МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методология археологической науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Грушин С.П.

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методология археологической науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний о характере и особенностях современных методо-логических и теоретических основах археологической науки. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• дать характеристику основных теорий археологической науки;
• раскрыть специфику понятия «археологический источник»
• сформировать представление об особенностях познавательного процесса в ар-хеологии
• раскрыть основные принципы в археологии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации
ПК-2.1 Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия
ПК-2.2 Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании
ПК-2.3 Знает законы и правила проведения археологических исследований
ПК-2.4 Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников
ПК-3Способен применять полученные археологические знания и навыки при осуществлении деятельности в области изучения историко-культурного наследия и музейного дела
ПК-3.1 Знает специфику изучения музейных коллекций и объектов историко-культурного наследия при формировании фондов
ПК-3.2 Применяет полученные знания и навыки для формирования паспорта музейного экспоната и объекта историкокультурного наследия
ПК-3.3 Может подготовить информацию для внесения записи в автоматизированную информационную систему учета музейных фондов
ПК-5Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий
ПК-5.1 Анализирует достоверность информации об археологических предметах и памятниках при подготовке документов для включения музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
ПК-5.2 Применяет полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музеях и учреждениях музейного типа.
ПК-5.3 Оценивает важность и привлекательность памятников археологии для представления его в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и экскурсионно-туристической деятельности
ПК-5.4 Осуществляет коммуникацию, направленную на популяризацию археологического наследия, со средствами массовой информации и в ходе тематических мероприятий
ПК-5.5 Может обеспечить письменные деловые контакты и организовать мероприятия, связанные с презентацией историкокультурного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает особенности написании полевого отчета о раскопках в соответствии с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании.
Законодательсво Музейного фонда Российской Федерации.
знает формы представления памятников археологии в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и другой деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Обрабатывает археологические коллекции для передачи их в музейный фонд.
Применяет полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музее.
Осуществляет коммуникацию, направленную на популяризацию археологического наследия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использует современные методы полевых и камеральных археологических исследований.
Ведет научно-исследовательскую работу, направленную на изучение музейных предметов и коллекций, связанных с археологией.
Обеспечивает деятельность организации при деловых контактах и протокольных мероприятий в области историко-культурного наследия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
1.1. Теория и практика археологических исследо-ваний Лекции 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Теория и практика археологических исследо-ваний Практические 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Теоретическая археология как автономная отрасль Лекции 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Теоретическая археология как автономная отрасль Практические 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ АРХЕОЛОГИИ Сам. работа 8 25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. ПРИРОДА АРХЕОЛОГИИ
2.1. Дискуссии о предмете археологии Лекции 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Дискуссии о предмете археологии Практические 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. ПРИРОДА АРХЕОЛОГИИ Сам. работа 8 25 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
3.1. Определение предмета археологии Лекции 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Определение предмета археологии Практические 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. От исторических источников к археологическим источникам Лекции 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.4. От археологических источников к историче-ским источникам Лекции 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.5. От археологических источников к историче-ским источникам Практические 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.6. АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Сам. работа 8 21 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. Эмпиризм в археологии Лекции 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Эмпиризм в археологии Практические 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ Сам. работа 8 20 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
5.1. Исторический факт и археологический факт Лекции 8 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Исторический факт и археологический факт Практические 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Археологический факт и движение информа-ции Лекции 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.4. Процедура археологических исследований Лекции 8 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.5. Процедура археологических исследований Практические 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.6. Археологический факт и движение информа-ции Практические 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.7. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ Сам. работа 8 20 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Дискуссия об объекте и предмете археологии.
2.Структура археологического исследования.
3.Методологические подходы в современной археологии.
4.Проблемные ситуации в археологии.
5.Проблемы понятийного аппарата археологии
6.Понятие археологических и исторических источников
7.Границы археологии
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Дискуссия об объекте и предмете археологии.
2.Структура археологического исследования.
3.Методологические подходы в современной археологии.
4.Проблемные ситуации в археологии.
5.Проблемы понятийного аппарата археологии
6.Понятие археологических и исторических источников
7.Границы археологии
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Большим по содержанию понятия является:
-предмет исследования;
-объект исследования

2. Какое из понятий ближе всего к понятию «археологический источник»
- материальные свидетельства;
- древнее письменные источники;
- вещественные источники;
- древние материальные источники

3. «Промышленная археология»
- особый раздел археологии
- не имеет отношение к археологии
4. Археологические источники принадлежат сразу к двум более широким группам:
- вещам и древностям;
- памятникам и материалам;
- к объектам духовной и материальной культуры;
- культуре и природе.
5. Обращаясь к вещественным древностям, исследователь наталкивается на двойной раз-рыв:
- в традициях и в объективации;
- в понимании и интерпретации;
- в культурных связях и культурной трансляции.

6. Ю.Н. Захарук выделил 2 состояния культуры:
- мертвая и живая
- материальная и духовная
- отложенная и постотложенная
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Клейн Л.С. Принципы археологии: Монография Бельведер, 2001
Л1.2 Клейн Л.С. Археологическая типология: монография Академия наук СССР, 1991
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Янин В.Л. Археология: учеб. для вузов М.: Изд-во МГУ, 2006
Л2.2 Мартынов А. И. Археология: учеб. для вузов М.: Высш. шк., 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Название Эл. адрес
Google Планета Земля http://www.google.com/earth/
Сайт Института археологии РАН http://www.archaeolog.ru/

ЭБС Библиороссика http://www.bibliorossica.com/
ЭБС Знаниум http://znanium.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине "Теория и методология археологической науки" составляют лекции. Они представляют систематизированные зна-ния студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению изучаемых проблем, но и сти-мулированию познавательной деятельности, творческого мышления, формированию мировоззре-ния, профессионально-значимых свойств и качеств.
Подготовка к практическим занятиям состоит из 2 этапов:
1. организационный,
2. закрепление и углубление теоретических знаний.
Подготовку следует начинать с изучения рекомендованной литературы. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фак-тов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
Рекомендации по подготовке к тестам:
Перед прохождением тестов студент должен повторить материал лекций, практических за-нятий. Тест представляет собой 10 тестовых заданий разного типа (выбор одиночный или множе-ственный, вопросы на соответствие, верно/неверно, вписать ответ). На прохождение одного теста отводится 10 минут. Количество попыток неограниченно, в итоговую оценку за конкретный тест попадает средняя между выполненными попытками.
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения курса является зачет в виде итого-вого тестирования.
Итоговый тест по темам учебной дисциплины состоит из 30 вопросов по всем разделам. Продолжительность зачетной работы – 40 минут.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учеб-ного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. Необходимо учесть, что выполнение заданий предполагает комплексное осмысление ма-териала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.