МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания философии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильФилософия Востока
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_Философия_ФВ-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 85
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., Профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания философии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 966)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – обеспечить знание теории, техники и технологии преподавания философских и общественных дисциплин в школе.
Задачи курса:
– познакомить студентов с ролью философии в системе гуманитарного и естественнонаучного образования;
– дать представление об основных элементах системы методического обеспечения учебного процесса;
– выработать основные подходы к организации учебного процесса (лекции, семинарские занятия, экзамены, зачеты и т.д.)
- обратить внимание на роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов;
– познакомить с работой кафедры как учебного, научного, воспитательного подразделения;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен использовать методики организации и ведения учебного процесса, применять их в педагогической деятельности в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях
ОПК-3.1 Знает основные содержательные линии интегрального образования; современные педагогические технологии в философском образовании; основы учебно исследовательской работы по философской проблематике
ОПК-3.2 Умеет передавать опыт познавательной деятельности, основанный на усвоении способов приобретения знаний, находить межпредметные связи, использовать междисциплинарный подход для более глубокого раскрытия особенностей социальной жизни
ОПК-3.3 Владеет средствами профессионального языка в процессе передачи знаний; методами преподавания, практическими навыками передачи знаний, методами дистанционного обучения
ПК-5Владеет методиками организации и ведения учебного процесса и способен применять их в педагогической деятельности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
ПК-5.1 Использует методики организации и ведения учебного процесса и способен применять их в педагогической деятельности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
ПК-5.2 Владеет деятельностным подходом, методами и технологиями преподавания, нацеленными на формирование способностей учащихся к самостоятельному анализу и критическому восприятию материала; проблемными методом преподавания, методами дистанционного обучения
ПК-6Владеет навыками воспитательной работы и готов их использовать в педагогической деятельности
ПК-6.1 Владеет навыками воспитательной работы, ориентированной на воспитание гражданской ответственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине, семье
ПК-6.2 Готов использовать навыки воспитательной работы в педагогической деятельности
ПК-6.3 Умеет раскрыть воспитательный потенциал философского блока дисциплин
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о роли философии в системе гуманитарного и естественнонаучного образования;
- об основных элементах системы методического обеспечения учебного процесса;
- о работе кафедры как учебного, научного, воспитательного подразделения.
3.2.Уметь:
3.2.1.– теорию преподавания философии;
– учитывать особенности института, факультета, профиль вуза и особенности студенческой аудитории.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- разработки лекций, семинарских занятий, организации самостоятельной работы студентов и других видов учебного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика преподавания философии
1.1. Место и роль философии в системе высшего образования. Философия и образование. Роль философии в формировании мышления и философской культуры личности. Профиль вуза и преподавание философии. Значение философии для науки и для практики. Лекции 6 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Место и роль философии в системе высшего образования. Философия и образование. Роль философии в формировании мышления и философской культуры личности. Профиль вуза и преподавание философии. Значение философии для науки и для практики. Практические 6 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Место и роль философии в системе высшего образования. Философия и образование. Роль философии в формировании мышления и философской культуры личности. Профиль вуза и преподавание философии. Значение философии для науки и для практики. Сам. работа 6 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Система методологического обеспечения преподавания философии. Основные элементы системы методического обеспечения учебного процесса. Потенциал системы: первоисточники, учебники, методические разработки, рабочие материалы. Учебник: его структура и связь с программой курса философии. Учебные пособия по философии: функции, критерии подбора, рекомендации. Лекции 6 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Система методологического обеспечения преподавания философии. Основные элементы системы методического обеспечения учебного процесса. Потенциал системы: первоисточники, учебники, методические разработки, рабочие материалы. Учебник: его структура и связь с программой курса философии. Учебные пособия по философии: функции, критерии подбора, рекомендации. Сам. работа 6 10 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Лекционный курс. Роль лекции в философском образовании студентов. Лекторское мастерство и ораторское искусство. Типология лекций, их содержание и роль в обучении. Основные этапы подготовки лекции: тема лекции и «образ аудитории», сбор материала, составление плана; принципы расположения материала в лекции; составление конспекта: 1) язык и стиль, 2) внешний облик лектора, 3) особенности общения с аудиторией. Основные пути совершенствования лекции. Лекции 6 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Лекционный курс. Роль лекции в философском образовании студентов. Лекторское мастерство и ораторское искусство. Типология лекций, их содержание и роль в обучении. Основные этапы подготовки лекции: тема лекции и «образ аудитории», сбор материала, составление плана; принципы расположения материала в лекции; составление конспекта: 1) язык и стиль, 2) внешний облик лектора, 3) особенности общения с аудиторией. Основные пути совершенствования лекции. Практические 6 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Лекционный курс. Роль лекции в философском образовании студентов. Лекторское мастерство и ораторское искусство. Типология лекций, их содержание и роль в обучении. Основные этапы подготовки лекции: тема лекции и «образ аудитории», сбор материала, составление плана; принципы расположения материала в лекции; составление конспекта: 1) язык и стиль, 2) внешний облик лектора, 3) особенности общения с аудиторией. Основные пути совершенствования лекции. Сам. работа 6 12 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Практические (семинарские) занятия. Задачи семинара: формирование активности, самостоятельности, творческого ха-рактера мышления; выработка потребности в чтении философской литературы, развитие навыков самостоятельного применения философского метода к анализу практической действительности. Формы проведения семинара (развернутая беседа, обсуждение докла-дов, диспут и др.) Подготовка семинара: определение темы, особенности плана семинара, составление плна-конспекта, расчет времени, дополнительные вопросы. Проведение се-минара: основное требование к вводному слову преподавателя; организация и руково-дство обсуждением вопросов (дискуссий), заключительное слово (анализ ответов, их ха-рактера и формы, подведение итогов, ориентация на тему следующего занятия). Лекции 6 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Практические (семинарские) занятия. Задачи семинара: формирование активности, самостоятельности, творческого ха-рактера мышления; выработка потребности в чтении философской литературы, развитие навыков самостоятельного применения философского метода к анализу практической действительности. Формы проведения семинара (развернутая беседа, обсуждение докла-дов, диспут и др.) Подготовка семинара: определение темы, особенности плана семинара, составление плна-конспекта, расчет времени, дополнительные вопросы. Проведение се-минара: основное требование к вводному слову преподавателя; организация и руково-дство обсуждением вопросов (дискуссий), заключительное слово (анализ ответов, их ха-рактера и формы, подведение итогов, ориентация на тему следующего занятия). Практические 6 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Практические (семинарские) занятия. Задачи семинара: формирование активности, самостоятельности, творческого ха-рактера мышления; выработка потребности в чтении философской литературы, развитие навыков самостоятельного применения философского метода к анализу практической действительности. Формы проведения семинара (развернутая беседа, обсуждение докла-дов, диспут и др.) Подготовка семинара: определение темы, особенности плана семинара, составление плна-конспекта, расчет времени, дополнительные вопросы. Проведение се-минара: основное требование к вводному слову преподавателя; организация и руково-дство обсуждением вопросов (дискуссий), заключительное слово (анализ ответов, их ха-рактера и формы, подведение итогов, ориентация на тему следующего занятия). Сам. работа 6 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Проблемное обучение в вузе. Проблемность в преподавании философии. Проблемная лекция, ее цели и задачи. Виды проблемных лекций. Активные формы обучения: обучающая игра, конференция, коллоквиум. Задачи и упражнения по философии. Нетрадиционные формы занятий по философии. Компьютеризация в преподавании философии. Лекции 6 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Проблемное обучение в вузе. Проблемность в преподавании философии. Проблемная лекция, ее цели и задачи. Виды проблемных лекций. Активные формы обучения: обучающая игра, конференция, коллоквиум. Задачи и упражнения по философии. Нетрадиционные формы занятий по философии. Компьютеризация в преподавании философии. Практические 6 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Проблемное обучение в вузе. Проблемность в преподавании философии. Проблемная лекция, ее цели и задачи. Виды проблемных лекций. Активные формы обучения: обучающая игра, конференция, коллоквиум. Задачи и упражнения по философии. Нетрадиционные формы занятий по философии. Компьютеризация в преподавании философии. Сам. работа 6 13 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Основные формы контроля, их организация и проведение. Задачи и роль проверки знаний студентов по философии. Формы контроля (опрос, контрольная работа, зачет, экзамен). Основные требования к подготовке вопросов к заче-там и экзаменам. Организация и формы проведения зачетов и экзаменов. Проблема оценки знаний студентов. Совершенствование форм контроля (программированный контроль, тестирование, экспресс-опросы, олимпиады и научные конференции). Практические 6 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Основные формы контроля, их организация и проведение. Задачи и роль проверки знаний студентов по философии. Формы контроля (опрос, контрольная работа, зачет, экзамен). Основные требования к подготовке вопросов к заче-там и экзаменам. Организация и формы проведения зачетов и экзаменов. Проблема оценки знаний студентов. Совершенствование форм контроля (программированный контроль, тестирование, экспресс-опросы, олимпиады и научные конференции). Сам. работа 6 20 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Организация самостоятельной работы студентов (СРС). СРС в различных формах учебных занятий. Основные методы, способы и приемы изучения философской литературы. Значение рефератов в курсе философии и основные правила их подготовки. Роль преподавателя в организации и совершенствовании форм СРС. Лекции 6 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Организация самостоятельной работы студентов (СРС). СРС в различных формах учебных занятий. Основные методы, способы и приемы изучения философской литературы. Значение рефератов в курсе философии и основные правила их подготовки. Роль преподавателя в организации и совершенствовании форм СРС. Практические 6 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Организация самостоятельной работы студентов (СРС). СРС в различных формах учебных занятий. Основные методы, способы и приемы изучения философской литературы. Значение рефератов в курсе философии и основные правила их подготовки. Роль преподавателя в организации и совершенствовании форм СРС. Сам. работа 6 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Кафедра философии в вузе. Основные функции и направления работы кафедры философии. Профессорско-преподавательский состав кафедры. Структура учебной, методической, научной, воспита-тельной работы кафедры. Принципы подбора кадров: конкурс и договор (контракт). Обеспечение чтения спецкурсов по философии. Особенности работы со студентами, аспирантами и соискателями. Повышение квалификации преподавателей. Внеучебная работа членов кафедры. Социальный статус преподавателя философии. Составные авторитета кафедры философии в вузе. Лекции 6 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Кафедра философии в вузе. Основные функции и направления работы кафедры философии. Профессорско-преподавательский состав кафедры. Структура учебной, методической, научной, воспита-тельной работы кафедры. Принципы подбора кадров: конкурс и договор (контракт). Обеспечение чтения спецкурсов по философии. Особенности работы со студентами, аспирантами и соискателями. Повышение квалификации преподавателей. Внеучебная работа членов кафедры. Социальный статус преподавателя философии. Составные авторитета кафедры философии в вузе. Сам. работа 6 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.22. Экзамен Экзамен 6 27 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-3: Способен использовать методики организации и ведения учебного процесса, применять их в педагогической деятельности в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях
ПК-5: Владеет методиками организации и ведения учебного процесса и способен применять их в педагогической деятельности в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях
ПК-6: Владеет навыками воспитательной работы и готов их использовать в педагогической деятельности

Примеры заданий закрытого типа
1. Термин "методика" в переводе с древнегреческого означает
а) педагогическая наука
б) школьная методология
в) путь исследования
г) метод изучения
2. Предметом методики обучения философии является
а) процесс обучения философии
б) процесс научного исследования
в) процесс познания истории
г) процесс познания педагогики
3. Важнейшим фактором обучения философии является
а) применение наглядности
б) наличие программ разного уровня
в) систематический опрос учащихся
г) содержание обучения
4. Основным методом исследования по философии является
а) тестирование
б) наблюдение
в) анкетирование
в) собеседование
5. На основе действующего "Закона об образовании" в школах России введено обязательное образование
а) 8-летнее
б) 9-летнее
в) 10-летнее
г) 11-летнее
6. В настоящее время в школах России реализован принцип обучения
а) линейный
б) смешанный
в) концентрический
г) цивилизационный
7. Обязательный для школы документ, в котором указаны предметы, их последовательность преподавания, количество часов в неделю
а) учебный план
б) школьный устав
в) школьная программа
г) школьный журнал
8. Современное содержание гуманитарного образования предусматривает изучение Всеобщей истории с древности до наших дней в
а) начальной школе
б) полной средней школе
в) основной школе
г) 7-8 классах 9-летней школы
9. Указание на основные понятия, персоналии, средства обучения, оборудование урока дается
а) тематическом планировании
б) школьном учебнике
в) поурочном планировании
г) учебном плане
10. К репродуктивному относится метод
а) эвристический
б) проблемного изложения
в) информационно-рецептивный
г) исследовательский
11. К главному материалу относятся сведения
а) теоретические
б) хронологические
в) картографические
г) статистические
12. Обусловленные методом кокретные действия учителя и ученика, направленные на решение частной задачи обучения, называются
а) способы обучения
б) навыки учащихся
в) умения учащихся
г) приемы обучения
13. Метод обучения, когда осуществляется устное изложение материала, проводится беседа, чтение и разбор учебника, называется
а) устный
б) документальный
в) словесный
г) повествовательный
14. Задание по учебнику преобразующего характера включает в себя
а) пересказ прочитаного
б) составление простого плана по параграфу
в) анализ документов по выявлению новых знаний
г) выписывание новых дат и имен
15. Учебник выполняет функцию
а) систематизирующую
б) развлекательную
в) содержательную
г) учета знаний
Правильные ответы - 1-в, 2-а, 3-г, 4-б, 5-б, 6-в, 7-а, 8-в, 9-в, 10-в, 11-а, 12-г, 13-в, 14-б, 15-а

Примеры заданий открытого типа
1. Cистема знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами это - _________________________
Ответ: Содержание воспитания
2. Cовокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, СМИ и т.д.) это - _______________________
Ответ: средства обучения
3. Перечислите задачи, решаемые на каждом уроке учителем __________,_______________,_______________.
Ответ: Воспитательная, обучающая, развивающая
4. Развитие - это _______________________
Ответ: процесс качественных изменений человека, процесс не поддающийся измерению, так как он скачкообразный.
5. Перечислите условия развития личности __________,______________,__________________
Ответ: наследственность, среда, воспитание
6. Понятие "зона ближайшего развития" ввел____________________
Ответ: Л.С. Выготский
7. Содержание учебного процесса определяет______________________
Ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт
8. Урок - это_________________
Ответ: форма организации обучения.
9. Структура урока - это____________________________
Ответ: последовательность действий учителя в классе
10. "Трудный ученик" - это ____________________________
Ответ: такой ученик, по отношению к которому работа учителя оказывается слабо производительной.
11. Метод воспитания, направленный на формирование нравственного сознания ______________
Ответ: Убеждение
12. Метод, формирующий необходимые качества личности ______________________
Ответ: Упражнение
13. Перечислите этапы проектирования - __________________,________________________,_____________________.
Ответ: Моделирование, проектирование, конструирование
14. Система дидактических средств обучения по конкретной дисциплине, создаваемая в целях наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформулированных программой по данной дисциплине ИЛИ система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации образовательных программ - это ____________________________________________.
Ответ: Учебно-методический комплекс
15. предварительная разработка деталей предстоящей деятельности (В.С. Безрукова);
ИЛИ
прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. ЗаирБек);
ИЛИ
способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н.А. Масюкова);
ИЛИ
ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (С.Я. Батышев, А.М. Новиков);
ИЛИ
процесс создания и реализации педагогического проекта;
ИЛИ
технология обучения. Все выше перечисленное является определениями __________________________
Ответ: Педагогического проектирования.
16. Перечислите уровни педагогического проектирования__________________________________
Ответ: Концептуальный, содержательный, технологический, процессуальный.
17. «Процессы развития не совпадают с процессами обучения; первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития», автором высказывания является _________________
Ответ: Л.С. Выготский
18. Авторами теории развивающего обучения являются_________________________________
Ответ: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов
19. Способ целенаправленного воздействия на личность (Л.И. Божович)
ИЛИ
Инструмент прикосновения к личности, с помощью которого воспитатель вырабатывает у личности твердые убеждения, привычки поведения, развивает чувства, волю и устойчивый характер - это_________________________
Ответ: Метод воспитания.
20. Метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми - это__________
Ответ: Наказание.
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

1. Предмет, задачи и основные факторы методики преподавания философии
2. Роль и место методики в обучении философии
3. Цели современного философского образования.
4. Целевая установка учебного занятии по философии
5. Содержание обучения философии.
6. Структура философского образования
7. Федеральный государственный образовательный стандарт.
8. Образовательные программы по философии.
9. Словесно-печатные средства обучения философии.
10. Учебно-методический комплекс по философии
11. Учебники и учебные пособия по философии.
12. Исторические документы, художественная литература в обучении философии
13. Наглядные средства обучения философии
14. Приемы обучения философии
15. Приемы и средства эмпирического изучения фактов
16. Нетрадиционные приемы изучения главных фактов.
17. Приемы и средства изучения теоретического материала
18. Проблемное обучение философии.
19. Методика формирования философских понятий
20. Методические приемы и средства формирования пространственных представлений.
21. Методические приемы и средства формирования хронологических знаний и умений
22. Методика проведения игр в обучении философии. Познавательные задачи
23. Модульная технология в обучении философии.
24. Технология развития критического мышления.
25. Дискуссии в обучении философии.
26. Проектно-исследовательская деятельность студентов и школьников в обучении философии

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Розов Н.Х., Попков В.А., Коржуев А.В. Педагогика высшей школы: Учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Светлов В. А. История философии: Учебное пособие для вузов 2-е изд., испр. и доп. , 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Таратухина Ю. В., Авдеева З. К. Педагогика высшей школы в современном мире: Учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э2 Поисковая система «Google» www.google.ru
Э3 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 ЭБС «Лань» www.lanbook.ru
Э6 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э7 Методика преподавания философии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2013
Windows 10 pro
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ - http://www.library.ru/
Поисковая система «Google» - https://www.google.ru/
Университетская библиотека ONLINE - http://www.biblioclub.ru
ЭБС АлтГУ. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань». Режим доступа: http://www.lanbook.ru
Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт». Режим доступа: https://www.biblio-online.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.