МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Архивы личного происхождения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 119
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 50 50 50 50
Сам. работа 119 119 119 119
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Брюханова Е.А. ;к.и.н., доцент, Щетинина А.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Архивы личного происхождения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 г. № 176)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам углубленное, целостное представление об истории формирования, деятельности и современном состоянии архивов и фондов личного происхождения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владением знаниями основных проблем в области документоведения и
ПК-4 способностью самостоятельно работать с различными источниками информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы в развитии архивов личного происхождения,особенности формирования фондов личного происхождения в архивах разного типа,особенности использования архивных документов и архивных фондов личного происхождения.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в научно-исследовательской и практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами и приемами подготовки личных архивов на государственное хранение.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводный
1.1. Введение. Основные терминологические понятия. Лекции 3 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
1.2. Правовая основа деятельности архивов личного просхождения. Правовая база функционирования архивных документов и фондов личного происхождения. Практические 3 6 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
1.3. Законодательная и нормативно-методическая база деятельности архивов и фондов личного происхождения. Практические 3 6 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. История формирования личных фондов и архивов личного происхождения.
2.1. История формирования личных фондов и архивов личного происхождения в дореволюционный период. Лекции 3 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
2.2. История формирования личных фондов и архивов личного происхождения в советский период. Лекции 3 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
2.3. Основные этапы собирания документов личного происхождения и формирования архивов личного происхождения. Практические 3 6 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Документы и фонды личного происхождения в архивах, музеях, библиотеках и научных центрах РФ.
3.1. Проблемы собирания личных архивов на современном этапе. Лекции 3 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
3.2. Оценка документов личных архивов в процессе купли-продажи. Практические 3 6 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
3.3. Комплектование государственных архивов РФ документами личного происхождения. Лекции 3 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
3.4. Передача документов личного происхождения в государственные и муниципальные архива. Практические 3 6 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
3.5. Фондирование документов личного происхождения в государственных и муниципальных архивах. Особенности описания документов. Лекции 3 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
3.6. Фондирование документов личного происхождения в государственных и муниципальных архивах. Особенности описания документов. Практические 3 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
3.7. Использование документовличного происхождения. Лекции 3 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Фонды личного происхождения в государственных и муниципальных архивах. Лекции 3 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
3.9. Фонды личного происхождения в государственных и муниципальных архивах. Использование фондов и документов личного происхождения. Практические 3 8 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.10. Личные архивы деятелей литературы, искусства, науки и специализированные государственные архивы. Лекции 3 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
3.11. Личные архивы деятелей литературы, искусства, науки и специализированные государственные архивы. Практические 3 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
3.12. Особенности работы с документами и фондами личного происхождения в Государственном архиве Алтайского края. Практические 3 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.13. Характеристика документов личного происхождения рукописных отделов музеев и библиотек, научно-отраслевых архивов. Лекции 3 2 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
3.14. Изучение нормативно-методической и законодательной базы курса. Изучение литературы по основным разделам и темам курса. Подготовка к экзамену. Сам. работа 3 119 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.15. Характеристика документов личного происхождения рукописных отделов музеев и библиотек, научно-отраслевых архивов Практические 3 4 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
3.16. Экзамен 3 27 ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3062

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
владением знаниями основных проблем в области документоведения и архивоведения
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое из определений считается верным согласно ГОСТ Р 7.0.8-2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»?
А. Архив – организация или структурное подразделение организации, осуществляющее комплектование, учет, хранение и использование архивных документов.
В. Архив – собрание письменных памятников (рукописей, писем и т. п.), относящихся к деятельности какого-нибудь учреждения или лица.
С. Архив – отдел учреждения, где хранятся старые документы, книги, оконченные производством дела.
Ответ: А.

Вопрос 2. Архивный документ – это:
А. Материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.
В. Документ, утративший актуальность.
С. Старинный документ.
Ответ: А.

Вопрос 3. Экспертиза ценности документов – это:
А. Оценка документов для их продажи.
В. Изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации.
С. Оценка стоимости документов.
Ответ: В.

Вопрос 4. Владелец архивных документов – это:
А. Человек, хранящий архивные документы.
В. Учреждение, хранящее архивные документы.
С. Государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющие владение и пользование архивными документами и реализующие полномочия по распоряжению ими в пределах, установленных законом или договором
Ответ: С.

Вопрос 5. Включение архивных документов в состав Архивного фонда РФ осуществляется:
А. На основании экспертизы ценности документов.
В. По распоряжению руководителя Росархива.
С. По указу Президента РФ.
Ответ: А.

Вопрос 6. Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основании экспертизы ценности документов и:
А. Разрешения органа управления архивным делом.
В. Оформляется договором.
С. Сопровождается передачей документов в государственную собственность.
Ответ: В.

Вопрос 7. Организации и граждане _______ создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности.
А. Вправе.
В. Обязаны.
Ответ: А.

Вопрос 8. Государственное управление архивным делом в субъектах Российской Федерации осуществляют:
А. Губернаторы субъектов Российской Федерации.
В. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела.
С. Государственные архивы субъектов Российской Федерации.
Ответ: В.

Вопрос 9. Для особо ценных документов, в том числе уникальных документов:
А. Устанавливается особый режим учета, хранения и использования.
В. Строятся специальные хранилища.
С. Создаются страховые копии этих документов.
Ответ: А, С.

Вопрос 10. Условия хранения документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности:
А. Определяются их собственниками или владельцами с соблюдением норм Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации».
В. Определяются Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации».
С. Определяются Федеральным архивным агентством.
Ответ: А.

Вопрос 11. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в собственности центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий:
А. Хранятся 75 лет со дня поступления в центр исторического наследия президентов Российской Федерации.
В. Подлежат постоянному хранению.
Ответ: В.

Вопрос 12. Ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок:
А. 75 лет со дня создания указанных документов.
В. 75 лет со дня передачи документов в архив.
С. Определенный государственным архивом, в котором хранятся указанные документы.
Ответ: А.

Вопрос 13. Ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено:
А. Не может быть отменено.
В. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина.
С. По распоряжению директора архива, в котором хранятся указанные документы.
Ответ: В.

Вопрос 14. Вывоз за пределы Российской Федерации документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности:
А. Запрещается.
В. Определяется Федеральным Законом «Об архивном деле в Российской Федерации».
С. Разрешается по результатам экспертизы ценности указанных документов.
Ответ: А.

Вопрос 15. Негосударственные организации и граждане включаются в списки источников комплектования архива на основании:
А. Распоряжений местных органов власти и управления.
В. Федерального Закона «Об архивном деле в Российской Федерации».
С. Договора.
Ответ: С.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие архивные документы относятся к частной собственности согласно ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 № 125-ФЗ?
Ответ: документы негосударственных организаций, действующих на территории Российской Федерации; документы, созданные гражданами или законно приобретенные ими.
2. Государственное управление архивным делом в _____________ осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.
Ответ: Российской Федерации.
3. Управление архивным делом в муниципальных образованиях осуществляют__________.
Ответ: органы местного самоуправления.
4. Условия доступа к архивным документам, находящимся___________, за исключением архивных документов, доступ к которым регламентируется законодательством Российской Федерации, устанавливаются собственником или владельцем архивных документов.
Ответ: в частной собственности.
5. Перечислите разновидности исторически и (или) логически сложившихся комплексов документов, по которым систематизируются архивные документы в архиве.
Ответ: архивные фонды, объединенные архивные фонды и архивные коллекции.
6. На основе каких принципов осуществляется отнесение организаций и граждан к источникам комплектования архива?
Ответ: историзма, системности, целостности и федеративного устройства Российской Федерации.
7. Документы от _______ принимаются в архив на основании: договора купли-продажи или дарения и акта приема-передачи, являющегося неотъемлемой частью договора; в порядке наследования; по решению суда.
Ответ: граждан.
8. _____________ это запросы, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации.
Ответ: социально-правовые запросы.
9. Архивный фонд личного происхождения (личный фонд) – это ________.
Ответ: совокупность архивных документов, образовавшихся в процессе жизни и деятельности физического лица, семьи, рода, исторически или логически связанных между собой.
10. Документ личного происхождения – это ________________.
Ответ: документ, образовавшийся в процессе жизни и деятельности физического лица, семьи, рода.
11. Что включает в себя подготовительный этап подготовки приема на постоянное хранение в архив документов личного происхождения?
Ответ: выявление граждан, обладающих документами, которые могут быть отнесены к составу Архивного фонда Российской Федерации, переговоры с приглашением к сотрудничеству, обсуждение условий передачи документов.
12. Что включает в себя основной этап подготовки приема на постоянное хранение в архив документов личного происхождения?
Ответ: принятие решения о начале сотрудничества, заключение соглашения о сотрудничестве (желательно), всестороннее изучение личного архива, подготовка документации для оформления приема документов в государственный или муниципальный архив и включения гражданина в список источников комплектования архива).
13. Что включает в себя заключительный этап подготовки приема на постоянное хранение в архив документов личного происхождения?
Ответ: (принятие решения о приеме документов, включении гражданина в список источников комплектования государственного, муниципального архива, заключение договора.
14. Какой вид договора является наиболее распространенным во взаимоотношениях архивов с фондосдатчиками – физическими лицами и предусматривает безвозмездное отчуждение документов? Существенным для такого договора является четкое указание на безвозмездность сделки.
Ответ: договор дарения.
15. Перечислите три группы критериев экспертизы ценности документов личного происхождения.
Ответ: происхождения, содержания и внешних особенностей документов.
16. К какой группе критериев экспертизы ценности документов личного происхождения относятся следующие критерии: значимость информации документов; подлинность документов; вид документов; повторение информации документов в других документах?
Ответ: к группе критериев содержания.
17. Какие основные реквизиты должно включать в себя полное наименование архивного фонда личного происхождения?
Ответ: фамилию, имя, отчество фондообразователя (в именительном падеже); даты жизни; род деятельности.
18. Назовите основные схемы систематизации дел текстовых документов личного происхождения в описи.
Ответ: тематико-хронологическая, функционально-хронологическая и номинально-хронологическая.
19. Единицей хранения и учетной единицей в фондах личного происхождения является _______.
Ответ: дело.
20. На каждый фонд (коллекцию) документов личного происхождения заводится ________________, куда включаются переписка с фондосдатчиком, его заявление(я), договоры, сдаточная (оценочная) описи, акт(ы) приема на хранение архивных документов личного происхождения, выписка(и) из протокола ЭПК, заключение на материалы фонда и другая документация, отражающая историю фонда.
Ответ: дело фонда.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
способностью самостоятельно работать с различными источниками информации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Архивные документы личного происхождения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут быть предоставлены до истечения срока ограничения доступа к ним:
А. Представителям органов государственной власти и иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.
В. Физическим лицам, сведения о которых содержатся в документах; в случае смерти данных лиц – их наследникам; а также доверенным лицам.
С. Физическим и/или юридическим лицам по письменному заявлению
Ответ: А, В.

Вопрос 2. Доступ к архивным документам, являющимся объектами авторского права и смежных прав, осуществляется в соответствии с:
А. Конституцией РФ.
В. Федеральным законом РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
С. Гражданским Кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими отношения в сфере интеллектуальной собственности.
Ответ: С.

Вопрос 3. В соответствии с 26-й статьей ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», пользователь архивными документами имеет право ________ информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом.
А. Использовать.
В. Передавать.
С. Использовать, передавать, распространять.
D. Распространять.
Ответ: С.

Вопрос 4. Условия доступа к архивным документам, находящимся в частной собственности, за исключением архивных документов, доступ к которым регламентируется законодательством Российской Федерации, устанавливаются:
А. Собственником или владельцем архивных документов.
В. Директором архива.
С. Органами управления архивным делом.
Ответ: А.

Вопрос 5. Пользователям в читальный зал архивные документы выдаются на срок:
А. Бессрочно, до окончания работы пользователя с полученными документами.
В. До 20 рабочих дней, кроме особо ценных документов, выдаваемых на срок не более 10 рабочих дней.
С. До пяти рабочих дней, кроме иногородних пользователей (до 10 рабочих дней).
Ответ: В.

Вопрос 6. В соответствии с ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006, информация – это:
А. Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
В. Характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи.
С. Сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.
Ответ: А.

Вопрос 7. В соответствии с ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006, доступ к информации – это:
А. Получение возможности ознакомления с информацией.
В. Возможность получения информации и ее использования.
С. Возможность свободного обращения с информацией.
Ответ: В.

Вопрос 8. Объектом изучения какой из наук являются исторические источники?
А. Источниковедение.
В. История.
С. Архивоведение.
Ответ: А.

Вопрос 9. Подлинный документ – это:
А. Документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения.
В. Документ, подписанный автором и/или заверенный печатью.
С. Документ, помещенный на архивное хранение.
Ответ: А.

Вопрос 10. Документ, информация которого зафиксирована знаками письменности, - это:
А. Древний документ.
В. Письменный документ.
С. Официальный документ.
Ответ: В.

Вопрос 11. Данные, описывающие контекст, содержание, структуру документов, обеспечивающие управление документами в информационной системе, - это:
А. База данных.
В. Метаданные.
С. Реквизит документа.
Ответ: В.

Вопрос 12. Федеральное государственное учреждение, создаваемое Российской Федерацией, или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое субъектом Российской Федерации, которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов, - это:
А. Государственный архив.
В. Федеральное архивное агентство.
С. Росархив.
Ответ: А.

Вопрос 13. Архивный фонд Российской Федерации – это:
А. Совокупность архивных документов, исторически и/или логически связанных между собой.
В. Установленный для архива состав документов, подлежащих хранению.
С. Исторически сложившаяся и постоянно пополняемая совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, подлежащих постоянному хранению.
Ответ: С.

Вопрос 14. Применение информации архивных документов в культурных, научных, политических, экономических целях и для обеспечения законных прав и интересов граждан – это:
А. Публикация архивных документов.
В. Рассекречивание архивных документов.
С. Использование архивных документов.
Ответ: С.

Вопрос 15. Ознакомление с архивными документами посредством их прочтения, просмотра или прослушивания – это:
А. Пользование архивными документами.
В. Анализ архивных документов.
С. Экспертиза ценности.
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации – это _____________.
Ответ: пользователь архивными документами.
2. Временные или иные условия, исключающие свободное пользование архивными документами в соответствии с законодательством или по воле фондообразователя, собственника, владельца документов – это ________________.
Ответ: ограничение доступа к архивным документам.
3. Документальная выставка – это ______________________________.
Ответ: Экспонирование архивных документов или их копий в специальном, приспособленном для этого помещении или на интернет-сайте.
4. Научно-справочный аппарат архива, справочно-поисковые средства архива; НСА архива – это _________________________________.
Ответ: совокупность описаний архивных документов.
5. Архивный путеводитель – это справочник, содержащий систематизированные сведения о __________________ архива (архивов) и предназначенный для ознакомления с их составом и содержанием.
Ответ: фондах.
6. Справочник, содержащий систематизированные сведения о составе и содержании архивных документов одного архивного фонда, дополненные их источниковедческим анализом, - это __________________.
Ответ: обзор архивного фонда.
7. Историческая справка к архивному фонду – это документ, содержащий сведения ______________________.
Ответ: по истории фондообразователя и архивного фонда, краткую характеристику состава и содержания документов архивного фонда и научно-справочного аппарата к нему.
8. Учреждение или его структурное подразделение, предоставляющее доступ к информационным ресурсам физическим и юридическим лицам, а также осуществляющее другие библиотечно-информационные услуги, направленные на удовлетворение информационных, культурных и образовательных потребностей населения – это _________________.
Ответ: библиотека.
9. Логически организованная информация, являющаяся результатом научного познания и отображающая явления, законы природы, мышления и общества, - это ______________ информация.
Ответ: научная.
10. База данных, содержащая преимущественно библиографическую информацию, - это ________________ база данных.
Ответ: библиографическая.
11. Какие данные содержатся в фактографической базе данных?
Ответ: фактические сведения об описываемых объектах.
12. Объединение логически связанных веб-страниц, управляемых как единый объект, доступ к которым осуществляется через общий адрес ресурса, - это ________________.
Ответ: веб-сайт.
13. Локальный электронный ресурс – это электронный ресурс, предназначенный для использования в режиме ________________ доступа в виде идентичных экземпляров (тиража) на съемных машиночитаемых носителях или файлов для воспроизведения на специализированных устройствах.
Ответ: локального.
14. О каком ресурсе идет речь в определении: «Электронный ресурс удаленного (дистанционного) доступа, использование которого осуществляется без специальных финансовых условий»?
Ответ: свободный (бесплатный) ресурс.
15. К какому виду библиотек относятся школьная библиотека и библиотека ВУЗа, согласно ГОСТу Р 7.0.107-2022 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечно-информационная деятельность. Термины и определения»?
Ответ: к библиотекам образовательных организаций.
16. Информационно-поисковая система – это система, обеспечивающая ________________.
Ответ: поиск и получение сведений о документах.
17. Процесс разыскания информации, релевантной информационным запросам, - это ______________.
Ответ: информационный поиск.
18. Назовите три основные стадии работы с источником, обозначенные Ковальченко И.Д.
Ответ: 1) поиск, выявление источников; 2) источниковедческий анализ (научная или источниковедческая критика источника); 3) разработка методов изучения, обработка и анализ данных, содержащихся в источнике.
19. Что относится к устным историческим источникам?
Ответ: воспоминания (свидетельства) очевидцев, народный фольклор.
20. К какому виду письменных исторических источников относятся мемуары, личные дневники и частная переписка?
Ответ: источники личного происхождения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу в виде письменного опроса.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 10.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации – это _____________.
Ответ: пользователь архивными документами.
2. Временные или иные условия, исключающие свободное пользование архивными документами в соответствии с законодательством или по воле фондообразователя, собственника, владельца документов – это ________________.
Ответ: ограничение доступа к архивным документам.
3. Документальная выставка – это ______________________________.
Ответ: Экспонирование архивных документов или их копий в специальном, приспособленном для этого помещении или на интернет-сайте.
4. Научно-справочный аппарат архива, справочно-поисковые средства архива; НСА архива – это _________________________________.
Ответ: совокупность описаний архивных документов.
5. Архивный путеводитель – это справочник, содержащий систематизированные сведения о __________________ архива (архивов) и предназначенный для ознакомления с их составом и содержанием.
Ответ: фондах.
6. Какие архивные документы относятся к частной собственности согласно ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 № 125-ФЗ?
Ответ: документы негосударственных организаций, действующих на территории Российской Федерации; документы, созданные гражданами или законно приобретенные ими.
7. Государственное управление архивным делом в _____________ осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.
Ответ: Российской Федерации.
8. Управление архивным делом в муниципальных образованиях осуществляют__________.
Ответ: органы местного самоуправления.
9. Условия доступа к архивным документам, находящимся___________, за исключением архивных документов, доступ к которым регламентируется законодательством Российской Федерации, устанавливаются собственником или владельцем архивных документов.
Ответ: в частной собственности.
10. Перечислите разновидности исторически и (или) логически сложившихся комплексов документов, по которым систематизируются архивные документы в архиве.
Ответ: архивные фонды, объединенные архивные фонды и архивные коллекции.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: , 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» www.consultant.ru
Э2 Официальный сайт КГКУ "Государственный архив Алтайского края" www.archiv.ab.ru
Э3 Портал "Архивы России" rusarchives.ru
Э4 Историко-архивный институт РГГУ iai.rsuh.ru
Э5 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э6 Управления Алтайского края по культуре и архивному делу culture22.ru
Э7 Официальный сайт Федерального архивного агентства archives.ru
Э8 Курс в Moodle "Архивы личного происхождения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из 6-ти разделов, в рамках которых изучается история, теория и практика формирования и развития архивов личного происхождения в России. Каждый раздел включает лекционный теоретический материал, практические задания для проверки усвоения теории и задания для самостоятельной работы. Для самостоятельной подготовки к занятиям обучающимся предоставляется литература и источники по темам занятий и по дисциплине в целом.
С лекциями обучающиеся знакомятся на аудиторном занятии. В ходе лекции рекомендуется составлять конспект. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
* внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия;
* найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
* продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
* продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
При самостоятельной подготовке необходимо использовать современную нормативно-методическую базу и опираться на учебную литературу и статьи исследователей.
Самостоятельная работа студентов является важной частью данного курса. Самостоятельная работа осуществляется под руководством преподавателя и протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Практическая и/или самостоятельная работа обучающихся осуществляется с использованием ЭУМКД по адресу:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3062
Задания, представленные в ЭУМКД, выполняются обучающимися самостоятельно и индивидуально после освоения каждой из тем на аудиторном занятии и/или в качестве задания на дом. Функциональное предназначение самостоятельной работы студента по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы определяется преподавателем.
При подготовке к занятиям следует внимательно ознакомиться с их описанием и требованиями к ответу, а также с критериями оценивания, представленными в каждом задании. При устных ответах запрещается читать с экранов мобильных телефонов, планшетов и т.п. Устные и письменные ответы на теоретические вопросы заданий должны содержать самостоятельные суждения, анализ и выводы.