МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык (письмо)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_РКИ-2022
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 327
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16,5 21,5 16 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 16 16 26 26 16 16 20 20 78 78
Сам. работа 56 56 10 10 92 92 169 169 327 327
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 36 36 108 108 216 216 432 432

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык (письмо)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса – формирование у студента целостного системного представления о функционировании русского языка в его различных стилевых разновидностях, в коммуникативном, прагматическом и когнитивном аспектах; овладение нормами правильной письменной речи (прежде всего языка научного стиля); развитие «языкового чутья» и формирование навыков стилистической правки текста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен применять систему лингвистических знаний об основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлениях, орфографии и пунктуации, о закономерностях функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностях
ОПК-3 Способен порождать и понимать устные и письменные тексты на изучаемом иностранном языке применительно к основным функциональным стилям в официальной и неофициальной сферах общения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1: Знает основные явления и процессы, отражающие функционирование языкового строя изучаемого иностранного языка в синхронии и диахронии.

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2: Проводит анализ проявлений взаимосвязи языковых уровней и взаимоотношений подсистем языка;
ОПК-1.3: Соблюдает основные особенности научного стиля в устной и письменной речи;
ОПК-3.1: В соответствии с коммуникативной ситуацией выявляет релевантную информацию, идентифицировать принадлежность высказывания к официальному, нейтральному и неофициальному регистрам общения;
ОПК-3.2: Передает семантическую информацию, а также стилистическую и культурную коннотацию языковых единиц, используемых в устной и письменной коммуникации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.3: Использует лексикограмматические и фонетические средства организации целого текста с соблюдением семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями устного и/или письменного высказывания;
ОПК-3.4: Достигает ясности, логичности, содержательности, связности, смысловой и структурной завершенности устных и/или письменных текстов в соответствии с языковой нормой, прагматическими и социокультурными параметрами коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Система стилей современного русского литературного языка. Вопрос об иерархии стилей. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие о стилевой норме.
1.1. Лабораторные 1 8 ОПК-3 Л2.1, Л2.4, Л2.6
1.2. Сам. работа 1 30 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1
Раздел 2. Научный стиль как функциональная разновидность русского литературного языка, обслуживающая область науки, техники, производства. Основная функция научного стиля. Разновидности научного стиля и его жанры. Особенности стиля научного изложения: точность и объективность передачи информации, логическая последовательность и обобщенность изложения, однозначность, сжатость выражения при сохранении насыщенности содержания и т.д.
2.1. Лабораторные 1 8 ОПК-3 Л2.3, Л2.1
2.2. Сам. работа 1 26 ОПК-1, ОПК-3 Л2.3, Л2.6, Л1.2
Раздел 3. Жанры научного стиля: статья и тезисы.
3.1. Лабораторные 2 16 ОПК-3 Л2.6
Раздел 4. Официально-деловой стиль русского языка
4.1. Лабораторные 2 10 ОПК-3 Л1.1, Л2.5
Раздел 5. Виды документации. Особенности морфологии и синтаксиса деловой документации
5.1. Сам. работа 2 10 ОПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.5
Раздел 6. Культура русского письма
6.1. Лабораторные 3 16 ОПК-3 Л2.3, Л2.2
6.2. Сам. работа 3 44 ОПК-1, ОПК-3 Л2.3
Раздел 7. Причастный оборот: построение причастного оборота. Причастный оборот в предложении. Деепричастный оборот: построение деепричастного оборота, лексическое значение конструкции.
7.1. Сам. работа 3 24 ОПК-3 Л2.3, Л1.2
Раздел 8. Использование повелительного наклонения в предложении. Повеление. Побуждение к действию. Требование.
8.1. Сам. работа 3 24 ОПК-3 Л2.3, Л1.2
Раздел 9. Употребление сослагательного наклонения. Требование, просьба, совет, приглашение, жела-тельность, опасение.
9.1. Лабораторные 4 10 ОПК-3 Л2.1
9.2. Сам. работа 4 40 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1
Раздел 10. Выражение времени в простом предложении. Выражение времени в сложном предложении: действия совпадают по времени, идут вместе; действия следуют, идут одно за другим (союз КОГДА). Конструкции с союзами ДО ТОГО КАК, В ТО ВРЕМЯ КАК, ПОСЛЕ ТОГО КАК, С ТЕХ ПОР КАК, ДО ТЕХ ПОР, ПЕРЕД ТЕМ КАК, ПРЕЖДЕ ЧЕМ.
10.1. Лабораторные 4 10 ОПК-3 Л2.1
10.2. Сам. работа 4 40 ОПК-1, ОПК-3 Л2.1
Раздел 11. Категория модальности и способы ее выражения языковыми средствами: модальность необходимости и долженствования (я должен + инфинитив, мне нужно + инфинитив); модальность возможности и невозможности (может + инфинитив); желательная модальность (я хочу + ин-финитив, мне хотелось бы + инфинитив)
11.1. Сам. работа 4 39 ОПК-3 Л2.3, Л2.6
11.2. Сам. работа 4 50 ОПК-1, ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2
11.3. Экзамен 4 27 ОПК-3 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа обеспечена ФОС по дисциплине, см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рабочая программа обеспечена ФОС по дисциплине, см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа обеспечена ФОС по дисциплине, см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. Деловое общение: учебное пособие Дашков и К// ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. Я. Солганик Практическая стилистика русского языка: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.2 М. Б. Будильцева [и др.] Культура русской речи: учеб. пособие для изучающих рус. яз. как иностранный М.: Русский язык. Курсы, 2010
Л2.3 Скворцов Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.4 Гамалей Т.В. Поговорим о русском языке: Культура русской речи в полилингвистической среде: Москва, 2008
Л2.5 Константинова Л.А., Юрманова С.А. Деловой русский язык: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
Л2.6 И. П. Лысакова [и др.]. Практическая стилистика русского языка: для учащихся с неродным рус. яз. : учеб. пособие для продвинутого этапа (I-II сертификационные уровни): учебное пособие М.: Русский язык. Курсы, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотреноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
В течение семестра: 4-5 письменных контрольных работ по лексике и грамматике;
В конце семестра:
письменно
- контрольная экзаменационная работа по лексике, словообразованию, грамматике, стилистике (работа охватывает языковой материал за весь семестр обучения).