МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы научных исследований в языкознании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., Проф., Осокина С.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., Проф., Карпухина В.Н.

Рабочая программа дисциплины
Методы научных исследований в языкознании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 11.05.2022 г. № 10
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 11.05.2022 г. № 10
Заведующий кафедрой Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовить выпускника магистратуры, обладающего соответствующими общепрофессиональными компетенциями, связаными с методами проведения фундаментальных научных и прикладных исследований в языкознании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;
ОПК-2.1 Знает методологию и методы современных научных парадигм в области филологии
ОПК-2.2 Умеет представить результаты научного исследования в виде устного выступления, тезисов для научной конференции, автореферата
ОПК-3Способен владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов.
ОПК-3.1 Знает методы и приемы филологической работы с различными типами текстов
ОПК-3.2 Анализирует и интерпретирует различные типы текстов в зависимости от задач профессиональной деятельности
ОПК-3.3 Умеет применять методы лингвистического и литературоведческого анализа текста в избранной области филологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1 Знает методологию и методы современных научных парадигм в области филологии
ОПК-3.1 Знает методы и приемы филологической работы с различными типами текстов.




3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2 Умеет представить результаты научного исследования в виде устного выступления, тезисов для научной конференции, автореферата.

ОПК-3.3 Умеет применять методы лингвистического и литературоведческого анализа текста в избранной области филологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.2. Применяет современные технологии обучения с целью формирования коммуникативной и межкультурной компетенции обучающихся.
ОПК-3.2 Анализирует и интерпретирует различные типы текстов в зависимости от задач профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы сравнительно-исторического языкознания
1.1. Методы сравнительно-исторического языкознания Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Методы сравнительно-исторического языкознания Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Методы сравнительно-исторического языкознания Сам. работа 1 14 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методы структурной лингвистики
2.1. Методы структурной лингвистики Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Методы структурной лингвистики Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Методы структурной лингвистики Сам. работа 1 14 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Методы типологического языкознания и контрастивной лингвистики
3.1. Методы типологического языкознания и контрастивной лингвистики Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
3.2. Методы типологического языкознания и контрастивной лингвистики Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
3.3. Методы типологического языкознания и контрастивной лингвистики Сам. работа 1 20 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Соверменные методы лингвистических исследований
4.1. Семантические методы, методы анализа текста, корпусные и компьютерные методы исследований Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
4.2. Семантические методы, методы анализа текста, корпусные и копьютерные методы исследований Практические 1 8 Л1.1, Л2.1
4.3. Семантические методы, методы анализа текста, корпусные и копьютерные методы исследований Сам. работа 1 28 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - Методы научных исследований в языкознании https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8832

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Сравнительно-исторический метод - сугубо лингвистический метод исследования.
c) Верно
d) Неверно
Ответ: Неверно
2. Сравнительно-исторический метод имеет общенаучный характер.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
3. При сравнительно-историческом методе анализа сравнению подлежат наиболее часто встречающиеся языковые явления, например, слова, наиболее часто употребляемые на определенном этапе развития языка.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Неверно
4. Процедура реконструкции состоит в воссоздании первоначальных и промежуточных языковых состояний на всех уровнях языка.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
5. При ретроспективном направлении исследования происходит сравнение языковых форм, засвидетельствованных на одном этапе развития языка, с соответствующими формами, засвидетельствованными на более раннем этапе развития языка.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
6. Сравнительно-исторический метод может опираться на данные современных языков и диалектов для восстановления исторических состояний языка.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
7. Структурная лингвистика представляет собой совокупность теоретических взглядов и методов лингвистических исследований, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четкой структурой, которую можно изучать при помощи строгого (приближающемуся к точным наукам) формального анализа естественного языка.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
8. Структурный анализ языка направлен на анализ реальных текстов и реальных естественных языков.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
9. В основе структурного анализа языка лежит выделение определенных речевых сегментов на основе строгих правил их реализации.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
10. На фонетическом и морфологическом уровнях анализа правила реализации формулируются как правила позиционного распределения конкретных вариантов фонем или морфем.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
11. Методы структурной лингвистики до сих пор используются в психолингвистике, социолингвистике, типологии и других направлениях языкознания.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
12. Инвариантами являются разные языковые единицы, то есть языковые знаки, имеющие разный смысл, например, "кот"-"кол".
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
13. Инварианты способны вступать друг с другом в оппозитивные отношения и образовывать оппозиции.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
14. Под вариантами понимаются такие языковые формы, которые не имеют смысловых различий между собой и могут взаимозаменяться в одном и том же контексте, например: я восхищен певицей - я восхищен певицею.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
15. Первоначально принципы дистрибутивного анализа были сформулированы 3. Харрисом в 30—50-х гг.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Неверно
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Сформулируйте определение метода реконструкции
Ответ: Метод реконструкции – основной метод исследования в сравнительно- историческом языкознании, представляющий собой комплекс приемов и процедур воссоздания незасвидетельствованных языковых состояний, форм, явлений путем исторического сравнения соответствующих единиц отдельного языка, группы или семьи языков.
2. На что направлен сравнительно-исторический метод в языкознании?
Ответ: Сравнительно-исторический метод исследования направлен на выявление стадий или уровней исторического развития изучаемых объектов, в качестве которых могут выступать языки, общества, этносы и др. сущности.
3. Приемы каких других методов исследования в языкознании могут использоваться в сравнительно-исторической методике.
Ответ: Современная сравнительно-историческая методика лингвистических исследований широко использует и приемы других методов — типологического, квантитативного, вероятностного, филологического и метода моделирования.
4. Что такое праязык?
Ответ: Праязык представляет собой сконструированную методом реконструкции модель ранее существовавшего языка.
5. на какой аспект - синхронный или диахронный - ориентирована внутренняя реконструкция?
Ответ: Внутренняя реконструкция ориентирована на синхронную систему языка.
6. Что представляет собой структура языка?
Ответ: Структура языка представляет собой сеть отношений между элементами языковой системы, упорядоченных и находящихся в иерархической зависимости в пределах определенных уровней.
7. Что понимается под оппозициями в структурном языкознании?
Ответ: Под оппозициями в лингвистике понимается существенное для смыслоразличения различие между единицами плана выражения (то есть разница между сравниваемыми языковыми знаками с точки зрения плана выражения, которая влечет соответствующее существенное смысловое различие с точки зрения плана содержания).
8. Как осуществляется дистрибутивный анализ в структурной лингвистике?
Ответ: Дистрибутивный анализ основан на изучении распределения отдельных единиц в тексте и не принимает во внимание полное лексическое или грамматическое значение этих единиц.
9. Дайте определение методу КОМПОНЕНТНого АНАЛИЗа
Ответ: Компонентный анализ –- метод анализа, разработанный в русле структурной лингвистики, основанный на том, что единицами анализа являются части (элементы) языковой единицы (номинативно-коммуникативной или структурной).
10. На каком предположении основан метод компонентного анализа
Ответ: Метод компонентного анализа основан на предположении, что значение каждой значимой единицы языка, например, лексемы, состоит из семантических компонентов (сем) и что словарный состав языка может быть описан с помощью ограниченного и сравнительно небольшого числа таких сем.
11. Что такое «корпус языка»?
Ответ: корпусом языка называется собрание текстов на данном языке в электронной форме, специальным образом обработанное так, чтобы исследователь языка мог быстро и в полном объеме найти в корпусе интересующую его информацию о языке.
12. Какие типы параллельных языковых корпусов можно выделить:
Ответ: Типы параллельных корпусов языка включают
5) Специализированные параллельные корпусы, созданные для корпоративных клиентов с определенной целью,
6) Параллельные корпусы, состоящие из данных в свободном доступе и хранящиеся отдельно, такие как корпус текстов,
7) Параллельные корпусы, составленные в рамках научных проектных исследований, с предварительно отобранным материалом и заранее разработанной структурой комплектования корпусных данных,
8) Параллельные корпусы текстов учебных переводов, созданных исключительно для дидактических целей и набирающих все большую популярность среди исследователей.
13. Перечислите некоторые приложения компьютерной лингвистики:
Ответ: составление электронных словарей, машинный перевод, информационный поиск и др.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Метод трансформаций представляет собой метод представления синтаксической структуры предложения, основанный на выведении сложных синтаксических структур из более простых с помощью небольшого набора правил преобразования (трансформаций).
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
2. Согласно методу трансформаций в классическом варианте, в процессе трансформации элементарные ситуации, обозначаемые ядерными предложениями, остаются неизменными.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
3. Метод анализа трансформаций до сих пор является актуальным в том каноническом виде, в каком он был разработан З. Харрисом.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Неверно
4. Метод компонентного анализа основан на предположении, что значение каждой значимой единицы языка, например, лексемы, состоит из семантических компонентов (сем) и что словарный состав языка может быть описан с помощью ограниченного и сравнительно небольшого числа таких сем.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
5. Компонентный анализ денотативов (например, слов слон, грач) некоторые ученые относят к области внеязыковой семантики.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
6. Типологическое исследование может иметь различные, но взаимосвязанные цели: констатацию структурных сходств и различий между языками (инвентаризационная Т.); интерпретацию систем языков в плане совместимости-несовместимости структурных характеристик и предпочтительных типов структурной сообразности как систем в целом, так и отдельных уровней языка (импликационная Т.); классификацию языков по определ. типам и классам (таксономическая Т.), к-рая обычно считается основной и конечной целью Т.
a) Верно
b) Неверно
Ответ: Верно
7. Кто считается основателем теории контекста?
a) Н.Н. Амосова
b) И.В. Арнольд
c) Дж. Фёрс
Ответ: Дж. Фёрс
8. В отечественной лингвистике теория и методика контекстологического анализа связана главным образом с именем __________________
a) Н.Н. Амосовой
b) И.В. Арнольд
Ответ: Н.Н. Амосовой
Согласно Н.Н. Амосовой, семантически реализуемое слово (или ядро) – это…
a) номинативное значение слова
b) контекст слова
c) языковой сегмент, значение которого определяется в данном контексте
Ответ: языковой сегмент, значение которого определяется в данном контексте
9. Определите значение слова "мадонна" в данном контексте:
Если бы ему предсказали, что он загорится когда-нибудь желанием целовать руки, глаза, прильнуть к губам этой "мадонны"...
a) богоматерь, а также ее скульптурное или живописное изображение
b) известная американская эстрадная певица и киноактриса
c) женщина божественной красоты с возражением кротости и целомудрия, напоминающая мадонн выдающихся живописцев
Ответ: с)
10. Определите смысл выражения "дать сдачи" в следующих контексте:
— Ну, положим! Я и сам так дам сдачи, что не обрадуешься! — грубо, совсем по-мальчишески, выкрикнул Собашников. — Только не стоит рук марать обо всякого…
a) ответить на обиду
b) вернуть часть денег
Ответ: a)
11. В тексте научного стиля не допускается использование таких выражений, как:
a) несколько помидоров, несколько килограммов
b) несколько помидор, несколько килограмм
Ответ: b)
12. Элементами анализа текста в ходе лексического анализа не являются:
a) синтаксические функции слов
b) слова ограниченного употребления
c) образные средства языка
Ответ: а
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Какова цель графематического анализа текста?
Ответ: Графематический анализ текста направлен главным образом на обработку графической стороны текста, включая не только корректное написание слов, словосочетаний и предложений, но и структурирование текста, разбивку на абзацы, единообразное оформление с точки зрения шрифта и графического выделения единиц текста.
2. Что включает лексический анализ текста?
Ответ: Лексический анализ текста предполагает анализ системных связей лексики языка, отраженных в данном тексте, а именно: выявление синонимических и антонимических рядов, паронимии, архаизмов и неологизмов, стилистически окрашенных слов, а также предполагает анализ иных системных отношений лексики текста.
3. Что представляют собой прецедентные феномены с точки зрения филологического анализа текста?
Ответ: Прецедентные феномены представляют собой такие слова и выражения текста, которые соотносят данный текст с известными культурологическими и историческими реалиями (среди которых могут быть антропонимы и топонимы), известными высказываниями, идиоматическими выражениями, узнаваемыми читателем на основе ассоциативных связей.
4. Может ли замена частей речи в тексте ( например, замена глаголов на имена существительные) привести к стилистической трансформации текста.
Ответ: Замена частей речи в тексте может привести к стилистической трансформации текста.
5. Предполагает ли функционально-стилистическая разновидность метода морфологического анализа текста выявление степени частоты употребляемости тех или иных грамматических форм и категорий в разных функциональных стилях?
Ответ: да, преполагшает.
6. Является ли порядок следования слов в предложении предметом рассмотрения посредством метода синтаксического анализа текста.
Ответ: Порядок следования слов в предложении является предметом рассмотрения посредством метода синтаксического анализа текста.
7. Что представляет собой метод синтаксического анализа текста?
Ответ: Метод синтаксического анализа текста представляет собой сопоставление линейной последовательности лексем языка с его формальной грамматикой.
8. Использование однородных членов более характерно для книжно-письменной речи или разговорной речи
Ответ: для книжно-письменной речи
9. Является ли порядок следования слов в предложении предметом рассмотрения посредством метода синтаксического анализа текста.
Ответ: да, является.
10. Верно ли, что порядок следования слов в предложении не является предметом рассмотрения посредством метода синтаксического анализа текста.
Ответ: да, верно

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация представляет собой зачет, который проводится в форме онлайн-теста на портале «Цифровой университет АлтГУ» в курсе МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЯЗЫКОЗНАНИИ.
Тест размещен в разделе «ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (Зачет) по дисциплине Методы научных исследований в языкознании».
В тест входит 40 вопросов по всем разделам дисциплины. За правильный ответ по каждому вопросы начисляется 1 балл.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Зачтено» - выполнено 51% теста и более.
«Незачтено» - выполнено 50% текста и менее.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО ТЕСТА:
1. Результатом языковой реконструкции в сравнительно-историческом методе является воссоздание незасвидетельствованных языковых состояний, форм, явлений путем исторического сравнения соответствующих единиц отдельного языка, группы или семьи языков.
a) Верно
b) Неверно
2. Праязык представляет собой реально существовавший язык, из диалектов котоpoгo произошла группа родственных языков.

a) Верно
b) Неверно
3. Метод трансформаций представляет собой метод представления синтаксической структуры предложения, основанный на выведении сложных синтаксических структур из более простых с помощью небольшого набора правил преобразования (трансформаций).
a) Верно
b) Неверно
4. Метод компонентного анализа основан на гипотезе о том, что значение каждой единицы языка состоит из семантических компонентов (сем) и что словарный состав языка может быть описан с помощью ограниченного и сравнительно небольшого числа семантических признаков.
a) Верно
b) Неверно
5. Лингвистическая типология отличается от сравнительно-исторического аспекта изучения языков тем, что типологизация предполагает изучение разных языков независимо от их генетического родства.
a) Верно
b) Неверно
6. Корпусом языка называется собрание текстов на данном языке в электронной форме, специальным образом обработанное («аннотированное») так, чтобы исследователь языка мог быстро и в полном объеме найти в корпусе интересующую его информацию о языке.
a) Верно
b) Неверно
7. Согласно логике трансформационного анализа, синтаксическая система языка может быть разбита на ряд подсистем, из которых одна является ядерной, а все остальные — её производными.
a) Верно
b) Неверно
8. На основе компонентного анализа семантическое поле определяется как ряд парадигматически связанных слов или их отдельных значений, имеющих в своём составе общий (интегральный) семантический признак и различающихся по крайней мере по одному дифференциальному признаку.
a) Верно
b) Неверно
9. Лексический анализ текста предполагает анализ системных связей лексики языка, отраженных в данном тексте, а именно: выявление синонимических и антонимических рядов, паронимии, архаизмов и неологизмов, стилистически окрашенных слов, а также предполагает анализ иных системных отношений лексики текста.
a) Верно
b) Неверно
10. При проведении типологического исследования языков должен соблюдаться принцип совпадения (полного или частичного) формы и содержания сопоставляемых единиц языка.
a) Верно
b) Неверно
11. Методом типологизации можно сопоставлять языки только по их формальным критериям, например, по наличию/отсутствию аффиксов, независимо о того, какую семантику имеют аффиксы в сопоставляемых языках.
a) Верно
b) Неверно
12. Анализ корпуса текстов представляет собой анализ "внутри" одного языка и не допускает сопоставление текстов на разных языках или их переводов.
a) Верно
b) Неверно

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тарланов, З.К. Методы лингвистического анализа: для вузов : Москва: Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Даниленко, В.П. Методы лингвистического анализа : Москва: ФЛИНТА, 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методы научных исследований в языкознании portal.edu.asu.ru
Э2 Лингвистический энциклопедический словарь rus-lingvist-dict.slovaronline.com
6.3. Перечень программного обеспечения
программноеобеспечение: Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номерлицензии60357319
Microsoft Office
Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Лингвистический энциклопедический словарь https://rus-lingvist-dict.slovaronline.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий.
В дополнение к информации, представленной на лекционных занятиях, по заданию преподавателя студенты самостоятельно осваивают дополнительную информацию по изучаемым вопросам, представленную в интернете, используя современные приемы поиска информации, анализируя профильные информационные ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет, используя электронные образовательные ресурсы для повышения собственной квалификации и расширения общепрофессиональной компетентности.
При подготовке к практическим заданиям рекомендуется строго следовать рекомендациям преподавателя, данным на соответствующем уроке.