Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.01. Философия |
Профиль | Философия Востока |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_01_Философия_ФВ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 72 | 72 | 72 | 72 |
Сам. работа | 117 | 117 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна
1.1. | Курс разработан с целью формирования представления о цифровой культуре, а также концептуального понимания методов работы с цифровыми инструментами с учетом основных требованияй информационной безопасности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-4 | Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности |
ОПК-4.1 | Знает основные требования информационной безопасности и основы информационной и библиографической культуры |
ОПК-4.2 | Решает базовые стандартные задачи профессиональной деятельности философа на основе информационной и библиографической культуры |
ОПК-4.3 | Обладает навыками сбора, накопления и работы с информацией с применением информационно коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику цифровой культуры; основные требования информационной безопасности и основы информационной и библиографической культуры. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять взаимосвязь антропологических, онтологических, гносеологических, этических аспектов цифровой культуры; пользоваться основными философскими понятиями и категориями выстраивать аргументированную позицию при решении профессиональных проблем на основе информационной и библиографической культуры. разрешать проблемные ситуации на занятии при изучении нового учебного материала. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | пониманием специфики цифровой культуры; поиска данных для решения профессиональных проблем с учетом требований информационной безопасности; навыками абстрагирования, моделирования, формализации философско-антропологической информации на примере решения профессиональных задач; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Цифровое общество, цифровая культура, цифровая личность. | ||||||
1.1. | Генезис понятия «Цифровое общество». Методологические подходы к определению понятия «Цифровое общество». Процесс становления, принципы и особенности цифрового общества. Концепции информационного общества. Формирование информационного пространства. Соотношение понятий «информационное общество» и «цифровое общество». Факторы формирования цифрового общества. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Цифровая культура: понятие, механизмы формирования. Цифровая культура и цифровая повседневность. Экзистенциальные аспекты цифровой культуры | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
1.3. | Онто-гносеологические и философско-антропологические аспекты цифровой личности. Проблема отчуждения личности в цифровом обществе. | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
1.4. | Проблема самоидентификации и репрезентации. | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
Раздел 2. Раздел 2. Философские основания коммуникации в цифровой культуре | ||||||
2.1. | Соотношение реального и виртуального мира в коммуникативном пространстве. Основные черты и особенности социальной коммуникации в цифровом обществе. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
2.2. | Пользовательский контент и Web 2.0. Краудсорсинг как принцип сотрудничеств. Френдинг в сети. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Фаббинг в структуре коммуникатинвых практик цифрового общества. Цифровой детокс. | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
Раздел 3. Раздел 3. Философские основания этики цифрового общества. | ||||||
3.1. | Этика и идеология цифрового общества. Идейный либерализм Интернета. Трансформация системы ценностей в условиях глобализации и формирования цифрового общества. Понятие «благо» добродетели цифрового общества. Основные ценности цифрового общества. | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
3.2. | Цифровое общество и возможности его регулирования. Этические кодексы киберпространства. «Декларация независимости киберпространства» Дж. Барлоу, «Десять заповедей компьютерной этики» А. Риналди, «Кодекс ведения сетевого бизнеса», «Кодекс этики врачей Рунета», “Билль об электронных правах и обязанностях”, «Нормы пользования Сетью». | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
3.3. | Информационная, компьютерная и цифровая этика. Визуальная идентичность и саморепрезентация. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
3.4. | Лексика, семантика, этика сетевого общения. | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
3.5. | Цифровая этика и профессиональная этика: проблемы и особенности. Формы и способы корпоративной интернет-коммуникации. Профессиональная деятельность педагога в цифровом пространстве. Проблемы когнитивной безопасности и цифровой этики в сфере образования | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л2.2, Л1.2 |
Раздел 4. Раздел 4. Социальные платформы | ||||||
4.1. | Коллективныеи персональные блоги и микроблоги. Популярные фото и видеохостинги. | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
4.2. | Многопользовательские социальные сети | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
4.3. | Многопользовательские сетевые игры. | Сам. работа | 2 | 9 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
Раздел 5. Раздел 5.Загрузка данных в рабочую среду. Визуализация даннхы и описательная статистика. Корреляционно-регрессивынй анализ. | ||||||
5.1. | Библиотека pandas для обработки и анализа данных. Считывание больших данных чанками. Библиотка numPy. Визуализация с помощью библиотек Matplotlib и Seaborn. Типы данных. Кросс-таблицы, группировкак, сортировка, агрегирование данных. Корреляционный анализ. Линейная регрессия. Основы работы с библиотекой scikit-learn | Лабораторные | 2 | 8 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
5.2. | Библиотека pandas для обработки и анализа данных. Считывание больших данных чанками. Библиотка numPy. Визуализация с помощью библиотек Matplotlib и Seaborn. Типы данных. Кросс-таблицы, группировкак, сортировка, агрегирование данных. Корреляционный анализ. Линейная регрессия. Основы работы с библиотекой scikit-learn | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
Раздел 6. Раздел 6 Социальные сервисы электронного образования | ||||||
6.1. | Тренды образования. Личная ориентированность. Мобильное образование и геймификация.Понятие электронного образовательного ресурса. Этапы и инструменты, принципы разработки электронных образовательных ресурсов. Организация учебного контента. | Лабораторные | 2 | 14 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
6.2. | Образовательный контент. Сервисы web 2.0 и образование. Организация учебного контента в электронном курсе. | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | Л1.2 |
Раздел 7. Сервисы, использующие технологии искусственного интеллекта | ||||||
7.1. | Обзор готовых сервисов, использующих технологии машинного обучения для решения прикладных задач. | Лабораторные | 2 | 10 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 | |
7.2. | Обзор готовых сервисов, использующих технологии машинного обучения для решения прикладных задач. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гендина Н.И., Косолапова Е.В., Рябцева Л.Н. | Информационная культура личности в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2021 | https://urait.ru/bcode/477568 |
Л1.2 | Гендина, Н.И., Косолапова, Е.В., Рябцева, Л.Н. | Информационная культура лично-сти в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2021 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Моуат, Д. | Видеомаркетинг. Стратегия, контент, производство=Video marketing strategy. Harness the power of online video to drive brand growth :: | Альпина Паблишер, 2019 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=570421 |
Л2.2 | Чернышова Л. И. | ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ЭТИКА, КУЛЬТУРА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ: Учебное пособие для СПО | Юрайт, 2020 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Кириллова Н. Б. | МЕДИАПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. Учебное пособие для вузов : | Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Цифровая культура в профессиональной деятельности | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э3 | Электронная библиотека по философии | rilosof.historic.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/ Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/ Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/ Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru) LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/) http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»; http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ; http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»; http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE; https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»; http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека. Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление. Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: 1. становление и развитие познавательной мотивации обучающихся; 2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; 3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины; 4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения. Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: 5. повторение и закрепление знаний; 6. контроль; 7. педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия. Отвечать на тот или иной вопрос обучающимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: 1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; 2. углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося; 3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; 4. развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала; 5. формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи: 1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; 2. выполнять предлагаемые задания; 3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа обучающегося делится на аудиторную – во время которой он составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем в качестве домашних для подготовки к практическим занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену. Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе практических занятий: Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Обучающемуся для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии положительного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия. По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая учитывается при проведении экзамена. Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене: В вопросы к экзамену включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При ответе на вопрос обучающийся должен реконструировать соответствующую философскую концепцию или основные концептуальные идеи, в качестве практического применения теоретических знаний студент должен провести критический анализ философской концепции или отдельных концептуальных идей, указать их достоинства и недостатки, высказать собственное отношение к представленной концепции, отдельным идеям и собственные оценки, привести соответствующие аргументы, либо ответить на соответствующие вопросы и практические задания преподавателя. Экзамен проводится в форме теста и устного собеседования по вопросам к экзамену. На подготовку к вопросам билета студенту отводится 30-40 минут. За тест и устный ответ в совокупности студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично». |