МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость18 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-2020
Часов по учебному плану 648
в том числе:
аудиторные занятия 118
самостоятельная работа 530
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
курсовая работа: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 16 20 16 22 16 22 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 16 16 18 18 16 16 18 18 16 16 18 18 16 16 118 118
Сам. работа 20 20 90 90 92 92 126 126 20 20 54 54 128 128 530 530
Итого 36 36 108 108 108 108 144 144 36 36 72 72 144 144 648 648

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.;к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.;к.и.н., Доцент, Чекржова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 г. № 176)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Осмысление специфики и основных направлений документоведения и архивоведения, определение индивидуальных профессиональных интересов и предпочтений, углубленное изучение отдельных проблем для создания курсовой работы.
Формирование навыков самостоятельной работы с источниками и литературой, поиска и отбора необходимой информации, написания научного текста по выбранной проблематике, умений работать в коллективе и выполнять совместные проекты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать теоретические знания и методы исследования на практике
ПК-1 способностью применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности
ПК-2 владением основами информационно-аналитической деятельности и способностью применять их в профессиональной сфере
ПК-3 владением знаниями основных проблем в области документоведения и
ПК-4 способностью самостоятельно работать с различными источниками информации
ПК-5 владением тенденциями развития информационно-документационного и обеспечения управления архивного дела
ПК-6 способностью анализировать ситуацию на рынке информационных продуктов и услуг, давать экспертную оценку современным системам электронного документооборота и ведения электронного архива
ПК-9 владением навыками составления библиографических и архивных обзоров
ПК-11 владением навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные этапы и особенности подготовки, написания и оформления курсовой работы;
– содержательные и формальные аспекты такого необходимого атрибута оформления научной работы, как научно-справочный аппарат;
3.2.Уметь:
3.2.1.– выделять основную проблему исследования и формулировать в соответствии с ней конкретную тему работы;
– использовать литературу и источники для извлечения необходимой информации;
– структурировать и оформлять курсовую работу
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками создания связного текста по конкретной научно-исследовательской теме;
– основными методами анализа источников и литературы по своей теме;
– навыками создания научно-справочного аппарата (система ссылок и библиографический список) в рамках курсовой работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Спецсеминар 1
1.1. Что такое наука Практические 1 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
1.2. Научно-исследовательская деятельность Практические 1 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
1.3. Методология и методы научного исследования Практические 1 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
1.4. Структура и этапы научно-исследовательской работы Практические 1 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
1.5. Результаты научно-исследовательской деятельности Практические 1 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
1.6. Как написать и оформить курсовую работу Практические 1 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
1.7. Научно-справочный аппарат Практические 1 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
1.8. Презентация результатов научного исследования Практические 1 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
1.9. Изучение источников и литературы, подготовка презентаций Сам. работа 1 20 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Спецсеминар 2
2.1. Подготовка и обсуждение структуры курсовых работ студентов Практические 2 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
2.2. Подготовка и обсуждение введения к курсовым работам студентов Практические 2 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
2.3. Подготовка и обсуждение основной части курсовых работ студентов Практические 2 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
2.4. Изучение источников и литературы, написание курсовой работы, подготовка презентаций Сам. работа 2 90 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
2.5. Изучение источников и литературы, написание курсовой работы, подготовка презентаций Практические 2 6 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Спецсеминар 3
3.1. Фундаментальная и прикладная наука Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
3.2. Создание научных проектов Практические 3 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
3.3. Информатизация науки и образования Практические 3 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
3.4. Презентация результатов научно-исследовательской деятельности Практические 3 6 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
3.5. Изучение источников и литературы, создание собственных ресурсов, подготовка презентаций Сам. работа 3 92 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Спецсеминар4
4.1. Обсуждение тематики курсовых работ Практические 4 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
4.2. Подготовка и обсуждение структуры курсовых работ студентов Практические 4 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
4.3. Подготовка и обсуждение введения к курсовым работам студентов Практические 4 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
4.4. Подготовка и обсуждение основной части курсовых работ студентов Практические 4 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
4.5. Оформление курсовых работ. Язык и стиль. Практические 4 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
4.6. Представление и обсуждение студенческих презентаций Практические 4 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
4.7. Подведение итогов спецсеминара Практические 4 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
4.8. Изучение источников и литературы, написание курсовой работы, создание собственных ресурсов, подготовка презентаций Сам. работа 4 126 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Спецсеминар 5
5.1. Обсуждение тематики курсовых работ Практические 5 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
5.2. Обсуждение проблем постановки цели, задач, предмета и объекта исследования Практические 5 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
5.3. Обсуждение различных возможностей создания приложений к курсовым работам Практические 5 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
5.4. Обсуждение особенностей прикладной информатики Практические 5 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
5.5. Анализ ошибок в оформлении курсовых работ Практические 5 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
5.6. Изучение источников и литературы, создание собственных ресурсов, подготовка презентаций Сам. работа 5 20 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Спецсеминар 6
6.1. Подготовка и обсуждение структуры курсовых работ студентов Практические 6 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
6.2. Подготовка и обсуждение введения к курсовым работам Практические 6 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
6.3. Подготовка и обсуждение основной части курсовых работ Практические 6 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
6.4. Подготовка и обсуждение заключения курсовых работ Практические 6 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
6.5. Подготовка и обсуждение научного аппарата курсовых работ Практические 6 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
6.6. Подготовка и обсуждение приложений курсовых работ Практические 6 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
6.7. Изучение источников и литературы, написание курсовой работы, создание собственных ресурсов, подготовка презентаций Сам. работа 6 54 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Спецсеминар 7
7.1. Подготовка и обсуждение структуры выпускных квалификационных работ (ВКР) студентов Практические 7 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
7.2. Подготовка и обсуждение введения ВКР Практические 7 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
7.3. Подготовка и обсуждение основной части ВКР Практические 7 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
7.4. Подготовка и обсуждение заключения ВКР Практические 7 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
7.5. Подготовка и обсуждение научного аппарата (сноски, списки источников и литературы, электронных ресурсов) ВКР Практические 7 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
7.6. Подготовка и обсуждение приложений к ВКР Практические 7 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
7.7. Обсуждение подготовки к защите ВКР Практические 7 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
7.8. Подготовка и обсуждение презентаций к ВКР Практические 7 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3
7.9. Изучение литературы, подготовка ресурсов, написание ВКР Сам. работа 7 128 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л2.4, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


ПК-2: владением основами информационно-аналитической деятельности и способностью применять их в профессиональной сфере
ПК-3: владением знаниями основных проблем в области документоведения и
ПК-4: способностью самостоятельно работать с различными источниками информации
ПК-5: владением тенденциями развития информационно-документационного и обеспечения управления архивного дела
ПК-6: способностью анализировать ситуацию на рынке информационных продуктов и услуг, давать экспертную оценку современным системам электронного документооборота и ведения электронного архива
ПК-9: владением навыками составления библиографических и архивных обзоров
ПК-11: владением навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: способностью использовать теоретические знания и методы исследования на практике

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Прогностическая функция науки заключается в:
а) формировании у людей научной картины мира;
б) поиске и производстве новых знаний;
в) составлении прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов;
г) в обучении, развитии и воспитании людей.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 2. Какой признак не относится к научному стилю текста:
а) точные, полученные в результате длительных наблюдений, научных экспериментов, анализа литературных источников сведения и факты;
б) Фразеология выражает логические связи между частями высказывания;
в) Большинство прилагательных является частью терминологических выражений;
г) Частое употребление повелительного наклонения.
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 3.Документоведение оперирует документами как объектами, созданными специально для хранения и передачи информации и тем самым определяется связь этой науки с:
а) информатикой;
б) историей;
в) архивоведением;
г) правоведением.
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 4. Выберите единственно неверное утверждение:
а) Документоведение – это наука о документе и документно-коммуникационной деятельности;
б) Объектом документоведения как науки является изучение документооборота в организации;
в) Предметом документоведения является создание научного знания о закономерностях создания и функционирования документов в обществе;
г) Объектом документоведения как науки является комплексное изучение документа как системного объекта, специально созданного для хранения и распространения (передачи) информации в пространстве и времени.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 5. Что включается в научно-справочный аппарат:
а) ссылки
б) приложения
в) иллюстрации
г) диаграммы
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 6. Что не относится к требованиями, предъявляемыми к речи научных произведений:
а) точность
б) ясность
в) краткость
г) эмоциональность
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 7. Какой метод не относится к специальным методам документоведения:
а) научкометрический
б) контент-анализ
в) ретроспективный
г) психолингвистический
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 8. Выберите единственно правильную оформленную библиографическую запись:
а) Бойченко, В. В., Медведенко, Д. В., Палиенк, О. И., Шут А.А. САПФИР 3D: учебное пособие / – Киев, 2017. – 130 с. – URL: http://library.polytech21.ru:81/files/Sapfir.2017.pdf (дата обращения: 07 октября 2019).
б) Ахиезер, А. История России: конец или новое начало? / А. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко; Фонд «Либеральная миссия». 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое изд-во, 2008. – 464 с.
в) Крылатых Эльмира. Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты / Э. Крылатых, Сергей Строков // Ежедневное аграрное обозрение: интернет-портал. – URL: http://agroobzor.ru/article/a-371.html (дата обращения: 25.06.2019).
г) Без автора. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо. – 2020. – 64 с.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 9. Выберите единственно неверное утверждение:
а) Список использованной литературы является органической частью любой учебной или научно-исследовательской работы;
б) Список использованной литературы помещается в начале основного текста работы;
в) Список использованной литературы позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в
г) Список использованной литературы представляет самостоятельную ценность, так как может служить справочным аппаратом для других исследователей.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 10. Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний:
а) экстраполяция
б) контент-анализ
в) ретроспективный
г) анализ
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 11. Вспомогательный текст, примечание, помещаемый под основным текстом на полосе – это:
а) ссылка
б) сноска
в) источник
г) таблица
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 12. Укажите правильный план группировки списка литературы и источников:
а) неопубликованные источники, опубликованные источники, отечественные издания, зарубежные издания
б) отечественные издания, зарубежные издания, неопубликованные источники, опубликованные источники
в) опубликованные источники, отечественные издания, зарубежные издания, неопубликованные источники
г) неопубликованные источники, опубликованные источники, зарубежные издания, отечественные издания
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 13. Выберите единственно верное утверждение:
а) науки и научные дисциплины развиваются автономно, исключая взаимодействие по разным направлениям;
б) одной из важных закономерностей развития науки выступает усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания;
в) Документоведение изучает документ как предмет на теоретическом уровне, не обращаясь к практическому подходу;
г) Объектом документоведения как науки является изучение документооборота в организации.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 14. Культурно-мировоззренческая функция науки характеризуется:
а) формирование у людей научной картины мира
б) определение путей и способов практического использования добытых знаний, превращение науки в производительную силу общества
в) составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов
г) поиске и производстве новых знаний
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 15. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
а) ретроспективный;
б) описательно-повествовательный;
в) сравнительно-исторический;
г) биографический.
ОТВЕТ:в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«То, что произошло на самом деле и зафиксировано точным измерением его качественных и количественных параметров в знаковой форме конкретного языка науки».
ОТВЕТ: Научный факт

ВОПРОС 2:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«Актуальное противоречие, возникающее между теоретически незавершённым образом объекта и необходимостью его заполнения недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями».
ОТВЕТ: Научная проблема

ВОПРОС 3: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом.
ОТВЕТ: Принцип историзма

ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальность.
ОТВЕТ: Принцип объективности

ВОПРОС 5: Дайте определение документоведению как науке.
ОТВЕТ: Это наука о документе и документно-коммуникационной деятельности. Это научная дисциплина, изучающая закономерности создания и функционирования документов, разрабатывающая принципы построения документно-коммуникационных систем и методы их деятельности.

ВОПРОС 6: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– исторический источниковедческий метод анализа формуляра актового источника, который дает возможность исследовать структуру документа, расположение и соотношение его элементов
ОТВЕТ: метод формулярного анализа

ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний
ОТВЕТ: контент-анализ

ВОПРОС 8: Определите автора высказывания: «Каждый человек принадлежит классу, и когда он пишет, то делает это с классовой позиции»
ОТВЕТ: Карл Маркс

ВОПРОС 9: Перечислите принципы построения историографического очерка
ОТВЕТ: Хронологический; Проблемный (тематический); Проблемно-хронологический

ВОПРОС 10: Вставьте пропущенное слово: «комплексное изучение документа как системного объекта, специально созданного для хранения и распространения (передачи) информации в пространстве и времени относится к ___________ документоведения».
ОТВЕТ: объекту

ВОПРОС 11:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«Достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области».
ОТВЕТ: Теория

ВОПРОС 12:Назовите виды письменных исторических источников.
ОТВЕТ: законодательные, делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма)

ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– это подход ученого к исследованию исторической действительности с позиций определенного класса, проявляющийся в проведении в научных исследованиях интересов, взглядов, настроений этого класса. Значение принципа партийности в том, что он, выступая в качестве принципа исторического познания, открывает возможность глубже понять существующие между историческими фактами взаимосвязи и позволяет их объективно исследовать. Через принцип партийности осуществляется связь настоящего с прошлым.
ОТВЕТ: Принцип партийности\классовости

ВОПРОС 14: Перечислите базовые требования к проведению историографического анализа.
ОТВЕТ: корректность; объективность; аналитическая стройность и структурированность.

ВОПРОС 15: Перечислите методы, применяемые в документоведении:
ОТВЕТ: Библиографический, контент-анализ, метод структурной лингвистики, метод унификации и стандартизации документов, метод формулярного анализа, метод экспертных оценок ценности документов, наукометрический метод, психолингвистический метод.

ВОПРОС 16: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод для исследования документопотоков и, прежде всего, научно-технической документации
ОТВЕТ: наукометрический метод

ВОПРОС 17: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения
ОТВЕТ: метод редукции

ВОПРОС 18: Определите автора высказывания: «писать без гнева и пристрастия»
ОТВЕТ: Цицерон

ВОПРОС 19: Перечислите науки, с которыми связано документоведение.
ОТВЕТ: История, экономика, архивоведение, источниковедение, информатика.

ВОПРОС 20: Дайте определение принципу историзма.
ОТВЕТ: признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: способностью применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности

Фонд – совокупность документов, которые являются продуктом деятельности государственного учреждения, общественной организации, частного лица.
Фондообнразователи
Фонды имеют названия и номера.
Описи фонда
Отношение
Существует ограничения по выдаче дел: максимум 5 дел дореволюционных учреждений, максимум 10 ел по советсокому периоду.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов
а) архив
б) фонд
в) библиотека
г) администрация
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 2. Муниципальный архив это:
а) архив, созданный негосударственным юридическим или физическим лицом;
б) федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации;
в) структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;
г) государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющие владение и пользование архивными документами
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 3. Документ, составленный на бланке архива, дословно воспроизводящий часть текста архивного документа, относящуюся к определенным факту, событию, лицу, с указанием архивного шифра и номеров листов единицы хранения
а) справка
б) аннотация
в) архивная выписка
г) архивный документ
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 4. Систематизированный перечень наименований дел, формируемых в федеральном органе исполнительной власти, с указанием сроков их хранения:
а) фонд
б) список
в) номенклатура дел
г) каталог
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 5. Выберите, что указывается на обложке дел постоянного и/или временного хранения:
а) индекс дела, архивный шифр дела;
б) номер дела, заголовок дела;
в) наименование организации, структурного подразделения;
г) D все пункты верны
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 6. К принципам построения системы научно-справочного аппарата не относятся:
а) взаимосвязь и взаимодополняемость информации различных справочников, описывающих первичную ретроспективную документную информацию на разных уровнях;
б) неповторяемость информации различных видов справочников;
в) независимость НСА ведомственных, государственных и муниципальных архивов;
г) недублированность информации различных видов справочников;
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 7. Материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства:
а) книга
б) аудиодокумент
в) архивный документ
г) фотография
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 8: Выберите единственно неверное утверждение:
а) В зависимости от наличия информации о фондах одного или нескольких архивов путеводители подразделяются на локальные и межархивные.
б) Архивные (внутриархивные) путеводители подразделяются на: путеводитель по фондам; тематический путеводитель по фондам; краткий справочник по фондам, путеводитель по архиву, путеводитель по кинофотодокументам архива.
в) Межархивные путеводители подразделяются на: путеводитель по фондам архивов; тематический путеводитель по фондам архивов; краткий справочник по фондам архивов.
г) В зависимости от наличия информации о фондах одного или нескольких архивов путеводители подразделяются на архивные (внутриархивные) и межархивные.
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 9: Определите единственно неверное утверждение:
а) Муниципальный архив – это структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;
б) Государственный архив осуществляют хранение и комплектование документов Архивного фонда Российской Федерации без дальнейшего учета документов.
в) Негосударственный архив – это архив, созданный негосударственным юридическим или физическим лицом;
г) Государственный архив – это государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 10: Первый или единственный экземпляр документа:
а) копия документа
б) электронный образ документа
в) подлинник документа
г) особо ценный документ
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 11: Совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой.
а) номенклатура
б) архив
в) опись
г) фонд
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 12: Документы Архивного фонда Российской Федерации в законодательно определенном порядке хранятся: постоянно в:
а) федеральных государственных архивах;
б) государственных архивах субъектов Российской Федерации, муниципальных архивах;
в) федеральных и других государственных и муниципальных библиотеках и музеях;
г) все названные ответы верны.
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 13: Архивный справочник, содержащий сведения о документах и/или фондах архива (архивов) в систематизированном виде и предназначенный для ознакомления с их составом и содержанием:
а) путеводитель
б) каталог
в) информационная система
г) опись
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 14: Выдача дел во временное пользование другим организациям по их письменному запросу оформляется:
а) актом;
б) справкой;
в) приказом;
г) заявлением.
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 15: Номер фонда присваивается по:
а) книге учета поступлении и выбытия документов
б) реестру описей
в) акту приема-передачи документов
г) списку фондов
ОТВЕТ:б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________–совокупность документов или отдельный документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности органа власти, организации
ОТВЕТ: Дело

ВОПРОС 2: Перечислите на какие виды подразделяются межархивные путеводители.
ОТВЕТ: путеводитель по фондам архивов; тематический путеводитель по фондам архивов; краткий справочник по фондам архивов

ВОПРОС 3: Что входит в круг обязанностей муниципального архива.
ОТВЕТ: хранение, комплектование, учет и использование документов.

ВОПРОС 4: Определите границы документов длительного хранения.
ОТВЕТ: более 10 лет

ВОПРОС 5: Перечислите какие существуют ограничения по количеству выдачи дел в зависимости от времени создания документа.
ОТВЕТ: максимум 5 дел дореволюционных учреждений, максимум 10дел по советскому периоду.

ВОПРОС 6: При выбытии всех документов описи освободившийся номер присваивается
ОТВЕТ: другой описи приказом руководителя архива

ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– межфондовый архивный справочник, в котором информация о содержании документов архива сгруппирована по предметам (темам, отраслям), расположенным в соответствии с принятой для данного каталога схемой классификации документной информации.
ОТВЕТ: каталог

ВОПРОС 8: Исправьте ошибку в уиверждении: «Названия разделов номенклатуры дел выстроены в документе по степени значимости».
ОТВЕТ: Названия разделов номенклатуры дел выстроены в документе по алфаивту.

ВОПРОС 9: Встраьвте пропущенное слово в утверждение: «Подлинник документа включает в себя печать учреждения и __________начальника учреждения».
ОТВЕТ: подпись

ВОПРОС 10: При поступлении документов в государственный архив в первую очередь вносятся записи в
ОТВЕТ: реестр описей.

ВОПРОС 11: В каком архиве хранятся фонодокументы 60–70-е гг. Государственного дома радиовещания и звукозаписи, Государственного комитета по телевидению и радиовещанию, Всесоюзной студии грамзаписи.
ОТВЕТ: Российском государственном архиве фонодокументов

ВОПРОС 12: Путеводитель по фондам; тематический путеводитель по фондам; краткий справочник по фондам, путеводитель по архиву, путеводитель по кинофотодокументам архива – это виды:
ОТВЕТ: архивных (внутриархивных) путеводителей.

ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– систематизированный перечень наименований дел, формируемых в федеральном органе исполнительной власти, с указанием сроков их хранения
ОТВЕТ: номенклатура дел

ВОПРОС 14: При выдаче дел во временное пользование каждое дело заносится в
ОТВЕТ: книгу выдачи дел из хранилища.

ВОПРОС 15: Какой документ необходим при первой передаче документов в государственный архив.
ОТВЕТ: историческая справка.

ВОПРОС 16: Перечислите цели экспертизы ценности документов.
ОТВЕТ: определение сроков хранения документов; отбор документов на государственное хранение .

ВОПРОС 17: В течение какого времени хранится проектная документация по капитальному строительству.
ОТВЕТ:в течение 20 лет.

ВОПРОС 18: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– архивный справочник, предназначенный для раскрытия состава и содержания единиц хранения (единиц учета), закрепления их систематизации внутри фонда и их учета.
ОТВЕТ:Опись дел

ВОПРОС 19: Вставьте пропущенное слов: «Научная дисциплина комплексного характера, разрабатывающая и изучающая вопросы архивного дела называется __________».
ОТВЕТ: архивоведение.

ВОПРОС 20: Для чего необходим лист-заверитель дела.
ОТВЕТ: в нем отмечаются изменения о составе и состоянии дела.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика курсовых работ:
«Перестройка»: попытки совершенствования системы органов государственного управления в 1985-1991 г.
Архивные online проекты
Безопасность архивов и архивных фондов
Вклад отечественных архивистов в развитие архивного дела в советский период
Вклад отечественных архивистов в развитие архивного дела России
ВНИИДАД: история, основные направления деятельности и современное состояние
Выставочная деятельность Государственного архива Алтайского края
Деловой этикет и корпоративная культура в современных организациях России
Документационное обеспечение работы кадровой службы
Документирование процедуры ликвидации организации
Документы КГКУ ГААК по истории Барнаульского городского Совета народных депутатов
Документы политических партий в фондах Государственного архива Алтайского края
Доступ к архивным документам и справочно-информационным средствам через сеть Интернет
Интернет ресурсы государственных органов как инструмент информационно-документационной деятельности
Информационно-документационное обеспечение деятельности муниципального образования Ключевской район Алтайского края
Информационное обеспечение деятельности муниципального образования (город Яровое Алтайского края)
Информационное обеспечение деятельности Прокуратуры Алтайского края
Информационный потенциал интернет ресурсов региональных архивов (на примере Алтайского края)
Историческая справка к фонду Р-1573 «Управление общественного питания Алтайского крайисполкома»
История архивного дела в России (в конце XX - начале XXI вв.)
История архивного дела в СССР
История и эволюция электронных документов
История создания технотронных архивов в России
Конфиденциальные документы: теоретические и правовые аспекты
НСА архивов Сибири и Дальнего Востока
Обеспечение доступа к архивной документной информации
Опыт создания электронных архивов за рубежом
Организационно-распорядительная документация: назначение, основные виды
Организация использования документов Архивного фонда Алтайского края
Организация работы с документами в акционерных обществах
Организация работы с документами в Управлении ФНС по Алтайскому краю
Организация работы с обращениями граждан в государственных учреждениях
Организация работы с обращениями граждан: особенности правовой регламентации
Организация системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
Организация экспертизы ценности документов в России: современное состояние
Органы государственной безопасности Советской России и СССР в 1917-1964 гг.: становление и развитие
Основные виды запросов и порядок их исполнения в государственном архиве (на примере Государственного архива Алтайского края)
Основные комплексы фондов личного происхождения в ГААК
Особенности документирования международных процессов
Партийные архивы в СССР
Понятие электронного документа и его значение в информационном обеспечении управления
Правовое регулирование архивного дела в современной России
Правовые аспекты международного перемещения архивных документов
Современное состояние защиты электронной информации
Современные направления обеспечения сохранности архивных документов
Современные проблемы передачи документной информации
Современные тенденции развития кадрового делопроизводства в России
Стандартизация и унификация текстов официально делового стиля
Технотронные архивы России
Фонды личного происхождения в составе Государственного архива Алтайского края
Форма территориального устройства советского государства
Характеристика систем электронного документооборота в России
Электронный документ в отечественном и зарубежном законодательстве
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 1,2,3,4,5 и 7 семестров зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.Н. Сафронова, А.М. Тимофеева Основы научных исследований : учебное пособие: Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015. , 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435828
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: , 2017 biblio-online.ru
Л2.3 Абуладзе Д.Г., Выпряжкина И.Б., Маслова В.М. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии; авт.-сост. А. А. Тишкин Методика и методология научных исследований: учеб.-метод. комплекс Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л3.2 сост.: В. Н. Владимиров, Н. В. Неженцева Документоведение: учеб.-метод. комплекс / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики: Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Спецсеминар" portal.edu.asu.ru
Э2 Официальный сайт Краевого государственного казенное учреждения «Государственный архив Алтайского края» www.archiv.ab.ru
Э3 Официальный сайт Федерального архивного агентства archives.ru
Э4 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э5 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э6 Журнал «Историческая информатика» (2017-2018 гг.) nbpublish.com
Э7 Интернет-журнал для тех, кто учится http://советстуденту.рф/nauka/
Э8 Журнал «Историческая информатика» (2012-2016 гг.) kleio.asu.ru
Э9 Открытый образовательный портал АлтГУ public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основная практическая задача, решаемая такой учебной дисциплиной, как спецсеминар, – подготовка студентов к написанию, оформлению и презентации курсовой работы. Отсюда вытекает и структура учебных занятий, которая ориентирована на понимание обучающимися таких теоретических вещей, как роль и место науки в современном обществе, смысл, особенности и структура научных исследований, методология и методы научного исследования. Одновременно решаются практические вопросы написания и оформления курсовой работы, при этом особое внимание уделяется научно-справочному аппарату, включая ссылки и оформление библиографического списка. Заключительная часть дисциплины связана с технологиями представления результатов научного исследования, где особое внимание уделяется компьютерной презентации.
Студентам прежде всего необходимо обратить внимание на выбор темы курсовой работы. Здесь возможны такие варианты, как выбор из списка тем, предлагаемых преподавателем, выбор из списка с коррекцией темы, предложенной студентом, наконец, самый предпочтительный вариант – работа по теме, предложенной самим студентом.
При выполнении работы и ее написании следует учитывать информацию, полученную в ходе работы спецсеминара, а также выполнять рекомендации по курсовой работе, получаемые от научного руководителя.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде компьютерных презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов. Необходимо знать основные формы представления, среди которых компьютерные презентации занимают все большее место. В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.

Объем курсовой работы, как правило, составляет 25–40 страниц, количество использованных литературы и источников — не менее 15–20 позиций.

Требования к оформлению курсовой работы:
Письменная работа выполняется на одной стороне стандартного листа формата А4 (210х297 мм.). Оформление осуществляется при помощи программного обеспечения Microsoft Office через 1,5 межстрочных интервала, кегль 14. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, названиях, указаниях, применяя шрифты разной гарнитуры. Во всем тексте работы следует соблюдать единообразные поля:
слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см. Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста пробелом и печатаются строчными буквами. Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я посмотрел», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать фразы, которые строятся с употреблением слов «представляется», «очевидно» или выражений: «на наш взгляд», «по нашему мнению», «на основе выполненного
анализа можно утверждать …», «проведенные исследования продемонстрировали …» и т.п.

Работа оформляется в соответствии со следующей структурной схемой:
• титульный лист;
• оглавление;
• введение;
• основная часть (2 или 3 главы, которые структурируются
в параграфы);
• заключение;
• список использованных источников и литературы;
• приложения