МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык (аудирование)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость15 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_РКИ-2022
Часов по учебному плану 540
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 369
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16,5 21,5 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 28 28 28 28 44 44 44 44 144 144
Сам. работа 44 44 44 44 64 64 217 217 369 369
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 108 108 288 288 540 540

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык (аудирование)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф., д.филол.н. Дмитриева Л.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой проф., д.филол.н. Дмитриева Л.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины – формирование и развитие навыков общения, а также социокультурной адаптации на материале прецедентных видеотекстов.
Курс предполагает обучение студентов разнноуровневому пониманию видеотекстов:
а) аудирование с целью выборочного понимания необходимой информаци;
б) аудирование с целью понимания основного содержания текста;
в) аудирование с целью полного понимания текста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен применять систему лингвистических знаний об основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлениях, орфографии и пунктуации, о закономерностях функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностях
ОПК-3 Способен порождать и понимать устные и письменные тексты на изучаемом иностранном языке применительно к основным функциональным стилям в официальной и неофициальной сферах общения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1: Знает основные явления и процессы, отражающие функционирование языкового строя изучаемого иностранного языка в синхронии и диахронии.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.1: В соответствии с коммуникативной ситуацией выявляет релевантную информацию, идентифицировать принадлежность высказывания к официальному, нейтральному и неофициальному регистрам общения;
ОПК-3.2: Передает семантическую информацию, а также стилистическую и культурную коннотацию языковых единиц, используемых в устной и письменной коммуникации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.2: Проводит анализ проявлений взаимосвязи языковых уровней и взаимоотношений подсистем языка;
ОПК-1.3: Соблюдает основные особенности научного стиля в устной и письменной речи;
ОПК-3.3: Использует лексикограмматические и фонетические средства организации целого текста с соблюдением семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями устного и/или письменного высказывания;
ОПК-3.4: Достигает ясности, логичности, содержательности, связности, смысловой и структурной завершенности устных и/или письменных текстов в соответствии с языковой нормой, прагматическими и социокультурными параметрами коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Знакомство с Россией
1.1. Русская речь Русская азбука. Правила русской орфоэпии. Лабораторные 1 14 ОПК-3 Л1.1
1.2. Русская речь Русская азбука. Правила русской орфоэпии. Сам. работа 1 22 ОПК-1, ОПК-3 Л1.1
Раздел 2. Семья в XXI веке
2.1. Семья в XXI веке Лабораторные 1 6 ОПК-3 Л2.2
2.2. Семейная жизнь, семейные традиции Лабораторные 1 8 ОПК-3 Л2.2
2.3. Семейная жизнь, семейные традиции Сам. работа 1 22 ОПК-1, ОПК-3 Л2.2
Раздел 3. Образование, работа
3.1. Образование, работа. Где подработать студенту? Лабораторные 2 6 ОПК-3 Л2.2
3.2. Система образования в России Лабораторные 2 6 ОПК-3 Л2.2, Л2.1
3.3. Легко ли найти работу молодым? Лабораторные 2 8 ОПК-3 Л2.2
3.4. Легко ли найти работу молодым? Сам. работа 2 44 ОПК-1, ОПК-3 Л2.2
Раздел 4. Путешествие: куда поехать?
4.1. Путешествие: куда поехать в России? Лабораторные 2 8 ОПК-3 Л2.2
4.2. Москва и Санкт-Петербург Лабораторные 3 4 ОПК-3 Л2.2
4.3. Города России Сам. работа 3 24 ОПК-1, ОПК-3 Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Человек и общество
5.1. Человек и общество. Богатые и бедные Лабораторные 3 14 ОПК-3 Л2.2
5.2. Человек и общество. Межкультурное общение, этнические стереотипы Лабораторные 3 26 ОПК-3 Л2.2
5.3. Человек и общество. Межкультурное общение, этнические стереотипы Сам. работа 3 40 ОПК-1, ОПК-3 Л2.2, Л2.1
5.4. Человек и общество. Кумиры нашего общества: ученый или телезвезда? Лабораторные 4 22 ОПК-3 Л2.2
5.5. Тема: человек и общество. Сельская и городская жизнь: плюсы и минусы Лабораторные 4 22 ОПК-3 Л2.2
5.6. Сам. работа 4 217 ОПК-1, ОПК-3 Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложении и хранится на кафедре.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ганиев Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учеб.пособие: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бочина Т. Г., Агеева Ю. В. Обсуждаем, разговариваем, спорим: учебное пособие Казань: Издательство Казанского университета, , 2014 ЭБС "Университетская библиотека он-лайн": http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276265
Л2.2 Баско Н.В. Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учебное пособие М.: Русский язык. Курсы, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В.Виноградова. www.slovari.ru
Э2 Сайт в помощь переводчикам и филологам uztranslations.net.ru
Э3 Русский язык. Справочно-информационный портал www.gramota.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа со студентами включает задания для выполнения самостоятельной работы по тематике курса, в том числе просмотр фильмов, перевод устной речи говорящих, самостоятельная работа в ходе подготовки к занятиям, написание эссе по темам, обсуждаемым на занятиях. Используемые формы текущего контроля: опрос, проверка письменных работ, подготовленных студентами в рамках самостоятельной работы по дисциплине, проверка эссе по выбранной теме.