МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык (устная речь)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_РКИ-2022
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 106
самостоятельная работа 389
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 3, 4
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16,5 21,5 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 16 16 30 30 30 30 30 30 106 106
Сам. работа 20 20 15 15 51 51 303 303 389 389
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 36 36 72 72 108 108 360 360 576 576

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык (устная речь)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины является развитие навыков русской устной речи у студентов-иностранцев: монологическая речь, участие в беседе, составление развернутых высказываний по теме, выступление перед аудиторией и пр. В зависимости от ситуации общения, связанной с определенными видами человеческой деятельности (быт, оформление документов, научная деятельность, профессиональная деятельность, искусство), у студентов должны быть сформированы различные коммуникативные навыки.
Студенты знакомятся с кругом лексических тем социального, гуманитарного и общекультурного характера. Текст является основой для дальнейшего диалога, студенты учатся выражать свое мнение, грамотно оформлять свою точку зрения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен моделировать возможные ситуации общения между представителями собственной (родной) культуры и социума и представителями культуры и социума изучаемого языка (русского)
ПК-2 Владеет нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1 Знает правила и нормы общения между представителями различных культур и социумов;
ПК-2.1 Знает нормы этикета, принятые в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций).

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2 Умеет моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов;
ПК-2.2 Умеет использовать нормы этикета, принятые в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1
1.1. Биография человека.Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос.Моя семья. Мои увлечения. Лабораторные 1 2 ПК-1 Л1.4
1.2. Сам. работа 1 2 ПК-1 Л1.1, Л1.4
1.3. Сочинение по теме «Моя семья». Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.4
1.4. Сам. работа 1 2 Л1.4
1.5. Биография известного человека. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.4
Раздел 2. Раздел 2
2.1. Система образования. Система образования в современной России. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.4
2.2. Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.3. Учеба в школе, в университете. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 2 Л1.4
2.4. Сам. работа 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.4
2.5. Сам. работа 1 4 ПК-1 Л2.1, Л1.4
2.6. Наука как вид деятельности. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 2 Л1.4
2.7. Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.4
2.8. Контрольная работа. Лабораторные 1 2 Л1.4
Раздел 3. Раздел 3
3.1. Мой город. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 1 2 Л2.1, Л1.4
3.2. Сам. работа 1 4 ПК-1 Л1.1, Л1.4
3.3. Экскурсия по городу. Достопримечательности. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.4
3.4. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.4
3.5. Профессии человека. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 2 2 Л1.4
3.6. Подготовка к сочинению Сам. работа 2 2 Л1.4
3.7. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.4
3.8. Написание сочинения по теме «Мой город». Лабораторные 2 2 Л1.4
3.9. Жизнь в городе. Театры. Музеи. Почта. Городской транспорт. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 2 2 ПК-1 Л1.4
Раздел 4. Раздел 4
4.1. Москва – столица России. Я приехал в Россию. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 2 2 ПК-1 Л2.3, Л1.4
4.2. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.4
4.3. Обычаи и традиции в России. Вежливость и культура общения. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 2 8 ПК-1 Л2.1, Л2.3, Л1.4
4.4. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 2 2 Л1.4
4.5. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л1.4
4.6. Контрольная работа. Лабораторные 2 4 Л1.4
4.7. Подготовка к экзамену Лабораторные 2 8 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.4
4.8. Подготовка к экзамену Сам. работа 2 3 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
4.9. Экзамен 2 27 Л1.1
Раздел 5. Раздел 5
5.1. Рассказ о себе. Повторение пройденного материала и изученной лексики. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.2
5.2. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 3 7 ПК-1 Л2.2, Л1.2
5.3. Где мы живем? Гостиница и общежитие. Дом и квартира. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.2
5.4. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.2, Л1.2
5.5. Магазин. Что где можно купить? В продовольственном магазине. В промтоварном магазине. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 8 Л1.2
5.6. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6
6.1. Питание. Завтрак, обед, ужин. В ресторане. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 2 Л1.2
6.2. Досуг. Рассказ о своих увлечениях. Спорт. Ваш любимый вид искусства. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.2
6.3. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.2, Л1.2
6.4. Подготовка к сочинению Сам. работа 3 8 Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Раздел 7
7.1. Путешествие. Выбор маршрута. Поездка на поезде. Полет на самолете. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 2 Л2.1, Л1.2
7.2. Вопрос-ответ. Вопрос. Обороты, заменяющие обращение. Вопрос-предположение. Просьба к собеседнику. Проверка правильности собственного предположения. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 3 2 ПК-1 Л1.3, Л1.2
7.3. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 3 4 ПК-1 Л2.2, Л1.2
7.4. Средства и способы выражения времени: конструкции с предлогами. ЗА, ДО, ПОСЛЕ, ЧЕРЕЗ. Наречия ПОЗЖЕ, РАНЬШЕ. Правильное употребление в речи. Исправление предложений. Дополнение предложений. Восприятие информации на слух. Устные ответы на вопросы. Лабораторные 3 8 Л1.2
7.5. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.2
7.6. Подготовка к экзамену Сам. работа 3 4 ПК-1, ПК-2 Л1.2
7.7. Изложение Лабораторные 3 2 Л1.2
7.8. Экзамен 3 27 Л1.2
Раздел 8. Раздел 8
8.1. Вопрос-ответ. Некоторые способы ответа на общий вопрос. Утвердительный ответ. Отрицательный ответ. Указание на отсутствие информации, необходимой для ответа на вопрос. «Уклончивый» ответ (в котором говорящий преднамеренно не дает конкретной информации). Отказ дать ответ. Лабораторные 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л1.2
8.2. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 30 ПК-1 Л1.3, Л1.2
8.3. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 12 Л1.3, Л1.2
8.4. Контрольная работа. Лабораторные 4 2 Л1.2
8.5. Вопрос-ответ. Выяснение мнения о ком-либо / о чем-либо и ответ на такой вопрос. Вопрос об оценке ситуации. Указание на принадлежность высказываемого мнения. Выяснение согласия собеседника с вашим мнением. Выяснение вкусов и впечатлений. Вопрос о впечатлении. ответ на вопрос о впечатлении. Вопрос о вкусах человека, его отношении к предмету разговора. Ответ на такой вопрос. Лабораторные 4 8 ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л1.2
8.6. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 30 ПК-1 Л1.2
8.7. Сообщение и реакция на сообщение. Установление контакта с собеседником (обороты, заменяющие обращение). непосредственная реакция на сообщение. Побуждение к продолжению разговора, к более подробному изложению информации. Просьба уточнить, пояснить сказанное. Привлечение особого внимания, возбуждение интереса к сообщаемому факту. Введение «попутного» замечания, «переключение» на другую тему, возвращение к прежней теме беседы. включение в диалог «вывода» из сказанного или из наблюдения тех фактов, о которых идет речь. Выражение согласия/несогласия с высказанным мнением. Выражение недоверия к сказанному. Лабораторные 4 2 Л1.3, Л1.2
8.8. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 22 ПК-1 Л1.2
Раздел 9. Раздел 9
9.1. Реклама на улицах города. Реклама в газете. Новая лексика. Чтение текстов. Перевод. Выполнение упражнений. Грамматический комментарий. Составление текстов. Устный опрос. Лабораторные 4 2 Л1.3, Л1.2
9.2. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 31 ПК-1 Л1.2
9.3. Изложение Лабораторные 4 2 Л1.2
9.4. Оценка ситуации. Указание на необычность, удивительность факта. характеристика ситуации как самой обычной, не отличающейся ничем особенным. выражение уверенности, что в данной ситуации иначе и не может/не могло быть. Подчеркнутое указание на очевидность факта. Указание на то, что у говорящего было другое представление о названном факте, что ему трудно поверить в реальность такого факта. Указание на то, что называемый факт только недавно или сейчас стал известен говорящему. Указание на то, правильно или неправильно собеседник представляет себе ситуацию. Оценка передаваемой информации в плане ее очевидности, достоверности, объективности. Ссылка на известность информации. Выяснение достоверности какой-либо информации. Указание на степень уверенности в том, что сведения соответствуют действительности. Лабораторные 4 2 ПК-2 Л1.3, Л1.2
9.5. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 22 ПК-1 Л1.2
9.6. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 22 Л1.2
9.7. Контрольная работа Лабораторные 4 2 Л1.2
Раздел 10. Раздел 10
10.1. Побуждение к действию и ответ на него. Просьба и ответ на нее. Предложение что-либо сделать и ответ на него. Совет и ответ на него. Лабораторные 4 2 ПК-2 Л1.3, Л1.2
10.2. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 26 ПК-1 Л1.2
10.3. Присоединение к сказанному дополнительной информации о чем-либо аналогичном. Указание на сходство событий, на совпадение, подобие их особенностей. Союзы тоже и и. Выбор союза. Позиция союза в предложении. Союз также. Значение союза. Позиция союза в предложении. Присоединение к сообщению дополнительной информации, о которой только что шла речь. Лабораторные 4 2 Л1.3, Л1.2
10.4. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 30 ПК-1 Л1.2
10.5. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 22 Л1.2
10.6. Контрольная работа Лабораторные 4 2 Л1.2
10.7. Подготовка к экзамену Лабораторные 4 2 ПК-1, ПК-2 Л1.2
10.8. Подготовка к лабораторным занятиям Сам. работа 4 30 ПК-1 Л1.2
10.9. Подготовка к экзамену Сам. работа 4 26 ПК-1, ПК-2 Л1.3, Л1.2
10.10. Экзамен 4 27 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Список устных тем для подготовки к экзамену (6 семестр):

1. Устный рассказ по теме: Устный рассказ по теме: Мой родной город
2. Устный рассказ по теме: Выдающийся деятель культуры России. Его роль в истории страны, развитии культуры
3. Устный рассказ по теме: Мои интересы и увлечения
4. Устный рассказ по теме: Изучение иностранных языков, их роль и значение в жизни человека
5. Устный рассказ по теме: Чтение: мои любимые книги
6. Устный рассказ по теме: Достопримечательности Китая
7. Устный рассказ по теме: Наши национальные и религиозные праздники
8. Устный рассказ по теме: Учеба в Китае: школа и университет
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рабочая программа дисциплины обеспечена ФОС по дисциплине (в Приложении).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена ФОС по дисциплине (в Приложении).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аннушкин В.И. Знакомиться легко, расставаться трудно: М.: Флинта, 2017 // ЭБС «Лань», 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Говорим по-русски без переводчика: интенсивный курс по развитию навыков устной речи / отв. ред. Л. С. Крючкова, Л. А. Дунаева: учебник Москва : ФЛИНТА, 2017 ЭБС Университетская библиотека онлайн: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93713
Л1.3 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
Л1.4 Беликова Л.Г. Русский язык без проблем! День за днём: пособие по речевой практике: первый (B1) сертифицированный уровень владения русским языком как иностранным : учебное пособие / Л. Г. Беликова, И. Н. Ерофеева: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/181998
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых Дорога в Россию: учеб. рус. яз.( второй уровень): [в 2 т.] : учебник СПб.: Златоуст. Т. 1., 2009
Л2.2 Одинцова И.В. Он и Она. Книга по развитию навыков чтения и устной речи: М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012
Л2.3 В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых Дорога в Россию: учеб. рус. яз.( второй уровень): [в 2 т.]: учебник СПб.: Златоуст. Т. 2., 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Биографии знаменитых людей. biography-peoples.ru
Э2 12 самых необычных школ России mel.fm
Э3 Самые известные театры в России. www.uznayvse.ru
Э4 10 лучших музеев России по версии миллионов пользователей интернета. www.like-a.ru
Э5 Интересные факты о Москве. takearest.ru
Э6 Традиции России. www.advantour.com
Э7 Виртуальный музей «Каждый народ - золотой фонд России» goldmuseum.ru
Э8 Русская народная музыка. goldmuseum.ru
Э9 Русская национальная кухня goldmuseum.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотреноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Всего: в течение каждого семестра 4-5 контрольных работ и 3-4 сочинения.
В конце каждого семестра: итоговый контроль.
Письменно: контрольная работа по лексике и грамматике (на основе текста определенной тематики).
Устно: составление диалога по заданной тематике с использованием изученных средств коммуникации, умение поддержать диалог с экзаменатором.