии" - информацию о тех авторах учебных пособий, биографии которых не представлены.
Тема 2. Стилистика и теория речевой коммуникации.
Изучить одну из предложенных ниже статей. На их основе сформулировать признаки противопоставления (сопоставления) языка и речи:
1) Ломтев Т.П. Язык и речь // История советского языкознания. Хрестоматия. М., 1981. С. 72 – 75.
2) Смирницкий А.И. Объективность существования языка // там же. С.64-72.
3. Прочитать повесть Кира Булычева "Можно пригласить Нину?" (http://books.rusf.ru/unzip/xussr_av/bulyc135.htm?1/2 )
4. Проведите коммуникативно-речевой анализ содержания текста, ответьте на следующие вопросы:
1) Сколько коммуникативных речевых ситуаций представлено в повести?
2) Изучите выявленные речевые ситуации, определите их компоненты (адресант, адресат, коммуникативное задание, коммуникативная цель, контакт, языковой код, условия коммуникации).
3) Каковы коммуникативное задание и цель автора, функции коммуникации (фатическая, коммуникативная, регулятивная)? Как они реализуются?
4) Все ли функции коммуникации реализованы?
5) Проследите, как осуществляется переход от одной ситуации к другой, чем осложняется каждая новая ситуация, как меняется расстановка компонентов?
6) Определите, как меняется речь героев в связи с переходом от одной ситуации к другой? Есть ли зависимость между коммуникативной речевой ситуацией и отбором языковых средств для общения коммуникантов?
7) Все ли коммуникативно-речевые ситуации можно признать успешными? От чего зависит успешность речевой коммуникации?
Тема 3. Понимание как основа интерпретации текста.
Задание 1. Познакомиться с терминологическим минимумом к занятию №3. Знать значение терминов, уметь устанавливать между ними смысловые связи.
Задание 2. Прочитать фрагменты книг М.П. Брандес и В.Я Мыркина (https://portal.edu.asu.ru/pluginfile.php/43887/mod_resource/content/1/%D0%92.%D0%AF.%D0%9C%D1%8B%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD.pdf).
Как авторы трактуют понимание? Каковы его механизмы?
Задание 3. Каково содержание дифференциального алгоритма чтения (О.А. Андреев и Л.П. Хромов)?
Используя дифференциальный алгоритм чтения, произведите анализ нижеследующего текста.
Художественные вырезки "цзяньчжи" - традиционный вид декоративно-прикладного искусства Китая

Огромная картина, созданная путем вырезания из бумаги, выставлена в эти дни на всеобщее обозрение в парке города Лоян провинции Хэнань. В центре картины - цветок пиона диаметром 1,5 метра, а по краям около ста небольших пионов, а также 10 драконов. Автор шедевра - 64-летняя Ли Цзинчжу - потратила на его изготовление целых пять лет.
Художественные вырезки - "цзяньчжи" - один из видов древнего традиционного народного декоративно-прикладного искусства Поднебесной. Его зарождение тесно соотносится с изобретением бумаги в эпоху династии Хань (206 г. до.н.э. - 220 г.н.э). В те времена бумага имела большую стоимость, поэтому искусство художественной вырезки поначалу распространилось в императорских дворцах и домах знати.
Для воплощения визуального образа автор бумажной миниатюры пользуется такими методами, как применение многослойного разноцветного материала, симметричное складывание бумажной основы, выборочное раскрашивание. Если китайские дамы в древние времена занимались вырезанием по бумаге в качестве приятного досуга, то в домах простонародья забавные бумажные рисунки все чаще пользовались как оригинальные праздничные подарки.
По мере развития этого вида прикладного искусства непрерывно обогащалось его содержание и приемы работы. Однако в качестве главной темы неизменно использовались фольклорные мотивы, а техническим способом претворения "в жизнь" художественного замысла было двухмерное изображение.
Бумажные резные картинки стали неотъемлемой частью повседневного быта китайцев. Искусство "цзяньчжи" развивалось и совершенствовалось на протяжении столетий. Многие поколения преданных ему энтузиастов изумительно запечатлевали с помощью нехитрого ножа и ножниц живые явления китайской жизни и культуры во всем их многоцветии.
Тема 4. Критика речи.
1. Законспектировать статью Ю.Д. Апресяна "Языковая аномалия: типы и функции" // Res PHILOLOGICA. Филологические исследования. М.-Л., 1990. С. 50 – 71. Она же в уч. пособии Т.В. Чернышовой "Современный публицистический дискурс" (Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2003, приложение).
2. Подобрать не менее пяти примеров нарушения речевых норм в текстах разных сфер деятельности (газета, реклама, объявления и т.п.). Указать источник, из которого взята аномалия. Аномалия представляется в контексте употребления.
3. Прочитайте раздел книги Головина Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. В чем разница между логикой рассуждения и логикой изложения?
4. Из любых источников подобрать по 5 примеров нарушения логики рассуждения или логики изложения. Источник указать.
5.Написать эссе на тему "Намеренные и ненамеренные аномалии: роль в стилистической организации текста".
Тема 5. Выразительность речи.
Задание 1. Знать терминологический минимум по теме.
Терминологический минимум: язык, речь, речевая деятельность, экспрессивная функция языка, выразительность (экспрессивность); выразительность речи, условия выразительности; коммуникативные качества речи; экспрессивность и эмоциональность, эмоции, типы эмоций, эмоциогенные ситуации, классификация эмоциогенных ситуаций П. Фресса и Ж. Пиаже, общетекстовые выразительные эффекты (эффект обманутого ожидания, эффект напряжения, эффект конвергенции);средства выразительности (экспрессивности), содержательные и содержательно-формальные средства выразительности (экспрессивные).
Задание 2. Подготовиться к обсуждению по следующим вопросам:
1. Язык и речь в аспекте выразительности.
2. Коммуникативные качества речи.
3. Эмоции и эмоциогенные ситуации. Общетекстовые выразительные эффекты.
4. Содержательно-формальные средства моделирования эмоциогенных ситуаций.
Задание 3. Законспектировать статью Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология // сб. Экспериментальная психология. М., 1975. Вып. 5. – С. 133 –145. Электронный ресурс: http://flogiston.ru/library/paul_fress
Задание 4.Определите, какой тип композиционного развертывания и какие частные композиционные приемы используются автором в указанных текстах для создания эмоциогенных ситуаций. Ответ аргументируйте.
Текст для анализа:
Сидеть, забившись в угол дивана, становилось все опаснее и опаснее. В комнату уже вползали тяжелые зимние сумерки. Через пятнадцать минут придется включить свет, еще через пятнадцать минут станет совсем темно на улице и в соседней комнате. Мама придет с работы только через час. А это значит, что пора перебираться из зала на кухню. Там немного спокойнее, можно прикрыть дверь и без опасения дочитать книгу…
Ей все время казалось, что каждый вечер, стоит только остаться одной и сесть на диван, из темной большой спальни за ней начинают наблюдать чьи-то совсем не доброжелательные глаза. Кто-то вползает вместе с ночными сумерками в квартиру и, затаиваясь то в одном, то в другом углу, выжидает чего-то…
Самое удобное место на кухне – это промежуток между стеной и столом. Если взобраться на стул с коленями и упереться локтями в стол, то читается – лучше не придумать…
Все было отлично, пока она не дошла до пушкинского «Марко Якубовича». Страх неожиданно подкрался сзади и легонько погладил шею влажным холодным пальчиком. Сердце замерло… И в этот момент с неестественно осторожным тихим скрипом стала открываться плотно прикрытая дверь. Сначала на сантиметр, потом еще, еще… И, наконец, застыв, почти отворилась… Ужас, как безобразный паук, вполз оттуда на мохнатых щупальцах темноты… Ужас…
В дверях никого не было. В голове бешено пульсировали последние строчки из «Марко Якубовича». Струнка лопнула. Она в мгновение ока босиком выбежала на заснеженное крыльцо. Зайти туда? Без мамы?! Никогда!
Старый ленивый кот тенью вынырнул из зала в освещенную кухню и улегся у батареи. Только он знал, что если толкнуть лапой дверь, то дальше она откроется сама. Но вот никак он не мог взять в толк, для чего было нужно хозяйке так пролететь по коридору, что она чуть не наступила ему на рыжий хвост.
Задание 5. Используя вводную статью к «Словарю русского языка» под редакцией А.П.. Евгеньевой (Стилистические пометы:http://feb-web.ru/feb/mas/ma1/ma1-007-.htm ), составьте конспект используемых в словаре стилистических помет.
Сопоставьте стилистические пометы, приведенные в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова (см. таблицу 2 в занятии №11 в методическом пособии по стилистике русского языка) и «Словаре русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой. Укажите общее и различное в этих классификациях (Чернышова Т.В. Стилистика русского языка. Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2009).
Задание 6.Используя указанные словари С.И. Ожегова и А.П. Евгеньевой, а также теоретический материал из 3 и 4 разделов учебного пособия Кожина А.Н., Крыловой О.А., Одинцова В.В. «Функциональные типы русской речи», охарактеризуйте стилистическую окраску текстов 2 и 3 из методического пособия "Стилистика русского языка" к практическому занятию 9.
2Опираясь на схему, предложенную в презентации к лекции, и учебник Б.В. Томашевского, выбрать из предложенных текстов какой-либо троп или фигуру речи и подготовить сообщение об этом языковом средстве выразительности (фигуре или тропе). (Чернышова Т.В. Стилистика русского языка. Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2009).
Тема 6. Стили и жанры речи.
Используя материал к лекции 4 и литературу, указанную к этому заданию, дайте иллюстрированное описание одного из стилей современного русского языка (на выбор).
При выполнении задания используйте следующие критерии, характеризующие стилеобразующие признаки современных функциональных стилей (подстилей):
o сфера функционирования;
o формы существования стиля;
o выполняемые функции;
o стилеобразующие признаки;
o формы и жанры речи;
o отношение к экспрессивности;
o языковые приметы стиля на различных уровнях языка.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1977. С. 27– 3.
Чернышова Т.В. Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект). Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2003. С. 6-22.

Творческое задание

1. Напишите небольшой рассказ с использованием общетекстовых выразительных эффектов (эффект обманутого ожидания, эффект напряжения, эффект заражения эмоцией), с помощью которых в тексте моделируются различные эмоциогенные ситуации (новизны, необычности, внезапности, препятствия и конфликта мотиваций, стрессовая ситуация). Для создания общетекстовых выразительных эффектов используйте композиционные и языковые средства выразительности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Зачтено":
1) студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
2) студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
3): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Теоретические вопросы (см. п. 5.1)

Практикоориентированные вопросы и задания (см п 5.1)

«Зачтено»:
1) студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
2) студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
3) студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподаеля.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка: учеб. пособие М.: Флинта: Наука // ЭБС "Лань" 2017, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. Я. Солганик Стилистика текста: учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся ст. кл. школ гуманит. профиля М.: Флинта, 2007
Л2.2 Одинцов В.В. Стилистика текста. : учеб. пособие М.: Издательство ЛКИ, 2007
Л2.3 Гальперин И.Р. Проблемы лингвостилистики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 9: статья М.: Прогресс // ЭБС "Университетская библиотека online", 1980 biblioclub.ru
Л2.4 Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: Словарь-тезаурус М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012 e.lanbook.com
Л2.5 М.Н.Кожина Стилистический энциклопедический словарь русского языка: словарь М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л2.6 науч. ред. А. А. Чувакин, И. В. Силантьев; отв. ред. Ю. В. Трубникова Филолого-коммуникативные исследования: ежегодник - 2014: уч. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Т.В.Чернышова Стилистика русского языка: уч.-мет. пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gramota.ru - Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э2 www.google.ru – Поисковая система google
Э3 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
Э4 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
Э5 Курс "Стилистика русского языка" в системе Moodle АлтГУ portal.edu.asu.ru
Э6 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартный пакет программ, имеющихся в Алтайском государственном университете.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – поисковая система google
www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс стилистики русского языка относится к циклу речеведческих. Основное его назначение - развить речевые и коммуникативные компетенции обучаемых, научить использовать знания, полученные при изучении современного русского языка как системы, для создания связной речи.
Курс включает небольшой цикл лекций, касающихся базовых понятий стилистики.
Лекции и практические задания представлены в дистанционной форме на образовательном портале Алтайского государственного университета.
Для получения зачета по курсу студенту необходимо:
1) посетить аудиторные лекции;
2) пройти лекционные курсы на образовательном портале и ответить на тестовые вопросы;
3) обязательно посещение практических занятий, на которых отрабатываются навыки стилистического анализа текста, некобходимые в ходе прохождения педпрактики;
4) выполнить все домашние задания, предложенные св системе дистанционного обучения;
5) выполнить аудиторные (или дистанционные) самостоятельные работы;
6) пройти итоговый зачетный тест по курсу.