Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_Филология_ЯПП-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 63 | 63 | 63 | 63 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины Дипломатический этикет являются: - знакомство с основными видами и типами современной дипломатии, спецификой языкового наполнения этикета в дипломатической практике России; - выработка у студентов умений и навыков эффективного дипломатического взаимодействия, определяющих высокий уровень вербальной коммуникативной компетентности в сферах международной коммуникации; - ознакомление студентов с методами и приемами дипломатии и дипломатического этикета России, многообразием методов и приемов языкового выражения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.03 |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
ОПК-1 | Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-1.1: Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы в сферах, устной, письменной и виртуальной коммуникации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-1.2: Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы в сферах устной и письменной коммуникации на русском языке. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Профессиональная дипломатия | ||||||
1.1. | Определение дипломатии. Эволюция дипломатических методов. | Лекции | 2 | 4 | Л1.1, Л1.3 | |
1.2. | Новое в современной дипломатии. Информация – важнейшая функция дипломатии. | Практические | 2 | 4 | Л1.1 | |
1.3. | Новое в современной дипломатии. Информация – важнейшая функция дипломатии. | Сам. работа | 2 | 18 | Л1.1 | |
Раздел 2. Дипломатический протокол в России | ||||||
2.1. | Дипломатические беседы, их организация и проведение. | Практические | 2 | 4 | Л1.1 | |
2.2. | Дипломатические документы и дипломатический язык. | Сам. работа | 2 | 22 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Основы дипломатического этикета | ||||||
3.1. | Правила дипломатического этикета. Визиты государственных деятелей, дипломатический прием, работа с переводчиком, переговоры. | Практические | 2 | 6 | Л1.4 | |
3.2. | Эволюция языка дипломатического этикета. Дипломатия и культура. | Сам. работа | 2 | 23 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине в Приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Тематика рефератов 1. Дипломатический протокол и профессия дипломата. 2. Этикет: истоки и принципы. 3. История формирования норм и правил дипломатического протокола. 4. Протокол и дипломатическая служба. 5. Дипломатическая иерархия и протокольное старшинство. 6. Международная вежливость и протокол государственной символики. 7. Протокол и основные задачи дипломатического представительства. 8. Дипломатический протокол как средство реализации основополагающих принципов международного права. 9. история кодификации протокольных норм и роль прецедента. 10. Современная организация протокольной службы в Российской Федерации. 11. Венская конвенция о дипломатических сношениях как основа единообразного применения норм протокола. 12. Порядок аккредитации глав дипломатических представительств и критерии их протокольного старшинства. 13. Международно-правовой статус дипломатического корпуса и нормы протокола. 14. Различия в объеме привилегий и иммунитетов дипломатических и консульских представительств, а также их персонала. 15. Протокол приема высоких иностранных гостей – отражение норм международной вежливости, обычаев и традиций. 16. Визиты на высшем и высоком уровне и их протокольное обеспечение. 17. Российская протокольная практика приема глав иностранных государств. 18. Особенности зарубежной практики приема высоких иностранных гостей (одно-два государства по выбору) 19. Правила дипломатического протокола, этикета и их роль в установлении деловых контактов. 20. Протокольные требования к дипломатической переписке и ее языку. 21. Установление (разрыв) дипломатических отношений и протокольная процедура. 22. Визитная карточка дипломата и ее протокольные возможности. 23. Виды дипломатических приемов, их протокольные особенности и принципы рассадки гостей. 24. Имидж дипломата и общепринятые правила поведения. 25. Российский дипломатический протокол: исторические традиции и современные тенденции. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Деловой и дипломатический этикет_ФГОС 3++.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. А. В. Торкунова, А. Н. Панова | Дипломатическая служба : учеб. пособие для вузов / МГИМО (Ун-т) МИД России : Пособие | М. : Аспект Пресс, 2014 | |
Л1.2 | Бадалова Е.В. | Теория дипломатии: Учебно-методическое пособие | Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017 | ЭБС Лань: https://e.lanbook.com/reader/book/154849/#2 |
Л1.3 | Национальный этикет : учебное пособие / авт.-сост. Г. И. Малявина, В. В. Василенко, Л. Ф. Земцева: учебное пособие | Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2015 | ЭБС Университетская библиотека онлайн: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458086 | |
Л1.4 | Буслаева Л.М. | Международное право : учебно-методическое пособие: учебно-методическое пособие | Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2016 | ЭБС Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112082 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Капкан М.В., Лихачева Л.С. Деловой этикет. Учебное пособие [Электронный ресурс] - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017 | elar.urfu.ru | ||
Э2 | Кузнецов Н.И. Деловое общение. Учебное пособие для студентов ВУЗов [Электронный ресурс ] - Москва, 2015 | www.google.ru | ||
Э3 | Грибова Н.А. Искусство делового этикета. Учебное пособие [Электронный ресурс]. - М.: Мир науки, 2015. | izd-mn.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
ДЛЯ УСТНОГО ИЛИ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА НА ЗАЧЕТЕ 1. Полнота и правильность ответа 2. Степень осознанности и понимания изученного материала 3. Языковое оформление ответа Шкала оценивания: Показатели: «зачтено» Ответ соответствует показателям и критериям оценивания экзамена по шкале «удовлетворительно» и выше «не зачтено» Ответ соответствует показателям и критериям оценивания экзамена по шкале «неудовлетворительно» |