Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.04. Археология |
Профиль | Инновационная археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_04_Археология_ИА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 111 | 111 | 111 | 111 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | формирование у студентов знаний о характере и особенностях современных методо-логических и теоретических основах археологической науки. Для этого необходимо решить следующие задачи: • дать характеристику основных теорий археологической науки; • раскрыть специфику понятия «археологический источник» • сформировать представление об особенностях познавательного процесса в ар-хеологии • раскрыть основные принципы в археологии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации |
ПК-2.1 | Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия |
ПК-2.2 | Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании |
ПК-2.3 | Знает законы и правила проведения археологических исследований |
ПК-2.4 | Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников |
ПК-3 | Способен применять полученные археологические знания и навыки при осуществлении деятельности в области изучения историко-культурного наследия и музейного дела |
ПК-3.1 | Знает специфику изучения музейных коллекций и объектов историко-культурного наследия при формировании фондов |
ПК-3.2 | Применяет полученные знания и навыки для формирования паспорта музейного экспоната и объекта историкокультурного наследия |
ПК-3.3 | Может подготовить информацию для внесения записи в автоматизированную информационную систему учета музейных фондов |
ПК-5 | Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий |
ПК-5.1 | Анализирует достоверность информации об археологических предметах и памятниках при подготовке документов для включения музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации |
ПК-5.2 | Применяет полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музеях и учреждениях музейного типа. |
ПК-5.3 | Оценивает важность и привлекательность памятников археологии для представления его в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и экскурсионно-туристической деятельности |
ПК-5.4 | Осуществляет коммуникацию, направленную на популяризацию археологического наследия, со средствами массовой информации и в ходе тематических мероприятий |
ПК-5.5 | Может обеспечить письменные деловые контакты и организовать мероприятия, связанные с презентацией историкокультурного наследия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает особенности написании полевого отчета о раскопках в соответствии с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании. Законодательсво Музейного фонда Российской Федерации. знает формы представления памятников археологии в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и другой деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Обрабатывает археологические коллекции для передачи их в музейный фонд. Применяет полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музее. Осуществляет коммуникацию, направленную на популяризацию археологического наследия. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Использует современные методы полевых и камеральных археологических исследований. Ведет научно-исследовательскую работу, направленную на изучение музейных предметов и коллекций, связанных с археологией. Обеспечивает деятельность организации при деловых контактах и протокольных мероприятий в области историко-культурного наследия. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ | ||||||
1.1. | Теория и практика археологических исследо-ваний | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | Теория и практика археологических исследо-ваний | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.3. | Теоретическая археология как автономная отрасль | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.4. | Теоретическая археология как автономная отрасль | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.5. | ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ | Сам. работа | 8 | 25 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. ПРИРОДА АРХЕОЛОГИИ | ||||||
2.1. | Дискуссии о предмете археологии | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Дискуссии о предмете археологии | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.3. | ПРИРОДА АРХЕОЛОГИИ | Сам. работа | 8 | 25 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 3. АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ | ||||||
3.1. | Определение предмета археологии | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
3.2. | Определение предмета археологии | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
3.3. | От исторических источников к археологическим источникам | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
3.4. | От археологических источников к историче-ским источникам | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
3.5. | От археологических источников к историче-ским источникам | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
3.6. | АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ | Сам. работа | 8 | 21 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 4. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||||
4.1. | Эмпиризм в археологии | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
4.2. | Эмпиризм в археологии | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
4.3. | АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ | Сам. работа | 8 | 20 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 5. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||||
5.1. | Исторический факт и археологический факт | Лекции | 8 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
5.2. | Исторический факт и археологический факт | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
5.3. | Археологический факт и движение информа-ции | Лекции | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
5.4. | Процедура археологических исследований | Лекции | 8 | 4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
5.5. | Процедура археологических исследований | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
5.6. | Археологический факт и движение информа-ции | Практические | 8 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
5.7. | АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ | Сам. работа | 8 | 20 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.Дискуссия об объекте и предмете археологии. 2.Структура археологического исследования. 3.Методологические подходы в современной археологии. 4.Проблемные ситуации в археологии. 5.Проблемы понятийного аппарата археологии 6.Понятие археологических и исторических источников 7.Границы археологии |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Дискуссия об объекте и предмете археологии. 2.Структура археологического исследования. 3.Методологические подходы в современной археологии. 4.Проблемные ситуации в археологии. 5.Проблемы понятийного аппарата археологии 6.Понятие археологических и исторических источников 7.Границы археологии |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Большим по содержанию понятия является: -предмет исследования; -объект исследования 2. Какое из понятий ближе всего к понятию «археологический источник» - материальные свидетельства; - древнее письменные источники; - вещественные источники; - древние материальные источники 3. «Промышленная археология» - особый раздел археологии - не имеет отношение к археологии 4. Археологические источники принадлежат сразу к двум более широким группам: - вещам и древностям; - памятникам и материалам; - к объектам духовной и материальной культуры; - культуре и природе. 5. Обращаясь к вещественным древностям, исследователь наталкивается на двойной раз-рыв: - в традициях и в объективации; - в понимании и интерпретации; - в культурных связях и культурной трансляции. 6. Ю.Н. Захарук выделил 2 состояния культуры: - мертвая и живая - материальная и духовная - отложенная и постотложенная |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Клейн Л.С. | Принципы археологии: Монография | Бельведер, 2001 | |
Л1.2 | Клейн Л.С. | Археологическая типология: монография | Академия наук СССР, 1991 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Янин В.Л. | Археология: учеб. для вузов | М.: Изд-во МГУ, 2006 | |
Л2.2 | Мартынов А. И. | Археология: учеб. для вузов | М.: Высш. шк., 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Название Эл. адрес Google Планета Земля http://www.google.com/earth/ Сайт Института археологии РАН http://www.archaeolog.ru/ ЭБС Библиороссика http://www.bibliorossica.com/ ЭБС Знаниум http://znanium.com/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
317М | кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине "Теория и методология археологической науки" составляют лекции. Они представляют систематизированные зна-ния студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению изучаемых проблем, но и сти-мулированию познавательной деятельности, творческого мышления, формированию мировоззре-ния, профессионально-значимых свойств и качеств. Подготовка к практическим занятиям состоит из 2 этапов: 1. организационный, 2. закрепление и углубление теоретических знаний. Подготовку следует начинать с изучения рекомендованной литературы. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фак-тов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Рекомендации по подготовке к тестам: Перед прохождением тестов студент должен повторить материал лекций, практических за-нятий. Тест представляет собой 10 тестовых заданий разного типа (выбор одиночный или множе-ственный, вопросы на соответствие, верно/неверно, вписать ответ). На прохождение одного теста отводится 10 минут. Количество попыток неограниченно, в итоговую оценку за конкретный тест попадает средняя между выполненными попытками. Формой промежуточной аттестации по итогам освоения курса является зачет в виде итого-вого тестирования. Итоговый тест по темам учебной дисциплины состоит из 30 вопросов по всем разделам. Продолжительность зачетной работы – 40 минут. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учеб-ного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. Необходимо учесть, что выполнение заданий предполагает комплексное осмысление ма-териала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции. |