МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы научных исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-2020
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 432
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8
курсовая работа: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 17,5 18 19,5 17,5 20 18 12
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 16
Практические 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 128 128
Сам. работа 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 432 432
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 576 576

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, П.К. Дашковскй;к.и.н., доцент, М.В. Кащаева;к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева;к.и.н., ст.преподаватель, Н.П. Зиберт

Рецензент(ы):
д.и.н. , профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы научных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.03.03 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 г. № 183)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является опознакомление студентов с широким спектром научного инструментария, применяемого в современных регионоведческих и религиоведческих исследованиях

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-1 владением навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
ОПК-3 способностью самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин
ОПК-4 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-1 способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия в полиэничной среде; основные критерии организации научного исследования; принципы построения аналитической работы в области религиоведческой науки; основные критерии классификации научной литературы по проблеме исследования; информационно-коммуникативные технологии применяемые в научной сфере; критерии научных докладов, тезисов и статей научного характера
3.2.Уметь:
3.2.1.выстраивать исследовательскую работу с учетом этнических и конфессиональных различий; применять навык системного анализа изученной научной литературы; анализировать изученный материал по проблемам религиоведческого характера; обобщать информацию по истории и развитию религиозных систем опираясь на научно-исследовательскую литературу; использовать информацию по истории и развитию религиозных систем с учетом требований информационной безопасности; представлять в качестве научной статьи материалы научного исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком организации научных исследований в полиэтничной и полирелигиозной среде; навыками организации работы по проведению исследования в области религиозного и культурного развития России и мира; навыком выстраивания логического рассуждения по профессиональным проблемам, используя навыки анализа материала; навыком структурирования информации с помощью системного подхода в исследовании; навыком работы с библиографическими источниками учитывая требования организации работы с библиографической информацией; навыком обобщения научного материала и логического его изложения при подготовке научных докладов религиоведческой проблематики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Виды учебной и научной деятельности
1.1. Основыные виды и критерии наудчных работ Лекции 1 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
1.2. Методология и методика научного познания Практические 1 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
1.3. Методология и методика научного познания Сам. работа 1 20 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
1.4. Методология познания в социальных науках Практические 1 6 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
1.5. Методология познания в социальных науках Сам. работа 1 16 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
1.6. Структура и уровни научного исследования Практические 1 6 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
1.7. Структура и уровни научного исследования Сам. работа 1 18 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
Раздел 2. Теоретико–логические основания научной деятельности
2.1. Определение проблемы научного исследования Лекции 2 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.2. Характеристика научной новизны исследования Практические 2 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.3. Характеристика научной новизны исследования Сам. работа 2 26 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.4. Проблема актуальности научного исследования Практические 2 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
2.5. Проблема актуальности научного исследования Сам. работа 2 28 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
Раздел 3. Разработка концептуальных элементов исследования
3.1. Определение предмета и объекта исследования Лекции 3 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
3.2. Определение территориальных и хронологических рамок исследования Практические 3 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
3.3. Определение территориальных и хронологических рамок исследования Сам. работа 3 26 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
3.4. Цели и задачи научного исследования Практические 3 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
3.5. Цели и задачи научного исследования Сам. работа 3 28 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
Раздел 4. Виды источников и принципы их анализа
4.1. Понятие источника в научном исследовании. Виды источников Лекции 4 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
4.2. Законодательство о свободы совести как источник научного познания Практические 4 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
4.3. Развитие научных систем и их изучения в период Нового времени Сам. работа 4 24 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
4.4. Статистический материал как источник Практические 4 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
4.5. Статистический материал как источник Сам. работа 4 30 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
Раздел 5. Источнико – информационная основа исследования
5.1. Формирование источниковой базы исследования Лекции 5 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
5.2. Принципы историографической работы Практические 5 16 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
5.3. Принципы историографической работы Сам. работа 5 54 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
Раздел 6. Методологическая парадигма научного исследования
6.1. Теоретическое осмысление методологии научного исследования Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
6.2. Методология социо-гуманитарного знания в XX веке Практические 6 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
6.3. Методология социо-гуманитарного знания в XX веке Сам. работа 6 28 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
6.4. Бихевиоральный подход в исследовании социальных явлений Практические 6 8 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
6.5. Бихевиоральный подход в исследовании социальных явлений Сам. работа 6 26 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
Раздел 7. Проблемы построения научного диалога
7.1. Критерии ведения научной полемики Лекции 7 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
7.2. Научная дискуссия, как один из приемов риторики Практические 7 10 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
7.3. Научная дискуссия, как один из приемов риторики Сам. работа 7 40 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
7.4. Научная этика Практические 7 6 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
7.5. Научная этика Сам. работа 7 14 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
Раздел 8. Наука в современном обществе
8.1. Критерии научности в современном мире Лекции 8 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
8.2. Социальная функция науки в современном обществе Практические 8 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
8.3. Социальная функция науки в современном обществе Сам. работа 8 12 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
8.4. Актуальные проблемы современной науки Практические 8 12 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4
8.5. Актуальные проблемы современной науки Сам. работа 8 42 ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. Ведение записей прочитанного может осуществляться с помощью составления:
А) конспекта
Б) плана
В) рецензии
Г) аннотации
Д) всего перечисленного
2. Осмысление текста достигается следующими приемами:
А) понимания отдельных слов и словосочетаний
Б) понимания предложений
В) понимания текстовых суждений
Г) всеми названными приемами
3. Правила чтения литературы предполагают следующие приемы:
А) разбивка текста на «опорные пункты»
Б) соотношение разных частей текста
В) пересказ текста «своими словами»
Г) вызов наглядных образов
Д) все названные приемы
4. Чтение научной и специальной литературы должно сопровождаться:
А) ведением записей
Б) переписыванием текста источника
В) заучиванием наизусть
5. При чтении литературы исследователь часто прибегает к выпискам, способствующим систематическому накапливанию нужных сведений. В выписках находят отражение:
А) отдельные мысли
Б) статистические данные
В) примеры
Г) все перечисленное
6. Аудиовизуальные документы включают в себя:
А) фонодокумент
Б) видеодокумент
В) кинодокумент
Г) фотодокумент
Д) все перечисленные виды
7. К официальным документам относятся:
А) документы, действующие на федеральном уровне
Б) документы, действующие на уровне субъектов РФ
В) документы, действующие в пределах отрасли
Г) документы, действующие в пределах отдельной организации
Д) все перечисленные виды документов
8. Система поиска информации в Интернете включает работу с:
А) браузерами (программами – просмотрщиками)
Б) метапоисковыми машинами
В) каталогами
Г) всеми названными инструментами
9. Заголовки структурных частей студенческих работ и заголовки разделов основной части располагают:
А) в середине строки без точки в конце, пишут прописными буквами, не подчеркивая
Б) в середине строки с точкой в конце заголовка, пишут прописными буквами, подчеркивая
В) в середине строки с точкой в конце заголовка, пишут строчными буквами, подчеркивая
10. Деление текста на части, графическое отделение этих частей друг от друга, использование заголовков и нумераций называется…
А) рубрикация текста
Б) редактирование текста
В) структурирование текста
11. Формами организации учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) являются:
А) элементы исследований при прохождении практики
Б) домашние задания с элементами творческого поиска
В) участие в выполнении бюджетных и договорных тем
Г) работа в студенческих научных кружках и проблемных группах
Д) все перечисленные формы
12. Принципами научной организации труда исследователя являются:
А) плановость
Б) самоорганизация
В) самоограничение
Г) все названные принципы
13. Требования, предъявляемые к курсовой работе, НЕ содержат:
А) требования к структуре
Б) требования к содержанию
В) требования к оформлению
Г) требования к внедрению в практику
Ключ к тестам
1. Д
2. Г
3. Д
4. А
5. Г
6. Д
7. Д
8. Г
9. А
10. А
11. Д
12. Г
13. Г
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. В библиографическом описании научного произведения приводятся только ____________ элементы (Обязательные)
2. Статьи и материалы о теории исследований, а также прикладного характера, предназначенные научным работникам, публикуются в ___________ журналах (научных)
3. Журналы, официально утвержденные в качестве журналов, содержащих рефераты книг, статей и других разновидностей документов, называются _____ (реферативные)
4. _________ - это квалификационная научная работа в определенной области науки, имеющая внутреннее единство, содержащая совокупность научных результатов, научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты и свидетельствующих о личном вкладе автора в науку и его качествах как ученого (Диссертация)
5. _________ - это научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам (монография)
6. Сжатая характеристика первоисточника, в которой перечисляются основные проблемы, рассматриваемые в нем, называется _________ (аннотация)
7. Брошюра – это _________ (печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного содержания)
8. Учебные и методические пособия – это ____________ (издания, предназначенные для педагогических целей, в которых рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий)
9. Запись, являющаяся краткой оценкой прочитанного произведения, сосредотачивающая внимание на основных результатах исследования – это ______ (резюме)
10. Выводы содержат __________ (только конечные результаты без доказательств)
11. Определенная последовательность действий, способ организации исследования – это (процедура исследования)
12. Сфера научных исследований научного коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в определенной отрасли науки – это __________ (научное направление)
13. Как соотносятся объект и предмет исследования__________ (объект содержит в себе предмет исследования)
14. Конференция, семинар, круглый стол – это вид____________ (научного общения)
15. Часть объекта, непосредственно изучаемая в данном исследовании – это _____________ (цель исследования)
16. Структура реферата состоит из _____________ (Титульный лист – оглавление – введение – основное содержание – заключение – список литературы)
17. Тема исследования – это _____________ (частный вопрос той или иной проблемы)
18. Рефераты и доклады относятся к _________ работам (текущим)
19. При выборе темы исследования имеют значение критерии __________ (практическая значимость и перспективность)
20. ______ научного текста – важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста (Название (заголовок))

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. Основная функция метода:
А) внутренняя организация и регулирование процесса познания
Б) поиск общего у ряда единичных явлений
В) достижение результата
2. Главными целями научной политики в системе образования являются:
А) подготовка научно-педагогических кадров
Б) совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса
В) совершенствование планирования и финансирования научной деятельности
Г) все перечисленные цели
3. В какой период времени наука возникла как непосредственная производительная сила?
А) в период античности
Б) в Новое время
В) с середины XIX в.
Г) со второй половины XX в.
4. В какой период времени наука возникла как форма общественного сознания?
А) в период античности
Б) в Новое время
В) с середины XIX в.
Г) со второй половины XX.
5. Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:
А) Наблюдение
Б) Эксперимент
В) Аналогия
Г) Синтез
6. Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям:
А) Анализ
Б) Синтез
В) Индукция
Г) Дедукция
7. К жанрам научного стиля относятся…
А) акт,комедия
Б) дневниковая запись, реклама
В) статья, учебное пособие
Г) коммюнике, распоряжение
8. К жанрам научного стиля относится…
А) беседа, репортаж
Б) монография, тезисы
В) заявление, иск
Г) характеристика, устав
9. В научных текстах обычно употребляются слова:
А) анализировать, свойство, дистанционный
Б) кооператор, гласность, безработица
В) следует, обязуется, назначается
Г) лазурный, нескончаемый, предчувствовать
10. Для научного текста НЕ характерно:
А) смысловая законченность
Б) целостность
В) связность
Г) эмоциональность
11. Стиль письменной научной речи НЕ допускает:
А) форму изложения от третьего лица («автор полагает…»)
Б) предложения со страдательным залогом («разработан новый подход…»)
В) авторское «я»
12. Рубрикация – это…
А) краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено
Б) процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями
В) перечень книг и статей, использованных в работе
Г) деление текста на логически самостоятельные составные части
13. Деление текста на логически самостоятельные составные части – это…
А) аннотация
Б) рубрикация
В) библиография
Г) редактирование

Ключ к тестам
1. А
2. А
3. Г
4. А
5. В
6. Г
7. В
8. Б
9. А
10. Г
11. В
12. Г
13. Б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.


Контрольные вопросы:
1. _____________ - это совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов (метод)
2. ____________ - это учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике (методология)
3. Замысел исследования – это… (основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы)
4. Функцией науки в обществе является __________ (описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею (наукой) законов)
5. Для научного стиля не характерно __________ (широкое использование лексики и фразеологии других стилей)
6. Тезис – это _________ (основная мысль текста или выступления, сформулированная в виде предложения)
7. Монография, реферат, рецензия на диссертацию являются жанрами ________ стиля (Научного)
8. Преамбула введения научного исследования _________ (насчитывает несколько предложений (1 абзац) и служит для того, чтобы пояснить читателю работы ее предназначение)
9. Научная работа отличается от всякой другой своей целью _______ (получить новое научное знание)
10. _____ научного текста – важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста (Название (заголовок))
11. Радио- и телевещание, а также Интернет и различные компьютерные носители относятся к ______________ источникам информации (электронным)
12. Книги, журналы, газеты, брошюры (то, что издано типографским способом) относятся к ______________ источникам информации (печатным)
13. Брошюра – это ___________ (печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного содержания)
14. Сборник научных статей – это ___________ (издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения)
15. Научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее исследование одной проблемы или темы – это ___________ (монография)
16. При использовании данного метода некоторая группа помещается в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора), где можно проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя (контрольных) характеристик. Что это за метод? (социологический эксперимент)
17. Опрос, анкета, интервью, анализ документов относятся к _________________ методам исследования (социологическим)
18. ______________ это целенаправленное познание результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий (Научное исследование)
19. Системный подход в научном исследовании – это __________ (совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем)
20. Вид наблюдения, выделяемый по ограничениям, введенным наблюдением (нестандартизированное)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОПК-1: владением навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения

Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. Отличительными признаками научного исследования являются:
А) целенаправленность
Б) поиск нового
В) систематичность
Г) строгая доказательность
Д) все перечисленные признаки
2. Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся:
А) философские
Б) общенаучные
В) частнонаучные
Г) дисциплинарные
Д) определяющие
3. В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Из перечисленного к ним НЕ относится:
А) наблюдение
Б) эксперимент
В) сравнение
Г) формализация
4. К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится:
А) анализ
Б) синтез
В) абстрагирование
Г) эксперимент
5. При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы:
А) структурный
Б) организационный
В) функциональный
Г) структурный, организационный и функциональный
6. Методика научного исследования представляет собой:
А) систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования
Б) систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов
В) совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности
Г) способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений
Д) все перечисленные определения
7. Наука как форма общественного сознания возникла в
А) Древней Греции
Б) Древнем Риме
В) Египте
Г) Новое время
8. Критериями оценки защиты письменной работы Не является:
А) Полнота раскрытия темы
Б) Логичность изложения
В) Запоминающийся внешний вид
Г) Правильность используемой лексики
9. Заголовки структурных частей студенческих работ и заголовки разделов основной части располагают:
А) в середине строки без точки в конце, пишут прописными буквами, не подчеркивая
Б) в середине строки с точкой в конце заголовка, пишут прописными буквами, подчеркивая
В) в середине строки с точкой в конце заголовка, пишут строчными буквами, подчеркивая
10. По месту расположения относительно основного текста научной работы библиографические ссылки бывают:
А) внутритекстовые, подстрочные, затекстовые
Б) внутритекстовые, дополнительные, затекстовые
В) внутристаничные, дополняющие, основные
11. Укажите правильное оформление цитаты:
А) Еще Г.В.Плеханов в свое время отмечал: «Всё изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми».
Б) Еще Г.В.Плеханов в свое время отмечал, «Всё изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми.»
12. К основным способам группировки источников в «Списке литературы» НЕ относится:
А) алфавитная группировка (в алфавитном порядке фамилий авторов)
Б) последовательная группировка (в порядке упоминания источников в тексте)
В) произвольная группировка
13. В объем курсовой работы Не входят:
А) Титульный лист, содержание
Б) Введение, заключение
В) Список литературы, титульный лист
Г) Заключение, приложения
14. Правильным вариантом структуры реферата является:
А) Титульный лист – оглавление – введение – основное содержание – заключение – список литературы;
Б) Титульный лист – введение – оглавление – заключение;
В) Титульный лист – оглавление – основное содержание – список литературы

Ключ к тестам
1. Д
2. Д
3. Г
4. Г
5. Г
6. Д
7. А
8. В
9. А
10. А
11. А
12. В
13. А
14. А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. ________ - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению (наука)
2. Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это __________ (научное направление)
3. Основу любой науки составляет __________ (терминология, профессиональная лексика)
4. В «Приложения» НЕ включают__________ (список литературы)
5. Деление текста на части, графическое отделение этих частей друг от друга, использование заголовков и нумераций называется __________ (рубрикация текста)
6. Для текстов научного стиля не характерно __________ (использование в сложных предложениях составных подчинительных союзов)
7. К жанровым разновидностям письменной научной речи относятся _________ (реферат, монография, статья)
8. Основными чертами научного стиля и в устной, и в письменной речи являются ________ (точность, абстрактность, логичность, объективность)
9. Язык и стиль научной работы сложились под влиянием __________ (академического этикета)
10. Библиография – это ________ (перечень книг и статей, использованных в работе)
11. Процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями – это ________ (редактирование)
12. Разновидность литературного языка, употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности – это ___ (научный стиль)
13. Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств – это _______ (текст)
14. Лексико-фразеологический состав научного стиля характеризуется употреблением ________ (научной и технической терминологии)
15. Плагиат – это ____ (выдача чужого за собственное, присвоение чужого авторства)
16. Введение как структурный элемент научного исследования НЕ включает в себя ______ (выводы и заключения)
17. Описательная часть введения научного исследования __________ (содержит описание концептуальных подходов к подготовке содержания и раскрытию темы, а также цели и задачи исследования)
18. Реферат – это __________ (краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это наиболее простая форма самостоятельного изучения материала)
19. Реферат, монография, тезисы, диссертация, доклад, рецензия – жанры, характерные для ________ стиля (научного).
20. ______ обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения; иногда характеризуются его структура, композиция (Аннотация)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОПК-3: способностью самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин

Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. В акте познания участвует
А) подсознание
Б) весь организм
В) мозг
2. Зафиксированные наблюдателем явления физического мира, которые обнаруживаются в процедурах эксперимента и измерения:
А) догадки
Б) факты
В) предположения
3. Кодифицированная и, благодаря этому, идентифицируемая информация любого рода:
А) знание
Б) познание
В) общение
4. Особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления:
А) понимание
Б) абстрагирование
В) осознание
5. Главным источником развития науки является:
А) конкуренция теорий, исследовательских программ
Б) взаимодействие теории и эмпирических данных
В) выявление и разрешение противоречий
6. Результат многопланового взаимоотношения между соперничающими теориями и данными их экспериментальных проверок — это:
А) визуализация
Б) верификация
В) экзегетика
7. Ведение записей прочитанного может осуществляться с помощью составления:
А) конспекта
Б) плана
В) рецензии
Г) аннотации
Д) всего перечисленного
8. Осмысление текста достигается следующими приемами:
А) понимания отдельных слов и словосочетаний
Б) понимания предложений
В) понимания текстовых суждений
Г) всеми названными приемами
9. Чтение научной и специальной литературы должно сопровождаться:
А) ведением записей
Б) переписыванием текста источника
В) заучиванием наизусть
10. При составлении конспекта исследователю необходимо умело сокращать текст. Для этого:
А) уплотнять словесные формулировки той или иной части текста при сохранении важных мыслей
Б) записывать в виде тезисов отдельные смысловые части
В) выражать текст в виде схем, таблиц
Г) сокращать написание слов
Д) использовать все перечисленное
11. Система поиска информации в Интернете включает работу с:
А) браузерами (программами – просмотрщиками)
Б) метапоисковыми машинами
В) каталогами
Г) всеми названными инструментами
12. здание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения – это…
А) сборник научных статей
Б) монография
В) рецензия
Г) брошюра
13. К жанрам научного стиля относятся
А) акт, комедия
Б) дневниковая запись, реклама
В) статья, учебное пособие
Г) коммюнике, распоряжение

Ключ к тестам
1. А
2. Б
3. А
4. Б
5. А
6. Б
7. Д
8. Г
9. А
10. Д
11. Г
12. А
13. В
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. Выбор темы исследования определяется____________ (актуальностью)
2. Задачи представляют собой этапы проекта на всех этапах его жизненного цикла _________ (по достижению поставленной цели)
3. Абсолютная истинность и относительная истинность __________ друг друга (не исключают)
4. Экстернализм — это концепция развития науки, которая __________ (ведущую роль отводит внешним факторам)
5. _________ деятельности — определенные свойства объекта, подвергающиеся воздействию или изучению (Предмет)
6. В библиографическом описании научного произведения приводятся только ____________ элементы (Обязательные)
7. Журналы, официально утвержденные в качестве журналов, содержащих рефераты книг, статей и других разновидностей документов, называются ___________ (реферативные)
8. _________ - это научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам (монография)
9. Сжатая характеристика первоисточника, в которой перечисляются основные проблемы, рассматриваемые в нем, называется__________ (аннотация)
10. Книги, журналы, газеты, брошюры (то, что издано типографским способом) относятся к ______________ источникам информации (печатным)
11. Развернутая подробная форма письменной оценки готовой письменной работы _________ (рецензия)
12. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется __________ речи (композицией)
13. «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание» - этот закон логики называется ___________ (закон тождества)
14. Вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения, называются __________ (уточняющие)
15. Если оратор в начале речи приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом, то он использует _____________ способ аргументации (нисходящий)
16. Тема исследования – это __________ (частный вопрос той или иной проблемы)
17. Реферат, монография, тезисы, диссертация, доклад, рецензия – жанры, характерные для ________ стиля (научного)
18. Замысел исследования – это __________ (основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы)
19. В формировании научной теории важная роль отводится ____________ (индукции и дедукции, абдукции, моделированию и эксперименту)
20. Основу любой науки составляет ____________ (терминология, профессиональная лексика)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-4: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. ПК-1: способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике
Тестовые задания (выбор одного ответа)
1. В формировании научной теории важная роль отводится:
А) индукции и дедукции
Б) абдукции
В) моделированию и эксперименту
Г) всем перечисленным инструментам
2. В какой период времени наука возникла как система подготовки кадров?
А) в период античности
Б) в Новое время
В) с середины XIX в.
Г) со второй половины XX в.
3. Подготовка текста выступления на процедуре защиты научного исследования включает в себя определенные действия. К ним НЕ относится:
А) обдумывание содержания выступления
Б) разработка и написание плана выступления
В) разработка и написание основного текста выступления
Г) заучивание текста и пробное оглашение
Д) согласование содержания выступления с членами комиссии
4. Развернутая подробная форма письменной оценки готовой письменной работы
А) рецензия
Б) автореферат
В) отзыв
5. В заключении выступления оратор НЕ должен использовать фразу
А) «Благодарю за внимание»
Б) «Извините, что отнял у вас время»
В) «Таковы результаты проведенного исследования»
Г) «Благодарю за проявленный интерес к проведенному исследованию»
6. Для установления контакта с аудиторией оратору необходим:
А) зрительный (визуальный) контакт со слушателями
Б) яркий запоминающийся костюм
В) громкий голос
Г) театральный жест
7. «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание» - этот закон логики называется…
А) закон тождества
Б) закон противоречия
В) закон исключенного третьего
Г) закон достаточного основания
8. «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными» - этот закон логики называется
А) закон тождества
Б) закон противоречия
В) закон исключенного третьего
Г) закон достаточного основания
9. Вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения, называются
А) уточняющие
Б) восполняющие
10. По объему выраженной информации ответы бывают
А) правильные и неправильные
Б) краткие и развернутые
11. Защита курсовой работы проводится комиссией из числа:
А) преподавателей профилирующей кафедры
Б) преподавателей других кафедр
12. Во время публичного выступления начинайте говорить
А) только после того, как установится тишина
Б) сразу же, как только Вам предоставят слово
В) со своего места, постепенно передвигаясь к месту выступления (сцене, кафедре и др.)
Г) только после аплодисментов
13. Во время публичного выступления речь выступающего должна быть…
А) медленной и монотонной
Б) быстрой и очень громкой
В) тихой и невнятной
Г) максимально четкой и разборчивой
Ключ к тестам
1. Г
2. В
3. Д
4. А
5. Б
6. А
7. А
8. Б
9. А
10. Б
11. А
12. А
13. Г
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:
1. ____________ - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении (наука)
2. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется __________ речи (композицией)
3. «Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана» - этот закон логики называется__________ (закон достаточного основания)
4. Во время публичного выступления держитесь___________ (уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах)
5. В публичном выступлении начинать речь необходимо ___________ (краткого обращения к аудитории, после чего должна последовать короткая пауза)
6. Во время публичного выступления необходимо смотреть __________ (на слушателей)
7. Во время публичного выступления переходить к главному вопросу необходимо после того, как Вы _________________ (добьетесь положительной реакции аудитории и будете уверены в том, что Вас слушают)
8. Если во время Вашего публичного выступления с места раздаются провоцирующие выкрики, ____________ (это не должно выводить Вас из равновесия. Не вступайте в дискуссию)
9. Заканчивая публичное выступление, Вам необходимо _______________ (поблагодарить всех присутствующих за внимание)
10. Композиционное построение публичной речи выглядит следующим образом ___________ (вступление, основная часть, заключение)
11. Если оратор в начале речи приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом, то он использует _____________ способ аргументации (нисходящий)
12. Редактирование – это__________ (процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями)
13. Цитата – это _________ (дословная выдержка из какого-либо текста, дословно приводимые чьи-либо высказывания)
14. Тема исследования – это _________ (частный вопрос той или иной проблемы)
15. При выборе темы исследования имеют значение критерии _____ (практическая значимость и перспективность)
16. Тезисы доклада – это __________ (краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения)
17. Краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения – это ________ (тезисы доклада)
18. Особенностью аргументационного текста является то, что в нем реализуется ___________ (Логико-лингвистическая структура)
19. Спор, при котором спорящие имеют в виду спорный тезис, и все, что они говорят или приводят в доказательство, служит для того, чтобы опровергнуть или защитить этот тезис, называется ___________ (Сосредоточенный)
20. Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций происходит на _______________ этапе научного исследования (исследовательском (втором))

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы курсовых работ:
1. Государственно-конфессиональные отношения в странах Востока.
2. Государственно-конфессиональная политика в Российской империи.
3. Государственно-конфессиональная политика в Российской империи в начале XX в.
4. Религиозная политика в СССР в довоенный период.
5. Государственно-церковная политика в СССР в период правления Н.С. Хрущева: региональный аспект.
6. Государственно-церковная политика в СССР в период правления Л.С. Брежнева: региональный аспект.
7. Государственно-церковная политика в СССР в период «перестройки» М.С. Горбачева.
8. Современная религиозная политика в РФ: региональный аспект.
9. Этнорелигиозные конфликты в России: региональный аспект.
10. Этнорелигиозный экстремизм и терроризм в России: региональный аспект.
11. Правовое обеспечение деятельности религиозных организаций в России: региональный аспект.
12. История религиозных общин Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики (конкретный период).
13. Религиозная политика в странах Западной Европы в конце XX – начале XXI в.
14. Религиозная политика в США: история и современность.
15. Исламский фактор в современной мировой политической истории.
16. Жречество как социальный институт.
17. Религиозный фактор в политической культуре народов Востока (на конкретных примерах).
18. Религиозная элита в древних, средневековых и современных обществах.
19. Роль харизматического лидера в процессе формирования и развития религии.
20. Религиозная конфликтология как новое научное направление.
21. Религиозные конфликты в истории стран Европы (Азии, Ближнего Востока, Японии и др.; на выбор).
22. Исламский фундаментализм.
23. Религиозный конфликт: понятие, структура и происхождение.
24. Религиозный экстремизм и терроризм.
25. Деятельность религиозных экстремистских организаций в России.
26. Роль религиозной элиты в политике современной России.
27. Религиозный аспект политической культуры в современном обществе (страна на выбор).
28. Религия и идеология.
29. Типология религиозной конфликтности.
30. Виды религиозных конфликтов (внутриконфессиональный, межконфессиональный, религиозно-политический, религиозно-правовой, религиозно-бытовой).
31. Религиозные конфликты в странах СНГ.
32. Сакрализация власти: сравнительно-исторический аспект.
33. Ватикан как религиозно-политический центр в современном мире.
34. Религиозные конфликты в истории стран Европы (Азии, Ближнего Востока, Японии и др. – на выбор): историко- политический аспект.
35. Религиозные конфликты в странах СНГ.
36. Роль религиозной элиты в политике современной России.
37. Религиозный аспект политической культуры в современном обществе (страна на выбор).
38. Сакрализация власти: сравнительно-исторический аспект.
39. Государственно-конфессиональные отношения в странах Востока (Китай, Иран, Пакистан, Афганистан, Япония, Индия).
40. Роль СМИ в формировании этнорелигиозной толерантности в контексте государственно-конфессиональной политики России.
41. Особенности государственной религиозной политики в Республике Казахстан.
42. Особенности государственной религиозной политики в бывших среднеазиатских республиках СССР.
43. Принципы обеспечения свободы совести в СНГ.
44. Международные правовые основы, определяющие принципы свободы совести, и российская специфика их реализации.
45. Образ правителя в России: от помазанника божьего до национального героя.
46. Политический и религиозный лидер: сравнительный анализ.
47. Деятельность религиозных экстремистских организаций в России (Европе, Азии, США).
48. Политический фактор в этноконфессиональных процессах в Сибири.
49. Национализм и религиозный фактор в Южной Сибири.
50. Религиозные и этнические мотивы в государственной и региональной символике.
51. Политическая и религиозная мифология: компаративистское исследование.
52. Религиозная и политическая элита: проблемы взаимодействия.
53. Отражение религиозных процессов в музейных центрах России в контексте государственной политики.
54. Религиозная политика советского государства и ее влияние на конфессиональную жизнь населения Алтая в 1953–1964 гг. (1929–1943, 1943–1953, 1964–1984, 1985–1991 гг.).
55. Истории религиоведения как научной дисциплины.
56. Формирование и развитие религиоведения в Новое и Новейшее время.
57. Классификации религий в религиоведении.
58. Мифологическое сознание и его особенности.
59. История религиоведческой науки в России (Европе, США).
60. Распространение буддизма в Центральной Азии в древности и средневековье.
61. Распространение зороастризма в Средней и Центральной Азии в древности и средневековье.
62. Проникновение христианства в Центральную Азию в древности и средневековье.
63. Проникновение ислама в Центральную Азию в эпоху Средневековья.
64. Тенгрианство как государственная религия тюрков.
65. Религия кочевников Южной Сибири и Центральной Азии в скифо-сакский период.
66. Сакрализация правителя в кочевых обществах Евразии древности и средневековья.
67. Обряд бальзамирования у населения Саяно-Алтая в раннем железном веке.
68. Животные в религии и мифологии номадов Центральной Азии.
69. Семантика погребально-поминальных комплексов тюрков.
70. Религиозно-мифологические представления уйгуров.
71. Религия и мифология монголов эпохи Средневековья.
72. Религия хунну Центральной Азии.
73. Святилища кочевников Центральной Азии в древности и средневековье.
74. Храмостроение в Алтайском крае: история и современность.
75. Великий шелковый путь и его влияние на распространение мировых религий в Средней и Центральной Азии.
76. Традиционные верования казахов.
77. Традиционные верования монголов.
78. Традиционные верования алтайцев.
79. Традиционные верования тувинцев.
80. Традиционные верования хакасов.
81. Традиционные верования бурят.
82. Традиционные верования народов Сибири (Алтая) (на конкретном примере).
83. Туристические ресурсы России (этнокультурный, религиозный туризм).
84. История формирования туристического бизнеса в России (этнокультурный, религиозный туризм).
85. Религиоведение в музейном деле.
86. Музей истории религии в России: в прошлом и настоящем.
87. Охрана памятников истории и культуры в России (правовой аспект).
88. Государственно-религиоведческая экспертиза (прикладной аспект).
89. Изучение конфессионального интернет-пространства.
90. PR-технологии в конфессиональной среде.
91. Правовые аспекты регулирования этнорелигиозных конфликтов в России.
92. Пути и методы разрешения и профилактики религиозной конфликтности.
93. Развитие религиозных СМИ в контексте государственно-религиозных отношений в России.
94. Памятники религиозного искусства в России: искусствоведческий и религиоведческий анализы (на конкретном примере).
95. Философские взгляды на проблемы религии в античной философии (в эпоху Средневековья, эпоху Возрождения, эпоху Просвещения, в немецкой классической философии, в философии Нового времени).
96. Современные аспекты изучения философии религии.
97. Русская религиозная философия (на конкретных примерах).
98. Психология религии как научное направление (на конкретных примерах).
99. Проблема религии в творчестве З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма и др.
100. Философия религии в России.
101. История православия (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
102. История ислама (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
103. История католичества (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
104. История протестантизма (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
105. История буддизма (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
106. История иудаизма (конкретный период по согласованию с научным руководителем).
107. Новые религиозные движения в России: история и современность.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

Понятие научной методологии.
2. Методология политической науки и методы политического анализа.
3. Классификация методов исследования.
4. Особенности познания социальных процессов.
5. Понятие о теоретико-логической и конкретно-методологической основе исследования.
6. М. Вебер об объективности социально-научного и социально-политического знания.
7. Методология социального познания К.Поппера
8. Понятия «предмет» и «объект» исследования, определение методологии исследования.
9. Выявление источнико-информационной основы исследования.
10. Особенности эмпирического и теоретического уровней исследования
11. Понятие научная новизна исследования
12. Описание элементов научной новизны
13. Методы выявления научно новизны исследования
14. Основные принципы выявления актуальности темы научного исследования
15. Принципы обоснования актуальности научного исследования
16. Понятие хорологические рамки исследования
17. Принципы обоснования хронологических рамок в исследовательской работе
18. Критерии определения территориальных рамок в научном исследовании
19. Принципы территориального деления
20. Обоснование территориальных и хронологических рамок на примере курсовой работы
21. Понимание цели исследования как общей направленности познания на раскрытие темы научного исследования
22. Формулировка задач исследования как путей и способов достижения цели исследования
23. Характеристика аналитических процедур в обосновании задач исследования
24. Вопрос о свободе совести в Российской Конституции в начале XX в.: вопросы теории и практики.
25. Законодательство о религиозных объединениях советского периода
26. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г.: причины разработки, анализ содержания, историческое значение
27. Исторические особенности переписи 1937 г.
28. Характеристика демографической ситуации по материалам переписи.
29. Характеристика населения по вероисповедальному признаку
30. Принципы и методы историографического познания
31. Методологические основы историографии
32. История развития историографии
33. Характерные особенности модернистской методологии.
34. Основная проблематика постмодернизма.
35. Методики понимания, объяснения и интерпретации в постмодернизме
36. Первоисточники бихевиорального подхода. Концепция Р.Декарта и Дж. Локка о изучении человеческого сознания.
37. Основные принципы бихевиорального подхода.
38. Ч. Мерриам и Г. Терстоун о рациональном социальном поведении людей.
39. Принципы построения научной полемики
40. Устная и письменная научная речь
41. Научная дискуссия как управление научным спором
42. Коммуникативно-речевой, психологический и этический аспекты дискуссии.
43. Моделирование научного диалога
44. Этика научных статей
45. Профессиональная этика ученого
46. Основы организации научного труда
47. Проблема плагиата в науке
48. Функции науки в современном обществе
49. Наука в социокультурной среде
50. Классификации наук
51. Основные концепции современной науки
52. Наука в современной системе образования
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Л1.2 Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы.: учебное пособие М. : ФЛИНТА, , 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426254
Л2.2 под науч. ред. Купцова В.И. Философия и методология науки: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DC8CE972-AD6A-4C47-957E-1A308448E21C.
Л2.3 Ельчанинов В.А. Теоретические проблемы исторического сознания: монография Новосибирск: [СИБПРИНТ], 2011
Л2.4 Соколов А.Б. История исторической науки. Историография новой и новейшей истории : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EB5EB332-A5D7-4CEE-8576-61B7503F8C3E.
Л2.5 Ельчанинов В.А. Наука и общество: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал "Актуальные вопросы современной науки" elibrary.ru
Э2 Курс в Moodle "Актуальные проблемы научных исследований" (1й курс) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э3 Курс в Moodle "Актуальные проблемы научных исследований" (2й курс) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э4 Курс в Moodle "Актуальные проблемы научных исследований" (3й курс) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Актуальные проблемы научных исследований" (4й курс) на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).
Курсовая работа являющаяся неотьемлемой частью контроля освоения компетенции должна быть написана на достаточно высоком теоретическом уровне; работа должна быть написана самостоятельно; работа должна быть написана научным языком, грамотно;работа должна быть написана в соответствии с требованиями Стандарта; работа выполняется в сроки, определенные учебным планом.
Подготовка курсовой работы включает следующие этапы:
1. выбор темы;
2. консультации с научным руководителем;
3. подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме;
4. составление предварительного варианта плана;
5. изучение отобранных литературных источников;
6. составление окончательного варианта плана;
7. сбор и обработка фактических данных, публикаций в специальной литературе, а также их систематизация и обобщение;
8. написание текста курсовой работы.
В структуру курсовой работы в обязательном порядке входят: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, библиографический список.