Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Профиль | История |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.
1.1. | Формирование научного исторического мышления; Формирование умения видеть историческую науку в процессе ее становления и развития; Формирования умения видеть взаимодействие и взаимовлияние различных школ и направлений исторической науки. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.4 |
ПК-3 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
ПК-7 | способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретико-методологические основы исторического исследования и базовые принципы источниковедческого, историографического и конкретно-исторического анализа |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретико-методологические принципы и методы историографического, источниковедческого и конкретно исторического анализа в исследовании конкретных проблем |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками теоретического и прикладного анализа исторических явлений и процессов с привлечением методов историографического, источниковедческого и методов специальных исторических дисциплин |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Развитие историописания до сер. XIX в. | ||||||
1.1. | Романтизм и его роль в обновлении видения исторического процесса и методов его изучения. Т. Карлейль | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Романтизм и его роль в обновлении видения исторического процесса и методов его изучения. Т. Калейль | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Роль конкретно-исторической действительности и позитивистской философии в превращении историописания в науку.Проблема преемственности и обновления в их соотнесенности в процессе становления новых направлений. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Проблема преемственности и обновления в их соотнесенности в процессе становления новых направлений. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Расширение проблематики научного исследования. Начало изучения права, общины, города, цеха. Превращение изучения политической истории в отдельное направление исторической науки.Особенности развития исторической науки в разных странах Европы. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Особенности развития исторической науки в разных странах Европы | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Становление медиевистики в России. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Изучение работ зарубежных историков XIX в | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Развитие историописания с кон. XIX в. | ||||||
2.1. | Методологическая дискуссия в немецкой исторической науке в конце XIX в. и ее роль в дальнейшем развитии исторической науки. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Неокантианство, его роль в становлении методологии истории. | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Влияние событий нач. ХХ в. на возрастание критического отношения к исторической науке в общественном сознании. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Влияние событий нач. ХХ в. на возрастание критического отношения к исторической науке в общественном сознании. | Практические | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Научные основания критики позитивистского видения истории как процесса и истории как науки | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Становление и развитие «Школы Анналов». | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Рост влияния «Школы Анналов» на развитие мировой исторической науки после Второй мировой войны. Становление антропологического подхода к истории. | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Национальные особенности развития исторической науки в Европе и США во второй пол. ХХ в. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Возникновение новых научных направлений: клиометрия, психоистория, микроистория.. «Новая научная история». Историографическая революция. | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Изучение работ зарубежных историков ХХ в. | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Чтение работ ведущих советских историков | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.12. | Работа в интернете и составление дайджестов | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.13. | Реферирование работ современных историков | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств находится в приложении. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС История зарубежной исторической науки.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Соколов А. Б. | ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. | ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 4-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Соколов А. Б. | ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Учебная дисциплина "История зарубежной исторической науки" в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Университеская библиотека online | www.biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; знание источников и основной литературы по теме; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |