МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания истории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Пожарская К.А.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания истории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ведущая цель изучения методики преподавания истории – активное освоение студентами теоретических основ и практических умений деятельности учителя истории, способствующее формированию интереса к будущей профессии, готовности к ней, личностных и профессиональных качеств преподавателя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: К.М.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основной набор нормативных правовых документов, которыми должен руководствоваться учитель истории в своей преподавательской деятельности; помимо указанных разделов методики преподавания истории для первого и второго уровней, разбираться в проблеме воспитания и развития учащихся на предметном содержании истории, эффективных системах и технологиях ее реализации; назначение и смысл квалификационных требований, предъявляемых к учителю истории, их связь с тенденциями развития современного школьного исторического образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить анализ нормативных документов, определяющих цели, содержание, структуру действующей системы исторического образования для средней школы и применять их в практической деятельности; отбирать информацию к учебным занятиям, способную оказывать позитивное воздействие на обучение, воспитание и развитие учащихся; систематизировать найденную информацию и отражать ее в различных знаковых системах (текст, таблица, схема), переводить из одной системы в другую; сравнивать идеальный и реальный учебник истории по предложенной теоретической модели, разрабатывать приемы использования методического аппарата школьного учебника для активизации учащихся на уроках и в ходе выполнения домашних заданий; осуществлять тематическое и поурочное планирование учебного процесса; формулировать ведущие и частные цели (задачи) разной масштабности (курсовые, тематические, поурочные); перерабатывать научный материал в учебный, адекватный восприятию учащихся, их возрастным и индивидуальным особенностям; ориентироваться в многообразии организационных форм, методов, методических приемов, средств обучения, проводить их обоснованный отбор и обеспечивать практическое воплощение в целях реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей (задач); моделировать структуру изучения раздела программы и входящих в него занятий; видеть методические проблемы, формировать собственный алгоритм их решения; применять дидактические и методические системы обучения, эффективные технологии для повышения результативности учебного процесса; критически осмысливать сложные ситуации, складывающиеся в учебном процессе для поиска оптимального выхода из них; учитывать в своем поведении и поступках необходимость конструктивного взаимодействия с людьми, имеющими иные убеждения и культурные ценности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами педагогической деятельности на уровне применения их к преподаванию курса истории в средней общеобразовательной школе; понятийным аппаратом курса на уровне его применения; теоретическими подходами для анализа и интерпретации методических ситуаций; эмпирическими и некоторыми теоретическими методами научного познания учебного процесса; основными способами поиска, обработки информации, ее преобразования для достижения развивающих, воспитательных и обучающих целей; коммуникативными способностями для организации фронтальной, групповой и парной продуктивной работы с учащимися; логически стройной, аргументированной и доступной для восприятия других лиц устной и письменной речью; интеллектуальными средствами, с помощью которых эффективно воплощается объяснительно-репродуктивная, конструктивная и творческая модели обучения истории; профессиональной ориентацией, позволяющей будущему специалисту прогнозировать возможности применения приобретенных знаний и умений по методике преподавания истории в образовательной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс методики преподавания истории
1.1. Общая характеристика методики преподавания истории как дисциплины высшего профессионального образования. Построение курса, технология его изучения и контроль за усвоением. Лекции 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Методика преподавания истории – частная дидактика, ее специфика и связь с другими дисциплинами, изучаемыми в университете Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Цели, содержание и структура современной системы школьного обучения истории
2.1. Цели и задачи изучения истории в средней общеобразовательной школе. Многообразие подходов к проблеме целеполагания Лекции 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Анализ документов, которыми должен руководствоваться учитель истории при планировании и осуществлении своей преподавательской деятельности Практические 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Дидактическое построение и методический аппарат школьного учебника по истории Практические 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Цели (задачи) современной системы школьного обучения истории Практические 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.5. Анализ документов, которыми должен руководствоваться учитель истории при планировании и осуществлении своей преподавательской деятельности Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.6. Учебно-методический комплекс и школьный учебник истории, их использование при планировании учебного процесса Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.7. Разработка годовых, тематических и поурочных целей по истории Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Организационное построение обучения истории в средней общеобразовательной школе
3.1. Организационное построение обучения истории в средней общеобразовательной школе. Лекции 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Типовое и видовое разнообразие учебных занятий по истории, его использование при планировании организационного построения учебного процесса по истории в школе Практические 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.3. Связь организационных форм с сущностью процесса обучения и их характеристика Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.4. Традиционные организационные модели изучения истории в школе, построенные на групповой структуре общения Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.5. Пути совершенствования организации обучения истории и возможности их применения в современной школе Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Современная система средств, методов и методических приемов обучения истории
4.1. Современная система методов и методических приемов обучения истории Лекции 7 6 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.2. Проблема отбора и разработки методов, методических приемов, средств обучения при планировании учебного процесса по истории Практические 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.3. Средства обучения истории в школе, их различные классификации и проблема отбора к учебным занятиям по истории Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.4. Методы и методические приемы обучения истории в школе, их различные классификации и проблема отбора к учебным занятиям по истории Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
4.5. Разработка методов, методических приемов обучения к конкретным занятиям по истории Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 5. Методика изучения отдельных элементов содержания школьных исторических курсов
5.1. Методика изучения отдельных элементов содержания школьных исторических курсов Лекции 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.2. Методические пути решения проблемы усвоения школьниками фактов, хронологии, пространственных ориентиров? понятий, объективных исторических связей, теоретических положений. Практические 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.3. «Структурно-функциональный анализ» содержания учебного материала, его смысл и назначение в обучении истории Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.4. Методические пути решения проблемы усвоения школьниками фактов, хронологии, пространственных ориентиров Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
5.5. Методические пути решения проблемы усвоения школьниками понятий, объективных исторических связей, теоретических положений Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 6. Развитие личности ученика в процессе изучения истории в школе
6.1. Развитие личности ученика - стратегия современного образования Лекции 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.2. Использование содержательного потенциала школьной истории, методов, методических приемов, средств обучения, форм организации учебного процесса для решения задач воспитания учащихся Практические 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.3. Программированное обучение и его практическое применение к обучению истории в школе Практические 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.4. Проблемное обучение истории Практические 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.5. Методика целенаправленного формирования умений и навыков деятельности при обучении истории Практические 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.6. Методика развивающего обучения при работе с историческими источниками Практические 7 2 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.7. Развитие личности ученика и технологии обучения истории, способствующие достижению этой стратегической цели Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.8. Использование содержательного потенциала школьной истории, методов, методических приемов, средств обучения, форм организации учебного процесса для решения задач воспитания учащихся Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.9. Программированное обучение и его практическое применение к обучению истории в школе Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.10. Проблемное обучение истории Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.11. Методика целенаправленного формирования умений и навыков деятельности при обучении истории Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
6.12. Методика развивающего обучения при работе с историческими источниками. Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3065

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-11 способностью применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Кто из методистов рассматривал методику как самостоятельную педагогическую науку?
1) Коровкин Ф. П.
2) Бернадский В. Н.
3) Лейбенгруб П. С.
4) Вагин А. А.
Ответ: 4

Вопрос 2: В какой период истории развития советской методики было характерно существование концентрического принципа преподавания истории в школе?
1) 1914 — 1934
2) 1959 — 1964
3) 1934 — 1959
4) 1965 — 1994
Ответ: 2

Вопрос 3: Кто из методистов 1950-1970-х гг. занимался проблемой развития умений?
1) Дайри Н. Г.
2) Запорожец Н. И.
3) Вагин А. А.
4) Коровкин Ф. П.
Ответ: 2

Вопрос 4: В каком случае можно считать, что у ученика сформировалось умение оценивать исторические личности?
1) Высказывает простейшие оценочные суждения об историческом деятеле.
2) Сравнивает двух личностей.
3) Определяет поступки и главные черты характера.
4) Дает характеристику с общей оценкой.
Ответ: 4

Вопрос 5: Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает...
1) Педагогическая наука
2) Школьная методология
3) Путь исследования
4) Метод изучения
Ответ: 3

Вопрос 6: Предметом методики обучения истории является...
1) Процесс обучения истории
2) Процесс познания истории
3) Процесс научного исследования
4) Процесс познания педагогики
Ответ: 1.

Вопрос 7: Важнейшим фактором обучения истории является...
1) Применение наглядности
2) Наличие программ разного уровня
3) Систематический опрос учащихся
4) Содержание обучения
Ответ: 4

Вопрос 8: На основе действующего «Закона об образовании» в школах России введено обязательное образование
1) 8-летнее
2) 10-летнее
3) 9-летнее
4) 11-летнее
Ответ: 4

Вопрос 9: В настоящее время в школах России реализован принцип обучения
1) Линейный
2) Смешанный
3) Концентрический
4) Цивилизационный
Ответ: 1

Вопрос 10: Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения, оборудование урока дается в....
1) Тематическом планировании
2) Школьном учебнике
3) Поурочном планировании
4) Учебном плане
Ответ: 3

Вопрос 11: К основным факторам процесса обучения не относится
1) Цели обучения
2) Содержание образования
3) Проблемность обучения
4) Результаты обучения
Ответ: 3

Вопрос 12: Что из данного перечня не относится к теоретическому материалу?
1) Понятия
2) Умозаключения
3) Суждения
4) Факты
Ответ: 4

Вопрос 13: Как называются факты, которые имеют большое объективно историческое значение, передают основное фактологическое содержание темы урока, воссоздают важнейшие события и явления, раскрывают их существенные стороны?
1) Объективные
2) Основные
3) Главные
4) Существенные
Ответ: 3.

Вопрос 14: Обязательный школьный документ, в котором указываются предметы, последовательность изучения тем по предмету, количество часов в неделю называется:
1) учебный план,
2) школьная программа.
3) школьный устав,
4) школьный журнал.
Ответ: 1

Вопрос 15: К классификации уроков по соотношению структурных звеньев обучения не относятся:
1) урок изучения нового материала
2) урок-беседа,
3) комбинированный урок,
4) контрольный урок
Ответ: 2.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Дополните предложение.
Самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной программе с помощью особых средств обучения, обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса обучения в соответствии с индивидуальными особенностями называется ____________________________ обучением.
Ответ: программированное обучение

Вопрос 2: Назовите два курса составляющие основу предмета "История" в школе.
Ответ: история России и всеобщая история.

Вопрос 3: С какого класса в школе в соответствии с учебным планом начинается изучение "Истории России"
Ответ: с 6 класса.

Вопрос 4: Область теоретических и прикладных педагогических знаний о целях, содержании, способах и результатах осуществления процесса исторического образования.
Ответ: методика преподавания истории.

Вопрос 5: Происходящая по объективным законам смена актов обучения, в ходе которых изменяется деятельность учителя, учащихся - это...
Ответ: 5 процесс обучения

Вопрос 6: Какая педагогическая технология зарекомендовала себя как наиболее эффективная на этапе повторения, обобщения, контроля.
Ответ: программированное обучение

Вопрос 7: Как называется образовательный стандарт, включающий в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе; принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень так называемых «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе?
Ответ: историко-культурный стандарт

Вопрос 8: Какие три группы целей выделяются в процессе обучения истории?
Ответ: развивающая, воспитательная, образовательная.

Вопрос 9: Комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации - это...
Ответ: компетенция

Вопрос 10: Что составляет основу учебно0методического комплекса по истории России?
Ответ: учебник, хрестоматия или сборник документов; исторический атлас; рабочая тетрадь и сборник заданий; книга для чтения.

Вопрос 11: Обучение – это общение, в процессе которого происходит управление познанием. Назовите основные виды общения.
Ответ: опосредованное общение; парное общение; групповое общение.

Вопрос 12: Назовите основоположника классно-урочной системы обучения.
Ответ: Я. А. Коменский.

Вопрос 13: Систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени (40-45 мин.) _ это...
Ответ: урок.

Вопрос 14: Назовите основные типы уроков по классификации П.С. Лейбенгруба.
Ответ: урок посвященный изучению нового материала, повторительно-обобщающий урок, урок проверки и учета знаний (контрольный), комбинированный.

Вопрос 15: Укажите основные приемы реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории.
Ответ: сравнительная характеристика, использование исторических цитат и приема доказательства, проектная деятельность, ролевая игра, составление исторических хроник, работа с источниками на основе перекрестной проверки.

Вопрос 16: Источник информации, наглядные объекты, технические средства обучения, другие материалы, позволяющие передать содержание образования и его усвоение учащимися - это...
Ответ: средства обучения.

Вопрос 17: Система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую усвоение ими содержания образования - это...
Ответ: метод обучения

Вопрос 18: Назовите основные методы обучения, применяемые на уроках истории.
Ответ: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

Вопрос 19: Назовите основные виды универсальных учебных действий.
Ответ: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

Вопрос 20: Технология, при реализации которой обучение строится на выявлении или искусственном создании ситуаций познавательного затруднения и разрешении их в целях развития творческих способностей учащихся, формирования творческого мышления и воображения называется - ...
Ответ: технология проблемного обучения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Ю. Колокольцева, Т . Н. Соболева Методика преподавания истории: учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Набатова, О. Г. История России с древнейших времен до начала XVI века. Конспект уроков : практ. пособие М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/22A9E7F8-9B44-4F9B-9087-D3D08EA5345F
Л2.2 Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в русской школе ХIХ – начала ХХ в. : монография М. : Изд-во «Прометей», 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Набатова, О. Г. История России XVI—XVII веков. Конспект уроков : практ. пособие М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/DFAE4F61-BFD8-45A1-8BA0-AD7FBA5B7E7A
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э4 Курс на Moodl "Методика преподвания истории" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.