МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы права и работа с юридическими текстами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_РКИ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы права и работа с юридическими текстами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Задачи изучения дисциплины.
- Дать представление о лексических и стилистических особенностях речи юристов;
- Повысить общую речевую культуру обучаемых;
- Расширить базу речевой деятельности обучаемых;
- Сформировать навыки и умения рационального речевого поведения в различных ситуациях профессионального общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-11 Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
ОПК-3 Способен порождать и понимать устные и письменные тексты на изучаемом иностранном языке применительно к основным функциональным стилям в официальной и неофициальной сферах общения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-11.1. Знает о содержании понятия коррупции, его основных признаках; основные направления и принципы противодействия коррупции; основные меры по профилактике коррупции; об актуальных направлениях государственной политики в сфере противодействия коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения; о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям; о понятиях конфликта интересов на государственной службе, личной заинтересованности государственного служащего.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.4: Достигает ясности, логичности, содержательности, связности, смысловой и структурной завершенности устных и/или письменных текстов в соответствии с языковой нормой, прагматическими и социокультурными параметрами коммуникации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-4.3. Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи;
УК 4.4. Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально- смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения;
ОПК-3.1: В соответствии с коммуникативной ситуацией выявляет релевантную информацию, идентифицировать принадлежность высказывания к официальному, нейтральному и неофициальному регистрам общения;
ОПК-3.3: Использует лексикограмматические и фонетические средства организации целого текста с соблюдением семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями устного и/или письменного высказывания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Профессиональные коммуникации юриста.
1.1. Профессиональные функции юристов: ведение юридических дел, составление юридических документов, устные выступления в компетентных органах, консультирование. Лекции 7 2 УК-4 Л1.2, Л2.2
1.2. Лабораторные 7 2 УК-11 Л2.4, Л1.2
1.3. Сам. работа 7 6 УК-11 Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Тема 2. Условия эффективной речевой коммуникации.
2.1. Умение слушать как необходимое условие эффективной еоммуникации. Межличностное пространство участников коммуникации. Лабораторные 7 2
2.2. Сам. работа 7 6
Раздел 3. Тема 3. Вербальные средства коммуникации. Невербальные средства общения.
3.1. Виды делового общения в юридической деятельности: регламентированность, этикетность, строгое соблюдение ролевых амплуа, повышенная ответственность участников за результат общения, строгое отношение к использованию речевых средств. Лекции 7 2 Л1.2
3.2. Лабораторные 7 2 ОПК-3 Л1.2
3.3. Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л2.3
Раздел 4. Тема 4. Требования, предъявляемые к речи юриста.
4.1. 1. Точность речи. 2. Понятность речи. 3. Чистота речи. 4. Правильность речи. Лабораторные 7 2 Л1.1, Л2.2
4.2. Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л2.2
Раздел 5. Тема 5. Общение в юридической практике.
5.1. 1. Виды делового общения. 2. Деловая беседа. 3. Консультирование. Лекции 7 2 УК-4 Л1.2, Л2.2
5.2. Лабораторные 7 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.1
5.3. Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Тема 6. Языковые особенности юридической речи.
6.1. Сам. работа 7 6 Л2.1
6.2. 1. Из истории искусства спора. 2. Спор и его виды. 3. Основные правила ведения спора. Лабораторные 7 4 ОПК-3 Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Тема 7. Юридическая деятельность и ее виды. Юридические документы.
7.1. Виды юридических документов. Лекции 7 4 УК-4 Л1.1
7.2. Лабораторные 7 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.3
7.3. Сам. работа 7 15 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л2.3
7.4. Подготовка к экзамену. Экзамен 7 27 УК-4, ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В ходе освоения дисциплины студенты должны усвоить:
основные категории теории речевой культуры; основные коммуникативные качества хорошей речи; типы языковых норм; основные правила употребления элементов языковой системы (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании и интерпретации речи; основы коммуникативного поведения в типичных профессионально и культурно значимых ситуациях делового общения; законы и принципы создания текста в соответствии с устной / письменной формой, функциональным стилем, жанровой спецификой, языковыми нормами.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Признаки сформированности компетенций:
Знает некоторые термины юриспруденции;
Знает структуру Российского судопроизводства;
Умеет читать, переводить и толковать юридические тексты;
Владеет специфической лексикой и оборотами, характерными для юридического стиля.
Знает структуру и назначение некоторых специальных юридических документов;
Умеет правильно переводить специфические слова и выражения, характерные для юридических документов;
Владеет способностью найти необходимую информацию о юридической системе РФ.

Требования при проверке сформированности компетенций:
Выучить некоторые определения из области юриспруденции РФ;
Перевести заданные тексты и ответить на вопросы по ним;
Выучить новые слова и выражения, изученные на занятиях.

Знает виды юридических документов;
Ответить на вопросы теста
Написать реферат по теме, предложенной преподавателем

Показатель аттестации: Способен читать, переводить и толковать юридические тексты
Шкала оценивания:
2 – Неспособен применить полученные теоретические знания к конкретному фактическому материалу, неспособен переводить заданные тексты
3 – Допускает ошибки, способен правильно ответить только на типичные общие вопросы по изученному материалу
4 – Способен обработать, проанализировать и синтезировать предложенную информацию, выбрать метод решения задачи и найти пути ее исполнения. Допускает единичные серьезные ошибки при переводе текста и его анализе.
5 - Свободно и уверенно оперирует предоставленной информацией, отлично владеет навыками перевода и анализа представленного текста, имеет достаточный словарный запас и владеет различными специфическими словами и выражениями в сфере юридической документации.

Приложения
Приложение 1.   ФОС Основы права_г.н.2021.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Розанова С.П., Шустикова Т.В. Лексические трудности при изучении русского языка: учебное пособие "Флинта", 2016 // ЭБС «Лань», 2016 ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/book/84324
Л1.2 Кузнецов И.Н. Деловое общение: учебное пособие Дашков и К// ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Константинова Л.А., Деловая риторика: М. : "ФЛИНТА" // ЭБС "Лань", 2013 e.lanbook.com
Л2.2 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
Л2.3 Константинова Л.А., Юрманова С.А. Деловой русский язык: учебное пособие ФЛИНТА, 2014 ЭБС "Лань"
Л2.4 Кикоть В. Я., Румянцев Н. В. Введение в специальность "Юриспруденция": учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Юристъ» pravo.news
Э2 Русский язык в Российском законодательстве www.gramota.ru
Э3 Dura lex sed lex! speed-surf.ru
Э4 Язык и стиль судебных документов speed-surf.ru
Э5 Русский язык и культура речи (для юристов) edu.kpfu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотреноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для прохождения итоговой аттестации по курсу «Основы права и работа с юридическими текстами» студент должен:
- пройти тестирование;
- написать на положительную оценку (не менее 50б.) контрольную работу;
-написать итоговое сочинение по выбранной теме.
В случае, если студент напишет контрольную работу менее, чем на 50б., он пишет другой вариант контрольной работы.
Преподаватель проверяет итоговое сочинение и проводит собеседование со студентом по теме его сочинения, после этого выставляется итоговая оценка.