Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_Лингвистика_РКИ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 80 | 80 | 80 | 80 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Дмитриева Л.М.
1.1. | Цель курса - развить языкову и лингвокультурологическую компетентность студентов на основе чтения и анализа специальтно подобранных худождественных текстов |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-3 | Способен порождать и понимать устные и письменные тексты на изучаемом иностранном языке применительно к основным функциональным стилям в официальной и неофициальной сферах общения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-3.1: В соответствии с коммуникативной ситуацией выявляет релевантную информацию, идентифицировать принадлежность высказывания к официальному, нейтральному и неофициальному регистрам общения; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-3.2: Передает семантическую информацию, а также стилистическую и культурную коннотацию языковых единиц, используемых в устной и письменной коммуникации; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-3.3: Использует лексикограмматические и фонетические средства организации целого текста с соблюдением семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями устного и/или письменного высказывания; ОПК-3.4: Достигает ясности, логичности, содержательности, связности, смысловой и структурной завершенности устных и/или письменных текстов в соответствии с языковой нормой, прагматическими и социокультурными параметрами коммуникации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. А.С. Пушкин. Стихи и проза. Повесть "Барышня-крестьянка". | ||||||
1.1. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-3 | Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Сатирическое и фантастическое в творчестве Н.В. Гоголя. Повесть "Шинель". | ||||||
2.1. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-3 | Л1.1 | |
Раздел 3. Л.Н. Толстой. Естественность, простота и правда любимых героев писателя. | ||||||
3.1. | Просмотр фильма-экранизации | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3 | |
Раздел 4. Идеи Ф.М. Достоевского. «Преступление и наказание», «Идиот». | ||||||
4.1. | Просмотр фильма-экранизации | Лекции | 6 | 4 | ОПК-3 | |
Раздел 5. И.С. Тургенев. Психология человеческих чувств. Мотивы жизни и смерти, любви и преданности в произведениях писателя («Собака») | ||||||
5.1. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-3 | Л2.2 | |
5.2. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-3 | Л2.2 | |
Раздел 6. А.П. Чехов. Тема социальной апатии и активности человека. Рассказы « Смерть чиновника», «На даче», «Жизнь человека в вопросах и восклицаниях», «Студент». | ||||||
6.1. | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-3 | Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 7. Тема нового человека у М. Зощенко. Рассказ «Аристократка». Изменилась ли психология обывателя после революции? | ||||||
7.1. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-3 | ||
Раздел 8. Народный мир в рассказах В. Шукшина («Чудик»), Природа, деревня, традиционная культура как основы национального самосознания. | ||||||
8.1. | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-3 | ||
Раздел 9. Черты новейшей литературы России. Что такое «массовая литература»? | ||||||
9.1. | Рассказы В. Ерофеева «Болдинская осень», Л.Петрушевской «Фонарик», Е. Попова «Феномен», В. Токаревой «Я есть, ты есть...», Л. Улицкой «Дар нерукотворный», Т. Толстой «Сюжет», В. Пелевина «Ника», К. Мелихана «Человек Никто» и др. | Лабораторные | 6 | 6 | ОПК-3 | Л2.3 |
9.2. | Чтение текстов, заданных учителем, просмотр экранизаций литературных произведений | Сам. работа | 6 | 80 | ОПК-3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Чтение художественных текстов_ФГОС 3+.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Милюк Н.М. | Листая страницы российской прозы...: анализ художественного текста в иностранной аудитории: Учебное пособие | М. : ФЛИНТА // ЭБС Лань, 2017 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Соколов А.Г. | История русской литературы конца XIX – начала XX веков// ЭБС «Университетская библиотека online»: учебник | М.: Юрайт, 2012 | |
Л2.2 | Загорская Е.Я., Такташова Т.В., Орлова Е.П. | Лица. Характеры. Судьбы : произведения русских писателей-классиков с комментариями и заданиями: Учебное пособие | М.: ФЛИНТА // ЭБС Лань, 2013 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Колядич Т.М., Капица Ф.С. | Колядич Т.М., Капица Ф.С. Русская проза XXI века в критике: оценки, мнения, презентации: | М.: Флинта, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Русская классическая литература | lit-classic.ru | ||
Э2 | А.П. Чехов. Рассказы | chehov.niv.ru | ||
Э3 | М. Зощенко. Рассказы | lib.ru | ||
Э4 | В.М. Шукшин. Рассказы | thelib.ru | ||
Э5 | Современная русская литература | lit.lib.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотреноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Используются следующие виды самостоятельной работы: - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); - объяснение мыслей автора (писателя) на самостоятельно подобранных конкретных примерах; - основные виды публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия); - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), работа с критическими статьями; - редактирование текста, создание собственного текста (сочинение различных жанров); - определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов является важнейшим условием успешного овладения программой курса. Она тесно связана с аудиторной работой. Студенты работают дома по заданиям преподавателя, которые базируются на материале, изученном на практическом занятии. На каждом занятии студенты получают домашнее задание, напрямую или опосредованно связанное с изученной теоретической темой. При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся; - чтение и перевод; - ответы на вопросы по тексту; - выполнение заданий по прочитанному тексту; - составление информационной справки к прочитанному тексту; - подготовка устных сообщений; - работа со словарями; - чтение литературоведческих статей. На зачете студенту предлагается небольшой адаптированный художественный текст для чтения и перевода; после прочтения студент письменно отвечает на вопросы по тексту. |