МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интернет-технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументоведение и архивоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_ДиА-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 94
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 94 94 94 94
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Интернет-технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 г. № 176)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Знакомство с принципами функционирования сети Интернет и ее основными сервисами.
2. Формирование представлений о базовых технологиях, применяющихся в Интернет.
3. Овладение базовыми навыками создания web-документов с использованием языков разметки текстов.
4. Знакомство с основами web-программирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-1 способностью использовать теоретические знания и методы исследования на практике
ОПК-2 владением базовыми знаниями в области информационных технологий
ПК-1 способностью применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Принципы работы основных сервисов Интернет.
Основные принципы построения Web-сайтов.
Основы языка разметки HTML для структурирования, форматирования и описания web-документа


3.2.Уметь:
3.2.1.Cоздавать и редактировать разметку документа с использованием средств языка HTML и каскадных таблиц стилей CSS в текстовом редакторе и специализированном программном обеспечении, использовать программный код на языках программирования JavaScript и PHP.
Составлять описание web-документа с использованием мета-тэгов языка HTML.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Приемами настройки и безопасной работы с основными средствами просмотра документов различных форматов (web- браузеры и т.д.)
Навыками эффективного использования основных сервисов Интернет.
Навыками организации динамических Web-сайтов с использованием систем управления контентом (CMS).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Основы организации и функционирования сети Интернет
1.1. История Интернет, основные протоколы и сервисы, инструментарий для работы с ресурсами Лекции 7 4 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.2
1.2. Основы работы с сервисом FTP Практические 7 4 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1
Раздел 2. Раздел 2. Языки разметки документов
2.1. Основы языка разметки HTML Лекции 7 6 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1
2.2. Структурирование и форматирование Web-документа Практические 7 4 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1
2.3. Каскадные таблицы стилей (CSS) и их применение для форматирования web-страниц Практические 7 4 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1
2.4. Разработка и оформление учебного сайта Практические 7 4 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1
2.5. Язык XML и связанные с ним технологии Лекции 7 4 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Основы программирования для Web. Динамические сайты
3.1. Технологии создания динамических веб-страниц Лекции 7 2 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1
3.2. Языки программирования для Web Лекции 7 4 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1
3.3. Создание сценариев на языке JavaScript Практические 7 4 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1
3.4. Создание сценариев на языке PHP Практические 7 4 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1
3.5. Организация Web-сайтов с использованием систем управления контентом Практические 7 2 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1
3.6. Создание web-сайта с использованием CMS Практические 7 4 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1
3.7. Изучение литературы по основным разделам курса. Подготовка к практическим занятиям и итоговой аттестации. Сам. работа 7 94 ОК-7, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Общие принципы создания Web-узла
2. Цензура в Интернете
3. Интернет и его юридические аспекты
4. Субкультура Интернета
5. Услуги Интернета: краткий обзор
6. Web-технологии
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета с оценкой по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горнаков С.Г. Осваиваем популярные системы управления сайтом (CMS): "ДМК Пресс" // ЭБС издательства "Лань", 2009 e.lanbook.com
Л2.2 Диков А.В. Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Статья:интернет-технологии – Интернет-технологии www.tadviser.ru
Э2 Что такое интернет-технологии webonto.ru
Э3 Современные интернет-технологии, используемые в образовании www.scienceforum.ru
Э4 Сайтостроение от «А» до «Я» www.internet-technologies.ru
Э5 Введение в интернет-технологии present5.com
Э6 Интернет-технологии w512.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными задачами преподавания курса «Интернет-технологии» являются знакомство с принципами функционирования сети Интернет и ее основными сервисами, формирование представлений о базовых технологиях, применяющихся в Интернет, овладение базовыми навыками создания web-документов с использованием языков разметки текстов, знакомство с основами web-программирования.
В рамках курса рассматриваются теоретические и практические аспекты применения интернет-технологий. Изучаются функционирование основных сервисов сети Интернет, технология подготовки для нее электронных документов, принципы организации и функционирования web-узлов.
Важность дисциплины «Интернет-технологии» подчеркивается и тем, что в ходе ее изучения у обучающихся формируются 4 компетенции, среди которых одна общекультурная (ОК-7), две общепрофессональных (ОПК-1 и ОПК-2) и одна профессиональная (ПК-1).
Изучая раздел «Основы организации и функционирования сети Интернет» следует обратить внимание на следующее: 1) ключевые события и этапы в становлении и развитии сети Интернет 2) на состав, архитектуру Интернет и те протоколы, которые обеспечивают ее функционирования в первую очередь на стек протоколов TCP/IP, 3) принципы функционирования доменной системы имен и адресации ресурсов; 4) интернет-сервисы (службы), которые были созданы как достаточно давно, так и в последнее десятилетие (Telnet, Е-mail, Usenet, WWW, FTP, сервисы платформы «Веб 2.0» — блоги, вики, социальные сети и т.д.) и принципы их работы; 5) на платформу Веб 3.0, с которой связывают дальнейшее развитие Всемирной паутины; 6) на применение технологий Интернет в локальных сетях (интранет и экстранет).
Изучая раздел «Языки разметки документов» следует обратить внимание: 1) на их предназначение, виды разметки (логическую и визуальную разметки) и сферы применения этих языков. Особое внимание необходиму уделить основному языку представления документов в сети Интернет - языку гипертекстовой разметки HTML. Кроме того, необходимо ориентироваться в видах компьютерной графики и формата графических файлов, которые применяются в Интернет, знать возможности каскадных таблиц стилей (CSS) и освоить основные элементы описания стиля и варианты использования CSS (встраивание; подключение; связывание; импорт). Следует также иметь представление о языке расширяемой разметки XML и ориентироваться в основных областях его применения.
Изучая раздел «Основы программирования для Web. Динамические сайты» следует обратить внимание на такие технологии обеспечения динамичности веб-страниц как Dynamic HTML (DHTML), а также на существующие технологии программирования динамических сайтов и основные возможности таких популярных языков программирования как JavaScript и PHP. Последний из них, в совокупности с другими технологиями широко используется в системах управления контентом (CMS), с помощью которых в настоящее время создается значительное число динамических сайтов. Необходимо уяснить принципы работы таких систем и специфику их функционирования и обслуживания.
При подготовке к зачету следует обратить внимание, с одной стороны, на понимание роли и значение глобальной сети интернет в научно-образовательной сфере, с другой, на необходимость овладения базовым набором умений и навыков для ее полноценного использования в работе.