Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Профиль | История России и всеобщая история |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История_ИРиВИ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 16 | 16 | 16 | 16 |
Консультации | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | Курс «Историческая география» нацелен на формирование у студентов системы целостных и устойчивых представлений относительно связи пространственной и временной парадигмы исторической науки, географической составляющей и обусловленности многих исторических событий, явлений и процессов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-1 | Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности; |
ОПК-1.1 | Знает методы, приемы работы с источниками |
ОПК-1.2 | Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности |
ОПК-1.3 | Владеет навыками отбора источников, методами их критического анализа с целью использования результатов в научном исследовании |
ПК-1 | Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса |
ПК-1.1 | Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах |
ПК-1.3 | Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | предмет, основные методы исторической географии как научной дисциплины, ее место среди исторических дисциплин; сформулированные отечественными и зарубежными историками основные концепции города и роли физико-географических условий, гидрографических узлов в истории России и мира. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | работать с исторической картой различных периодов и различной сложности, обозначать и характеризовать социально-географические, основные транспортные и торговые артерии в истории России и Европы на широком хронологическом интервале VI – начала XXI в., динамику географических и административно-политических границ; выявлять, пояснять и исправлять ошибки в заполнении контурных и исторических карт России по различным периодам. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыком составления исторических карт различных периодов любой сложности, извлечения исторической информации из исторических документов, карт и планов с последующей ее верификацией путем применения исторической, источниковедческой и историографической критики; способностью доступно и грамотно излагать результаты проведенного историко-географического анализа (исследования) перед аудиторией различного профиля. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие представления об исторической географии как научной и исторической дисциплине. | ||||||
1.1. | Общие представления об исторической географии как научной дисциплине. Предмет, задачи и методы исторической географии. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Общие представления об исторической географии как научной дисциплине. Предмет, задачи и методы исторической географии. | Консультации | 5 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Место исторической географии среди других исторических и гуманитарных дисциплин. Проблема методологии исторической географииМесто исторической географии среди других исторических и гуманитарных дисциплин. Проблема методологии исторической географии | Консультации | 5 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. История становления исторической географии как науки | ||||||
2.1. | История становления исторической географии как науки в России | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | История становления исторической географии как науки за рубежом | Консультации | 5 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Физическая география Евразии как основа изучения исторической географии | ||||||
3.1. | Характеристика физико-географических условий Восточной Европы в историческом контексте | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Характеристика физико-географических условий Восточной Европы в историческом контексте | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Характеристика физико-географических условий Западной Европы в историческом контексте | Консультации | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Характеристика физико-географических условий Азии в историческом контексте | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Историческая география восточных славян и их соседей, география Древнерусского государства | ||||||
4.1. | Историческая география восточных славян и их соседей | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Историческая география восточных славян и их соседей | Консультации | 5 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Историческая география Древнерусского государства | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.4. | Историческая география Древнерусского государства | Консультации | 5 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Историческая география Руси периода политической раздробленности | ||||||
5.1. | Социально-экономическая и политическая география Руси периода феодальной раздробленности | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Русь и Орда: география завоеваний и социально-экономических отношений | Консультации | 5 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. География объединительного процесса на Руси | ||||||
6.1. | Историческая география Великого княжества Литовского в XIII-XV вв. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.2. | Историческая география Великого княжества Литовского в XIII-XV вв. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.3. | Территориальные аспекты объединительных процессов в русских княжествах XIV- начала XVI в. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.4. | Территориальные аспекты объединительных процессов в русских княжествах XIV- начала XVI в. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 7. Историческая география Русского государства в ХV1-ХV11 вв. | ||||||
7.1. | Административное устройство и территориальная динамика Русского государства в ХV1- ХV11 вв. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
7.2. | Административное устройство и территориальная динамика Русского государства в ХV1- ХV11 вв. | Консультации | 5 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
7.3. | Российская колонизация Сибири в XVII – начале XVIII в. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
7.4. | Российская колонизация Сибири в XVII – начале XVIII в. | Консультации | 5 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
7.5. | География транспорта и торговли России XVII в. | Консультации | 5 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
7.6. | География транспорта и торговли России XVII в. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 8. Историческая география России в ХV111-первой половине ХIХ в. | ||||||
8.1. | Территориальная динамика Российского государства в XVIII – первой половине XIX в. | Консультации | 5 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
8.2. | Территориальная динамика Российского государства в XVIII – первой половине XIX в. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
8.3. | Социально-экономическая география России в ХУ111-первой половине Х1Х в. | Консультации | 5 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
8.4. | Социально-экономическая география России в ХУ111-первой половине Х1Х в. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
8.5. | Историческая география Сибири и Алтая в XVIII – первой половине XIX в. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
8.6. | Историческая география Сибири и Алтая в XVIII – первой половине XIX в. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 9. Историческая география России второй половины XIX – начала XX в. | ||||||
9.1. | Социально-политическая география России второй половины XIX – начала XX в. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
9.2. | География промышленности, транспорта и торговли России второй половины XIX – начала XX в. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 10. Историческая география Советского Союза | ||||||
10.1. | Историческая география СССР 20-40-х гг. XX в. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
10.2. | Социально-экономическая и политическая география СССР в 50-80-х гг. XX в. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 11. Историческая география современной России | ||||||
11.1. | Политическая география современной России | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
11.2. | Социально-экономическая география современной России | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4200 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен осуществлять отбор, критический анализ, интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации, при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Как по-другому в источниках в период политической раздробленности именовалось Владимиро-Суздальское/Ростово-Суздальское княжество? а) Залесский край б) Заморский край в) Заозерный край г) Заволжский край ОТВЕТ:а ВОПРОС 2. К неславянским народам относились: а) чудь, мурома, весь, меря б) кривичи, ляхи в) дреговичи, вятичи г) белые хорваты, дулебы ОТВЕТ: а ВОПРОС 3. Какого из этих городов не существовало в пределах Золотой Орды? а) Укек б) Бельджамен в) Сарайчик г) Бухара ОТВЕТ:г ВОПРОС 4. В результате смешения каких этносов возникли казанские татары? а) волжские булгары и кипчако-монгольский элемент б) прикаспийские татары и кипчако-монгольский элемент в) кипчако-монгольский элемент и китайцы г) все вышеперечисленное ОТВЕТ:а ВОПРОС 5. Какое из этих княжеств включало в себя одновременно верховья Оки, среднее течение Десны и Днепра? а) Черниговское княжество б) Муромо-Рязанское княжество в) Киевское княжество г) Смоленское княжество ОТВЕТ:а ВОПРОС 6. Какой из этих терминов не является вариантом названия города, куда в начале XIV в. была перенесена столица Золотой Орды? А) Сарай Ал-Джедид б) Новый Сарай в) Сарай-Бату г) Сарай-Берке ОТВЕТ:в ВОПРОС 7. Где находится Сколково — первый и крупнейший в России центp инноваций и технологий? а) в Сибири 6)на Урале в) в центре Европейской части г) на севере Европейской части ОТВЕТ:в ВОПРОС 8. Возле какого из этих современных российских городов нет залежей каменного угля? А) Воркута 6)Чита в) Кемерово г) Норильск ОТВЕТ:г ВОПРОС 9: Что из этого не характерно для истории заводов и городов на Алтае в XVIII в.? а) Барнаульский завод был расположен на правом берегу Оби б) современный г. Барнаул берет начало с д. Усть-Барнаульской и построенного возле нее Барнаульского завода в) строительство Барнаульского завода было начато в 1739 г. а закончено в 1744г. г) во второй половине XVIII в. Барнаул стал административным центром ведомственного управления и производства на Алтае ОТВЕТ: а ВОПРОС 10. Какая территория из указанных не вошла в состав Российской империи в XIX в.? А) Грузия 6) Финляндия в) Молдова г) Эстляндия ОТВЕТ:г ВОПРОС 11. Основными центрами черной металлургии в XVIII веке были: а) Тула и Алтай, б) Урал и Кривой рог, в) Тула и Урал, г) Алтай и Урал ОТВЕТ:в ВОПРОС 12. Какое из этих суждений о присоединении и освоении Восточной Сибири в XVII в. является неверным? А) на юге Западной Сибири к концу XVII в. пределы русского влияния достигали верховьев Томи, но не достигали верховьев Оби 6) после своего основания Иркутск стал плацдармом для освоения Дальнего Востока и Нижнего Приамурья в) многие ключевые торговые пути в Сибири XVII в. проходили через Мангазею г) Яна и Колыма были освоены после Лены ОТВЕТ: б ВОПРОС 13. В 1939 г. в состав СССР входило: а) 4 республики. б) 11 республик. в) 15 республик. г) 7 республик ОТВЕТ: б ВОПРОС 14. По условиям Бухарестского мира с Турцией 1812 г. к России была присоединена территория: а)Бессарабии б) Крыма в)Прикубанских земель г) Приазовья ОТВЕТ: а ВОПРОС 15. Правобережная Украина вошла в состав России в результате: а)Ливонской войны б) первого раздела Речи Посполитой в 1772 г в) второго раздела Речи Посполитой в 1793 г. г) восстания под руководством Б. Хмельницкого ОТВЕТ: в КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: ВОПРОС 1. Притоками какой реки в Сибири являются Верхняя, Средняя и Нижняя Тунгуска? ОТВЕТ: Енисей ВОПРОС 2. Возле какого города располагалась одна из наиболее известных ярмарок XVII в. - Макарьевская? ОТВЕТ: Нижний Новгород ВОПРОС 3. Какой из городов Золотой Орды располагался в районе наибольшего сближения Волги и Дона на месте древнего волока? ОТВЕТ: Бельджамен ВОПРОС 4. Пролив между Азией и Америкой был открыт экспедицией под началом ______________ . ОТВЕТ: Семена Дежнева ВОПРОС 5. До 1775 г. река Урал носила название __________ . ОТВЕТ: Яик ВОПРОС 6: Какая из провинций выделилась в самостоятельную губернию из Сибирской в 1764 г.? ОТВЕТ: Иркутская ВОПРОС 7. В 1914 г. статус российского протектората получила _________ . ОТВЕТ: Тува ВОПРОС 8. Система речных каналов, соединившая Петербург и Волгу через Ладожское озеро и Шексну в начале XIX в., получила название ____________ . ОТВЕТ: Мариинская ВОПРОС 9. Укажите название первой российской железной дороги ______________. ОТВЕТ: Николаевская ВОПРОС 10. Как назывался мирный договор, по которому Финляндия была присоединена к России? ОТВЕТ: Фридрихсгамский ВОПРОС 11. Россия потеряла устье Дуная по результатам __________ войны. ОТВЕТ: Крымской ВОПРОС 12. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали началось в ________ году. ОТВЕТ: 1894 ВОПРОС 13. Основной район нефтедобычи в Российской империи на рубеже XIX – XX веков находился вблизи города __________ . ОТВЕТ: Баку ВОПРОС 14. Какой город являлся самым южным российским укреплением в Западной Сибири в первое десятилетие XVII века? ОТВЕТ: Томск ВОПРОС 15. В каком году к Московскому княжеству была присоединена Псковская земля? ОТВЕТ: 1510 ВОПРОС 16: В 1940 г. в состав СССР вошла ______________ социалистическая советская республика. ОТВЕТ: Карело-Финская ВОПРОС 17. В 1552 г. Россия присоединила _________ ханство. ОТВЕТ: Казанское ВОПРОС 18. Какой золотоордынский город располагался вблизи современной Астрахани? ОТВЕТ: Хаджи-Тархан ВОПРОС 19. Столица Сибирского ханства располагалась на реке _________ . ОТВЕТ: Иртыш ВОПРОС 20. В 1607 г. на волоке, ведущем из низовьев Оби к Енисею, был основан город __________ . ОТВЕТ: Туруханск. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Историческая география изучает: а) историю изменения административных границ, б) историю географических открытий, в) историю классовой борьбы, г) историю развития географической науки ОТВЕТ:а ВОПРОС 2. Термин «историческая география» в России ввел: а) И.Н. Болтин, б) К.А. Арсеньев, в) Н.И. Надеждин. г) М.К. Любавский ОТВЕТ:в ВОПРОС 3. Какой из этих городов вплоть до конца первой трети XIII в. входил в состав Новгородского княжества? а) Ревель б) Упсала в) Белоозеро г) Юрьев ОТВЕТ:г ВОПРОС 4. Из состава какого княжества в период политической раздробленности выделилось Псковское княжество? А) Смоленское княжество б) Новгородская земля в) Полоцкое княжество г) Ростовское княжество ОТВЕТ:б ВОПРОС 5. Какой из этих городов получил свое название не от реки, на которой он располагается? А) Тобольск 6) Томск в) Анадырь г) Иркутск ОТВЕТ:а ВОПРОС 6. Что из этого нехарактерно для экономики Золотой Орды? а) наличие морских торговых путей через Черное и Каспийское море б) существование около 10 городов в) один из торговых путей был связан с волоком между Волгой и Доном г) заимствование традиций и правил торговли у славянских купцов ОТВЕТ:г ВОПРОС 7. Какое из этих суждений о возведении первых сибирских городов является неверным? А) Тюмень была основана раньше Тобольска 6) Мангазея была основана на Ангаре в) Сургут локализуется в среднем течении Оби г) Якутск был сооружен на Лене ОТВЕТ:б ВОПРОС 8. В каком из этих районов России в XVII в. наиболее активно развивалось железоделательное производство? А) часть новгородских, псковских и смоленских земель 6) Устюжье и Вятский край в) центральные области к югу от Москвы г) Сибирь ОТВЕТ: а ВОПРОС 9. Какая из этих республик вошла в состав СССР позже 1922 г.? а) РСФСР б) Азербайджан в) УССР г) БССР ОТВЕТ: б ВОПРОС 10. Какое из этих суждений о политическом строительстве в СССР в 20-40-е гг. ХХ в. является неверным? а) Закавказская федерация распалась в 1936 г. и все ее республики вошли в состав СССР б) Литовская, Латвийская и Эстонская республики вошли в состав CCCP в 1940 г. в) в период 1930-х гг. Киргизская и Казахская республики пытались выйти из состава СССР г) в 1940 г. в состав СССР вошла Карело-Финская республика. ОТВЕТ: в. ВОПРОС 11. Какая из этих союзных республик никогда не была частью РСФСР? а)Киргизская б) Казахская в)Белорусская г) Карельская ОТВЕТ: в ВОПРОС 12. Города «на польской украине» в XVII веке располагались: а) в верховьях Дона и Воронежа, б) на Днепре, в) на Нижней Волге, г) на Сейме ОТВЕТ: а Вопрос 13. Выберите верное суждение о специфике развития промышленности России в XIX — начале XX в.: А) активная эксплуатация Донбасского угольного бассейна началась только в начале XX в. 6) активная добыча нефти была начата в районе Баку в) крупнейший центр металлургического производства к концу XIX в. был по-прежнему сосредоточен на Урале г) ключевым текстильным районом страны стал Киевско—Смоленский ОТВЕТ: б ВОПРОС 14. Выберите неверное суждение об социально-экономическом развитии современной России: А) на полуострове Ямал расположены крупные залежи нефти и газа 6) численность населения Новосибирска, Казани, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону составляет бoлee 1 млн человек в) в районе Курска фиксируются крупные залежи металлов г) машиностроение развивается в районе Великого Новгорода и Санкт-Петербурга ОТВЕТ:г ВОПРОС 15. Выберите неверное суждение и утверждение о специфике развития железнодорожного строительства в России во второй половине XIX в.: А) до конца XIX в. российской властью не было принято ни каких технико-экономических документов о единых алгоритмах и правилах строительства и эксплуатации железных дорог 6) к 1 870—м годам большая часть железных дорог в России находилась в частном (концессионном) владении в) в 1862 г. были открыты сразу 2 во многом знаковые железные дороги: Петербургско—Варшавская и Московско-Нижегородская г) в 1860-1870—x гг. были приватизированы Николаевская, Одесская и Московско-Курская железные дороги ОТВЕТ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Напишите название племени славян, в IX в. заселявших районы верховьев Днепра, Волги, Западной Двины. ОТВЕТ: кривичи ВОПРОС 2. Часть государства, полностью окруженная территорией другой страной, называется _________ . ОТВЕТ: Анклав ВОПРОС 3: Укажите название государства-соседа Древней Руси, располагавшегося в Среднем Поволжье и бассейне Камы в период X-XIII в. ______________ ОТВЕТ: Волжская Булгария Вопрос 4. По какой крупной реке проходила большая часть пути «из варяг в арабы»? ОТВЕТ: Волга ВОПРОС 5. Как назывался первый город, основанный русскими первопроходцами на территории Сибири? ОТВЕТ: Тюмень ВОПРОС 6: В 1780-е гг. большая часть Западной Сибири располагалась в пределах Тобольского и ____________ наместничеств. ОТВЕТ: Колыванского. ВОПРОС 7. Укажите цифрой число учрежденных Петром I в 1708 г. губерний. ОТВЕТ: 8 ВОПРОС 8. Участок между двумя судоходными реками (озерами), через который перетаскивали судно для продолжения пути, назывался___________ . ОТВЕТ: волок ВОПРОС 9. Историческое название территории, включающей современный Санкт-Петербург и часть Ленинградской области - _____________ . ОТВЕТ: Ингерманландия ВОПРОС 10. Самой западной точкой Великой Сибирской железной дороги был город __________ ОТВЕТ: Челябинск. ВОПРОС 11. Укажите имя императора(императрицы), при котором в состав России вошел Горный Алтай. Ответ: Елизавета Петровна ВОПРОС 12. Какой золотоордынский город располагался вблизи современной Астрахани? ОТВЕТ: Хаджи-Тархан ВОПРОС 13. Какое название получили земли Северного Причерноморья от Днестра до Кубани после присоединения к России? ОТВЕТ: Новороссия ВОПРОС 14. Назовите год создания Российско-Американской компании. ОТВЕТ: 1799 ВОПРОС 15. Из каких административных единиц состояли провинции Российской империи в 1719-1727 гг.? ОТВЕТ: Дистрикты ВОПРОС 16. Напишите названия народов Российской империи, исповедовавших буддизм. ОТВЕТ: Буряты, калмыки ВОПРОС 17. Форма колониальной зависимости, в которой находился Бухарский эмират по отношению к Российской империи, называется _________ . ОТВЕТ: протекторат ВОПРОС 18. Какой современный этнос Сибири до революции именовался «остяки»? ОТВЕТ: Ханты ВОПРОС 19. Столицей Туркменской ССР являлся город ________ . ОТВЕТ: Ашхабад ВОПРОС 20. Экспедиция Е.П. Хабарова в XVII в. прошла по реке ________ до ее устья. ОТВЕТ: Амур КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов 1. Основные источники исторической географии. 2. Развитие исторической географии как науки в России. 3. Взаимодействие природы и общества на современном этапе развития человечества 4. Географическая среда и ее влияние на общество и человека. 5. Физическая география Восточно-Европейской равнины 6. Расселение восточнославянских племен. 7. География хозяйственных связей и торговых путей Древнерусского 8. государства. 9. Политическая география Древнерусского государства и его соседей в Х-ХII вв. 10. Политическая география Восточной Европы периода феодальной раздробленности. 11. География населения и городов Древнерусского государства 12. Влияние татаро-монгольского нашествия на историческую географию Восточной Европы. 13. Основные этапы складывания территории единого Русского централизованного государства. 14. Административно-территориальное деление Русского государства в XIV-XVII вв. 15. Население Русского государства в XIV-XVII вв. 16. География хозяйства Русского государства в XIV-XVII вв. 17. Города Русского государства в XIV-XVII вв. 18. Пути сообщения Русского государства в XIV-XVII вв. 19. Изменение территории страны в XVIII - XIX вв. 20. География промышленности в XVIII-первой половине XIX вв. 21. География сельскохозяйственного производства в XVIII-первой половине XIX вв. 22. География транспорта и торговых путей России XVIII-первой половине XIX вв. 23. Территориально-административное деление России XVIII-первой половине XIX вв. 24. География населения и городов России в XVIII-первой половине XIX вв. 25. География населения и городов в Российской империи периода капитализма. 26. Формирование территории СССР 27. Демографические процессы на территории СССР. 28. География городов и сельских поселений в СССР в 50-70-е гг. ХХ вв. 29. Основные особенности экономической географии СССР в 70-е-80-е гг. ХХ в. 30. Географическая среда и ее влияние на процессы формирования русской государственности в трудах С.М. Соловьева и В.К. Ключевского. 31. Изменение территории России после распада СССР. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачет» – верно выполнено 50-100% заданий; «незачет» – верно выполнено менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дегтярев Д.С. | Историческая география: программа курса и метод. рекомендации для студентов | АлтГУ, 2015 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/931 |
Л1.2 | Перцик Е.Н. | История, теория и методология географии : учебник для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Барсов, Н.П. | Очерки русской исторической географии: география Начальной летописи: | Кучково поле, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454418 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Курс на Moodle " Историческая география" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс «Историческая география» нацелен на формирование у студентов системы целостных и устойчивых представлений относительно связи пространственной и временной парадигмы исторической науки, географической составляющей и обусловленности многих исторических событий, явлений и процессов. Курс состоит из серии лекций и семинарских занятий, предполагает существенную самостоятельную работу студентов. Общая трудоемкость курса – 3 ЗЕТА/ 108 часов. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога, с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа. Организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, заполнение контурной исторической карты по периоду, относящемуся к теме семинара. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл. Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний (максимум – до 6 баллов). Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов). Заполнение контурной исторической карты по периоду, относящемуся к теме семинара, предполагает индивидуальную работу студентов по нанесению и локализации на карте ключевых гидрографических объектов, населенных пунктов, административно-территориальных границ, транспортных и торговых путей. Осуществляется на основе заранее подготовленного одним из студентов доклада/ презентации по методику заполнения соответствующей карты. Предполагает самостоятельную верификацию студентами материала, освещенного в докладе/презентации и нанесенного на презентационную карту. За заполнение каждой карты максимум можно набрать до 6 баллов, учитываются полнота нанесения и точность локализации объектов на карте, грамотное оформление легенды карты, применяемые при заполнении цветовые решения. Технические требования к рефератам. Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам. Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные тематические или хронологические аспекты историко-географического знания. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, содержания и последствий социальных, социально-географических или историко-географических явлений по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 10 вопросов по различным аспектам организации и функционирования исторической науки. Время написания теста – 20 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий. |