МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика обучения иностранным языкам и культурам

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_ПиП-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол. наук, Доцент, Савочкина Елена Александровна

Рецензент(ы):
д.филол.н., Профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика обучения иностранным языкам и культурам

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.филол.н., доцент Саланина О.С.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 12.05.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой к.филол.н., доцент Саланина О.С.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Теория и методика обучения иностранным языкам и культурам" является подготовка студентов к осуществлению основных профессиональных функций преподавателя английского языка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять в практической деятельности знание психолого-педагогических основ и методики обучения иностранным языкам и культурам;
ОПК-2.1 Применяет современные подходы в обучении иностранным языкам, обеспечивающие развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций обучающихся, готовности к участию в диалоге культур, дальнейшее самообразование посредством изучаемых языков
ОПК-2.2 Применяет современные технологии обучения с целью формирования коммуникативной и межкультурной компетенции обучающихся
ОПК-2.3 Знает современные электронные обучающие платформы для получения электронных учебных материалов по иностранным языкам
ОПК-3Способен порождать и понимать устные и письменные тексты на изучаемом иностранном языке применительно к основным функциональным стилям в официальной и неофициальной сферах общения;
ОПК-3.1 Адекватно интерпретирует коммуникативные намерения собеседника и коммуникативные цели высказывания, полно извлекает фактуальную, концептуальную и эстетическую информацию
ОПК-3.2 Адекватно определяет жанр речевого произведения и его принадлежность к официальному, нейтральному и неофициальному регистрам общения
ОПК-3.3 Владеет дискурсивными способами порождения связных текстов официального, нейтрального и неофициального регистров общения. Корректно порождает основные речевые формы высказывания: повествование, описание, рассуждение
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы; научные основы, историю и методологию курса преподавания английского языка; приемы и формы аудиторной и внеаудиторной работы для отработки основных речевых навыков обучающихся; правила определения авторского стиля и соотнесения его с современным английским языком и нравственными ценностями современного социума; структурные подвиды художественного текста.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и адаптировать учебную и учебно-методическую литературу с целью успешного использования ее на уроках; разрабатывать различные типы аудиторных и внеаудиторных занятий, нацеленных на обучение говорению, аудированию, чтению и письму;писать эссе и сочинения на заданную тему
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой проведения учебных и воспитательных мероприятий;самостоятельными и творческими приемами реализации аудиторной и внеаудиторной работы; методикой проведения различных по форме обучения занятий с учетом индивидуального подхода к учащимся; навыками отбирать и использовать необходимые учебные средства для реализации технологии обучения говорению, аудированию, чтению и письму; навыками сопоставления произведения с конкретной культурно-исторической эпохой его написания

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цели и содержание обучения ИЯ в средней школе
1.1. Цели и содержание обучения ИЯ в средних образовательных учреждениях. Лекции 7 2
1.2. Структура мотивационной сферы; цель обучения; профессиональная компетентность учителя; общение как деятельность. Практические 7 2 Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
1.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 2. Обучение фонетике
2.1. Обучение фонетике. Лекции 7 4
2.2. Принцип аппроксимации; характеристика звуковой системы ИЯ; работа с рифмовкой. Практические 7 1 Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
2.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 3. Обучение грамматике
3.1. Обучение грамматике. Лекции 7 2
3.2. Характеристика грамматической системы ИЯ; условия формирования активного грамматического навыка; типология грамматических упражнений. Практические 7 1 Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
3.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 4. Обучение лексике
4.1. Обучение лексике. Лекции 7 2
4.2. Формирование лексических навыков в различных ВРД; принципы отбора лексики; типология упражнений. Практические 7 2 Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
4.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 5. Обучение аудированию
5.1. Обучение аудированию. Лекции 7 2
5.2. Виды аудирования; требования к текстам для аудирования; упражнения для формирования перцептивной базы. Практические 7 2 Л1.3, Л3.1, Л3.2
5.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 8 Л2.1, Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 6. Обучение говорению
6.1. Обучение говорению. Лекции 7 2
6.2. Говорение как ВРД; понятие речевой ситуации; обучение монологической речи; обучение диалогической речи. Практические 7 2 Л1.3, Л3.1, Л3.2
6.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 8 Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 7. Обучение чтению
7.1. Обучение чтению. Лекции 7 2
7.2. Чтение как ВРД; виды чтения; организация домашнего чтения. Практические 7 2 Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
7.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 8 Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 8. Обучение письму
8.1. Обучение письму. Лекции 7 2
8.2. Письмо как ВРД; психологическая характеристика письма. Практические 7 2 Л1.3, Л3.1, Л3.2
8.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 8 Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 9. Принципы обучения ИЯ
9.1. Принципы обучения ИЯ. Лекции 7 2
9.2. Классификация принципов обучения; методические принципы, дидактические принципы. Практические 7 2 Л1.3, Л3.1, Л3.2
9.3. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 7 8 Л1.3, Л3.1, Л3.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен применять в практической деятельности знание психолого-педагогических основ и методики обучения иностранным языкам и культурам;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Цель обучения ИЯ. Указать правильный вариант:
а. Воспитательная
б. Образовательная
в. Практическая
г. Все варианты верны
Ответ: г
2. Компоненты коммуникативной компетентности (по Шейлзу). Указать правильный вариант:
а. Лингвистическая
б. Социолингвистическая
в. Стратегическая и социокультурная
г. Все варианты верны
Ответ: г
3. Когда появился коммуникативный подход в обучении ИЯ в России. Указать правильный вариант:
а. 30-е годы
б. 90-е годы
в. 80-е годы
Ответ: в
4. Критерии оценки современного учебника. Указать правильный вариант:
а. Соответствует требованиям Госстандарта
б. Учёт адресата
в. Осуществление коммуникативного подхода
г. Все варианты верны
Ответ: г
5. Упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетенции. Указать неправильный вариант:
а. Ролевая игра
б. Моделированная ситуация
в. Текст
Ответ: в
6. Условно-речевые упражнения. Указать неправильный вариант:
а. С опорой на картину, фото
б. С опорой на аутентичный текст
в. Жесты, мимика
Ответ: а
7. Речевые упражнения. Указать неправильный вариант:
а. Диалог этикетного характера
б. Ролевая игра
в. Круглый стол
г. Пантомима
Ответ: г
8. Чтение. Виды чтения. Указать правильный вариант:
а. Просмотровое
б. Ознакомительное
в. Изучение
г. Все ответы верны
Ответ: г
9. Типология упражнений по работе с текстом. Указать верный вариант:
а. Подобрать заголовок к §
б. Задание на множество, выбор
в. Поиск конкретной информации
г. Все ответы верны
Ответ: г
10. Как формируется диалогическая речь сверху вниз? Указать неправильный вариант:
а. Стандартный способ с опорой на диалог-клише
б. Без опоры на клише
ответ: б
11. Как формируется диалогическая речь снизу верх? Указать неправильный вариант:
а. Диалог-просьба без опоры
б. Диалог-образец с опорой
Ответ: б
12. Отметить упражнения на формирование навыков записи (письма). Указать правильный вариант:
а. Списывание
б. Выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивании (ответов, основных идей)
в. Нахождение в предложении и текстах ошибок и т. п.
г. Все варианты верны
Ответ: г
13. Упражнения, формирующие культурно-страноведческую компетенции (КСК). Социолингвистические языковые упражнения. Указать правильный вариант:
а. Фонетические: ритмико-интонационные и артикуляционные
б. Грамматические
в. Лексические
г. Все варианты верны
Ответ: г
14. К какой дисциплине отнести страноведение. Выбрать правильный вариант:
а. Географическая дисциплина
б. Историческая
в. Культурология
Ответ: а
15. Какие виды коллажа используются в обучении ИЯ? Указать правильный вариант:
а. Солнышко
б. Белые пятна
в. Закрытое ядро
г. Все варианты верны
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Объяснение — это:
 Ответ: способ обучения путем изложения правил, описания значения слов и т.п
Вопрос 2. Вид упражнения в речевой деятельности, включающий некоторые учебные ограничения, а также использование наряду со способом учения «поиск», способа учения — «повторение», относят к:
 Ответ: условно-речевым упражнениям
Вопрос 3. Частные принципы обучения — это:
 Ответ: интерпретация тех или иных лингвистических, психологических или педагогических закономерностей в непосредственных условиях обучения конкретному предмету
Вопрос 4. Речевой навык — это способность ...
 Ответ: автоматизированно совершать речевое действие
Вопрос 5. Привязанность упражнений к ситуации называется:
 Ответ: ситуативностью
Вопрос 6. Обучение — это специальный вид деятельности, заключающийся в передаче ...
 Ответ: опыта одной группе людей другой, задачей которого является формирование навыков и умений
Вопрос 7. Ознакомительное упражнение — это вид упражнения, ...
 Ответ: цель которого ознакомить учащихся с новым материалом
Вопрос 8. Вид упражнения, совмещающего два способа учения: ознакомление и повторение — относят к:
 Ответ: ознакомительно-тренировочным упражнениям
Вопрос 9. Имплицитный подход — это:
 Ответ: формирование грамматических навыков без объяснения правил грамматики, на основе интуиции
Вопрос 10. Условно-речевые упражнения — это упражнения, ...
 Ответ: включающие некоторые учебные ограничения и использование, наряду со способом учения «поиск», способа учения — повторения
Вопрос 11. Способ учения путем заучивания и выполнения упражнений, нацеленный на закрепление в долговременной памяти приобретенных знаний — это:
 Ответ: повторение
Вопрос 12. Семантизация лексики — это:
 Ответ: раскрытие значений лексических единиц
Вопрос 13. Реальные или предполагаемые закономерности, сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться в учебном процессе, называются:
 Ответ: принципами обучения
Вопрос 14. Способы учения — это:
 Ответ: одна из возможных психологических операций учащихся совершить учебное действие
Вопрос 15. Подстановочные упражнения — это тип упражнения, ...
 Ответ: подразумевающий замену одного из элементов фразы
Вопрос 16. Дидактические принципы обучения — это:
 Ответ: категория дидактики, определяющая правила использования законов обучения в соответствии с целями воспитания и образования
Вопрос 17. Учебник является:
 Ответ: комплексным средством обучения, способным в той или иной степени реализовывать функции учителя в их совокупности
Вопрос 18. Сложный вид речевой деятельности, заключающийся в ознакомлении с текстом с целью выделения из него содержания с целью его письменного изложения, называется:
 Ответ: реферированием
Вопрос 19. Способ обучения, заключающийся в оценке действий учащихся, и которому всегда предшествует контроль
 Ответ: подкрепление
Вопрос 20. Знание является:
 Ответ: продуктом общественной, материальной и духовной деятельности людей
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен порождать и понимать устные и письменные тексты на изучаемом иностранном языке применительно к основным функциональным стилям в официальной и неофициальной сферах общения;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Slang is used
a) to show that the speaker shares the same idea as are possessed by his communicants;
b) to make speech more expressive;
c) to produce humorous effect.
Answer: b
2. The sentence "I would give you the whole world to know " contains
a) zeugma;
b) hyperbole;
c) inversion.
Answer: b
3. Metonymy is
a) a description of an object;
b) a transfer of a name of one object to another with which it is in some way connected;
c) a comparison of two things.
Answer: b
4. A sentence where one of the main members is omitted is
a) rhetorical question;
b) parallelism;
c) elliptical sentence.
Answer: c
5. If bookish words are used in colloquial context
a) they elevate the speech;
b) they produce humorous effect;
c) they characterize the speaker as a well-educated person.
Answer: c
6. A delibarate exaggeration of some quantity or quality is
a) hyperbole;
b) metonymy;
c) metaphor.
Answer: a
7. The sentence "The long arm of the law will catch him in the end" contains
a) hyperbole;
b) epithet;
c) persomfication.
Answer: c
8. Inversion is
a) broken word order;
b) play on words;
c) a trasfer of the name of one object to another.
Answer: a
9. A description of an object or an idea as if it were a human being is .
a) epithet;
b) similie;
c) personification.
Answer: c
10. The stylistic device in the sentence "Bill gets down on his all fours, and a look comes in his eye like a rabbit’s when you catch it in a trap" is
a) similie;
b) epithet;
c) irony.
Answer: a
11. Indicate the sentence, which constitutes a simile:
a) "She writes novels as Agatha Cristie"; :
b) "She is as talkative as a parrot"-,
c) "She sings like Madonna".
Answer: b
12. Archaisms may be used in a literary text.
a) to show that the speaker is attacked to usage of unusual words;
b) create the historic atmosphere;
c) to produce humorous effect.
Answer: b
13. A trasfer of the name of one object to another with which it is in some way connected is
a) personification;
b) metonymy;
c) metaphor.
Answer: b
14. Rhetorical question is
a) a statement in the form of a question which needs no answer;
b) a sentence where one member is omitted;
c) a comparison of two things.
Answer: a
15. A comparison of two things which are quite different, but which have one important quality in common is
a) epithet;
b) zeugma;
c) similie.
Answer: c

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69%

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1.What is the definition of style by Vinogradov?
Answer: Style is a system of coordinated, interrelated and interconditioned language means intended to fulfil a specific function of communication and aiming at a definite effect. (V V Vinogradov)
2.What is stylistics?
Answer: Stylistics is a branch of general linguistics which deals mainly with two interdependent tasks: a) the investigation of the inventory of special language media which by their ontological features secure the desirable effect of the utterance; and b) certain types of texts (discourse) which due to the choice and arrangement of language means are distinguished by me pragmatic aspect of the communication. (I. R Galperin)
3.What is functional stylistics?
Answer: Functional stylistics deals with paradigms of language units of all levels of language hierarchy serving to accommodate the needs of certain typified communicative situations.
4. What do you about individual style study?
Answer: Individual style study puts particular emphasis on the study of an individual author's style, looking for the correlations between the creative concepts of me author and the language of his works.
5. What is the main concern of practical stylistics?
Answer: Practical stylistics proceeds from the norms of language usage at a given period and teaches these norms to language speakers especially those who deal with the language professionally (editors, publishers, writers, journalists, teachers).
6. What does "foregrounding" mean?
Answer: Foregrounding is the ability of a verbal element to obtain extra significance to say more in a definite context.
7. What types of lexical meaning do you know and what stipulates their existence and differentiation?
Answer: Denotational meaning informs of the subject of communication. Connotational meaning informs of the participants and conditions of communication.
8. What is a metaphor?
Answer: METAPHOR is transference of names based on the associated likeness between two objects, (pancake, ball, volcano =the sun; silver dust, sequins -the stars).
9. What is a metonymy?
Answer: METONYMY is based on nearness of objects or phenomena. It's the use of one word for another that it suggests, as the effect for the cause, the container for the thing contained, the instrument for the action, etc.
E. g.: Will you have another cup? (of tea).
10. What are antonomasia and synecdoche?
Answer: SYNECDOCHE is a type of metonymy which is based on the relations between the part and the whole, individual for the class or singular for the plural.
E.g.: For there can live no hatred in thine eye .( = eyes)
ANTONOMASIA is a type of metonymy in which a proper name is used to express a general idea (Othello – a jealous man; Morpheus - sleep; He is the Napoleon of crime).
11. What is a pun?
Answer: PUN consists in deliberate usage of one word-form in two meanings for the humorous effect
E.g.: Have you been seeing any spirits? - Or taking any? ( spirits -1) supernatural forces; 2) strong drinks).
12. What is a zeugma?
Answer: ZEUGMA is deliberate usage of polysemantic verbs with two or more homogenous members which are not connected semantically.
E.g.: He took his hat and his leave, (to take a hat; to take a leave)
She went home in a flood of tears and a sedan chair, (to go home in a flood of tears; to go home in a sedan chair).
13. What is a hyperbole?
Answer: HYPERBOLE is a SD in which emphasis is achieved through deliberate exaggeration. It relies on the foregrounding of the emotional meaning (the sea depth of her eyes).
14. What is understatement? In what way does it differ from hyperbole?
Answer: UNDERSTATEMENT is'a SD aimed at underrating characteristic features of me object Eg.: We danced on the handkerchief-size space between the tables.
15. What is an oxymoron?
Answer: OXYMORON consists in the use of two semantically contrasting notions.
Eg.: О loving hate! О heavy lightness! cold fire; sick health.
16.What is a simile?
Answer: SIMILE - an imaginative comparison of two unlike objects belonging to two different classes.
17.What is a personification?
Answer: PERSONIFICATION is a metaphor involving likeness between inanimate and animate objects, (the face of London; the pain of the ocean; the smiling sea).
18.What is a stylistic device?
Answer: STYLISTIC DEVICE (SD) is a conscious and intentional intensification of some typical structure and/or semantic property of a language unit. SDs always carry additional information and require a certain effort to decode their meaning.
19.What are expressive means?
Answer: EXPRESSIVE MEANS (EMs) are those phonetic, morphological, word-building, lexical, phraseological and syntactical forms which exist in language-as-a-system for the purpose of logical and/or emotional intensification of the utterance. EMs are concrete facts of language. They follow the natural course of thought and have a rather high degree of predictability.
20.What is a periphrasis?
Answer: PERIPHRASIS - a SD which consists of using a roundabout form of expression instead of a simple one, i.e. using a more or less complicated syntactical structure instead of a word.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1) Основные направления лингводидактики. Лингводидактика как наука.
2) Лингводидактика в системе педагогических и лингвистических дисциплин.
3) Современные приемы, организационные формы и технологии воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения.
4) Лингводидактическая система преподавания языка.
5) Типы преподавания языка.
6) Принципы преподавания языка.
7) Средства преподавания языка.
8) Методы обучения языку.
9) Особенности конструирования учебного процесса и разработки учебно-методическое обеспечение для разных уровней и этапов обучения с использованием достижений отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам и лингвистическим дисциплинам.
10) Современные образовательные технологии и приемы формирования межъязыковой и межкультурной коммуникативной компетенции.
11) Лингводидактика в высшей школе.
12) Формы занятий по языку в вузе. Лекция. Практическое занятие. Лабораторная. Формы аттестации.
13) Лингводидактика в системе ДПО.
14) Обучение иностранному языку как процесс передачи знаний об иностранном языке и формирование навыков и умений иноязычной речи.
15) Общеобразовательные цели обучения как цели, предусматривающие становление всесторонне развитой личности.
16) Методические принципы обучения как закономерности, отражающие специфику процесса обучения данному предмету и составляющие основу методов обучения.
17) Коммуникативный принцип обучения как принцип, требующий максимального приближения процесса обучения к реальному процессу общения.
18) Общие методические принципы как постоянно действующие принципы обучения предмету независимо от целей и условий обучения.
19) Показ как способ обучения путем демонстрации, использования наглядных пособий.
20) Приемы обучения как конкретные действия и операции преподавателя, цель которых передать знания, сформировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач для процесса обучения.


ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
ОБРАЗЕЦ 1
Разработайте комплекс упражнений, предназначенных для формирования лексического навыка.
ОБРАЗЕЦ 2
Разработайте комплекс упражнений, предназначенных для формирования произносительных навыков.
ОБРАЗЕЦ 3
Разработайте комплекс упражнений, предназначенных для формирования грамматического навыка.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.: М., 2002
Л1.2 Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: М.:, 2008
Л1.3 Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в школе: М.:, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сериков В.В., Сластенин В.А., Колесникова И.А. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Дьяченко И.Н. Методика преподавания иностранного языка (методические указания): метод. указания Барнаул: АлтГУ, 2006
Л3.2 Дьяченко И.Н. Методические указания по педагогической практике по иностранному языку.: метод. указания Барнаул: АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Раздел 1,2 portal.edu.asu.ru
Э2 http;//www.english-easy.info/articles/articles_methods.php
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа данного курса предусматривает использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Ведущим элементом в системе обучения является лекция, цель которой состоит в рассмотрении теоретических вопросов дисциплины в логически выдержанной форме. Главная цель лекций – сформировать у студентов системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей развития соответствующей научно-практической области, а также методов применения полученных знаний.
Лекции строятся с учетом различных дидактических принципов: логичности высказывания, последовательности изложения, постепенного нарастания трудности, опоры на предыдущие знания. В ходе лекций предпринимается попытка стимулировать мыслительную деятельность студентов при помощи вопросов, заданий дедуктивного и индуктивного характера.
Главная цель практических занятий – не только проверить и закрепить, но и углубить знания студентов по той или иной теме, сформировать систему навыков их использования, привить необходимые практические умения. Данная цель предполагает решение следующих задач: создавать на практических занятиях условия для формирования творческого мышления и научить студентов самостоятельно анализировать поведенческие и языковые ситуации. Большую роль в решении названных задач играет внедрение элементов проблемного обучения в практику занятий.
Практические занятия предусматривают следующие формы:
- выполнение , упражнений, призванных закрепить и углубить знания студентов по различным темам;
- обсуждение заданий, целью которых является проверка знаний студентов по определенной теме;
Работа над материалом начинается с толкования предмета и задач теории МКК и продолжается рассмотрением проблем и их разделов.
Тема занятия и список вопросов, которые будут разбираться, оглашаются заранее. Иногда материалы, вынесенные на обсуждение (например, основные причины того или иного поведения) предоставляются его участникам для предварительного ознакомления, поэтому готовиться к предстоящему диспуту студентам обязательно – преподаватель за занятии становится лишь координатором беседы.
При подготовке к практическим занятиям и при самостоятельной работе целесообразно основные теоретические представления формировать на базе основной и дополнительной литературы.
Рекомендации для студентов по подготовке к зачету и экзамену :
- перед зачетом экзаменом необходимо проработать конспекты лекций по всем пройденным темам курса ;
- рекомендуется чтение основной литературы по темам;
- необходимо повторить методики обучения основным аспектам речи.