МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Жанроведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.01. Филология
ПрофильОтечественная филология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_03_01_ОФ-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 114
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 114 114 114 114
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф., Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Жанроведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 947)

составлена на основании учебного плана:
45.03.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина Светлана Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Доронина Светлана Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания учебной дисциплины – формирование у обучающихся
компетенций, связанных с пониманием особенностей коммуникативного
процесса, его принципов; умением использовать принципы теории речевых
жанров при анализе речевых ситуаций, речевых событий, речевых жанров и
при планировании собственной речевой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.13.ДВ.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
ПК-2 способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
обладать знаниями в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения локальных исследований на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов и проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Речевой жанр как объект лингвистических исследований
1.1. Основные этапы становления и развития жанроведения. Определение жанра в «Поэтике» Аристотеля. Понятие «литературный жанр». Статья М.М. Бахтина «Проблема речевых жанров». Влияние теории речевых актов на развитие жанроведения. Проблемы современной теории речевых жанров. Практические 5 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Сам. работа 5 23 ПК-1, ПК-2
Раздел 2. Проблемы типологии речевых жанров
2.1. Типологии речевых жанров. Жанры первичные и вторичные, монологические и диалогические, микрожанры и гипержанры. Жанры бытового общения. Жанры деловой речи. Жанры различных профессиональных сфер. Практические 5 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Сам. работа 5 23 ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Функционально-стилистическое изучение жанров речи
3.1. Функционально-стилистическая традиция в изучении речевых жанров. Соотношение понятий «речевой жанр» и «стиль». Репертуар речевых жанров. Практические 5 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Сам. работа 5 23 ПК-1, ПК-2
Раздел 4. Коммуникативно-прагматический аспект исследования РЖ
4.1. Коммуникативная ситуация и реализация речевых жанров. Практические 5 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.2. Сам. работа 5 22 ПК-1, ПК-2
Раздел 5. Моделирование речевых данров
5.1. Понятие модели речевого жанра. Модель речевого жанра М.М. Бахтина, М.Ю. Федосюка, Т.В. Шмелевой и т.п. Практические 5 6 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
5.2. Сам. работа 5 23 ПК-1, ПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8895
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности
ПК-2: способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-1: Контрольно-измерительный материал теоретического характера
1. Цель: КИМ теоретического характера – комплект (вариант) заданий тестового характера разного типа (закрытого, открытого, на установление соответствия, на установление последовательности), подготовленных для проведения процедуры контроля. Проверка усвоения теоретического и фактического материала по разделу, сформированности умения правильно использовать специальные термины и понятия в рамках раздела дисциплины.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 1. Введение в жанроведение Проверяемые компетенции (код): ПК-1, ПК-2.
3. Пример оценочного средства: Пример заданий, используемых в контрольно-измерительном материале теоретического характера:
1. Кому принадлежит первое фундаментальное определение метажанра?
а) Р. С. Спивак.
б) Н. Л. Лейдерман
в) Ю. Н. Тынянов
2. Метажанровый принцип в классицизме по Н. Л. Лейдерману?
а) "смещение"
б)"драматизация".
в)"междисциплинарный"
3. Кто выделяет понятия «текст» и «контекст» и рассматривает их как различные аспекты одного и того же процесса?
а) М.М. Бахтин
б) М.К. Хэллидей
в) О.Б. Сиротинина
4. Кем были заложены основы теории жанров речи?
а) О.Б. Сиротинина
б) М.М. Бахтин
в) Ю. Н. Тынянов
5. Что отражает языковое сознание говорящего индивида?
а) накопленные в течение всей его жизни социально-психологические впечатления.
б) накопленные в течение определенного периода жизни социально-психологические впечатления.
в) накопленные в течение всей его жизни психологические впечатления.
6. В качестве чего рассматривает Е. Я. Бурлина метажанр?
а) ведущий жанр
б) некая принципиальная направленность содержательной формы
в) явление комсомольской поэзии.
7. Определение метажанра по Е. Я. Бурлиной
а) способ функционирования метода в литературе, когда опыт усваивается не концептуальную позицию, через общие пространственно временные отношения, а через жестко определенные признаки произведения
б)способ функционирования метода в искусстве, когда опыт не усваивается не через строгий количественно-качественный канон, но через жестко определенные признаки произведения и через концептуальную позицию, через общие пространственно временные отношения
в) способ функционирования метода в культуре, когда опыт усваивается не через строгий количественно-качественный канон, не через жестко определенные признаки произведения, а через концептуальную позицию, через общие пространственно временные отношения
8. Свою концепцию контекста М.К. Хэллидей развивает исходя из теории «контекста ситуации» антрополога Б. Малиновского, который под «контекстом ситуации» понимал окружение (environment) текста.
Контекст ситуации, или дискурса, определяется _________ параметрами:
а) тремя
б) двумя
в) одним

4. Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

5. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• Понятие о жанре. Определения жанра.
• Критерии разграничения понятий: текст, стиль, жанр, субжанр, дискурс.
• Жанр в литературоведении и лингвистике.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-2:
Учебно-речевая текстовая задача
1. Цель: Учебно-речевая текстовая задача (далее – УРТЗ) – задача, построенная на создании реальной коммуникативной ситуации общения в процессе учебной деятельности с использованием текстового материала. Проверка сформированности умений адекватного использования речевых средств для решения конкретной коммуникативной задачи; осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 2. Типологии речевых жанров. Жанры первичные и вторичные, монологические и диалогические, микрожанры и гипержанры. Жанры бытового общения. Жанры деловой речи. Жанры различных профессиональных сфер..
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1, ПК-2.
4. Пример оценочного средства:
Задание:
1. Самостоятельно подберите фрагмент произведения, выполненного в любом стиле (формат фрагмента - страница А4).

Пример текста для анализа:
Необходимо добавить, что на поэта иностранец с первых же слов произвел отвратительное впечатление, а
Берлиозу скорее понравился, то есть не то чтобы понравился, а… как бы выразиться… заинтересовал, что ли.
– Разрешите мне присесть? – вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись;
иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.
– Если я не ослышался, вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? – спросил иностранец, обращая к
Берлиозу свой левый зеленый глаз.
– Нет, вы не ослышались, – учтиво ответил Берлиоз, – именно это я и говорил.
– Ах, как интересно! – воскликнул иностранец.
«А какого черта ему надо?» – подумал Бездомный и нахмурился.
– А вы соглашались с вашим собеседником? – осведомился неизвестный, повернувшись вправо к Бездомному.
– На все сто! – подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально.
– Изумительно! – воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой
низкий голос, сказал: – Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не
верите в бога? – он сделал испуганные глаза и прибавил: – Клянусь, я никому не скажу.
– Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. – Но об этом можно говорить
совершенно свободно.
Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил, даже привизгнув от любопытства:
– Вы – атеисты?!
– Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз, а Бездомный подумал, рассердившись: «Вот прицепился,
заграничный гусь!»
– Ох, какая прелесть! – вскричал удивительный иностранец и завертел головой, глядя то на одного, то на другого
литератора.
– В нашей стране атеизм никого не удивляет, – дипломатически вежливо сказал Берлиоз, – большинство нашего
населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге.
Тут иностранец отколол такую штуку: встал и пожал изумленному редактору руку, произнеся при этом слова:
– Позвольте вас поблагодарить от всей души!
2. Опираясь на 3 составляющих (момента по М.М. Бахтину) жанра, определите, в каком литературном (вторичном) жанре выполнен фрагмент текста.
3. Проанализируйте выбранный фрагмент и выделите в нем первичные речевые жанры, которые входят в состав вторичного жанра текста, укажите разновидность первичного речевого жанра (РЖ приветствия, прощания, уловки, поздравления, комплемента и т.под.).

4. Для работы используйте следующие источники:
1. М.М. Бахтин «Проблемы речевых жанров». I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ. URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm
5. Критерии оценивания:
• «5» – учебно-речевая текстовая задача решена полностью: выбран текст подходящего объема (формат А4), определен с учетом трех параметров (тема, стиль и композиция) вторичный жанр всего произведения, правильно определен автор произведения, найдены и прокомментированы все первичные жанры, содержащиеся в анализируемом фрагменте текста.
• «4» – учебно-речевая текстовая задача решена, однако есть несущественные недочёты: отобран текст меньшего размера; исследование проведено, но развёрнутый обоснованный ответ на поставленные в речевой ситуации вопросы неполон.
• «3» – учебно-речевая текстовая задача решена частично: верно охарактеризован вторичный жанр текста, неправильно указан автор произведения, исследование произведено неполно, дан схематичный, формальный ответ на поставленные в речевой ситуации вопросы.
• «2» – учебно-речевая текстовая задача не решена.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• параметры жанра: тема, стиль, композиция;
• первичные и вторичные жанры.

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-3: Контрольная работа (задания и упражнения проблемно-исследовательского характера)
1. Цель: Система упражнений в структуре контрольной работы, позволяющая оценить уровень сформированности практических умений и навыков. Контроль усвоения раздела; проверка уровня владения словообразовательными нормами русского языка.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 5. Коммуникативная ситуация и реализация речевых жанров. Раздел 6. Понятие модели речевого жанра. Модель речевого жанра М.М. Бахтина, М.Ю. Федосюка, Т.В. Шмелевой и т.п.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1, ПК-2.
4. Пример оценочного средства: (в разработке)
5. Критерии оценивания: Каждое упражнение оценивается как выполнение 1 задания (допустимо 1-2 ошибки в каждом упражнении для того, чтобы оно считалось выполненным). Оценивание в целом контрольной работы:
• «5» – верно выполнено более 90% заданий.
• «4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
• «3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
• «2» – верно выполнено менее 51% заданий.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• речевой жанр, критерии жанров, высказывание как речевой жанр, используемый в определенной речевой среде;
• модели речевого жанра М.М. Бахтина, М.Ю. Федосюка, Т.В. Шмелевой

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-7: Контрольная работа (задания и упражнения проблемно-исследовательского характера)
1. Цель: Система упражнений в структуре контрольной работы, позволяющая оценить уровень сформированности практических умений и навыков. Контроль освоения синтаксических знаний; проверка сформированности умений строить предложения и тексты с учётом синтаксических норм.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля): Раздел 5. Коммуникативная ситуация и реализация речевых жанров.
3. Пример оценочного средства: (в разработке).
4. Критерии оценивания:
• «5» – верно выполнено более 90% заданий.
• «4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
• «3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
• «2» – верно выполнено менее 51% заданий.

6. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
• сферы деятельности, стили и жанры;
• текст, речевой жанр, первичные и вторичные жанры, тема, стиль, композиция, адресат, адресант, ситуация общения.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
1. Форма проведения промежуточной аттестации: зачет.
2. Процедура проведения:
• по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговый тест
• КИМ теоретико-практического формата (тест) по темам учебной дисциплины.
Экзаменационный материал представляет собой Контрольно-измерительный материал (далее – КИМ), состоящий из 30 заданий. Из них 25 заданий – открытого типа (с выбором одного ответа из 4 предложенных), 5 заданий – закрытого типа (с кратким ответом). Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Продолжительность зачета: 60 минут.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-1, ПК-2.
4. Пример оценочного средства: ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ

Часть А

1. Кому принадлежит первое фундаментальное определение метажанра?
а) Р. С. Спивак.
б) Н. Л. Лейдерман
в) Ю. Н. Тынянов
2. Метажанровый принцип в классицизме по Н. Л. Лейдерману?
а) "смещение"
б)"драматизация".
в)"междисциплинарный"
3. Кто выделяет понятия «текст» и «контекст» и рассматривает их как различные аспекты одного и того же процесса?
а) М.М. Бахтин
б) М.К. Хэллидей
в) О.Б. Сиротинина
4. Кем были заложены основы теории жанров речи?
а) О.Б. Сиротинина
б) М.М. Бахтин
в) Ю. Н. Тынянов
5. Что отражает языковое сознание говорящего индивида?
а) накопленные в течение всей его жизни социально-психологические впечатления.
б) накопленные в течение определенного периода жизни социально-психологические впечатления.
в) накопленные в течение всей его жизни психологические впечатления.
6. В качестве чего рассматривает Е. Я. Бурлина метажанр?
а) ведущий жанр
б) некая принципиальная направленность содержательной формы
в) явление комсомольской поэзии.
7. Определение метажанра по Е. Я. Бурлиной
а) способ функционирования метода в литературе, когда опыт усваивается не концептуальную позицию, через общие пространственно временные отношения, а через жестко определенные признаки произведения
б)способ функционирования метода в искусстве, когда опыт не усваивается не через строгий количественно-качественный канон, но через жестко определенные признаки произведения и через концептуальную позицию, через общие пространственно временные отношения
в) способ функционирования метода в культуре, когда опыт усваивается не через строгий количественно-качественный канон, не через жестко определенные признаки произведения, а через концептуальную позицию, через общие пространственно временные отношения
8. Свою концепцию контекста М.К. Хэллидей развивает исходя из теории «контекста ситуации» антрополога Б. Малиновского, который под «контекстом ситуации» понимал окружение (environment) текста.
Контекст ситуации, или дискурса, определяется _________ параметрами:
а) тремя
б) двумя
в) одним

Часть Б. Прочитайте текст и выполните задания
Самостоятельно подберите фрагмент произведения, выполненного в любом стиле (формат фрагмента - страница А4).

Пример текста для анализа:
Необходимо добавить, что на поэта иностранец с первых же слов произвел отвратительное впечатление, а
Берлиозу скорее понравился, то есть не то чтобы понравился, а… как бы выразиться… заинтересовал, что ли.
– Разрешите мне присесть? – вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись;
иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.
– Если я не ослышался, вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? – спросил иностранец, обращая к
Берлиозу свой левый зеленый глаз.
– Нет, вы не ослышались, – учтиво ответил Берлиоз, – именно это я и говорил.
– Ах, как интересно! – воскликнул иностранец.
«А какого черта ему надо?» – подумал Бездомный и нахмурился.
– А вы соглашались с вашим собеседником? – осведомился неизвестный, повернувшись вправо к Бездомному.
– На все сто! – подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально.
– Изумительно! – воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой
низкий голос, сказал: – Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не
верите в бога? – он сделал испуганные глаза и прибавил: – Клянусь, я никому не скажу.
– Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. – Но об этом можно говорить
совершенно свободно.
Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил, даже привизгнув от любопытства:
– Вы – атеисты?!
– Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз, а Бездомный подумал, рассердившись: «Вот прицепился,
заграничный гусь!»
– Ох, какая прелесть! – вскричал удивительный иностранец и завертел головой, глядя то на одного, то на другого
литератора.
– В нашей стране атеизм никого не удивляет, – дипломатически вежливо сказал Берлиоз, – большинство нашего
населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге.
Тут иностранец отколол такую штуку: встал и пожал изумленному редактору руку, произнеся при этом слова:
– Позвольте вас поблагодарить от всей души!
2. Опираясь на 3 составляющих (момента по М.М. Бахтину) жанра, определите, в каком литературном (вторичном) жанре выполнен фрагмент текста.
3. Проанализируйте выбранный фрагмент и выделите в нем первичные речевые жанры, которые входят в состав вторичного жанра текста, укажите разновидность первичного речевого жанра (РЖ приветствия, прощания, уловки, поздравления, комплемента и т.под.).
5. Критерии оценивания:
За верное выполнение каждого задания части А студент получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За верное выполнение каждого задания части В выставляется от 0 до 1 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый составляет 30 балла. Из них: 25 баллов – задания части А, 5 баллов – задания части В.
За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.
Шкала перевода баллов в оценку: Отметка «2» выставляется в том случае, если студент набрал не более 10 баллов (от 0 до 10) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если студент набрал не менее 11 и не более 18 баллов (от 11 до 18) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «4» выставляется в том случае, если студент набрал не менее 19 и не более 25 баллов (от 19 до 25) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «5» выставляется в том случае, если студент набрал не менее 26 и не более 28 баллов (от 26 до 28) за


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Зачтено":
1) студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
2) студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
3): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не препдусмоьрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
5.3.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Теоретические вопросы
Раздел 1. Введение в жанроведение
Раздел 2. Основные этапы становления и развития жанроведения. Определение жанра в «Поэтике» Аристотеля. Понятие «литературный жанр». Статья М.М. Бахтина «Проблема речевых жанров». Влияние теории речевых актов на развитие жанроведения. Проблемы современной теории речевых жанров.
Раздел 3. Типологии речевых жанров. Жанры первичные и вторичные, монологические и диалогические, микрожанры и гипержанры. Жанры бытового общения. Жанры деловой речи. Жанры различных профессиональных сфер.
Раздел 4. Функционально-стилистическая традиция в изучении речевых жанров. Соотношение понятий «речевой жанр» и «стиль». Репертуар речевых жанров.
Раздел 5. Коммуникативная ситуация и реализация речевых жанров.
Раздел 6. Понятие модели речевого жанра. Модель речевого жанра М.М. Бахтина, М.Ю. Федосюка, Т.В. Шмелевой и т.п.
Практикоориентированные вопросы и задания (см. раздел 5.1)
«Зачтено»:
1) студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
2) студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
3) студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавател
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Жанроведение.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Одинцов В.В. Стилистика текста. : учеб. пособие М.: Издательство ЛКИ, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.Н.Кожина Стилистический энциклопедический словарь русского языка: словарь М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л2.2 Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: Словарь-тезаурус М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012 e.lanbook.com
Л2.3 Гиро П. Разделы и направления стилистики. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 9: статья М.: Прогресс // ЭБС "Университетская библиотека online", 1980
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Жанроведение portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Не предусмотреныMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Текущий контроль обучающихся по дисциплине «Жанроведение» проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования,
Текущий контроль проводится в форме контрольных мероприятий по оцениванию фактических результатов обучения в балльно-рейтинговой
системе. Все формы текущего контроля и активность участия в практических занятиях, критерии их оценивания представлены в фонде
оценочных средств по дисциплине (Приложение).