Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.02. Документоведение и архивоведение |
Профиль | Документоведение и архивоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_02_ДиА-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 40 | 40 | 40 | 40 |
Сам. работа | 61 | 61 | 61 | 61 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Кадровое делопроизводство» является изучение теоретических и практических вопросов организации кадрового делопроизводства в современных учреждениях, предприятиях организациях, формирование представлений о составе кадровых документов и особенностях оформления трудовых отношений, основы организации документов по личному составу в современной России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-2 | владением базовыми знаниями в области информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | структуру кадровой информационно-документационной системы; документы, входящие в структуру кадровой информационно-документационной системы; нормативно-правовые документы, регламентирующие составление и ведение кадровой документации; правила оформления и ведение кадровых документов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | составлять и оформлять проекты кадровых документов и документов по личному составу учреждений различных организационно-правовых форм; применять трудовое законодательство в области документирования трудовых отношений. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками системного подхода к анализу документов организации, регулирующих и отражающих трудовые отношения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Законодательное и нормативно-методическое обеспечение ведения кадрового делопроизводства | ||||||
1.1. | Современная регламентация документирования трудовых правоотношений в законодательных и нормативных актах | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Трудовой кодекс Российской Федерации | Практические | 7 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Локальные нормативные акты и документы, регулирующие трудовые отношения | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Штатное расписание | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Штатное расписание | Практические | 7 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Документирование трудовых отношений работника и работодателя | ||||||
2.1. | Документирование движения персонала: прием, перевод, увольнение | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Документирование трудовых отношений: отпуск, командировки, поощрения, взыскания | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Документирование приема на работу | Практические | 7 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Оформление перевода и перемещения на другую работу | Практические | 7 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Оформление отпуска сотрудника | Практические | 7 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Оформление служебных командировок | Практические | 7 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Оформление дисциплинарного взыскания и поощрения сотрудников | Практические | 7 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Прекращение действия трудового договора и оформление увольнения с работы | Практические | 7 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Организация работы с документами по личному составу | ||||||
3.1. | Организация кадровой службы. Персональные данные работников | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Экспертиза ценности и определение сроков хранения кадровых документов и документов по личному составу | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Номенклатура дел отдела кадров | Практические | 7 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Хранение документов отдела кадров. Архивы документов по личному составу | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Архивная справка | Практические | 7 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Изучение литературы по разделам. Подготовка к экзамену | Сам. работа | 7 | 61 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3073 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: владением базовыми знаниями в области информационных технологий ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Нужно ли вносить в трудовую книжку запись о переименовании организации? а. на усмотрение работодателя б. нужно только если организация при этом сменила организационно-правовую форму в. нужно только тем работникам, которые увольняются из организации г. нужно в любом случае Ответ: Г 2. График отпусков подписывает: а. руководитель организации б. руководитель кадровой службы в. начальник юридического отдела Ответ: а 3. Соглашение работодателя и работников, которое устанавливает дополнительные гарантии для сотрудников и их ответные обязательства по отношению к работодателю, называется: а. трудовой договор; б. гражданско-правовой договор; в. коллективный договор; г. дополнительное соглашение к трудовому договору. Ответ: в 4. Работник переводится в другой отдел. Инициатива перевода исходит от начальника отдела, в котором сотрудник работал прежде. Выберите наиболее полный список оформляемых документов: а. заявление от работника с просьбой о переводе, дополнительное соглашение к трудовому договору, приказ по форме № Т-5, трудовая книжка, личная карточка б. представление о переводе в адрес руководителя организации от непосредственного руководителя работника, заявление работника о переводе, дополнительное соглашение к трудовому договору, приказ по форме № Т-5, трудовая книжка, личная карточка в. дополнительное соглашение к трудовому договору, приказ по форме № Т-5А, трудовая книжка, личная карточка г. заявление от работника с согласием на перевод, дополнительное соглашение к трудовому договору, приказ по форме № Т-5А, трудовая книжка, личная карточка Ответ: б 5. Срок испытания при приеме на работу по общему правилу не может превышать: а. двух недель б. одного месяца в. трех месяцев г. Шести месяцев Ответ: в 6. ОКИН, ОКСО, ОКПДТР и ОКАТО понадобятся вам при заполнении: а. трудового договора б. приказа о приеме на работу в. личной карточки г. трудовой книжки Ответ: в 7. Какой из перечисленных ниже документов не имеет унифицированную форму, утвержденную Госкомстатом России: а. личная карточка б. приказ (распоряжение) о переводе работник на другую работу в. приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания Ответ: в 8. При принятии локальных нормативных актов руководитель организации может поставить на них: а. гриф утверждения б. визу согласования Ответ: а 9. Приказы о приеме на работу и о командировании работников (внутри страны): а. регистрируются в одном журнале и подшиваются в одну папку б. регистрируются в разных журналах и подшиваются в разные папки в. регистрируются в одном журнале и подшиваются в разные папки Ответ: б 10. Какой из перечисленных приказов относится к приказам по основной деятельности? а. о приеме работника на работу б. об утверждении штатного расписания; в. о направлении работника в командировку г. о переводе работника на другую работу Ответ: б 11. Какой из перечисленных локальных актов работодателя является обязательными: а. инструкция по кадровому делопроизводству б. положение о структурных подразделениях в. коллективный договор г. положение (инструкция) о защите персональных данных работников Ответ: г 12. Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются: а. путем издания соответствующего приказа и проставления на Правилах грифа утверждения, включающего слово УТВЕРДЖАЮ б. без издания приказа путем проставления на Правилах грифа утверждения, включающего слово УТВЕРДЖАЮ и личную подпись руководителя организации в. без издания приказа путем проставления на Правилах грифа утверждения, включающего слово УТВЕРЖДЕНЫ и личную подпись руководителя организации Ответ: б 13. В государственный, муниципальный архив документы по личному составу, сроки временного хранения которых не истекли, могут поступать а. если организация является источником -комплектования б. при ликвидации организации в. в соответствии с графиком приема-передачи документов в архив Ответ: б 14. Электронная трудовая книжка должна быть подписана: а. простой электронной подписью б. неквалифицированной электронной подписью в. квалифицированной электронной подписью Ответ: в 15. Учётный документ с информацией о структуре компании, должностях и численности работников по каждой должности, окладах и надбавках по должностям – это а. штатное расписание б. штатная расстановка в. график сменности г. правила внутреннего трудового распорядка Ответ: а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. С помощью электронной трудовой книжки сведения о трудовой деятельности работника передаются в … Ответ: Социальный фонд 2. Отражаются ли в электронной трудовой книжке сведения о поощрениях? Ответ: нет 3. Максимальный срок срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом составляет: Ответ: 5 лет 4. Испытательный срок для руководителей и главного бухгалтера не может превышать … Ответ: 6 месяцев 5. Вносятся ли в документы по личному составу сведения о переводе работника из одного структурного подразделения в другое, если должность и служебные обязанности не изменились? Ответ: да 6. Возможно ли разделение ежегодного оплачиваемого отпуска работника на части? Ответ: да 7. Требуется ли оформление приказа при направлении сотрудника в командировку? Ответ: да 8. В соответствии с графиком отпусков сотруднику был направлен отпуск на период с 1 по 14 марта. Но по возвращении из отпуска сотрудник предоставил больничный лист (с 4 по 9 марта) и просит продлить отпуск. На сколько дней отдел кадров может продлить отпуск сотруднику, если 8 марта – праздничный день? Ответ: на 7 дней 9. Сформулируйте основание приказа о расторжении трудового договора при призыве работника на военную службу (п. 1 ст. 83 ТК РФ) Ответ: уволен по обстоятельствам, независящим от воли сторон, в связи с призывом работника на военную службу, пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации 10. Через какое время передаются в архив организации личные дела уволенных сотрудников? Ответ: не менее, чем через год после увольнения 11. Документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника. Ответ: должностная инструкция 12. Документ, который заводит кадровая служба на каждого сотрудника при его трудоустройстве, и необходим для ведения учета труда персонала в организации. Ответ: личная карточка 13. Локальный документ, в котором отражаются сведения о составе документов отдела кадров и сроках их хранения, называется… Ответ: номенклатура дел 14. Как называются сведения, относящиеся прямо или косвенно к определённому физическому лицу, которые предоставляются другому физическому или юридическому лицу, в том числе в служебных целях. Ответ: персональные данные 15. Кто, кроме руководителя, подписывает приказы о приеме на работу? Ответ: сам работник 16. Соглашение между работодателем и работником, заключаемое в письменной форме, в котором прописываются взаимные права и обязанности работодателя и работника, - это Ответ: трудовой договор 17. Куда передаются документы по личному составу при ликвидации организации? Ответ: в государственный или муниципальный архив 18. Чье мнение необходимо учитывать при утверждении Правил внутреннего трудового распорядка? Ответ: профсоюзной организации 19. Что является основанием приказа о расторжении трудового договора по соглашению сторон? Ответ: заявление работника об увольнении, соглашение между работником и работодателем 20. Выговор в соответствии с Трудовым кодексом является видом… Ответ: дисциплинарного взыскания КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Рогожин, М. Ю. | Документационное обеспечение управления: | , 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Семенихин, В.В. | Кадровое делопроизводство: | М. : ГроссМедиа, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141262 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университеская библиотека online | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | ГАРАНТ. Информационно-правовой портал | www.garant.ru | ||
Э3 | Официальный сайт компании «Консультант Плюс» | www.consultant.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Кадровое делопроизводство" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Целью освоения учебной дисциплины «Кадровое делопроизводство» является изучение теоретических и практических вопросов ведения кадрового делопроизводства в современных учреждениях, предприятиях и организациях, а также формирование представлений об особенностях хранения документов по личному составу в современной России. Курс носит практико-ориентированный характер, поэтому большое внимание при изучение дисциплины уделяется формированию практических навыков составления и оформления документов по трудовым отношениям, а также навыков работы с законодательными и нормативно-методическими документами в области трудового права. Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы. Курс состоит из 3 разделов. Первый раздел направлен на изучение правовых основ работы с персоналом организации и документированию трудовых отношений. Следует обратить внимание как на «внешние» требования, устанавливаемые нормативно-методическими актами, так и на необходимость «внутреннего» регулирования трудовых отношений с помощью локальных нормативных актов. В разделе изучаются положения не только Трудового Кодекса РФ, но и других законодательных и нормативных документов, регулирующих трудовые отношения, например, таких как федеральные законы «О персональных данных», «О специальной оценке условий труда», «Об архивном деле в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ в части регулирования труда руководителей организации. В рамках раздела рассматриваются обязательные и рекомендуемые локальные нормативные акты, связанные с регулированием и документированием трудовых отношений, особенности их составления и оформления. В рамках практических заданий студенты получают навыки решения практических задач с помощью нормативно-правовых документов, а также составления и оформления штатного расписания. Второй раздел посвящен получению теоретических знаний и практических навыков документирования основных направлений работы с персоналом организации, а именно, прием на работу нового сотрудника, перевод на другую работы, оформление отпуска, служебных командировок, поощрения и дисциплинарных взысканий, увольнения сотрудника. В данном разделе следует учитывать не только нормативные требования, но и сложившуюся практику оформления отдельных случаев, например, увольнения по инициативе работодателя. На практических занятиях студенты получают навыки составления и оформления приказов по личному составу и по кадрам, личной карточки работника, трудовой книжки, графика отпусков, актов. В третьем разделе изучается организация работы с документами по личному составу. Следует уделить внимание требованиям соблюдения конфиденциальности при работе с документами, содержащими персональные данные, системе учета кадровых документов и особенностям оформления и хранения личных дел сотрудников. На практических занятиях студенты получают навыки определения сроков хранения документов, образующихся в деятельности отдела кадров, составления и оформления номенклатуры дел отдела кадров. В рамках самостоятельной работы студенты изучают нормативно-методические документы по соответствующим темам, в том числе для подготовки к практическим занятиям. При этом необходимо внимательно изучать нормативно-методические акты и обращать внимание на даты и сроки их действия во избежание использования устаревшей и недействительной информации. Помимо нормативно-методических документов, при подготовке к занятиям и итоговому контрою рекомендуется также использовать научные публикации специалистов в области кадрового делопроизводства. Рекомендуемые к изучению нормативно-методические документы, статьи, содержащие разъяснения и сложившуюся практику по оформлению кадровых документов, а также задания к практическим занятиям представлены в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3073 |