МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кадровое делопроизводство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Кадровое делопроизводство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 г. № 176)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Кадровое делопроизводство» является изучение теоретических и практических вопросов организации кадрового делопроизводства в современных учреждениях, предприятиях организациях, формирование представлений о составе кадровых документов и особенностях оформления трудовых отношений, основы организации документов по личному составу в современной России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владением базовыми знаниями в области информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.структуру кадровой информационно-документационной системы;
документы, входящие в структуру кадровой информационно-документационной системы;
нормативно-правовые документы, регламентирующие составление и ведение кадровой документации;
правила оформления и ведение кадровых документов.
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять и оформлять проекты кадровых документов и документов по личному составу учреждений различных организационно-правовых форм;
применять трудовое законодательство в области документирования трудовых отношений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками системного подхода к анализу документов организации, регулирующих и отражающих трудовые отношения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Законодательное и нормативно-методическое обеспечение ведения кадрового делопроизводства
1.1. Современная регламентация документирования трудовых правоотношений в законодательных и нормативных актах Лекции 7 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Трудовой кодекс Российской Федерации Практические 7 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Локальные нормативные акты и документы, регулирующие трудовые отношения Лекции 7 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Штатное расписание Лекции 7 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Штатное расписание Практические 7 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Документирование трудовых отношений работника и работодателя
2.1. Документирование движения персонала: прием, перевод, увольнение Лекции 7 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Документирование трудовых отношений: отпуск, командировки, поощрения, взыскания Лекции 7 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Документирование приема на работу Практические 7 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Оформление перевода и перемещения на другую работу Практические 7 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Оформление отпуска сотрудника Практические 7 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Оформление служебных командировок Практические 7 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.7. Оформление дисциплинарного взыскания и поощрения сотрудников Практические 7 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.8. Прекращение действия трудового договора и оформление увольнения с работы Практические 7 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Организация работы с документами по личному составу
3.1. Организация кадровой службы. Персональные данные работников Лекции 7 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Экспертиза ценности и определение сроков хранения кадровых документов и документов по личному составу Лекции 7 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Номенклатура дел отдела кадров Практические 7 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Хранение документов отдела кадров. Архивы документов по личному составу Лекции 7 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.5. Архивная справка Практические 7 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.6. Изучение литературы по разделам. Подготовка к экзамену Сам. работа 7 61 ОПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3073

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: владением базовыми знаниями в области информационных технологий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Нужно ли вносить в трудовую книжку запись о переименовании организации?
а. на усмотрение работодателя
б. нужно только если организация при этом сменила организационно-правовую форму
в. нужно только тем работникам, которые увольняются из организации
г. нужно в любом случае
Ответ: Г
2. График отпусков подписывает:
а. руководитель организации
б. руководитель кадровой службы
в. начальник юридического отдела
Ответ: а
3. Соглашение работодателя и работников, которое устанавливает дополнительные гарантии для сотрудников и их ответные обязательства по отношению к работодателю, называется:
а. трудовой договор;
б. гражданско-правовой договор;
в. коллективный договор;
г. дополнительное соглашение к трудовому договору.
Ответ: в
4. Работник переводится в другой отдел. Инициатива перевода исходит от начальника отдела, в котором сотрудник работал прежде. Выберите наиболее полный список оформляемых документов:
а. заявление от работника с просьбой о переводе, дополнительное соглашение к трудовому договору, приказ по форме № Т-5, трудовая книжка, личная карточка
б. представление о переводе в адрес руководителя организации от непосредственного руководителя работника, заявление работника о переводе, дополнительное соглашение к трудовому договору, приказ по форме № Т-5, трудовая книжка, личная карточка
в. дополнительное соглашение к трудовому договору, приказ по форме № Т-5А, трудовая книжка, личная карточка
г. заявление от работника с согласием на перевод, дополнительное соглашение к трудовому договору, приказ по форме № Т-5А, трудовая книжка, личная карточка
Ответ: б
5. Срок испытания при приеме на работу по общему правилу не может превышать:
а. двух недель
б. одного месяца
в. трех месяцев
г. Шести месяцев
Ответ: в
6. ОКИН, ОКСО, ОКПДТР и ОКАТО понадобятся вам при заполнении:
а. трудового договора
б. приказа о приеме на работу
в. личной карточки
г. трудовой книжки
Ответ: в
7. Какой из перечисленных ниже документов не имеет унифицированную форму, утвержденную Госкомстатом России:
а. личная карточка
б. приказ (распоряжение) о переводе работник на другую работу
в. приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания
Ответ: в
8. При принятии локальных нормативных актов руководитель организации может поставить на них:
а. гриф утверждения
б. визу согласования
Ответ: а
9. Приказы о приеме на работу и о командировании работников (внутри страны):
а. регистрируются в одном журнале и подшиваются в одну папку
б. регистрируются в разных журналах и подшиваются в разные папки
в. регистрируются в одном журнале и подшиваются в разные папки
Ответ: б
10. Какой из перечисленных приказов относится к приказам по основной деятельности?
а. о приеме работника на работу
б. об утверждении штатного расписания;
в. о направлении работника в командировку
г. о переводе работника на другую работу
Ответ: б
11. Какой из перечисленных локальных актов работодателя является обязательными:
а. инструкция по кадровому делопроизводству
б. положение о структурных подразделениях
в. коллективный договор
г. положение (инструкция) о защите персональных данных работников
Ответ: г
12. Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются:
а. путем издания соответствующего приказа и проставления на Правилах грифа утверждения, включающего слово УТВЕРДЖАЮ
б. без издания приказа путем проставления на Правилах грифа утверждения, включающего слово УТВЕРДЖАЮ и личную подпись руководителя организации
в. без издания приказа путем проставления на Правилах грифа утверждения, включающего слово УТВЕРЖДЕНЫ и личную подпись руководителя организации
Ответ: б
13. В государственный, муниципальный архив документы по личному составу, сроки временного хранения которых не истекли, могут поступать
а. если организация является источником -комплектования
б. при ликвидации организации
в. в соответствии с графиком приема-передачи документов в архив
Ответ: б
14. Электронная трудовая книжка должна быть подписана:
а. простой электронной подписью
б. неквалифицированной электронной подписью
в. квалифицированной электронной подписью
Ответ: в
15. Учётный документ с информацией о структуре компании, должностях и численности работников по каждой должности, окладах и надбавках по должностям – это
а. штатное расписание
б. штатная расстановка
в. график сменности
г. правила внутреннего трудового распорядка
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. С помощью электронной трудовой книжки сведения о трудовой деятельности работника передаются в …
Ответ: Социальный фонд
2. Отражаются ли в электронной трудовой книжке сведения о поощрениях?
Ответ: нет
3. Максимальный срок срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом составляет:
Ответ: 5 лет
4. Испытательный срок для руководителей и главного бухгалтера не может превышать …
Ответ: 6 месяцев
5. Вносятся ли в документы по личному составу сведения о переводе работника из одного структурного подразделения в другое, если должность и служебные обязанности не изменились?
Ответ: да
6. Возможно ли разделение ежегодного оплачиваемого отпуска работника на части?
Ответ: да
7. Требуется ли оформление приказа при направлении сотрудника в командировку?
Ответ: да
8. В соответствии с графиком отпусков сотруднику был направлен отпуск на период с 1 по 14 марта. Но по возвращении из отпуска сотрудник предоставил больничный лист (с 4 по 9 марта) и просит продлить отпуск. На сколько дней отдел кадров может продлить отпуск сотруднику, если 8 марта – праздничный день?
Ответ: на 7 дней
9. Сформулируйте основание приказа о расторжении трудового договора при призыве работника на военную службу (п. 1 ст. 83 ТК РФ)
Ответ: уволен по обстоятельствам, независящим от воли сторон, в связи с призывом работника на военную службу, пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации
10. Через какое время передаются в архив организации личные дела уволенных сотрудников?
Ответ: не менее, чем через год после увольнения
11. Документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника.
Ответ: должностная инструкция
12. Документ, который заводит кадровая служба на каждого сотрудника при его трудоустройстве, и необходим для ведения учета труда персонала в организации.
Ответ: личная карточка
13. Локальный документ, в котором отражаются сведения о составе документов отдела кадров и сроках их хранения, называется…
Ответ: номенклатура дел
14. Как называются сведения, относящиеся прямо или косвенно к определённому физическому лицу, которые предоставляются другому физическому или юридическому лицу, в том числе в служебных целях.
Ответ: персональные данные
15. Кто, кроме руководителя, подписывает приказы о приеме на работу?
Ответ: сам работник
16. Соглашение между работодателем и работником, заключаемое в письменной форме, в котором прописываются взаимные права и обязанности работодателя и работника, - это
Ответ: трудовой договор
17. Куда передаются документы по личному составу при ликвидации организации?
Ответ: в государственный или муниципальный архив
18. Чье мнение необходимо учитывать при утверждении Правил внутреннего трудового распорядка?
Ответ: профсоюзной организации
19. Что является основанием приказа о расторжении трудового договора по соглашению сторон?
Ответ: заявление работника об увольнении, соглашение между работником и работодателем
20. Выговор в соответствии с Трудовым кодексом является видом…
Ответ: дисциплинарного взыскания

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рогожин, М. Ю. Документационное обеспечение управления: , 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Семенихин, В.В. Кадровое делопроизводство: М. : ГроссМедиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141262
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э2 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э3 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» www.consultant.ru
Э4 Курс в Moodle "Кадровое делопроизводство" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Кадровое делопроизводство» является изучение теоретических и практических вопросов ведения кадрового делопроизводства в современных учреждениях, предприятиях и организациях, а также формирование представлений об особенностях хранения документов по личному составу в современной России.
Курс носит практико-ориентированный характер, поэтому большое внимание при изучение дисциплины уделяется формированию практических навыков составления и оформления документов по трудовым отношениям, а также навыков работы с законодательными и нормативно-методическими документами в области трудового права.
Обучающимся предлагается традиционная форма обучения в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы.
Курс состоит из 3 разделов. Первый раздел направлен на изучение правовых основ работы с персоналом организации и документированию трудовых отношений. Следует обратить внимание как на «внешние» требования, устанавливаемые нормативно-методическими актами, так и на необходимость «внутреннего» регулирования трудовых отношений с помощью локальных нормативных актов. В разделе изучаются положения не только Трудового Кодекса РФ, но и других законодательных и нормативных документов, регулирующих трудовые отношения, например, таких как федеральные законы «О персональных данных», «О специальной оценке условий труда», «Об архивном деле в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ в части регулирования труда руководителей организации. В рамках раздела рассматриваются обязательные и рекомендуемые локальные нормативные акты, связанные с регулированием и документированием трудовых отношений, особенности их составления и оформления. В рамках практических заданий студенты получают навыки решения практических задач с помощью нормативно-правовых документов, а также составления и оформления штатного расписания.
Второй раздел посвящен получению теоретических знаний и практических навыков документирования основных направлений работы с персоналом организации, а именно, прием на работу нового сотрудника, перевод на другую работы, оформление отпуска, служебных командировок, поощрения и дисциплинарных взысканий, увольнения сотрудника. В данном разделе следует учитывать не только нормативные требования, но и сложившуюся практику оформления отдельных случаев, например, увольнения по инициативе работодателя. На практических занятиях студенты получают навыки составления и оформления приказов по личному составу и по кадрам, личной карточки работника, трудовой книжки, графика отпусков, актов.
В третьем разделе изучается организация работы с документами по личному составу. Следует уделить внимание требованиям соблюдения конфиденциальности при работе с документами, содержащими персональные данные, системе учета кадровых документов и особенностям оформления и хранения личных дел сотрудников. На практических занятиях студенты получают навыки определения сроков хранения документов, образующихся в деятельности отдела кадров, составления и оформления номенклатуры дел отдела кадров.
В рамках самостоятельной работы студенты изучают нормативно-методические документы по соответствующим темам, в том числе для подготовки к практическим занятиям. При этом необходимо внимательно изучать нормативно-методические акты и обращать внимание на даты и сроки их действия во избежание использования устаревшей и недействительной информации. Помимо нормативно-методических документов, при подготовке к занятиям и итоговому контрою рекомендуется также использовать научные публикации специалистов в области кадрового делопроизводства.
Рекомендуемые к изучению нормативно-методические документы, статьи, содержащие разъяснения и сложившуюся практику по оформлению кадровых документов, а также задания к практическим занятиям представлены в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3073