МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обеспечение сохранности, реставрация и консервация документов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кин, доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Обеспечение сохранности, реставрация и консервация документов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 г. № 176)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются овладение методами обеспечения сохранности документов
Архивного фонда Российской Федерации и применение их на практике.
Задачи: приобретение знаний нормативно-методической базы обеспечения сохранности
документов, специфики создания оптимальных условий хранения документов архивного фонда
Российской Федерации; овладение методами оценки физических, химических и биологических
повреждений документов, правилами обеспечения сохранности документов в процессе их
комплектования, хранения, использования; изучение современных методик консервации и
реставрации документов; основных положений создания страхового фонда и фонда пользования
архивных документов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью анализировать ценность документов с целью их хранения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современную литературу по методике обеспечения сохранности документов, реставрации и консервации;
современный уровень развития архивного дела в вопросах обеспечения сохранности документов в России и за рубежом.

3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться современными приборами измерения температуры и влажности в
помещениях хранилищ, самостоятельно определять основные виды повреждений документов,
составлять реставрационное задание на поврежденный документ, ориентироваться в учетной
документации, проводить проверку архивных фондов, формулировать технические требования к
помещениям архива.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с архивными документами, учетной документацией, справочно -
поисковым аппаратом архива, ведения реставрационных картотек, методами превентивной
консервации архивных документов, принципами формирования страхового фонда, приемами
первичного отбора особоценных документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Нормативно-методическая база обеспечения сохранности документов Лекции 6 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. Нормативно-методическая база обеспечения сохранности документов Практические 6 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Создание оптимальных условий хранения архивных документов
2.1. Общие требования к зданиям и помещениям архивов Лекции 6 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.2. Технические требования к помещениям хранилищ Практические 6 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.3. Технические требования к помещениям хранилищ Лекции 6 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.4. Размещение документов в хранилищах, топографирование Практические 6 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.5. Порядок выдачи дел из хранилищ Сам. работа 6 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.6. Контроль за своевременным возвращением выданных из хранилищ документов. Страхование документов. Лекции 6 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.7. Контроль за своевременным возвращением выданных из хранилищ документов. Страхование документов. Сам. работа 6 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Проведение проверок наличия и состояния документов в архиве
3.1. Работа с особо ценными и уникальными документами в архиве и создание страхового фонда и фонда пользования. Лекции 6 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.2. Проведение проверок наличия и состояния документов в архиве. Практические 6 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.3. Оформление итогов проверки наличия и состояния документов. Практические 6 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.4. Учет и обеспечение сохранности особо ценных и уникальных документов. Сам. работа 6 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Обеспечение сохранности документов архива.
4.1. Проведение проверок наличия и состояния документов в архиве Практические 6 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.2. Оформление итогов проверки наличия и состояния документов. Практические 6 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.3. Обеспечение физико-химической сохранности документов архивов. Сам. работа 6 10 ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.4. Типовая номенклатура повреждений документов и их индексация. Сам. работа 6 10 ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.5. Создание страхового фонда и фонда пользования особо ценных и уникальных документов Сам. работа 6 14 ПК-8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-8: способностью анализировать ценность документов с целью их хранения
Оценка сформированности компетенции: ПК-8: способностью анализировать ценность документов с целью их хранения
Вопрос 1.
О каком виде повреждения бумаги идет речь?
«размытый текст, деформация бумаги, ее рыхлость и ослабленность»
1 Повреждение огнем
2 Повреждение водой
3 Химическое повреждение
ОТВЕТ: 2.

Вопрос 2.
Какая температура считается оптимальной для хранения бумажных документов?
1 30
2 18
3 10
ОТВЕТ: 2.

Вопрос 3.
В каких условиях уменьшается роль плесневелых грибов, как фактора биоповреждения документов?
1 Отопление, сухость воздуха
2 Наличие отопление, влажность воздуха
3 Отсутствие отопления, влажность воздуха
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 4.
Какие условия способствует развитию насекомых в хранилище?
1 Пищевые продукты и верхняя одежда
2 Строительные материалы
3 Электроприборы
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 5.
Какая периодичность проведения обязательных плановых проверок наличия кинодокументов на нитрооснове?
1 Один раз в 2 года
2 Ежегодно
3 Каждые 10 лет
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 6.
Какая периодичность проведения обязательных плановых проверок наличия уникальных документов?
1 Один раз в 2 года
2 Ежегодно
3 Каждые 10 лет
ОТВЕТ: 2.

Вопрос 7.
Какая периодичность проведения обязательных плановых проверок особо ценных документов на бумажной основе?
1 Один раз в 2 года
2 Ежегодно
3 Каждые 10 лет
ОТВЕТ: 3.

Вопрос 8.
Какой фонд создается в целях сохранения документной информации на случай утраты или повреждения оригиналов документов, является неприкосновенным и хранится территориально обособленно от оригиналов документов в специальных хранилищах?
1 Архивный фонд РФ
2 Объединенный архивный фонд
3 Страховой фонд документов
ОТВЕТ: 3.

Вопрос 9.
Что такое реставрация документов?
1 Восстановление или улучшение эксплуатационных свойств, а также формы и внешнего вида документ.
2 Обеспечение сохранности документа посредством режима хранения, стабилизации и реставрации.
3 Предохранение документа обработкой, замедляющей его старение и предотвращающей повреждение.
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 10.
Какие факторы старения и разрушения документов не являются внешними факторами?
1 Состав материалов и веществ, из которых состоит документ
2 Световые условия среды, температурно-влажностные условия среды, биологический фактор
3 Биологический фактор
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 11.
Какой из предложенных источников освещения вызывают более сильное световое старение документа?
1 Люминесцентные лампы
2 Лампы накаливания
3 Естественное освещение
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 12.
Какой из предложенных источников освещения вызывают более сильное световое старение документа?
1 Люминесцентные лампы
2 Лампы накаливания
3 Естественное освещение
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 13.
Наиболее опасный и быстродействующий фактор, вызывающий разрушение бумаги и текста документов в любых условиях окружающей среды, в том числе при низких температурах и даже в инертном газе?
1 Свет
2 Микроорганизмы
3 Грибы
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 14.
Наиболее опасный и быстродействующий фактор, вызывающий разрушение бумаги и текста документов в любых условиях окружающей среды, в том числе при низких температурах и даже в инертном газе?
1 Свет
2 Микроорганизмы
3 Грибы
ОТВЕТ: 1.
Вопрос 15.
Метод получения копий оригиналов с большим уменьшением на основе фотографических процессов называется?
1 Микрография
2 Фотография
3 Микрофиша
ОТВЕТ: 1.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. До середины 1930-х годов обеспечение сохранности документов понимали как:
Ответ: Собирание документов в архивохранилищах

2. Как называются приборы для измерения относительной влажности воздуха на основе физического принципа гигрометрии: свойств гигроскопичных материалов, например волоса или специальных нитей изменять длину в зависимости от влажности воздуха?
Ответ: Гигрометры

3. Как называются приборы для измерения температуры среды (ртутные, спиртовые, электронные)?
Ответ: Термометры

4. Какие меры нужно принять в первую очередь, в случае если в хранилище обнаружен источник сырости?
Ответ: Изолировать документы от источника сырости.
5. Определение какой категории документов приведено в кавычках « документы, имеющие непреходящее значение для культуры страны, нужд государственного управления, обороны, международных отношений, для научных исследований, невосполнимые при их утрате с точки зрения их юридического значения и автографичности»?
Ответ: Особо ценные документы
6. Как называется совокупность копий документов Архивного фонда РФ, выполненных на различных материальных носителях и предназначенных для использования с целью обеспечения сохранности оригиналов документов?
Ответ: Фонд пользования

7. Область опасной для хранения документов изменений относительной влажности воздуха 60-100-60 % называют …….?
Ответ: влажной

8. Копия дела на позитивной фотопластинке формата А5, состоящей из 25 кадров называют?
Ответ: микрофиша

9. Какое название имеет следующая методика консервации документов: «предварительно промытые листы опускают полностью в кювету с буферным раствором, выдерживают определенное время, вынимают и сушат»?
Ответ: забуферивание

10. Как называются специальные химические вещества защищающие документ от биологических вредителей?
Ответ: антисептики

11. Как называется необратимое изменение свойств материалов и изделий при их хранении и использовании?
Ответ: старение документа

12. Определение какой категории документов приводится в кавычках «документы, не имеющие себе подобных по содержащейся в них информации, по способу ее фиксации или по внешним признакам» ?
Ответ: уникальные документы

13. На какой срок выдаются документы из хранилища пользователям в читальный зал и работникам архива?
Ответ: 1 месяц

14. На какой срок выдаются документы из хранилища для экспонирования?
Ответ: на срок до 6 месяцев.
15. Нормы установки стеллажей в хранилище предусматривают расстояние между рядами стелажей (главный проход) шириной?
Ответ: 120 см

16. Пределы изменений относительной влажности воздуха 0-30-0 % называют?
Ответ: сухой зоной.

17. Как называются приборы для измерения температуры и влажности воздуха в хранилище?
Ответ: Психрометры

18. Какой режим предусматривает комплекс мер по защите документов от биологических вредителей?
Ответ: санитарно-гигиенический

19. Как называется система мероприятий, включающая рациональное размещение документов, контроль за их движением и физическим состоянием, копирование документов с целью создания страхового фонда, восстановление (реставрация) первоначальных свойств и внешних признаков документов, которые подверглись повреждению или разрушени?
Ответ: Организация хранения документов

20. Как называется комплекс мероприятий и созданию оптимальных условий, соблюдению нормативных режимов и надлежащей организации хранения документов, исключающих их утрату и обеспечивающих поддержание их в должном физическом состоянии?
Ответ: Обеспечение сохранности документов




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2581
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 6 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральное архивное агентство www.rusarchives.ru
Э2 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э3 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э4 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э5 Гильдия Управляющих Документацией www.gdm.ru
Э6 Историко-архивный институт РГГУ iai.rsuh.ru
Э7 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела www.vniidad.ru
Э8 Управления Алтайского края по культуре и архивному делу culture22.ru
Э9 Курс в Moodle "ОСРиКД" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение вопросов организации хранения, реставрации и консервации архивных документов.
Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.
В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях.
Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности. В ходе лекций проводятся сопоставления разных ситуаций, анализ их и лучшие примеры практики организации хранения и обеспечения сохранности документов.
Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.

Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.