МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-аналитическое обеспечение органов управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 60
индивидуальные консультации 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 60 60 60 60
Консультации 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тарасова Е.В.;к.и.н., Доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационно-аналитическое обеспечение органов управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс направлен на формирование знаний об особенностях, организационных основах и формах информационно-аналитической работы в органах государственной власти и местного самоуправления, видах и методике подготовки информационно-аналитических материалов. Изучение дисциплины будет способствовать формированию умений и навыков организации информационно-аналитической работы, подготовки информационно-аналитических материалов, использования различных информационных ресурсов для решения профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять на базовом уровне знания исторических наук при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает принцип историзма и умеет использовать его в своей профессиональной деятельности.
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в сфере своей профессиональной деятельности.
ОПК-1.3 Владеет навыком решения возникающих в профессиональной деятельности проблем путем рассмотрения их в широком историческом контексте.
ОПК-5Способен самостоятельно работать с различными источниками информации и применять основы информационно-аналитической деятельности при решении профессиональных задач.
ОПК-5.1 Знает основы информационной культуры для работы с различными видами документов, в том числе электронных.
ОПК-5.2 Умеет осуществлять анализ данных при решении профессиональных задач.
ОПК-5.3 Владеет навыками документной и архивной эвристики.
ПК-1Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере организационного и документационного обеспечения деятельности учреждения и организации, прикладных разработок по унификации и стандартизации документов, а также в области разработок нормативно-методических документов
ПК-1.1 Знает основные подходы, принципы и методы научных исследований в сфере организационного и документационного обеспечения.
ПК-1.2 Умеет планировать научно-исследовательскую деятельность на основе анализа научной литературы и источников.
ПК-1.3 Владеет навыками составления отчетов о научно-исследовательской работе и формами презентации научных исследований.
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач;
принцип историзма и умеет использовать его в своей профессиональной деятельности;
основы информационной культуры для работы с различными видами документов, в том числе электронных;
основные подходы, принципы и методы научных исследований в сфере организационного и документационного обеспечения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Формулировать перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных
(справочных правовых) систем;
применять результаты источниковедческой критики в сфере своей профессиональной деятельности;
осуществлять анализ данных при решении профессиональных задач;
планировать научно-исследовательскую деятельность на основе анализа научной литературы и источников.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проектирования решения задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач;
навыком решения возникающих в профессиональной деятельности проблем путем рассмотрения их в широком историческом контексте;
навыками документной и архивной эвристики;
навыками составления отчетов о научно-исследовательской работе и формами презентации научных исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационно-аналитическое обеспечение органов власти
1.1. Роль информационно-аналитического обеспечения в управленческой деятельности Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Правовые и организационные основы деятельности информационно-аналитических подразделений Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.3. Правовые и организационные основы деятельности информационно-аналитических подразделений Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.4. Организация информационно-аналитического обеспечения органов власти в Алтайском крае и других субъектах РФ Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.5. Методы сбора информации Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1
1.6. Методы сбора информации Практические 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.7. Методы анализа информации Практические 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.8. Продукты информационно-аналитической деятельности Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1
1.9. Продукты информационно-аналитической деятельности Практические 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.10. Автоматизированные системы информационно-аналитического обеспечения органов власти Лекции 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.11. Автоматизированные системы информационно-аналитического обеспечения органов власти Практические 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.12. Планирование профессионального развития специалиста по информационно-аналитической работе Практические 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1
1.13. Изучение лиерауры и законодательной и нормативно-методической базы по темам курса. Подготовка к иоговой аттесации. Сам. работа 8 60 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.14. Консультация по изученным темам курса Консультации 8 37 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
1.15. Экзамен 8 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гринберг, А.С., Н.Н. Горбачев ; О.А. Мухаметшина Документационное обеспечение управления: Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов В. С. Информационно-аналитические системы. Основы проектирования и применения: учебное пособие, руководство, практикум ЭБС "Университетская библиотека ONLINE ", 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90540
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управления Алтайского края по культуре и архивному делу culture22.ru
Э2 Курс в Moodle "Информационно-аналитическеое обеспечение органов власти" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина направлена на формирование знаний об особенностях, организационных основах и формах информационно-аналитической работы в органах государственной власти и местного самоуправления, видах и методике подготовки информационно-аналитических материалов. Изучение дисциплины будет способствовать формированию умений и навыков организации информационно-аналитической работы, подготовки информационно-аналитических материалов, использования различных информационных ресурсов для решения профессиональных задач.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые и дискуссионные вопросы информационного обеспечения органов власти. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На экзамене требуется ответить на 2 вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводятся в устной форме. При ответе анализируется сущность понимания студентом основных вопросов курса в контексте формирования указанных выше знаний, умений и навыков. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.