МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
ПрофильЭкспертно-аналитическая деятельность в археологии и этнологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_Антропология и этнология_ЭАД-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 49
индивидуальные консультации 68
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 49 49 49 49
Консультации 68 68 68 68
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., Препод., Сайберт Виолетта Олеговна

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Грушин Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.03 Антропология и этнология (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1054)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен популяризировать профессиональные знания и осуществлять просветительскую деятельность в школе и публичной среде;
ОПК-5.1 Знает современную социокультурную и конфессиональную ситуацию в России
ОПК-5.2 Умеет использовать антропологические и этнологические знания в просветительной деятельности
ОПК-5.3 Владеет навыками устной речи, выступления в школьной аудитории и публичной среде
ПК-4Способноен применять современные информационные технологии при решении практических задач в деятельности государственных и общественных организаций, в том числе музейных организаций.
ПК-4.1 Знает основные принципы применения информационных технологий при решении антропологических и этнологических задач
ПК-4.2 Знает основы учетной документации по ведению музейной деятельности
ПК-4.3 Умеет оформлять учетные документы для приема и выдачи музейных предметов для экспонирования в РФ и за рубежом
ПК-4.4 Умеет применять информационные технологии для поиска и обработки антропологической информации в ходе решения поставленных задач; использовать современные, в том числе междисциплинарные методики изучения ментальности, повседневной жизни, социальной истории на различных исторических материалах, осваивать наиболее эффективные междисциплинарные стратегии исследования социальной антропологии
ПК-4.5 Владеет основами использования междисциплинарных связей при решении профессиональных задач; приемами научной дискуссии, методами публичного представления концепций антропологов и этнологов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основы учетной документации по ведению музейной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять информационные технологии для поиска и обработки антропологической информации в ходе решения поставленных задач; использовать современные,в том числе междисциплинарные методики изучения ментальности, повседневной жизни,социальной истории на различных исторических материалах, осваивать наиболее эффективные междисциплинарные стратегии исследования социальной антропологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет основами использования междисциплинарных связей при решении профессиональных задач; приемами научной дискуссии, методами публичного представления концепций антропологов и этнологов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное общество и цифровое общество.
1.1. Информационное общество и цифровое общество. Основные понятия и термины Лабораторные 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.2. Информационное общество и цифровое общество. Основные понятия и термины Сам. работа 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.3. Информационные технологии в гуманитарных науках. Лабораторные 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.4. Информационные технологии в гуманитарных науках. Сам. работа 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.5. История и свойства сети Интернет. Интернет-технологии Лабораторные 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.6. История и свойства сети Интернет. Интернет-технологии Сам. работа 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.7. Личность в цифровом обществе Лабораторные 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.8. Консультации 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Цифровые технологии в археологии
2.1. Базы данных и информационные системы Лабораторные 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.2. Базы данных и информационные системы Сам. работа 2 5 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.3. Консультации 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.4. Антропологические и этнолграфические базы данных. Лабораторные 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.5. Антропологические и этнолграфические базы данных. Сам. работа 2 5 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.6. Консультации 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.7. Математические методы в антропологии Лабораторные 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.8. Математические методы в антропологии Сам. работа 2 5 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.9. Консультации 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.10. Геоинформационные технологии Лабораторные 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.11. Геоинформационные технологии Сам. работа 2 5 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.12. Консультации 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.13. Методы компьютерной реконструкции в антропологии и этнологии Лабораторные 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.14. Методы компьютерной реконструкции в антропологии и этнологии Сам. работа 2 5 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.15. Консультации 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.16. Изучение литературы и источников по курсу. Подготовка и защита презентаций Лабораторные 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.17. Консультации 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ПК-4.4, ПК-4.5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?
id=9341
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен популяризировать профессиональные знания и осуществлять просветительскую деятельность в школе и публичной среде;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. При компьютеризации общества основное внимание уделяется:
a) обеспечению полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
б) развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 2.Результатом процесса информатизации является создание:
a) информационного общества.
б) индустриального общества.
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 3.Информационно-поисковые системы позволяют:
a) осуществлять поиск, вывод и сортировку данных
б) осуществлять поиск и сортировку данных
в) редактировать данные и осуществлять их поиск
г) редактировать и сортировать данные
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 4. Информационная культура человека на современном этапе в основном определяется:
a) совокупностью его умений программировать на языках высокого уровня;
б) его знаниями основных понятий информатики;
в) совокупностью его навыков использования прикладного программного обеспечения для создания необходимых документов;
г) уровнем понимания закономерностей информационных процессов в природе и обществе, качеством знаний основ компьютерной грамотности, совокупностью технических навыков взаимодействия с компьютером, способностью эффективно и своевременно использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении задач практической деятельности;
д) его знаниями основных видов программного обеспечения и пользовательских характеристик компьютера.
ОТВЕТ: в
ВОПРОС 5.В чем отличие информационно-поисковой системы (ИПС) от системы управления базами данных (СУБД)?
a) в запрете на редактирование данных
б) в отсутствии инструментов сортировки и поиска
в) в количестве доступной информации
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 6. WORD — это…
a) графический процессор
б) текстовый процессор
в) средство подготовки презентаций
г) табличный процессор
д) редактор текста
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 7. ACCESS реализует — … структуру данных
a) реляционную
б) многослойную
в) линейную
г) гипертекстовую
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 8. Электронные таблицы позволяют обрабатывать …
a) цифровую информацию
b) текстовую информацию
c) аудио информацию
d) схемы данных
e) видео информацию
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 9. Достоверность данных — это …
a) отсутствие в данных ошибок
б) надежность их сохранения
в) их полнота
г) их целостность
д) их истинность
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 10. Безопасность компьютерных систем — это …
a) защита от кражи, вирусов, неправильной работы пользователей, несанкционированного доступа
b) правильная работа компьютерных систем
c) обеспечение бессбойной работы компьютера
d) технология обработки данных
e) правильная организация работы пользователя
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 11. Система электронного документооборота обеспечивает …
a) массовый ввод бумажных документов
б) управление электронными документами
в) управление знаниями
г) управление новациями
д) автоматизацию деловых процессов
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 12. Почтовый ящик абонента электронной почты представляет собой:
a) область на жёстком диске почтового сервера, отведённую для пользователя;
b)специальное электронное устройство для хранения файлов почты;
c) часть памяти на жёстком диске рабочей станции;
d) некоторую область оперативной памяти файл-сервера.
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 13.Чтобы повысить безопасность работы в сети, нужно:
a) отключить Брандмауэр, тем самым запустив программу«Удалённый помощник»;
б)регулярно обновлять браузер;
в) нужно подключить к компьютеру устройство – сетевой фильтр;
г) нужно выписать журнал «Безопасность в Интернете».
ОТВЕТ: б
ВОПРОС 14.Электронная почта (e-mail) позволяет передавать:
a)сообщения и приложенные файлы;
b)исключительно текстовые сообщения;
c) исполняемые программы;
d) WEB-страницы;
e)исключительно базы данных.
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 15. Поиск информации в Интернете по ключевым словам предполагает:
a) ввод слова (словосочетания) в строку поиска;
b) ввод слова (словосочетания) в адресную строку;
c) переход по гиперссылкам с первой загруженной страницы.
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Термин «кракозябры» означает, что исходный документ был создан в ______________
ОТВЕТ: другой кодировке;
ВОПРОС 2.К какой версии Word относится файл с расширением *.docx.?
ОТВЕТ: Word 2007
ВОПРОС 3.Нажатие какой клавиши перемещает курсор в конец строки?
ОТВЕТ: End
ВОПРОС 4. Куда перемещает курсор комбинация клавиш Ctrl + Right?
ОТВЕТ: на одно слово вправо
ВОПРОС 5. Как выделяется текст комбинацией клавиш Shift + Right
ОТВЕТ: фрагмент текста с точностью до символа
ВОПРОС 6.Для чего комбинация клавиш Ctrl + C?
ОТВЕТ: для копирования выделенного фрагмента текста в буфер обмена?
ВОПРОС 7.Какой комбинацией клавиш можно выровнять абзац по центру?
ОТВЕТ: Ctrl + E.
ВОПРОС 8.Нажатие какой клавиши удаляет символ слева от курсора?
ОТВЕТ: Backspase;
ВОПРОС 9.Как выделяется текст комбинацией клавиш Shift + Up.
ОТВЕТ: текст выделяется с точностью до строки
ВОПРОС 10.Какой комбинацией клавиш можно поместить выделенный фрагмент текста в буфер обмена?
ОТВЕТ: Ctrl + Insert;
ВОПРОС 11.Какие атрибуты позволяет выбрать форматирование абзацевтекста?
a)межстрочные интервалы, отступы, выравнивание, отбивки;
b) гарнитуру, кегль, начертание, стиль;
c) размеры полей, цвет фона, подложку, границы.
ОТВЕТ: а
ВОПРОС 12.Что называется интерлиньяжем?
ОТВЕТ: расстояние между определёнными линиями строк
ВОПРОС 13. Может ли в ячейке таблицы Word 2007 содержаться другая таблица?
ОТВЕТ: да
ВОПРОС 14.На какой вкладке расположена панель инструментов Фон страницы?
ОТВЕТ: Разметка страницы.
ВОПРОС 15. Что такое гарнитура шрифта?
ОТВЕТ: комплект шрифтов, имеющих одинаковое начертание, но разный кегль
ВОПРОС 16.На какой вкладке выбирается ориентация страницы?
ОТВЕТ: Разметка страницы.
ВОПРОС 17.Как называется изменение расстояния между буквами слова?
ОТВЕТ: кернинг
ВОПРОС 18.Какой инструмент позволяет скопировать форматирование выделенного фрагмента текста на другой фрагмент текста?
ОТВЕТ: Формат по образцу
ВОПРОС 19.Какие кнопки нужно предварительно нажать в Word 2007, чтобы затем перейти к настройке сохранения документа?
ОТВЕТ: Office– Сохранить как
ВОПРОС 20.В каком окне можно изменить расстояние между буквами в выделенном фрагменте текста?
ОТВЕТ: Шрифт


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Все студенты выполняют письменную работу в виде эссе по теме: «Я в цифровом обществе». При этом раскрываются следующие вопросы:
1. Каким я понимаю и вижу информационное общество?
2. Каким я понимаю и вижу цифровое общество?
3. Какие устройства определяют лицо цифрового общества?
4. Чувствую ли я себя нейтивом информационного общества?
5. Есть ли в российском обществе люди, неприспособленные к цифровому (информационному обществу)?
6. Куда движется современное общество в техническом и бытовом отношении (связь, образование, общение и пр.)?
7. Боюсь ли я чего-то в современном обществе?
8. Что будет после информационного (цифрового) общества?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 заданий
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. В. Волков, Т. Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: учеб. пособие [Азбука], 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Петри, Э.Ю. Антропология. Том 1. Основы антропологии.: СПб. : Лань, , 2014
Л1.3 Орлова, Э. А. Социальная и культурная антропология : учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/D359AC43-6341-4453-97FC-3EE73EF8D353.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О.В. Чурбанова, А.Л. Чурбанов Базы данных и знаний. Проектирование баз данных в Microsoft Access: учебно-методическое пособие ИД САФУ, 2015 www.studentlibrary.ru
Л2.2 отв. ред.Л.И. Скрипкина. Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев: сб. ст. Москва: ГИМ, , 2006
Л2.3 Быкова В. В. Искусство создания базы данных в Microsoft Office Access 2007: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Сибирский федеральный университет, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Цифровая культура в профессиональной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.
Курс «Цифровая культура в профессиональной деятельности» предполагает изучение одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов.
Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество».
Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в исторических исследованиях и образовании. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики.
Необходимо также понимать принципиальную разницу между информатизацией науки и информатизацией образования. Несмотря на сближение этих двух сфер и важность быстрейшего «вбрасывания» новейших достижений науки в образовательный процесс, каждая из этих сфер имеет свою специфику. Компьютер в современном образовании не заменяет преподавателя, а расширяет возможности самостоятельной работы студентов, дает им навыки поиска и обработки нужной информации.
При изучении истории исторической информатики следует обратить внимание на то, что эта научная дисциплина является ничем иным, как одной из гуманитарных отраслей прикладной информатики. Историческая информатика имеет междисциплинарный характер и включает в своей состав не только компьютерное источниковедение, но и мощную аналитическую компоненту. По объекту своего исследования историческая информатика частично пересекается с архивной и музейной информатикой.
Важным моментом является изучение соотношения исторической информатики и сравнительно нового направления, связанного с цифровым представлением исторических источников и ресурсов – Digital History. Необходимо понять, что эти два направления не отрицают, а дополняют друг друга.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде компьютерных презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов. Необходимо знать основные формы представления, среди которых компьютерные презентации занимают все большее место. В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.
Подготовка к зачету включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для гуманитарной научно-образовательной сферы.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 заданий
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.