МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Межнациональные и межконфессиональные отношения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
ПрофильЭкспертно-аналитическая деятельность в археологии и этнологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_Антропология и этнология_ЭАД-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 46
индивидуальные консультации 20
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 46 46 46 46
Консультации 20 20 20 20
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кин, доцент, Назаров И.И.

Рецензент(ы):
дин, профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Межнациональные и межконфессиональные отношения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.03 Антропология и этнология (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1054)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является знакомство студентов с основами этнологической науки. Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
1. Характеристика этнологии как науки о народах-этносах. В процессе решения данной задачи предполагается раскрыть вопросы:
 место этнологии в системе специальных и общеобразовательных дисциплин;
 объект и предмет этнологии;
 понятия и проблемы этнологии;
 источники и методика этнологических исследований;
 прикладные аспекты этнологии;
 критерии классификации народов мира.
2. Анализ научных концепций в этнологии. Данная задача включает в себя три общих вопроса:
 обзор направлений и научных школ в зарубежной этнологии, их представители в России;
 теоретико-методологические и эмпирические разработки в отечественной этнологии;
 современные концепции в мировой этнологии.
3. Создание у слушателей цельной этнической и этнокультурной картины мира. В круг вопросов настоящей задачи входят:
 классификация этносов (этнических общностей);
 освещение проблем этногенеза и главных этапов этнической истории народов;
 хозяйственно-культурная характеристика этнических общностей или населения отдельных регионов;
 особенности социальной структуры и общественных, семейно-брачных отношений в рамках отдельных этносов или их групп;
 тенденции этнического и этносоциального развития народов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области антропологи, археологии и этнологии
ПК-1.1 Знает теорию и методологию современной антропологии, археологии и этнологии
ПК-1.2 Знает основы научноисследовательской деятельности
ПК-1.3 Способен формировать программы научного исследования, собирать, понимать, критически анализировать и использовать антропологическую и этнографическую информацию
ПК-1.4 Владеет практическими профессиональными навыками сбора этнологической, археологической и антропологической информации в полевых условиях, в архивах, музеях и библиотеках
ПК-3Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в области историко-культурного наследия, в том числе атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов, в области политики, направленной на регулирование межэтнических и межконфессиональных процессов
ПК-3.1 Знает историю формирования историко-культурного наследия и конфессиональных особенностей народов Российской Федерации ПК-3.2. Знает современную правовую основу в области сохранения культурного наследия народов Российской Федерации ПК-3.3. Знает основы современного законодательства в области малочисленных народов РФ и национальной политики ПК-3.4. Знает методы и особенности историко-культурной и этнологической экспертизы ПК-3.5. Умеет использовать полученные знания при осуществлении экспертных и аналитических работ, быть готовым и способным их использовать ПК-3.6. Владеет навыками разработки квалифицированных рекомендаций для решения политических, экономических и социальных злободневных проблем, тесно сопряженных с различными сферами этнологии и антропологии ПК-3.7. Владеет методикой атрибуции предметов музейных коллекций, объектов историко-культурного наследия
ПК-3.2 Знает современную правовую основу в области сохранения культурного наследия народов Российской Федерации
ПК-3.3 Знает основы современного законодательства в области малочисленных народов РФ и национальной политики
ПК-3.4 Знает методы и особенности историко-культурной и этнологической экспертизы
ПК-3.5 Умеет использовать полученные знания при осуществлении экспертных и аналитических работ, быть готовым и способным их использовать
ПК-3.6 Владеет навыками разработки квалифицированных рекомендаций для решения политических, экономических и социальных злободневных проблем, тесно сопряженных с различными сферами этнологии и антропологии
ПК-3.7 Владеет методикой атрибуции предметов музейных коллекций, объектов историко-культурного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы этнологической науки и специфику этнического состава разных регионов планеты.
3.2.Уметь:
3.2.1.Логично представлять освоенное знание, применять современные теории, концепции и инструментарий этнологии в практической работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Понятийным аппаратом этнологии;
Современными методами изучения культуры народов мира;
Основными технологиями, методами и приемами использования этнологических знаний в практической работе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные проблемы этнологической науки
1.1. Объект и предмет этнологии, ее функции, методы и источниковая база Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История этнологической науки
2.1. Основные этапы истории этнологической науки в России и за рубежом Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Научные этнологические центры России Сам. работа 8 24 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Народы Австралии и Океании
3.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Освоение человеком Австралии и Океании Сам. работа 8 4 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Народы Америки
4.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Особенности культуры населения Америки Практические 8 2 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Освоение человеком Америки Сам. работа 8 4 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Народы Африки
5.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Особенности культуры населения Африки Практические 8 2 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Африка как прародина человечества Сам. работа 8 2 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Народы Западной Азии
6.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Особенности культуры населения Западной Азии Практические 8 6 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Современные проблемы развития региона Сам. работа 8 12 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Народы Южной и Восточной Азии
7.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Особенности культуры населения Южной и Восточной Азии Практические 8 2 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Народы Сибири
8.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 8 2 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
8.2. Особенности культуры населения Сибири Практические 8 2 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Народы Западной и Восточной Европы
9.1. Районирование и этнологическая характеристика региона Лекции 8 4 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
9.2. Особенности культуры населения Западной и Восточной Европы Практические 8 8 ПК-3.1, ПК-1.1 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1
9.3. Консультации 8 20 ПК-3.1, ПК-1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1: Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области антропологи, археологии и этнологии

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

В каждом вопросе отметьте один — правильный на Ваш взгляд ответ из предложенных четырех вариантов.
1. Этнос как биологическое явление в XX в. рассматривался в трудах:
1. Ю.В. Бромлея.
2. Н.Н. Чебоксарова.
3. В.И. Вернадского.
4. Л.Н. Гумилева.
Ответ: 4

2. Под этнической эндогамией подразумевается:
1. Преобладание смешанных межэтнических браков.
2. Традиции многоженства.
3.Преобладание этнически однородных семей.
4. Постепенная ассимиляция этноса.
Ответ: 3

3. Для характеристики быта в этнографии НЕ используется термин:
1. Обычай.
2. Обряд.
3. Ритуал.
4. Этногенез.
Ответ: 4

4. В широком плане проблемы хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей в российской науке были поставлены:
1. Н.Н. Миклухо-Маклаем и В.Г. Богоразом.
2. В.Г. Богоразом и Н.М. Пржевальским.
3. Н.М. Пржевальским и Н.Н. Чебоксаровым.
4. Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным.
Ответ: 4

5. Источник, отражающий прямое этнографическое наблюдение:
1. «История» Геродота.
2. Описание Н.Н. Миклухо-Маклаем папуасских обрядов.
3. Описание русских и французов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. Описание обеда и кушаний в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Ответ: 2

6. Ценные этнографические сведения содержит книга Ахмада Ибн-Фадлана о его поездке в:
1. Булгар Великий.
2. Сибирь.
3. Монголию.
Ответ: 1

7. К Западной Азии НЕ относится:
1. Афганистан.
2. Морокко.
3. Израиль.
4. Египет.
Ответ: 2

8. Новая Гвинея входит в состав:
1. Микронезии.
2. Полинезии.
3. Меланезии.
4. Тасмании.
Ответ: 3

9. Основным занятием аборигенов Австралии являлось (лись):
1. Рыболовство.
2. Рыболовство и собирательство.
3. Собирательство и охота.
4. Охота и рыболовство.
Ответ: 3

10. В результате европейской колонизации острова Тасмания его коренные жители – тасманийцы:
1. Европеизировались.
2. Были вытеснены в труднодоступные районы.
3. Сильно сократились в численности.
4. Были истреблены.
Ответ: 4

11. На северо-востоке Индостана проживают монголоидные по антропологическому типу народы, говорящие на языках:
1. Тибето-бирманских.
2. Тюркских.
3. Протомонгольских.
4. Тунгусо-манчжурских.
Ответ: 4

12. Головным убором мужчин-сикхов является:
1. Чалма.
2. Тюбетейка.
3. Ушанка.
4. Тюрбан.
Ответ:4

13. Полиандрия (многомужество) распространено у:
1. Народов Шри-Ланки.
2. Народов Тибета.
3. Бихарцев, живущих в сельских районах Индии.
4. У народов Тайланда.
Ответ: 2

14. В Юго-Восточной Азии культура сахарного тростника широко распространена:
1. В Мьянме.
2. В Индонезии.
3. На Филиппинах.
4. В Лаосе.
Ответ: 3

15. Представления театра теней ваянг пурво издавна пользовались популярностью у жителей:
1. Вьетнама.
2. Лаоса.
3. Тайланда.
4. Индонезии.
Ответ: 1

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Что включает в себя понятие этногенез?
Ответ: процесс возникновения и прохождения стадий развития этнических общностей.

2. Дайте определение понятию "Этнос".
Ответ: Э́тнос (греческое слово — народ) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид.

3. Назовите основное понятие, используемое генеалогической классификацией языков?
Ответ: языковая семья/ семья языков.

4. Перечислите три возможных значения понятия «Аккультурация»?
Ответ: 1) Адаптация индивидов или групп к какой-либо культуре. 2) Взаимное влияние сильно отличающихся и (обычно) соседствующих культур. 3) Изменение культуры одного народа - более слабого в политическом и экономическом отношениях - под воздействием другого, более сильного.

5. Опишите суть использовавшейся у некоторых народов Кавказа практики под названием «Аталычество»?
Ответ форма установления искусственного родства, обычай отдачи ребёнка на воспитание в другую семью, как правило это передача зажиточной семьей своего ребенка на воспитание в бедную семью.

6. Перечислите главные элементы теории диффузионизма (3 явления).
Ответ: Миграции, культурные круги, заимствования.

7. Дайте определение понятию «этническая идентификация»
Ответ: Психологический процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить важные стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям. Идентификация индивида с этносом происходит на основе принципа самоопределения этнической принадлежности. Согласно этому принципу, человек принадлежит к той этнической общности, с которой он сам считает себя связанным общностью языка, культуры, быта.

8. Сформулируйте определение понятию «Историко-культурные области».
Ответ: Территории, заселенные этносами, которые вследствие общих природных условий, исторических судеб и тесных культурных связей обретают общие черты традиционной культуры, сходные культурно-бытовые особенности.

9. Перечислите основные характеристики негативного для общественных отношений понятия «Ксенофобия»
Ответ: Неприязнь, нетерпимость, ненависть и презрение к лицам иной веры, культуры, национальности, к иноземцам, а также к чему- либо незнакомому, чужому, непривычному.

10. Опишите основную суть обрязовых действий под общим названием «Кувада».
Ответ: Обрядовая имитация отцом акта деторождения во время родов жены или сразу после них с целью утвердить или продемонстрировать свои права на ребёнка.

11. Напишите суть встречающегося у многих народов семейного обряда под названием «Левират».
Ответ: Обычай, предписывающий женитьбу на вдове брата.

12. Сформулируйте основные черты ранней формы религии под названием «Магия».
Ответ: Обрядов, связанные с верой в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и человека; неразрывно связана с мифом и мифологией.

13. Дайте определение понятия «Моногамия»
Ответ: Брак одного мужчины с одной женщиной.

14. Опишите выработанное в этнографической науке XIX века научное понятие «Пережитки».
Культурные реликты, остаточные явления в культуре, считающиеся перенесёнными в силу привычки из той стадии развития культуры, которой они были свойственны, в более позднюю.
15. Дайте определение понятия «Полиандрия».рак одной женщины с более чем одним мужчиной

16. Дайте определение понятия «Полиандрия».
Ответ: Брак одного мужчины с более чем одной женщиной или одной женщины с более чем одним мужчиной.

17. Дайте определение понятия «Полиандрия».
Ответ: Обычай, предписывающий женитьбу вдовца на сестре умершей жены.

18. Дайте определение понятия «Субэтнос»
Ответ: Часть этноса, компактно расселенная на определенной территории и обладающая в силу этого культурной и языковой спецификой и элементами общего этнического самосознания.

19. Дайте определение понятия «Экзогамия».
Ответ: Норма, в соответствии с которой разрешаются браки только за пределами определённой, чаще всего родственной группы.

20. Дайте определение понятия «Эндогамия»
Ответ: Норма, предписывающая заключение брака в пределах определённой социальной группы или категории.

ПК-3: Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в области историко-культурного наследия, в том числе атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов, в области политики, направленной на регулирование межэтнических и межконфессиональных процессов
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

В каждом вопросе отметьте один — правильный на Ваш взгляд ответ из предложенных четырех вариантов.
1. Этнос как биологическое явление в XX в. рассматривался в трудах:
1. Ю.В. Бромлея.
2. Н.Н. Чебоксарова.
3. В.И. Вернадского.
4. Л.Н. Гумилева.
Ответ: 4

2. Под этнической эндогамией подразумевается:
1. Преобладание смешанных межэтнических браков.
2. Традиции многоженства.
3.Преобладание этнически однородных семей.
4. Постепенная ассимиляция этноса.
Ответ: 3

3. Для характеристики быта в этнографии НЕ используется термин:
1. Обычай.
2. Обряд.
3. Ритуал.
4. Этногенез.
Ответ: 4

4. В широком плане проблемы хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей в российской науке были поставлены:
1. Н.Н. Миклухо-Маклаем и В.Г. Богоразом.
2. В.Г. Богоразом и Н.М. Пржевальским.
3. Н.М. Пржевальским и Н.Н. Чебоксаровым.
4. Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным.
Ответ: 4

5. Источник, отражающий прямое этнографическое наблюдение:
1. «История» Геродота.
2. Описание Н.Н. Миклухо-Маклаем папуасских обрядов.
3. Описание русских и французов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. Описание обеда и кушаний в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Ответ: 2

6. Ценные этнографические сведения содержит книга Ахмада Ибн-Фадлана о его поездке в:
1. Булгар Великий.
2. Сибирь.
3. Монголию.
Ответ: 1

7. К Западной Азии НЕ относится:
1. Афганистан.
2. Морокко.
3. Израиль.
4. Египет.
Ответ: 2

8. Новая Гвинея входит в состав:
1. Микронезии.
2. Полинезии.
3. Меланезии.
4. Тасмании.
Ответ: 3

9. Основным занятием аборигенов Австралии являлось (лись):
1. Рыболовство.
2. Рыболовство и собирательство.
3. Собирательство и охота.
4. Охота и рыболовство.
Ответ: 3

10. В результате европейской колонизации острова Тасмания его коренные жители – тасманийцы:
1. Европеизировались.
2. Были вытеснены в труднодоступные районы.
3. Сильно сократились в численности.
4. Были истреблены.
Ответ: 4

11. На северо-востоке Индостана проживают монголоидные по антропологическому типу народы, говорящие на языках:
1. Тибето-бирманских.
2. Тюркских.
3. Протомонгольских.
4. Тунгусо-манчжурских.
Ответ: 4

12. Головным убором мужчин-сикхов является:
1. Чалма.
2. Тюбетейка.
3. Ушанка.
4. Тюрбан.
Ответ:4

13. Полиандрия (многомужество) распространено у:
1. Народов Шри-Ланки.
2. Народов Тибета.
3. Бихарцев, живущих в сельских районах Индии.
4. У народов Тайланда.
Ответ: 2

14. В Юго-Восточной Азии культура сахарного тростника широко распространена:
1. В Мьянме.
2. В Индонезии.
3. На Филиппинах.
4. В Лаосе.
Ответ: 3

15. Представления театра теней ваянг пурво издавна пользовались популярностью у жителей:
1. Вьетнама.
2. Лаоса.
3. Тайланда.
4. Индонезии.
Ответ: 1











ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Что включает в себя понятие этногенез?
Ответ: процесс возникновения и прохождения стадий развития этнических общностей.

2. Дайте определение понятию "Этнос".
Ответ: Э́тнос (греческое слово — народ) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид.

3. Назовите основное понятие, используемое генеалогической классификацией языков?
Ответ: языковая семья/ семья языков.

4. Перечислите три возможных значения понятия «Аккультурация»?
Ответ: 1) Адаптация индивидов или групп к какой-либо культуре. 2) Взаимное влияние сильно отличающихся и (обычно) соседствующих культур. 3) Изменение культуры одного народа - более слабого в политическом и экономическом отношениях - под воздействием другого, более сильного.

5. Опишите суть использовавшейся у некоторых народов Кавказа практики под названием «Аталычество»?
Ответ форма установления искусственного родства, обычай отдачи ребёнка на воспитание в другую семью, как правило это передача зажиточной семьей своего ребенка на воспитание в бедную семью.

6. Перечислите главные элементы теории диффузионизма (3 явления).
Ответ: Миграции, культурные круги, заимствования.

7. Дайте определение понятию «этническая идентификация»
Ответ: Психологический процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить важные стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям. Идентификация индивида с этносом происходит на основе принципа самоопределения этнической принадлежности. Согласно этому принципу, человек принадлежит к той этнической общности, с которой он сам считает себя связанным общностью языка, культуры, быта.

8. Сформулируйте определение понятию «Историко-культурные области».
Ответ: Территории, заселенные этносами, которые вследствие общих природных условий, исторических судеб и тесных культурных связей обретают общие черты традиционной культуры, сходные культурно-бытовые особенности.

9. Перечислите основные характеристики негативного для общественных отношений понятия «Ксенофобия»
Ответ: Неприязнь, нетерпимость, ненависть и презрение к лицам иной веры, культуры, национальности, к иноземцам, а также к чему- либо незнакомому, чужому, непривычному.

10. Опишите основную суть обрязовых действий под общим названием «Кувада».
Ответ: Обрядовая имитация отцом акта деторождения во время родов жены или сразу после них с целью утвердить или продемонстрировать свои права на ребёнка.

11. Напишите суть встречающегося у многих народов семейного обряда под названием «Левират».
Ответ: Обычай, предписывающий женитьбу на вдове брата.

12. Сформулируйте основные черты ранней формы религии под названием «Магия».
Ответ: Обрядов, связанные с верой в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и человека; неразрывно связана с мифом и мифологией.

13. Дайте определение понятия «Моногамия»
Ответ: Брак одного мужчины с одной женщиной.

14. Опишите выработанное в этнографической науке XIX века научное понятие «Пережитки».
Культурные реликты, остаточные явления в культуре, считающиеся перенесёнными в силу привычки из той стадии развития культуры, которой они были свойственны, в более позднюю.
15. Дайте определение понятия «Полиандрия».рак одной женщины с более чем одним мужчиной

16. Дайте определение понятия «Полиандрия».
Ответ: Брак одного мужчины с более чем одной женщиной или одной женщины с более чем одним мужчиной.

17. Дайте определение понятия «Полиандрия».
Ответ: Обычай, предписывающий женитьбу вдовца на сестре умершей жены.

18. Дайте определение понятия «Субэтнос»
Ответ: Часть этноса, компактно расселенная на определенной территории и обладающая в силу этого культурной и языковой спецификой и элементами общего этнического самосознания.

19. Дайте определение понятия «Экзогамия».
Ответ: Норма, в соответствии с которой разрешаются браки только за пределами определённой, чаще всего родственной группы.

20. Дайте определение понятия «Эндогамия»
Ответ: Норма, предписывающая заключение брака в пределах определённой социальной группы или категории.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1748#section-20
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тавадов Г. Т. Этнология: учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 biblioclub.ru
Л1.2 под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садохин А. П. , Грушевицкая Т. Г. Основы этнологии: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И. И. Назаров Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.iea.ras.ru
Э2 ethnography.omskreg.ru
Э3 www.kunstkamera.ru
Э4 Этнология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контроль и оценка работы студентов осуществляется на лекциях, практическимх занятиях и в Электронном учебно-методическом комплексе
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=551

Инструкция по искользованию ЭУМК
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий и материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы.Максимальное количество баллов за лекции - 33 (10 лекций, в каждой из которых по три вопроса).
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в ходе освоения каждой из тем и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по пятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практические задания - 40 (восемь заданий).

Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест - 27.

К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, максимальное число баллов на экзамене 10.

Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".

Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".

Вид работы

Максимальное число баллов

Критерии оценки

Лекции

33
Изучены материалы лекций, даны верные ответы на контрольные вопросы

Практические задания

40

умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
логичность построения хода и результатов выполнения работы;
качество содержания работы (его соответствие требованиям, присланные вовремя материалы, использование рекомендованной литературы, источников, сайтов);
качество оформления результатов работы;
умение использовать дополнительные возможности информационных технологий;
умение делать выводы, обобщения, рекомендации, проектные разработки
Тест

27

Даны верные ответы на вопросы теста

ИТОГО

100