МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аудирование научных лингвистических текстов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_РКИ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Титова М.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Аудирование научных лингвистических текстов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Дмитриева Л.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Дмитриева Л.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является:
-расширение и углубление знаний русского языка в области учебно-профессиональной и научной сферах общения;
-расширенное изучение синтаксиса научного текста;
-расширенное изучение теории научного текста;
-дальнейшее развитие и совершенствование языковых навыков, используемых в учебно-профессиональной и научной сферах общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен применять систему лингвистических знаний об основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлениях, орфографии и пунктуации, о закономерностях функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностях
ОПК-5 Способен работать с компьютером как средством получения, обработки и управления информацией для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные явления и процессы, отражающие функционирование языкового строя изучаемого иностранного языка в синхронии и диахронии.
3.2.Уметь:
3.2.1.Соблюдает основные особенности научного стиля в устной и письменной речи.
Использует рациональные приемы поиска и применения программных продуктов лингвистического профиля.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Осуществляет поиск и обработку необходимой информации, содержащейся в специальной литературе, энциклопедических, толковых, исторических, этимологических словарях, словарях сочетаемости и других.
Использует профильные информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для решения профессиональных задач в области перевода.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лингвистика как наука
1.1. Лабораторные 8 4 Л1.1
1.2. Развитие умения восприятия на слух, узнавания фонем, слов, грамматических конструкций; Сам. работа 8 6 Л2.3
Раздел 2. Научный стиль изложения: особенности и характерные черты.Грамматика и синтаксис научного стиля.
2.1. Лабораторные 8 4 Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Классическая русская лингвистика: конец XIX - XX век. Основные направления исследований.
3.1. Лабораторные 8 8 Л1.2
3.2. Развитие навыка вычленения значимой информации на слух; распознавание сложных синтаксических конструкций, характерных для научного стиля. Сам. работа 8 12 Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Русская лингвистика: конец XX - начало XXI века: тенденции и перспективы.
4.1. Лабораторные 8 8 Л1.2, Л2.3, Л1.1
4.2. Сам. работа 8 12 Л1.2
Раздел 5. Проблемы современной лингвистики.
5.1. Лабораторные 8 8 Л1.2, Л1.1
5.2. Сам. работа 8 13 Л2.3, Л2.2, Л2.1
5.3. Экзамен 8 27 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по дисциплине имеется в Приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
Л1.2 А. В. Величко, Л. П. Юдина Русский в текстах о филологии: пособие для иностр. учащихся М.: Русский язык. Курсы, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология. Ч.1.: сборник упражнений СПб.: Златоуст, 2012
Л2.2 Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Синтаксис. Ч.2.: СПб.: "Златоуст", 2011
Л2.3 Юдина А.Д. Наука без границ. Учебное пособие : учебное пособие М.: Флинта, 2004 // ЭБС «Лань», 2018, 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Золотой Фонд лекций Русского мира russianlectures.ru
Э2 Программа "Золотые лекции Русского мира" www.russkiymir.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотреноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Итоговая аттестация студента заключается в подготовке презентации по теме и подготовке реферата по выбранной теме.