МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Чтение художественных текстов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_Лингвистика_РКИ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Чтение художественных текстов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 969)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Дмитриева Л.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Дмитриева Л.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - развить языкову и лингвокультурологическую компетентность студентов на основе чтения и анализа специальтно подобранных худождественных текстов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен порождать и понимать устные и письменные тексты на изучаемом иностранном языке применительно к основным функциональным стилям в официальной и неофициальной сферах общения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1: В соответствии с коммуникативной ситуацией выявляет релевантную информацию, идентифицировать принадлежность высказывания к официальному, нейтральному и неофициальному регистрам общения;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2: Передает семантическую информацию, а также стилистическую и культурную коннотацию языковых единиц, используемых в устной и письменной коммуникации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.3: Использует лексикограмматические и фонетические средства организации целого текста с соблюдением семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями устного и/или письменного высказывания;
ОПК-3.4: Достигает ясности, логичности, содержательности, связности, смысловой и структурной завершенности устных и/или письменных текстов в соответствии с языковой нормой, прагматическими и социокультурными параметрами коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. А.С. Пушкин. Стихи и проза. Повесть "Барышня-крестьянка".
1.1. Лабораторные 6 2 ОПК-3 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Сатирическое и фантастическое в творчестве Н.В. Гоголя. Повесть "Шинель".
2.1. Лабораторные 6 2 ОПК-3 Л1.1
Раздел 3. Л.Н. Толстой. Естественность, простота и правда любимых героев писателя.
3.1. Просмотр фильма-экранизации Лекции 6 2 ОПК-3
Раздел 4. Идеи Ф.М. Достоевского. «Преступление и наказание», «Идиот».
4.1. Просмотр фильма-экранизации Лекции 6 4 ОПК-3
Раздел 5. И.С. Тургенев. Психология человеческих чувств. Мотивы жизни и смерти, любви и преданности в произведениях писателя («Собака»)
5.1. Лекции 6 2 ОПК-3 Л2.2
5.2. Лабораторные 6 2 ОПК-3 Л2.2
Раздел 6. А.П. Чехов. Тема социальной апатии и активности человека. Рассказы « Смерть чиновника», «На даче», «Жизнь человека в вопросах и восклицаниях», «Студент».
6.1. Лабораторные 6 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Тема нового человека у М. Зощенко. Рассказ «Аристократка». Изменилась ли психология обывателя после революции?
7.1. Лабораторные 6 2 ОПК-3
Раздел 8. Народный мир в рассказах В. Шукшина («Чудик»), Природа, деревня, традиционная культура как основы национального самосознания.
8.1. Лабораторные 6 2 ОПК-3
Раздел 9. Черты новейшей литературы России. Что такое «массовая литература»?
9.1. Рассказы В. Ерофеева «Болдинская осень», Л.Петрушевской «Фонарик», Е. Попова «Феномен», В. Токаревой «Я есть, ты есть...», Л. Улицкой «Дар нерукотворный», Т. Толстой «Сюжет», В. Пелевина «Ника», К. Мелихана «Человек Никто» и др. Лабораторные 6 6 ОПК-3 Л2.3
9.2. Чтение текстов, заданных учителем, просмотр экранизаций литературных произведений Сам. работа 6 80 ОПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Милюк Н.М. Листая страницы российской прозы...: анализ художественного текста в иностранной аудитории: Учебное пособие М. : ФЛИНТА // ЭБС Лань, 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX веков// ЭБС «Университетская библиотека online»: учебник М.: Юрайт, 2012
Л2.2 Загорская Е.Я., Такташова Т.В., Орлова Е.П. Лица. Характеры. Судьбы : произведения русских писателей-классиков с комментариями и заданиями: Учебное пособие М.: ФЛИНТА // ЭБС Лань, 2013 e.lanbook.com
Л2.3 Колядич Т.М., Капица Ф.С. Колядич Т.М., Капица Ф.С. Русская проза XXI века в критике: оценки, мнения, презентации: М.: Флинта, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Русская классическая литература lit-classic.ru
Э2 А.П. Чехов. Рассказы chehov.niv.ru
Э3 М. Зощенко. Рассказы lib.ru
Э4 В.М. Шукшин. Рассказы thelib.ru
Э5 Современная русская литература lit.lib.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотреноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Используются следующие виды самостоятельной работы:
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- объяснение мыслей автора (писателя) на самостоятельно подобранных конкретных примерах; - основные виды публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), работа с критическими статьями;
- редактирование текста, создание собственного текста (сочинение различных жанров);
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов является важнейшим условием успешного овладения программой курса. Она тесно связана с аудиторной работой. Студенты работают дома по заданиям преподавателя, которые базируются на материале, изученном на практическом занятии. На каждом занятии студенты получают домашнее задание, напрямую или опосредованно связанное с изученной теоретической темой.
При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся;
- чтение и перевод;
- ответы на вопросы по тексту;
- выполнение заданий по прочитанному тексту;
- составление информационной справки к прочитанному тексту;
- подготовка устных сообщений;
- работа со словарями;
- чтение литературоведческих статей.
На зачете студенту предлагается небольшой адаптированный художественный текст для чтения и перевода; после прочтения студент письменно отвечает на вопросы по тексту.