Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 12 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_Лингвистика_РКИ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | 21,5 | 16 | 22 | ||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 16 | 16 | 26 | 26 | 16 | 16 | 20 | 20 | 78 | 78 |
Сам. работа | 56 | 56 | 10 | 10 | 92 | 92 | 169 | 169 | 327 | 327 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 36 | 36 | 108 | 108 | 216 | 216 | 432 | 432 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор
1.1. | Основная цель курса – формирование у студента целостного системного представления о функционировании русского языка в его различных стилевых разновидностях, в коммуникативном, прагматическом и когнитивном аспектах; овладение нормами правильной письменной речи (прежде всего языка научного стиля); развитие «языкового чутья» и формирование навыков стилистической правки текста. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-1 | Способен применять систему лингвистических знаний об основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлениях, орфографии и пунктуации, о закономерностях функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностях |
ОПК-3 | Способен порождать и понимать устные и письменные тексты на изучаемом иностранном языке применительно к основным функциональным стилям в официальной и неофициальной сферах общения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-1.1: Знает основные явления и процессы, отражающие функционирование языкового строя изучаемого иностранного языка в синхронии и диахронии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-1.2: Проводит анализ проявлений взаимосвязи языковых уровней и взаимоотношений подсистем языка; ОПК-1.3: Соблюдает основные особенности научного стиля в устной и письменной речи; ОПК-3.1: В соответствии с коммуникативной ситуацией выявляет релевантную информацию, идентифицировать принадлежность высказывания к официальному, нейтральному и неофициальному регистрам общения; ОПК-3.2: Передает семантическую информацию, а также стилистическую и культурную коннотацию языковых единиц, используемых в устной и письменной коммуникации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-3.3: Использует лексикограмматические и фонетические средства организации целого текста с соблюдением семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями устного и/или письменного высказывания; ОПК-3.4: Достигает ясности, логичности, содержательности, связности, смысловой и структурной завершенности устных и/или письменных текстов в соответствии с языковой нормой, прагматическими и социокультурными параметрами коммуникации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Система стилей современного русского литературного языка. Вопрос об иерархии стилей. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие о стилевой норме. | ||||||
1.1. | Лабораторные | 1 | 8 | ОПК-3 | Л2.1, Л2.4, Л2.6 | |
1.2. | Сам. работа | 1 | 30 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1 | |
Раздел 2. Научный стиль как функциональная разновидность русского литературного языка, обслуживающая область науки, техники, производства. Основная функция научного стиля. Разновидности научного стиля и его жанры. Особенности стиля научного изложения: точность и объективность передачи информации, логическая последовательность и обобщенность изложения, однозначность, сжатость выражения при сохранении насыщенности содержания и т.д. | ||||||
2.1. | Лабораторные | 1 | 8 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1 | |
2.2. | Сам. работа | 1 | 26 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.3, Л2.6, Л1.2 | |
Раздел 3. Жанры научного стиля: статья и тезисы. | ||||||
3.1. | Лабораторные | 2 | 16 | ОПК-3 | Л2.6 | |
Раздел 4. Официально-деловой стиль русского языка | ||||||
4.1. | Лабораторные | 2 | 10 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.5 | |
Раздел 5. Виды документации. Особенности морфологии и синтаксиса деловой документации | ||||||
5.1. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.1, Л2.5 | |
Раздел 6. Культура русского письма | ||||||
6.1. | Лабораторные | 3 | 16 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.2 | |
6.2. | Сам. работа | 3 | 44 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.3 | |
Раздел 7. Причастный оборот: построение причастного оборота. Причастный оборот в предложении. Деепричастный оборот: построение деепричастного оборота, лексическое значение конструкции. | ||||||
7.1. | Сам. работа | 3 | 24 | ОПК-3 | Л2.3, Л1.2 | |
Раздел 8. Использование повелительного наклонения в предложении. Повеление. Побуждение к действию. Требование. | ||||||
8.1. | Сам. работа | 3 | 24 | ОПК-3 | Л2.3, Л1.2 | |
Раздел 9. Употребление сослагательного наклонения. Требование, просьба, совет, приглашение, жела-тельность, опасение. | ||||||
9.1. | Лабораторные | 4 | 10 | ОПК-3 | Л2.1 | |
9.2. | Сам. работа | 4 | 40 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1 | |
Раздел 10. Выражение времени в простом предложении. Выражение времени в сложном предложении: действия совпадают по времени, идут вместе; действия следуют, идут одно за другим (союз КОГДА). Конструкции с союзами ДО ТОГО КАК, В ТО ВРЕМЯ КАК, ПОСЛЕ ТОГО КАК, С ТЕХ ПОР КАК, ДО ТЕХ ПОР, ПЕРЕД ТЕМ КАК, ПРЕЖДЕ ЧЕМ. | ||||||
10.1. | Лабораторные | 4 | 10 | ОПК-3 | Л2.1 | |
10.2. | Сам. работа | 4 | 40 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.1 | |
Раздел 11. Категория модальности и способы ее выражения языковыми средствами: модальность необходимости и долженствования (я должен + инфинитив, мне нужно + инфинитив); модальность возможности и невозможности (может + инфинитив); желательная модальность (я хочу + ин-финитив, мне хотелось бы + инфинитив) | ||||||
11.1. | Сам. работа | 4 | 39 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.6 | |
11.2. | Сам. работа | 4 | 50 | ОПК-1, ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2 | |
11.3. | Экзамен | 4 | 27 | ОПК-3 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа обеспечена ФОС по дисциплине, см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Рабочая программа обеспечена ФОС по дисциплине, см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа обеспечена ФОС по дисциплине, см. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Русский язык письмо_ФГОС 3+.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кузнецов И.Н. | Деловое общение: учебное пособие | Дашков и К// ЭБС "Лань", 2017 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Стрельчук Е.Н. | Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие | М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Г. Я. Солганик | Практическая стилистика русского языка: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л2.2 | М. Б. Будильцева [и др.] | Культура русской речи: учеб. пособие для изучающих рус. яз. как иностранный | М.: Русский язык. Курсы, 2010 | |
Л2.3 | Скворцов Л.И. | Культура русской речи: словарь-справочник: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л2.4 | Гамалей Т.В. | Поговорим о русском языке: Культура русской речи в полилингвистической среде: | Москва, 2008 | |
Л2.5 | Константинова Л.А., Юрманова С.А. | Деловой русский язык: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2014 | e.lanbook.com |
Л2.6 | И. П. Лысакова [и др.]. | Практическая стилистика русского языка: для учащихся с неродным рус. яз. : учеб. пособие для продвинутого этапа (I-II сертификационные уровни): учебное пособие | М.: Русский язык. Курсы, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотреноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности В течение семестра: 4-5 письменных контрольных работ по лексике и грамматике; В конце семестра: письменно - контрольная экзаменационная работа по лексике, словообразованию, грамматике, стилистике (работа охватывает языковой материал за весь семестр обучения). |