МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Страноведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_РКИ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Титова М.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Страноведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство иностранных студентов с политическими, культурными, климатическими, природными и этническими особенностями страны, язык которой они изучают

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПК-1 Способен моделировать возможные ситуации общения между представителями собственной (родной) культуры и социума и представителями культуры и социума изучаемого языка (русского)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
ПК-1.1 Знает правила и нормы общения между представителями различных культур и социумов;
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-5.2. Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
ПК-1.2 Умеет моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического,социального многообразия современного общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Вводный раздел Страноведение как научная дисциплина
1.1. Страноведение, как научная дисциплина Лекции 6 4 ПК-1 Л2.2, Л1.2
1.2. Страноведение, как научная дисциплина Сам. работа 6 4 ПК-1
Раздел 2. Раздел 2. География и климат России
2.1. География России Лекции 6 4 ПК-1
2.2. География России Практические 6 2 ПК-1 Л2.2, Л1.2
2.3. География России Сам. работа 6 4 ПК-1
2.4. Климат и курорты России Практические 6 4 ПК-1 Л2.2, Л1.2
2.5. Климат и курорты России Сам. работа 6 5 ПК-1
Раздел 3. Раздел 3. История России
3.1. История формирования русского государства Лекции 6 4 ПК-1
3.2. История формирования русского государства Практические 6 2 ПК-1 Л2.4
3.3. История формирования русского государства Сам. работа 6 4 ПК-1 Л2.2, Л2.4
Раздел 4. Раздел 4. Социально-политическое устройство России
4.1. Полтическое устройство РФ Практические 6 2 ПК-1
4.2. Полтическое устройство РФ Сам. работа 6 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1
4.3. Символы России Лекции 6 4 ПК-1 Л2.1
4.4. Символы России Практические 6 2 ПК-1 Л2.3
4.5. Символы России Сам. работа 6 4 ПК-1 Л2.3
4.6. Система образования РФ Практические 6 4 ПК-1
4.7. Система образования РФ Сам. работа 6 4 ПК-1 Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Праздники и традиции
5.1. Культура и быт русского народа Лекции 6 4 ПК-1 Л2.1
5.2. Праздники русского народа Практические 6 2 ПК-1 Л2.1
5.3. Праздники русского народа Сам. работа 6 4 ПК-1 Л1.1
5.4. Традиции русского народа Практические 6 4 ПК-1 Л2.1
5.5. Традиции русского народа Сам. работа 6 6 ПК-1 Л1.1
5.6. Экзамен 6 27 УК-5, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС находится в Приложениях
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС находится в Приложениях
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС находится в Приложениях
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сосфенова И.А. Знакомство с Россией : хрестоматия / И. А. Сосфенова, Е. В. Пурыжинская: хрестоматия Москва : РУТ (МИИТ), 2019 ЭБС Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/175578
Л1.2 Грецкая Е.С. Страноведение России : учебное пособие: учебное пособие Липецк : Липецкий ГПУ, 2018 ЭБС Лань: URL: https://e.lanbook.com/book/122411 (дата обращения: 27.09.2021)
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Токарева Н.Д. Россия и русские: учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык: учебное пособие "Феникс+", 2004 ЭБС «Университетская библиотека online»
Л2.2 Е. А. Романова, О. Л. Виноградова, В. В. Орленок Страноведение: учеб. пособие Калининград: Изд-во РГУ, 2009
Л2.3 Ядрихинская Е. А. , Адигезалова И. В. , Будник И. А. , Артеменко Т. В. Россия: символика, традиции, культура: Учебное пособие Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2014 ЭБС "Университетская библиотека он-лайн"
Л2.4 Баратова К.М. Знакомимся с историей России : учебное пособие: учебное пособие Махачкала : ДГУ, 2020 ЭБС Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/172617
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Виртуальный музей «Каждый народ - золотой фонд России» goldmuseum.ru
Э2 Русская народная музыка. goldmuseum.ru
Э3 Русская национальная кухня goldmuseum.ru
Э4 Самые известные народные промыслы в России www.uznayvse.ru
Э5 Традиционные промыслы России rus-promisel.ru
Э6 Главные русские народные суеверия russian7.ru
Э7 Суеверия. Приметы. Даль В.И. Пословицы русского народа hobbitaniya.ru
Э8 Русские народные сказки hobbitaniya.ru
Э9 Мифология древних славян godsbay.ru
Э10 Месяцеслов www.slavianka.com
Э11 Русские имена: значение и происхождение kurufin.ru
Э12 Титова М.В. курс "Лингвострановедение" на платформе Единый образовательный портал АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотреноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам по изучению дисциплины
Режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса и практических занятий по «Страноведению», а также по практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д. предполагает еженедельную проверку навыков лингвистических методов анализа документов.
Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом, способствует более глубокому усвоению изучаемого курса, формирует навыки исследовательской работы и ориентирует применять теоретические знания на практике.
Задания для самостоятельной работы составляются по разделам и темам, по которым предусмотрены аудиторные занятия, вместе с тем требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.