Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Профиль | История |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | Ведущая цель изучения методики преподавания истории – активное освоение студентами теоретических основ и практических умений деятельности учителя истории, способствующее формированию интереса к будущей профессии, готовности к ней, личностных и профессиональных качеств преподавателя. |
---|
Цикл (раздел) ООП: К.М.1 |
ПК-11 | способностью применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основной набор нормативных правовых документов, которыми должен руководствоваться учитель истории в своей преподавательской деятельности; помимо указанных разделов методики преподавания истории для первого и второго уровней, разбираться в проблеме воспитания и развития учащихся на предметном содержании истории, эффективных системах и технологиях ее реализации; назначение и смысл квалификационных требований, предъявляемых к учителю истории, их связь с тенденциями развития современного школьного исторического образования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить анализ нормативных документов, определяющих цели, содержание, структуру действующей системы исторического образования для средней школы и применять их в практической деятельности; отбирать информацию к учебным занятиям, способную оказывать позитивное воздействие на обучение, воспитание и развитие учащихся; систематизировать найденную информацию и отражать ее в различных знаковых системах (текст, таблица, схема), переводить из одной системы в другую; сравнивать идеальный и реальный учебник истории по предложенной теоретической модели, разрабатывать приемы использования методического аппарата школьного учебника для активизации учащихся на уроках и в ходе выполнения домашних заданий; осуществлять тематическое и поурочное планирование учебного процесса; формулировать ведущие и частные цели (задачи) разной масштабности (курсовые, тематические, поурочные); перерабатывать научный материал в учебный, адекватный восприятию учащихся, их возрастным и индивидуальным особенностям; ориентироваться в многообразии организационных форм, методов, методических приемов, средств обучения, проводить их обоснованный отбор и обеспечивать практическое воплощение в целях реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей (задач); моделировать структуру изучения раздела программы и входящих в него занятий; видеть методические проблемы, формировать собственный алгоритм их решения; применять дидактические и методические системы обучения, эффективные технологии для повышения результативности учебного процесса; критически осмысливать сложные ситуации, складывающиеся в учебном процессе для поиска оптимального выхода из них; учитывать в своем поведении и поступках необходимость конструктивного взаимодействия с людьми, имеющими иные убеждения и культурные ценности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основами педагогической деятельности на уровне применения их к преподаванию курса истории в средней общеобразовательной школе; понятийным аппаратом курса на уровне его применения; теоретическими подходами для анализа и интерпретации методических ситуаций; эмпирическими и некоторыми теоретическими методами научного познания учебного процесса; основными способами поиска, обработки информации, ее преобразования для достижения развивающих, воспитательных и обучающих целей; коммуникативными способностями для организации фронтальной, групповой и парной продуктивной работы с учащимися; логически стройной, аргументированной и доступной для восприятия других лиц устной и письменной речью; интеллектуальными средствами, с помощью которых эффективно воплощается объяснительно-репродуктивная, конструктивная и творческая модели обучения истории; профессиональной ориентацией, позволяющей будущему специалисту прогнозировать возможности применения приобретенных знаний и умений по методике преподавания истории в образовательной сфере |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс методики преподавания истории | ||||||
1.1. | Общая характеристика методики преподавания истории как дисциплины высшего профессионального образования. Построение курса, технология его изучения и контроль за усвоением. | Лекции | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
1.2. | Методика преподавания истории – частная дидактика, ее специфика и связь с другими дисциплинами, изучаемыми в университете | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 2. Цели, содержание и структура современной системы школьного обучения истории | ||||||
2.1. | Цели и задачи изучения истории в средней общеобразовательной школе. Многообразие подходов к проблеме целеполагания | Лекции | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.2. | Анализ документов, которыми должен руководствоваться учитель истории при планировании и осуществлении своей преподавательской деятельности | Практические | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.3. | Дидактическое построение и методический аппарат школьного учебника по истории | Практические | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.4. | Цели (задачи) современной системы школьного обучения истории | Практические | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.5. | Анализ документов, которыми должен руководствоваться учитель истории при планировании и осуществлении своей преподавательской деятельности | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.6. | Учебно-методический комплекс и школьный учебник истории, их использование при планировании учебного процесса | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
2.7. | Разработка годовых, тематических и поурочных целей по истории | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 3. Организационное построение обучения истории в средней общеобразовательной школе | ||||||
3.1. | Организационное построение обучения истории в средней общеобразовательной школе. | Лекции | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
3.2. | Типовое и видовое разнообразие учебных занятий по истории, его использование при планировании организационного построения учебного процесса по истории в школе | Практические | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
3.3. | Связь организационных форм с сущностью процесса обучения и их характеристика | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
3.4. | Традиционные организационные модели изучения истории в школе, построенные на групповой структуре общения | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
3.5. | Пути совершенствования организации обучения истории и возможности их применения в современной школе | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 4. Современная система средств, методов и методических приемов обучения истории | ||||||
4.1. | Современная система методов и методических приемов обучения истории | Лекции | 7 | 6 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
4.2. | Проблема отбора и разработки методов, методических приемов, средств обучения при планировании учебного процесса по истории | Практические | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
4.3. | Средства обучения истории в школе, их различные классификации и проблема отбора к учебным занятиям по истории | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
4.4. | Методы и методические приемы обучения истории в школе, их различные классификации и проблема отбора к учебным занятиям по истории | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
4.5. | Разработка методов, методических приемов обучения к конкретным занятиям по истории | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 5. Методика изучения отдельных элементов содержания школьных исторических курсов | ||||||
5.1. | Методика изучения отдельных элементов содержания школьных исторических курсов | Лекции | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
5.2. | Методические пути решения проблемы усвоения школьниками фактов, хронологии, пространственных ориентиров? понятий, объективных исторических связей, теоретических положений. | Практические | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
5.3. | «Структурно-функциональный анализ» содержания учебного материала, его смысл и назначение в обучении истории | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
5.4. | Методические пути решения проблемы усвоения школьниками фактов, хронологии, пространственных ориентиров | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
5.5. | Методические пути решения проблемы усвоения школьниками понятий, объективных исторических связей, теоретических положений | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
Раздел 6. Развитие личности ученика в процессе изучения истории в школе | ||||||
6.1. | Развитие личности ученика - стратегия современного образования | Лекции | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
6.2. | Использование содержательного потенциала школьной истории, методов, методических приемов, средств обучения, форм организации учебного процесса для решения задач воспитания учащихся | Практические | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
6.3. | Программированное обучение и его практическое применение к обучению истории в школе | Практические | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
6.4. | Проблемное обучение истории | Практические | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
6.5. | Методика целенаправленного формирования умений и навыков деятельности при обучении истории | Практические | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
6.6. | Методика развивающего обучения при работе с историческими источниками | Практические | 7 | 2 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
6.7. | Развитие личности ученика и технологии обучения истории, способствующие достижению этой стратегической цели | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
6.8. | Использование содержательного потенциала школьной истории, методов, методических приемов, средств обучения, форм организации учебного процесса для решения задач воспитания учащихся | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
6.9. | Программированное обучение и его практическое применение к обучению истории в школе | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
6.10. | Проблемное обучение истории | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
6.11. | Методика целенаправленного формирования умений и навыков деятельности при обучении истории | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
6.12. | Методика развивающего обучения при работе с историческими источниками. | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3065 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-11 способностью применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1: Кто из методистов рассматривал методику как самостоятельную педагогическую науку? 1) Коровкин Ф. П. 2) Бернадский В. Н. 3) Лейбенгруб П. С. 4) Вагин А. А. Ответ: 4 Вопрос 2: В какой период истории развития советской методики было характерно существование концентрического принципа преподавания истории в школе? 1) 1914 — 1934 2) 1959 — 1964 3) 1934 — 1959 4) 1965 — 1994 Ответ: 2 Вопрос 3: Кто из методистов 1950-1970-х гг. занимался проблемой развития умений? 1) Дайри Н. Г. 2) Запорожец Н. И. 3) Вагин А. А. 4) Коровкин Ф. П. Ответ: 2 Вопрос 4: В каком случае можно считать, что у ученика сформировалось умение оценивать исторические личности? 1) Высказывает простейшие оценочные суждения об историческом деятеле. 2) Сравнивает двух личностей. 3) Определяет поступки и главные черты характера. 4) Дает характеристику с общей оценкой. Ответ: 4 Вопрос 5: Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает... 1) Педагогическая наука 2) Школьная методология 3) Путь исследования 4) Метод изучения Ответ: 3 Вопрос 6: Предметом методики обучения истории является... 1) Процесс обучения истории 2) Процесс познания истории 3) Процесс научного исследования 4) Процесс познания педагогики Ответ: 1. Вопрос 7: Важнейшим фактором обучения истории является... 1) Применение наглядности 2) Наличие программ разного уровня 3) Систематический опрос учащихся 4) Содержание обучения Ответ: 4 Вопрос 8: На основе действующего «Закона об образовании» в школах России введено обязательное образование 1) 8-летнее 2) 10-летнее 3) 9-летнее 4) 11-летнее Ответ: 4 Вопрос 9: В настоящее время в школах России реализован принцип обучения 1) Линейный 2) Смешанный 3) Концентрический 4) Цивилизационный Ответ: 1 Вопрос 10: Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения, оборудование урока дается в.... 1) Тематическом планировании 2) Школьном учебнике 3) Поурочном планировании 4) Учебном плане Ответ: 3 Вопрос 11: К основным факторам процесса обучения не относится 1) Цели обучения 2) Содержание образования 3) Проблемность обучения 4) Результаты обучения Ответ: 3 Вопрос 12: Что из данного перечня не относится к теоретическому материалу? 1) Понятия 2) Умозаключения 3) Суждения 4) Факты Ответ: 4 Вопрос 13: Как называются факты, которые имеют большое объективно историческое значение, передают основное фактологическое содержание темы урока, воссоздают важнейшие события и явления, раскрывают их существенные стороны? 1) Объективные 2) Основные 3) Главные 4) Существенные Ответ: 3. Вопрос 14: Обязательный школьный документ, в котором указываются предметы, последовательность изучения тем по предмету, количество часов в неделю называется: 1) учебный план, 2) школьная программа. 3) школьный устав, 4) школьный журнал. Ответ: 1 Вопрос 15: К классификации уроков по соотношению структурных звеньев обучения не относятся: 1) урок изучения нового материала 2) урок-беседа, 3) комбинированный урок, 4) контрольный урок Ответ: 2. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1: Дополните предложение. Самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной программе с помощью особых средств обучения, обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса обучения в соответствии с индивидуальными особенностями называется ____________________________ обучением. Ответ: программированное обучение Вопрос 2: Назовите два курса составляющие основу предмета "История" в школе. Ответ: история России и всеобщая история. Вопрос 3: С какого класса в школе в соответствии с учебным планом начинается изучение "Истории России" Ответ: с 6 класса. Вопрос 4: Область теоретических и прикладных педагогических знаний о целях, содержании, способах и результатах осуществления процесса исторического образования. Ответ: методика преподавания истории. Вопрос 5: Происходящая по объективным законам смена актов обучения, в ходе которых изменяется деятельность учителя, учащихся - это... Ответ: 5 процесс обучения Вопрос 6: Какая педагогическая технология зарекомендовала себя как наиболее эффективная на этапе повторения, обобщения, контроля. Ответ: программированное обучение Вопрос 7: Как называется образовательный стандарт, включающий в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе; принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень так называемых «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе? Ответ: историко-культурный стандарт Вопрос 8: Какие три группы целей выделяются в процессе обучения истории? Ответ: развивающая, воспитательная, образовательная. Вопрос 9: Комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации - это... Ответ: компетенция Вопрос 10: Что составляет основу учебно0методического комплекса по истории России? Ответ: учебник, хрестоматия или сборник документов; исторический атлас; рабочая тетрадь и сборник заданий; книга для чтения. Вопрос 11: Обучение – это общение, в процессе которого происходит управление познанием. Назовите основные виды общения. Ответ: опосредованное общение; парное общение; групповое общение. Вопрос 12: Назовите основоположника классно-урочной системы обучения. Ответ: Я. А. Коменский. Вопрос 13: Систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени (40-45 мин.) _ это... Ответ: урок. Вопрос 14: Назовите основные типы уроков по классификации П.С. Лейбенгруба. Ответ: урок посвященный изучению нового материала, повторительно-обобщающий урок, урок проверки и учета знаний (контрольный), комбинированный. Вопрос 15: Укажите основные приемы реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории. Ответ: сравнительная характеристика, использование исторических цитат и приема доказательства, проектная деятельность, ролевая игра, составление исторических хроник, работа с источниками на основе перекрестной проверки. Вопрос 16: Источник информации, наглядные объекты, технические средства обучения, другие материалы, позволяющие передать содержание образования и его усвоение учащимися - это... Ответ: средства обучения. Вопрос 17: Система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую усвоение ими содержания образования - это... Ответ: метод обучения Вопрос 18: Назовите основные методы обучения, применяемые на уроках истории. Ответ: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский. Вопрос 19: Назовите основные виды универсальных учебных действий. Ответ: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные Вопрос 20: Технология, при реализации которой обучение строится на выявлении или искусственном создании ситуаций познавательного затруднения и разрешении их в целях развития творческих способностей учащихся, формирования творческого мышления и воображения называется - ... Ответ: технология проблемного обучения. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. Ю. Колокольцева, Т . Н. Соболева | Методика преподавания истории: учеб. пособие | Барнаул : АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Набатова, О. Г. | История России с древнейших времен до начала XVI века. Конспект уроков : практ. пособие | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/22A9E7F8-9B44-4F9B-9087-D3D08EA5345F |
Л2.2 | Студеникин, М.Т. | Методика преподавания истории в русской школе ХIХ – начала ХХ в. : монография | М. : Изд-во «Прометей», 2016 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Набатова, О. Г. | История России XVI—XVII веков. Конспект уроков : практ. пособие | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/DFAE4F61-BFD8-45A1-8BA0-AD7FBA5B7E7A |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э4 | Курс на Moodl "Методика преподвания истории" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуется |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |