МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловой и дипломатический этикет

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Деловой и дипломатический этикет

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины
Дипломатический этикет являются:
- знакомство с основными видами и типами современной дипломатии, спецификой языкового наполнения этикета в дипломатической практике России;
- выработка у студентов умений и навыков эффективного дипломатического взаимодействия, определяющих высокий уровень вербальной коммуникативной компетентности в сферах международной коммуникации;
- ознакомление студентов с методами и приемами дипломатии и дипломатического этикета России, многообразием методов и приемов языкового выражения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-1 Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1: Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы в сферах, устной, письменной и виртуальной коммуникации.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2: Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы в сферах устной и письменной коммуникации на русском языке.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессиональная дипломатия
1.1. Определение дипломатии. Эволюция дипломатических методов. Лекции 2 4 Л1.1, Л1.3
1.2. Новое в современной дипломатии. Информация – важнейшая функция дипломатии. Практические 2 4 Л1.1
1.3. Новое в современной дипломатии. Информация – важнейшая функция дипломатии. Сам. работа 2 18 Л1.1
Раздел 2. Дипломатический протокол в России
2.1. Дипломатические беседы, их организация и проведение. Практические 2 4 Л1.1
2.2. Дипломатические документы и дипломатический язык. Сам. работа 2 22 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Основы дипломатического этикета
3.1. Правила дипломатического этикета. Визиты государственных деятелей, дипломатический прием, работа с переводчиком, переговоры. Практические 2 6 Л1.4
3.2. Эволюция языка дипломатического этикета. Дипломатия и культура. Сам. работа 2 23 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика рефератов
1. Дипломатический протокол и профессия дипломата.
2. Этикет: истоки и принципы.
3. История формирования норм и правил дипломатического протокола.
4. Протокол и дипломатическая служба.
5. Дипломатическая иерархия и протокольное старшинство.
6. Международная вежливость и протокол государственной символики.
7. Протокол и основные задачи дипломатического представительства.
8. Дипломатический протокол как средство реализации основополагающих принципов международного права.
9. история кодификации протокольных норм и роль прецедента.
10. Современная организация протокольной службы в Российской Федерации.
11. Венская конвенция о дипломатических сношениях как основа единообразного применения норм протокола.
12. Порядок аккредитации глав дипломатических представительств и критерии их протокольного старшинства.
13. Международно-правовой статус дипломатического корпуса и нормы протокола.
14. Различия в объеме привилегий и иммунитетов дипломатических и консульских представительств, а также их персонала.
15. Протокол приема высоких иностранных гостей – отражение норм международной вежливости, обычаев и традиций.
16. Визиты на высшем и высоком уровне и их протокольное обеспечение.
17. Российская протокольная практика приема глав иностранных государств.
18. Особенности зарубежной практики приема высоких иностранных гостей (одно-два государства по выбору)
19. Правила дипломатического протокола, этикета и их роль в установлении деловых контактов.
20. Протокольные требования к дипломатической переписке и ее языку.
21. Установление (разрыв) дипломатических отношений и протокольная процедура.
22. Визитная карточка дипломата и ее протокольные возможности.
23. Виды дипломатических приемов, их протокольные особенности и принципы рассадки гостей.
24. Имидж дипломата и общепринятые правила поведения.
25. Российский дипломатический протокол: исторические традиции и современные тенденции.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. В. Торкунова, А. Н. Панова Дипломатическая служба : учеб. пособие для вузов / МГИМО (Ун-т) МИД России : Пособие М. : Аспект Пресс, 2014
Л1.2 Бадалова Е.В. Теория дипломатии: Учебно-методическое пособие Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017 ЭБС Лань: https://e.lanbook.com/reader/book/154849/#2
Л1.3 Национальный этикет : учебное пособие / авт.-сост. Г. И. Малявина, В. В. Василенко, Л. Ф. Земцева: учебное пособие Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2015 ЭБС Университетская библиотека онлайн: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458086
Л1.4 Буслаева Л.М. Международное право : учебно-методическое пособие: учебно-методическое пособие Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2016 ЭБС Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112082
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Капкан М.В., Лихачева Л.С. Деловой этикет. Учебное пособие [Электронный ресурс] - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017 elar.urfu.ru
Э2 Кузнецов Н.И. Деловое общение. Учебное пособие для студентов ВУЗов [Электронный ресурс ] - Москва, 2015 www.google.ru
Э3 Грибова Н.А. Искусство делового этикета. Учебное пособие [Электронный ресурс]. - М.: Мир науки, 2015. izd-mn.com
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

ДЛЯ УСТНОГО ИЛИ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА НА ЗАЧЕТЕ
1. Полнота и правильность ответа
2. Степень осознанности и понимания изученного материала
3. Языковое оформление ответа
Шкала оценивания: Показатели:
«зачтено» Ответ соответствует показателям и критериям оценивания экзамена по шкале «удовлетворительно» и выше
«не зачтено» Ответ соответствует показателям и критериям оценивания экзамена по шкале «неудовлетворительно»