МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии преподавания филологических дисциплин по программам профессионального обучения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.н., проф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., проф., Гребнева М.П.

Рабочая программа дисциплины
Технологии преподавания филологических дисциплин по программам профессионального обучения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получить профессионально-педагогическую подготовку для преподавания филологических дисциплин в вузе; научиться планированию, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий и разработке учебно-методического обеспечения, учебных дисциплин (модулей), отдельных занятий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации;
ОПК-1.1 Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы, принятые в разных сферах коммуникации
ОПК-1.2 Умеет применять в практической деятельности коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы, принятые в разных сферах коммуникации
ОПК-1.3 Свободно использует стилистические и языковые нормы в различных видах устной и письменной коммуникации
ОПК-2Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;
ОПК-2.1 Знает методологию и методы современных научных парадигм в области филологии
ОПК-2.2 Умеет представить результаты научного исследования в виде устного выступления, тезисов для научной конференции, автореферата
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные нормативные образовательные документы, регулирующие образовательную деятельность по направлению «Филология» (бакалавриат); основные цели, задачи, содержание и технологии филологического образования в бакалавриате в современных условиях; соотношение теоретического и практического уровней учебной дисциплины (отдельной темы и занятия) в бакалавриате; структуру практической части дисциплины и ее место в подготовке филолога.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в учебной, научной и профессионально-педагогической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью к самостоятельному анализу по учебной дисциплине и разработке учебно-методического обеспечения учебной дисциплины в бакалавриате.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы преподавания филологических дисциплин в вузе
1.1. Дидактические особенности преподавания филологических дисциплин в вузе (принципы, методы и технологии преподавания) (часть 1) Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.5, Л1.2, Л1.4
1.2. Дидактические особенности преподавания филологических дисциплин в вузе (принципы, методы и технологии преподавания) (часть 2) Лекции 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
1.3. Теоретические основы преподавания филологических дисциплин в вузе Сам. работа 4 26 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л1.4
Раздел 2. Принципы, методы и технологии преподавания филологических дисциплин в вузе. Методика аудиторных форм и руководства самостоятельной работой студентов.
2.1. Принципы, методы и технологии преподавания филологических дисциплин в вузе. Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.5, Л1.2, Л1.4
2.2. Методика аудиторных форм и руководства самостоятельной работой студентов (часть 1) Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
2.3. Методика аудиторных форм и руководства самостоятельной работой студентов (часть 2) Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
2.4. ФГОС: компетентностный подход Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.5, Л1.4
2.5. Принципы, методы и технологии преподавания филологических дисциплин в вузе. Методика аудиторных форм и руководства самостоятельной работой студентов Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.5, Л1.2, Л1.4
2.6. Принципы, методы и технологии преподавания филологических дисциплин в вузе. Методика аудиторных форм и руководства самостоятельной работой студентов. Сам. работа 4 34 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.5, Л1.2, Л1.4
2.7. Лекция в системе филологического образования Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.5, Л1.2, Л1.4
2.8. Практические занятие и семинарские занятия в системе ВО Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.5, Л1.4
2.9. Защита проектов (методических разработок в системе Moodle). Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.10. Основные формы СРС. Контроль формирования компетенций Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л1.4
2.11. Тестирование как форма контроля. Формы и перечень характеристик тестовых заданий Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.12. Сам. работа 4 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2943

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Верно ли, что ФГОС ВО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования?
1. верно
2. неверно
Ответ: 1

Вопрос 2. Укажите числовое обозначение направления подготовки в бакалавриате по направлению Филология
3. 45.04.01
4. 45.03.01
5. 44.03.01
Ответ: 2

Вопрос 3. Вид профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры
1. научно-исследовательская
2. педагогическая
3. прикладная
4. проектная
5. организационно-управленческая
6. все перечисленные
Ответ: 6

Вопрос 4. Что не входит в список компетенций, приобретаемых выпускником с освоением магистерской программы «Филология»?
1. планирование, организация и реализация образовательного процесса в школах
2. планирование, организация и реализация образовательного процесса в вузах
Ответ: 1

Вопрос 5. Верно ли, что программа магистратуры состоит из следующих блоков: "Дисциплины (модули)", "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", "Государственная итоговая аттестация"?
1. верно
2. неверно
3. Ответ: 1

Вопрос 6. Какой должна быть доля научно-педагогических работников, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры?
1. не менее 70 процентов.
2. не менее 50 процентов.
3. не менее 90 процентов.
Ответ: 1

Вопрос 7. Какого способ организации ведения лекции исследователи не выделяли в числе ключевых?
1. Обстоятельный исторический экскурс о теме предстоящей лекции
2. Напоминание, актуализация материала предыдущей лекции, необходимое для понимания новой темы
3. Краткое изложение, рассказ о ярком, важном событии, связанном с темой предстоящей лекции.
Ответ: 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Укажите числовое обозначение направления подготовки в бакалавриате по направлению Филология
Ответ: 45.03.01

2. Перечислите виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры
Ответ: научно-исследовательская, педагогическая, прикладная, проектная, организационно-управленческая

3. Из каких блоков состоит программа магистратуры?
Ответ: "Дисциплины (модули)", "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", "Государственная итоговая аттестация".

4. Какой должна быть доля научно-педагогических работников, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры?
Ответ: не менее 70 процентов

5. В каком году была организована американская служба Educational Testing Service?
Ответ: в 1947

6. Сколько этапов внедрения тестирования принято выделять в мировой педагогической практике?
Ответ: 3

7. Какие цели преследует тестовый контроль?
Ответ: обобщающие и локальные (конкретные)

8. Назовите критерии, соблюдение которых необходимо при подготовке теста.
Ответ: вопрос не должен содержать подсказок к другому вопросу. Вопрос не должен содержать "ловушки": вводить в заблуждение.

9. Кто из учёных разработал тесты памяти и восприятия?
Ответ: А. Бине

10. Какой формы тестовых заданий существуют?
Ответ: открытая форма, закрытая форма, задания на установление правильной последовательности, задания на соответствие

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 8. Для какого приема активизирующего изложение материала, в ходе лекции применяются иллюстрации примерами, цифрами, наглядными пособиями и пр.?

1. применение различных доказательств правильности выдвигаемых научно-теоретических положений
2. иллюстрации без доказательства
Ответ: 1

Вопрос 9. Укажите, в каком году организуется американская служба Educational Testing Service
1.1947
2. 1956
3. 1952
Ответ: 1

Вопрос 10. Сколько в мировой педагогической практике принято выделять этапов внедрения тестирования?
1. 2
2. 3
3. 4
Ответ: 3

Вопрос 11. Какие цели не преследует тестовый контроль?
1. Обобщающие
2. Локальные.
3. Субъективные
Ответ: 3

Вопрос 12. Критерии, соблюдение которых необходимо при подготовке теста. Укажите лишнее.
1. Вопрос не должен содержать подсказок к другому вопросу.
2. Вопрос не должен содержать "ловушки": вводить в заблуждение.
3. Все вопросы должны быть одинаково трудны.
Ответ: 3

Вопрос 13. Укажите, кто из учёных разработал тесты памяти и восприятия?
1. А. Бине
2. О. Стоун
3. Э. Торндайк
Ответ: 1

Вопрос 14. Какой формы тестовых заданий не существует?
1. Открытая форма
2. Задания по выбору контрольного материала
3. Закрытая форма
4. Задания на установление правильной последовательности
5. Задания на соответствие
Ответ: 2

Вопрос 15. Что из перечисленного относится к недостаткам тестового контроля?
1. Отсутствие необходимости непосредственного участия преподавателя в проведении контроля
2. Возможность предварительного самоконтроля с целью самооценки достигнутого уровня
3. Возникновение условий для корректировки учебных программ при использовании контроля в процессе обучения
4. Стандартизация мышления без учета свойств личности
Ответ: 4

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
11. Как расшифровывается аббревиатура ОПОП?
Ответ: Основная профессиональная образовательная программа

12. Дидактика – это…
Ответ: раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения.

13. Какая функция выступает ведущей при отборе преподавателем системы упражнений и задач для практического занятия?
Ответ: методическая функция

14. Реализация каких основных обязательных образовательных программ реализуется на основе совокупности требований, содержащихся в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС)?
Ответ: обязательные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
15. В какой образовательной организации допускается получение образования по программе бакалавриата?
Ответ: в организации высшего образования

16. В рамках какой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" реализуются дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности?
Ответ: в базовой части

17. Какие критерии качества учитываются при проведении тестирования?
Ответ: надежность, объективность, валидность

18. Перечислите ПРЕИМУЩЕСТВА тестового контроля
Ответ: значительный объем разнообразного учебного материала, который может быть проверен за определенный отрезок времени; отсутствие необходимости непосредственного участия преподавателя в проведении контроля; однозначность оценки ответа

19. Перечислите НЕДОСТАТКИ тестового контроля
Ответ: отсутствие «обратной связи» с преподавателем в ходе выполнения контрольного задания, если в процессе контроля не используются технические средства; невозможность оценить сам процесс формирования ответа, который привел к тому или иному результату; невозможность оценки характера мышления (логики построения концепции, умения обосновать ее, используя для этого необходимые данные, логическое мышление и др.); один инструмент оценки не может оценивать разное знание студентов.

20. Какой процент занимают задания средней трудности в структуре теста?
Ответ: 60-70%
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет … 20-30 вопросов. .

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред А.А. Чувакина Основы общей риторики: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2013
Л1.2 под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 А. В. Всеволодова Компьютерная обработка лингвистических данных: учеб. пособие М.: Флинта, 2007
Л1.4 под ред. А.А. Чувакина Филология и коммуникативные науки : М.: Флинга, 2015
Л1.5 Газенаур Е.Г. Компьютерные технологии в науке и образовании: учеб. пособие Изд-во ТГПУ, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.2 А. Э. Мильчин Методика редактирования текста: учеб. для вузов М.: Логос, [2005]
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (уровень бакалавриата)http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450301_Filologia.pdf
Э2 «Введение в теорию коммуникации»: программа учебной дисциплины (Филология и человек. 2009. №1.http://www.asu.ru/files/documents/00001722.pdf
Э3 Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Промежуточная и итоговая аттестация при компетентностном подходе (Извлечения на тему «компетенции и результаты обучения») // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, вып. 4. C.109-112. http://bonjour.sgu.ru/sites/bonjour.sgu.ru/files/ 21_kovtun_rodionova_0.pdf
Э4 Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н. и др. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты. М., 2010. http://www.osu.ru/docs/bachelor/perehod_vuzov.pdf
Э5 Демидова Т.Е., Тонких А.П. Реализация проблемного обучения в вузе // Реализация проблемного обучения в вузе – Школа 2100 http://school2100.com/arc/ arch_mag_stat/ magst_04-07_02.pdf
Э6 Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991.http://tovievich.ru/book/obrazovanie/6383-vtkudryavcev-problemnoe-obuchenie-istoki-suschnost-perspektivy.html
Э7 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э8 ТиППФДвВШ на Образовательном портале АлтГУhttps://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2943
Э9 Технологии преподавания филологических дисциплин по программам профессионального обучения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартный пакет программ, имеющихся в Алтайском государственном университете.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – поисковая система google
www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Зачет выставляется по практическим занятиям. Для получения оценки «зачтено» требуется выполнение всех заданий, предусмотренных программой. Если студент не участвовал в занятиях, он сдает на проверку все задания, предусмотренные программой. На зачете будет проведено собеседование по литературе, указанной в планах занятий (по каждому источнику, включенному в план каждого занятия и в план лекций).