МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., ст.пр, Сайберт В.О.;канд. культурологии, Доцент, Шорина Д.Е.;д.и.н., Проф, Грушин С.П.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся способности выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития, осуществлять социальное взаимодействие в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен демонстрировать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности знание основных положений и концепций в области археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии;
ОПК-3.1 Знает археологические факты и закономерности развития социокультурных общностей на территории России и зарубежных стран для системных исторических реконструкций
ОПК-3.2 Знает основные этапы формирования и развития археологии в России и за рубежом для оценки уровня современных знаний
ОПК-3.3 Применяет в профессиональной деятельности исторический опыт практических и теоретических разработок зарубежных и отечественных ученых в области археологии и смежных научных дисциплин
ОПК-3.4 Использует основные положения и концепции исторических дисциплин при интерпретации археологических источников
ОПК-3.5 Применяет знания вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии при подготовке и проведении тематических занятий
ОПК-8Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
ОПК-8.1 Знает современные информационные технологии и методику получения трехмерных моделей объектов археологических исследований с помощью фотограмметрии
ОПК-8.2 Применяет геоинформационные технологии в ходе экспедиционных исследований и при анализе археологических данных
ОПК-8.3 Выполняет 3D моделирование для детального изучения отдельных находок и археологических комплексов, а также для их демонстрации при создании виртуальных музеев
ОПК-8.4 Использует в профессиональной деятельности мультимедийные и презентационные технологии, веб-технологии, технологии обработки графической информации, технологии работы с электронными таблицами
ПК-5Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий
ПК-5.1 Анализирует достоверность информации об археологических предметах и памятниках при подготовке документов для включения музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
ПК-5.2 Применяет полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музеях и учреждениях музейного типа.
ПК-5.3 Оценивает важность и привлекательность памятников археологии для представления его в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и экскурсионно-туристической деятельности
ПК-5.4 Осуществляет коммуникацию, направленную на популяризацию археологического наследия, со средствами массовой информации и в ходе тематических мероприятий
ПК-5.5 Может обеспечить письменные деловые контакты и организовать мероприятия, связанные с презентацией историкокультурного наследия
УК-10Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений
УК-10.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием
УК-10.3 Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования
УК-11Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-11.1 Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за подобные нарушения
УК-11.2 Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма и коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормы профессиональной этики;
- требования профессиональных стандартов;
- основные принципы саморазвития личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- соблюдать требования профессиональных стандартов;
- управлять своим временем в профессиональной деятельности;
- осуществлять социальное взаимодействие в профессиональной сфере.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- выстраивания траектории своего профессионального развития;
- ориентирования в нормах профессиональной этики;
- социального взаимодействия в коллективах музейных учреждений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этика как наука и явление духовной культуры
1.1. Введение. Цель и задачи дисциплины. Этика как наука и явление духовной кудьтуры Лекции 3 6 ОПК-8.1, ОПК-8.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-11.2, УК-10.1, УК-10.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-5.4, ОПК-8.4, ПК-5.5 Л2.4, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Этика как наука и явление духовной культуры Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-11.2, УК-10.1, УК-10.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-5.4, ОПК-8.4, ПК-5.5 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Профессиональная этика и профессиональная культура сотрудников музеев
2.1. Соотношение понятий профессиональная этика и профессиональная культура Лекции 3 6 ОПК-8.1, ОПК-8.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-11.2, УК-10.1, УК-10.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-5.4, ОПК-8.4, ПК-5.5 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Специфичность содержания и форм моральных требований в различных профессиях. Основные формы профессиональной этики представителей профессий, объектом труда которых является человек Практические 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-11.2, УК-10.1, УК-10.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-5.4, ОПК-8.4, ПК-5.5 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.3
2.3. Назначение и основные принципы профессиональной этики. Профессиональные кодексы как как способы закрепления стандартов поведения Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-11.2, УК-10.1, УК-10.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-5.4, ОПК-8.4, ПК-5.5 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.3
2.4. Этические аспекты профессиональной деятельности Практические 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-11.2, УК-10.1, УК-10.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-5.4, ОПК-8.4, ПК-5.5 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.5. Этические проблемы в работы с различными категориями посетителей музеев Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-11.2, УК-10.1, УК-10.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-5.4, ОПК-8.4, ПК-5.5 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.6. Этические проблемы в работы с различными категориями посетителей музеев Практические 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-11.2, УК-10.1, УК-10.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-5.4, ОПК-8.4, ПК-5.5 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.7. Управление конфликтом в профессиональной сфере Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-11.2, УК-10.1, УК-10.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-5.4, ОПК-8.4, ПК-5.5 Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Функциональная характеристика делового и профессионального общения Практические 3 6 ОПК-8.1, ОПК-8.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-11.2, УК-10.1, УК-10.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-5.4, ОПК-8.4, ПК-5.5 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.9. Этикет как социальное явление Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-11.2, УК-10.1, УК-10.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-5.4, ОПК-8.4, ПК-5.5 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.10. Корпоративный этикет: понятие и основные принципы Сам. работа 3 8 ОПК-8.1, ОПК-8.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-11.2, УК-10.1, УК-10.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-5.4, ОПК-8.4, ПК-5.5 Л2.4, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.11. Требования современного этикета Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-8.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-11.2, УК-10.1, УК-10.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-5.4, ОПК-8.4, ПК-5.5 Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.12. Национальные особенности делового общения Сам. работа 3 12 ОПК-8.1, ОПК-8.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-11.2, УК-10.1, УК-10.2, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-5.4, ОПК-8.4, ПК-5.5 Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6785

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен соблюдать требования профессиональных стандартов и нормы профессиональной этики;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Этика - это философская наука, объектом изучения которой ...
A.... является мораль.
Б.... являются нравственные отношения.
В.... являются нравственные проблемы общества.
Г.... является Закон.
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 2. Мораль - это ...
A.... общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или
действия в определённой ситуации.
Б.... форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы
и правила поведения людей в обществе.
В.... общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством
передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению.
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 3.Социальные нормы – это ...
A.... правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
Б.... правила поведения людей при совершении обрядов.
В.... общепринятые, в рамках социальной общности (группы), правила, образцы поведения
или действия в определённой ситуации.
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 4. Социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его
отношение к другим людям, к обществу и к себе – это ...
A.... моральные нормы.
Б.... корпоративные нормы.
В.... правые нормы.
Г.... модальные нормы.
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 5. Термин «этика» в научный оборот ввёл ...
A.... Протагор.
Б.... Демокрит.
В.... Аристотель.
Г.... Экклезиаст.
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 6. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий,
объектом которых является ...
A.... государство.
Б.... культура.
В.... человек.
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 7. Возникновение профессиональной этики было обусловлено ...
A.... необходимостью регулировать общественные отношения.
Б.... стремлением представителей конкретных профессий к совершенствованию своей
деятельности.
В.... общественным разделением труда, возникновением профессий и развитием
производственных отношений.
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 8. Термин «этика» (ethica) впервые использовал для обозначения науки, которая изучает добродетели:
a) Платон (428-328 до н.э.)
б) Сократ (469-399 до н.э.).
в) Аристотель (384-322 до н.э.),
г) Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 9. В истории развития этики как науки можно выделить:
a) 3 этапа: античная этика, средневековая этика, современная этика.
б) 2 этапа: античная этика, современная этика.
в) 5 этапов: предэтика, античная этика, средневековая этика, этика Нового времени, современная этика.
г) 4 этапа: античная этика, средневековая этика, этика Нового времени, современная этика.
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 10. Ответственность — это:
a) выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.
б) нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем.
в) категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 11. Укажите верное определение
А) Деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей.
Б) Деловая этика представляет собой поведение людей в конфликтных ситуациях.
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 12. Укажите верное определение
А) Термин “этика” появился в древней Греции.
Б) Термин “этика” появился в Европе эпохи Возрождения.
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 13. Выделите принцип, на котором не может быть основано деловое общение:
А) доброжелательность;
Б) порядочность;
В) тактичность;
Г) уважительность;
Д) эгоизм
ОТВЕТ: д.
ВОПРОС 14. К невербальным средствам делового общения относятся:
А) деловая переписка;
Б) мимика; жесты;
В) профессиональный жаргон;
Г) речевые конструкции;
Д) социальные диалекты
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 15. Какие компоненты включает в себя культура делового общения?
А) все ответы верны;
Б) психологию делового общения;
В) служебный этикет;
Г) технику делового общения;
Д) этику делового общения
ОТВЕТ: а.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«То, что произошло на самом деле и зафиксировано точным измерением его качественных и количественных параметров в знаковой форме конкретного языка науки».
ОТВЕТ: Научный факт
ВОПРОС 2:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«Актуальное противоречие, возникающее между теоретически незавершённым образом объекта и необходимостью его заполнения недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями».
ОТВЕТ: Научная проблема
ВОПРОС 3: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом.
ОТВЕТ: Принцип историзма
ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальность.
ОТВЕТ: Принцип объективности
ВОПРОС 5: _________ — наука, находящаяся на стыке естественных и общественных наук
ОТВЕТ: Антропология
ВОПРОС 6 ___________________- содержит библиографическое описание использованных и (или) рекомендованных источников и помещается в работе после заключения.
ОТВЕТ: Библиографический список
ВОПРОС 7 ________________- это создание произведения совместным творческим трудом двух и более лиц.
ОТВЕТ: Соавторство
ВОПРОС 8 ________________ - это процесс или явление действительности с которой работает исследователь.
ОТВЕТ: Объект исследования
ВОПРОС 9 __________________- это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не
выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе;
ОТВЕТ6 Предмет исследования
ВОПРОС 10. _____________________— наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
ОТВЕТ: Этнография
ВОПРОС 11:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«Достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области».
ОТВЕТ: Теория
ВОПРОС 12: Назовите виды письменных исторических источников.
ОТВЕТ: законодательные, делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма)
ВОПРОС 13. Каким кеглем оформляется курсовая работа?
ОТВЕТ: Times New Roman, 14
ВОПРОС 14: Перечислите базовые требования к проведению историографического анализа.
ОТВЕТ: корректность; объективность; аналитическая стройность и структурированность.
ВОПРОС 15. Объем курсовой работы, как правило, составляет _______ страниц
ОТВЕТ: 25-40
ВОПРОС 16. Количество использованных литературы и источников – _______________ позиций.
ОТВЕТ: не менее 15–20
ВОПРОС 17._______________________– это самостоятельная учебная научно-методическая работа студента, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и/или специальным дисциплинам учебного плана.
ОТВЕТ: Курсовая работа
ВОПРОС 18. Работа оформляется в соответствии со следующей структурной схемой:_________
ОТВЕТ: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, • список использованных источников и литературы, перечень условных обозначений, сокращений, приложения.
ВОПРОС 19. ________________________- обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие отношения, свойства, стороны и функции объекта затронуты в работе.
ОТВЕТ: предмет исследования
ВОПРОС 20: Дайте определение принципу историзма.
ОТВЕТ: признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Экскурсия – это:
а) совокупность приемов, методов, средств учебно-воспитательной работы с группой, проводимая вне аудитории и направленная на систематизацию и обобщение знаний по предмету;
б) учебно-воспитательный процесс, направленный на изучение природных особенностей местности;
в) форма учебной работы с группой учащихся, проводимая как в аудитории, так и вне её с развивающей целью, направленная на углубление вне программных знаний по предмету;
г) методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов и рассказ о событиях, связанных с ними.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 2. По какому признаку НЕ классифицируются экскурсии:
а) по составу и количеству участников;
б) по месту проведения;
в) по времени проведения;
г) по способу передвижения.
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 3. К основным типам экскурсии НЕ относятся:
а) ознакомительная;
б) образовательная;
в) воспитательная;
г) детская.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 4. В каком году была впервые проведена международная акция «Ночь музеев»:
а) 1965 г.
б) 1978 г.
в) 1997 г.
г) 2005 г.
ОТВЕТ: в.
ВОПРОС 5. Музейное мероприятие, проходящее с периодичностью один раз в два года, называется:
а) биеннале
б) выставка
в) фестиваль
г) конкурс
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 6. Одна из базовых форм работы музея, представляющая собой объединение, как правило, группы детей, работающих под руководством музейного сотрудника:
а) клуб;
б) экскурсия;
в) фестиваль;
г) кружок.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 7. Приуроченная к Международному дню музеев мировая музейная акция называется:
a) Музей для всех;
б) Музейная ночь;
в) Дар музею;
г) Музей на открытке.
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 8. Крупнейший музейный фестиваль России называется:
a) Музей без границ;
б) Наследие и память;
в) Музей для всех;
г) Интермузей.
ОТВЕТ: г.
ВОПРОС 9. К какой форме экспонирования относится выставка?
а) Стационарной.
б) Временной.
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 10. Когда предмет приобретает статус экспоната?
а) После поступления в музей.
б) После размещения в экспозиции.
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 11. Когда зародилось протоэкспонирование?
а) В эпоху Античности.
б) В эпоху Возрождения.
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 12. Какую роль в экспозиции выполняет этикетаж?
а) Пояснительную.
б) Содержательную.
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 13. Какой метод экспонирования появился раньше?
а) Ансамблевый.
б) Систематический.
ОТВЕТ: б.
ВОПРОС 14. Музейные предметы и коллекции - это
a) движимое материальное наследие
б) памятники истории и культуры
в) недвижимое материальное наследие
г) нематериальное культурное наследие
ОТВЕТ: а.
ВОПРОС 15. Вид проектной междисциплинарной научно-художественной деятельности по формированию предметной, содержательной и пластической среды экспозиции музейной, включающий научное, художественное, технологическое проектирование, а также информационное обеспечение
a) архитектурное решение экспозиции
б) проектирование музейной экспозиции
в) выставочный дизайн
г) музейный дизайн
ОТВЕТ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Дайте термин согласно приведенному определению.
_____________– временно действующая музейная экспозиция, создаваемая с целью актуализации наследия, удовлетворения запросов различных целевых аудиторий музея, расширения коммуникативных возможностей музея.
ОТВЕТ: выставка.
ВОПРОС 2: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– комплексная форма культурно-образовательной деятельности музеев, основанная на различных приемах активации музейной аудитории, усиливающих эмоциональное воздействие: театрализации, игре, применении особой атрибутики.
ОТВЕТ: музейный праздник.
ВОПРОС 3: Одна из базовых форм работы музея, представляющая центр общения людей, объединенных общим интересом и осуществляющий свою деятельность главным образом путем самоорганизации, называется__________.
ОТВЕТ: музейный клуб.
ВОПРОС 4. Дайте термин согласно приведенному определению.
____________ – метод, предполагающий создание игровой среды в музеях или в музеефицированных объектах как формат для знакомства посетителями с экспозицией или подачи им информации в интерактивной форме.
ОТВЕТ: музейная игра.
ВОПРОС 5. Документ, представляющий собой уточненный развернутый план экскурсии с методическими указаниями, определяющий содержание экскурсии, объекты и приемы показа, маршрут и продолжительность называется___________________.
ОТВЕТ: методическая разработка экскурсии.
ВОПРОС 6.
Одна из традиционных и наиболее ранних по времени возникновения форм работы музея, представляющая популяризацию научных знаний и сопровождающаяся демонстрацией коллекций, приборов и опытов называется____________.
ОТВЕТ: музейная лекция.
ВОПРОС 7.
Мероприятие, являющееся средством «публикации» и обсуждения группой компетентных лиц результатов исследований, проводимых музейными сотрудниками, а также способом установления и развития контактов с научной общественностью называется___________.
ОТВЕТ: музейная конференция.
ВОПРОС 8.
Одна из форм культурно-образовательной деятельности музея, направленная на выявление активности аудитории, объединение знатоков и приобщения их к работе музея называется___________.
ОТВЕТ: музейный конкурс.
ВОПРОС 9. Перечислите основные функции экскурсии.
ОТВЕТ: функция информации, функция организации культурного досуга, функция формирования интересов человека.
ВОПРОС 10. Назовите основные приемы ведения экскурсии.
ОТВЕТ: показ, рассказ, беседа, моторные приемы.
ВОПРОС 11. Назовите основные этапы создания экскурсии.
ОТВЕТ: формулирование темы экскурсии и определение цели; составление библиографического списка; изучение литературы, источников, экспозиции и экспонатов; отбор объектов экскурсионного показа и составление маршрута; работа над содержанием экскурсии; работа над методикой ведения экскурсии; подготовка и оформление документации — развернутого плана экскурсии, справочного материала; прием (сдача) экскурсии и включение ее в экскурсионную тематику; работа над совершенствованием экскурсии; составление методических разработок.
ВОПРОС 12: Культурно-образовательная деятельность как одно из основных направлений деятельности музея осуществляется через ______________ и _____________
Ответ: экскурсии и выставки
ВОПРОС 13: Первичный структурный элемент экспозиции музейной называется___________
Ответ: экспонат
ВОПРОС 14: Основная форма презентации музеем историко-культурного и природного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры, называется ____________
Ответ: экспозиция
ВОПРОС 15: Экспозиционный метод демонстрации однородных музейных предметов (коллекций) в соответствии с классификацией профильной науки или принятой в музее, называется_____________
Ответ: систематический
ВОПРОС 16: Форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту называется _________
Ответ: экскурсия
ВОПРОС 17: Группа детей или подростков, объединен­ных по интересам и работающих под руководством музейного сотрудника называется__________
Ответ: кружок
ВОПРОС 18: «___________________» — это набор иллюстративного материала, который демонстрируется на определенных этапах экскурсии.
Ответ: Портфель экскурсовода
ВОПРОС 19: ____________________ — это общность людей, объединенных интересом к музею, что находит выражение в определенной активности и мотивации его посещения.
Ответ: Музейная аудитория
ВОПРОС 20: Уровень готовности к восприятию музейной информации характеризуется также с помощью понятия _______________________
Ответ: музейная культура посетителя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 2,5 балла. Оценивание КИМ в целом:
«зачет» – верно выполнено 51-100% заданий.
«незачет» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. А. А. Гусейнова Этика: учебник для академического бакалавриата М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С.В. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Чернышова, Л. И. Этика, культура и этикет делового общения : учебное пособие для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. П. Иванова Музейная педагогика: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Спивак В.А. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Скворцов А.А. ЭТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Кикоть В.Я. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",2 biblioclub.ru
Л2.5 Алексина, Т. А. Деловая этика [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата - Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Этический кодекс ИКОМ для музеев www.yarmp.yar.ru
Э2 Кодекс этики музейных работников www.mgomz.ru
Э3 Профессиональная этика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, отвечал на дополнительные вопросы. «Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, однако допустил неточности в ответе. «Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников. «Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.

Рекомендации для выполнения письменных работ
В ходе реализации дисциплины студентам предлагаются темы для выполнения письменных работ в виде конспектов.
Под конспектом принято подразумевать систематизированный набор логически взаимосвязанных записей, основой для которого является какой-либо источник/источники. В зависимости от структуры конспекты разделяются на:
– плановый: в начале работы по конспектированию источника заявлен план, которому соответствуют параграфы конспекта; плановый конспект удобен при работе с большими текстами, гарантирует высокий процент усвоения материала;
– текстуальный: в его основе лежат цитаты из источника/источников; за логичность изложения отвечают тезисы автора конспекта и присутствие плана; текстуальный конспект буквально состоит из фактов, приведенных в источнике/источниках и дословных цитат;
– свободный конспект может начинаться с плана, а закончиться цитатами из источника/источников; для составления свободного конспекта особое значение приобретает способность к логичному, краткому и точному формулированию сути вопроса; составляя этот конспект, нужно иметь навыки по осмыслению сути материала и богатый словарный запас; в начале конспекта указывается автор, полное название источника, выходные данные; кроме краткого изложения основных идей автора/авторов, приводятся собственные рассуждения и замечания; аргументы записываются подробно, с использованием цитат; запись производится аккуратно, компактно; конспект может сопровождаться таблицами, схемами.

Критерии оценивания письменной работы
Работа считается выполненной при соблюдении следующих требований:
– содержательность конспекта, соответствие теме, плану;
– отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
– ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
– наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
– грамотность изложения.

Критерии оценивания ответов студентов на зачетном занятии.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 2,5 балла. Оценивание КИМ в целом:
«зачет» – верно выполнено 51-100% заданий.
«незачет» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.