МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Новые религиозные движения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, Н.П. Зиберт

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Новые религиозные движения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целенаправленная подготовка студентов в области исследования нетрадиционных религиозных движений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности
ОПК-2.1 Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач
ОПК-2.2 Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии
ПК-2Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
ПК-2.1 Знает основные приемы составления библиографических описаний
ПК-2.2 Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает основные приемы составления библиографических описаний;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии
ПК-2.2. Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.1. Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Происхождение и развитие религиозных групп
1.1. Концептуальные варианты генезиса и развития в обществе новых религиозных групп. Возникновение и функции новых религиозных движений Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Концептуальные варианты генезиса и развития в обществе новых религиозных групп Сам. работа 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Возникновение и функции новых религиозных движений Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Возникновение и функции новых религиозных движений Сам. работа 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Особенности организации новой религиозности нетрадиционного типа
2.1. Институт харизматического лидерства в религиозных движениях Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Институт харизматического лидерства в религиозных движениях Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Институт харизматического лидерства в религиозных движениях Сам. работа 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Основные отличительные признаки новых религиозных движений Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Основные отличительные признаки новых религиозных движений Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Основные отличительные признаки новых религиозных движений Сам. работа 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах Сам. работа 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Типология новых религиозных движений и культов
3.1. Неоориентальные культы Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Неоориентальные культы Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Неоориентальные культы Сам. работа 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Неохристианские объединения Практические 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Неохристианские объединения Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Неохристианские объединения Сам. работа 8 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Сайентологические, оккультно-мистические учения и школы Нью-Эйдж Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Сайентологические, оккультно-мистические учения и школы Нью-Эйдж Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. Сайентологические, оккультно-мистические учения и школы Нью-Эйдж Сам. работа 8 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.10. Неоязычество Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.11. Неоязычество Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.12. Неоязычество Сам. работа 8 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.13. Деструктивные религиозные организации. Сатанистские группы Лекции 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.14. Деструктивные религиозные организации. Сатанистские группы Практические 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.15. Деструктивные религиозные организации. Сатанистские группы Сам. работа 8 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-2 Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности

1. Когда возникли первые баптистские общины?
1. В конце XVIII в.
2. В начале XVIII в.
3. В середине XVII в.
4. В начале XIX в.
5. В начале XX в.
Ответ: 3
2. Основателями баптизма были:
1. Американцы нового света.
2. Язычники.
3. Англичане - конгрегационалисты.
4. Немцы - реформисты.
5. Русские – старообрядцы.
Ответ: 3
3. В какой стране возник баптизм?
1. Германия.
2. Англия.
3. США.
4. Россия
5. Голландия.
Ответ: 5
4. С самого начала в баптизме возникли две ветви:
1. Монобаптизма.
2. Частного баптизма.
3. Общего баптизма.
4. Полибаптизма.
5. Государственного баптизма.
Ответ: 2, 3
5. Баптизм стал одной из самым многочисленных конфессий (укажите):
1. Православия.
2. Католицизма.
3. Буддизма.
4. Протестантизма.
Ответ: 4
6. В Российской империи баптизм начал распространяться:
1. С XX в.
2. С XVII в.
3. С XIX в.
4. С XVIII в.
5. С XX в.
Ответ: 3
7. Религиозное течение адвентистов выделилось из:
1. Баптизма.
2. Католицизма.
3. Православия.
4. Ламаизма.
5. Свидетелей Иеговы.
Ответ: 1
8. Основателем адвентизма является:
1. У. Миллер.
2. Сан Мун.
3. Марина Цвигун.
4. Лафайет Хаббард.
5. Сергей Тороп.
Ответ: 1
9. Из различных направлений адвентизма наиболее распространены:
1. Адвентисты седьмого дня.
2. Мормоны.
3. Свидетели Иеговы.
4. Баптисты.
Ответ: 1
10. Протестантское движение, получившее название «пятидесятники», возникло в конце XIX в. в:
1. Англии.
2. США.
2. Голландии.
4. Германии
Ответ: 2
11. В основе пятидесятничества лежит рассказ, изложенный в новозаветной книге:
1. Деяния апостолов.
2. Библия.
3. Коран.
4. Тора.
5. Талмуд.
Ответ: 1
12. Иеговизм (Свидетели Иеговы) возник в США в:
1. XX в.
2. XVII в.
3. XIX в.
4. XVIII в.
5. XX в.
Ответ: 3
13. Бог Иегова, считают иеговисты, существует в:
1. Одном лице.
2. Двух лицах.
3. Трех лицах.
4. Семи лицах.
Ответ: 1
14. Руководители «Белого Братства» требуют от верующих во имя грядущего спасения (перечислите):
1. Оставлять семьи.
2. Бросать работу и учебу.
3. Создавать однополые браки.
4. Заниматься медитацией.
5. Вести аскетический образ жизни.
Ответ: 1, 2, 5
15. Основателем «Церкви Объединения» является (укажите):
1. У. Миллер.
2. Сан Мун.
3. Марина Цвигун.
4. Лафайет Хаббард.
5. Сергей Тороп.
Ответ: 2

1. Термин «экуменизм» преимущественно употребляется для обозначения движения за объединение:
Ответ: Христианских церквей и конфессий.
2. «Санитарная реформа» включает: диетическое питание, отказ от курения и употребления спиртных напитков, занятия спортом и т.д. Для какого религиозного течения она характерна?
Ответ: Адвентизм
3. Экстатические приемы достижения общения с Богом, необходимость прибывания в постоянном «трепете» перед Богом – основные положения течения протестантизма. Название какого течения они определили?
Ответ: Квакеры
4. «Санитарная реформа» должна подготовить тело человека к воскрешению: запрещено употребление кофе, чая, табака, некоторых медикаментов. Кто ее автор?
Ответ: Е. Уайт
5. Согласно современному социальному учению католицизма, мир болен из-за материалистической односторонности. Кому принадлежит «роль врача» в этом мире?
Ответ: Церкви
6. Бог – абсолютная, произвольно действующая личность, строгий судья и партнер человека. Назовите верующих, которые так считают.
Ответ: Протестанты
7. Причастие – хлебопреломление на вечере любви, где единый каравай символизирует единство общины. Кто, таким образом, проводит причастие?
Ответ: Баптисты
8. Как называется самое распространенное течение среди нетрадиционных культов, основателем которой стал кореец Сан Мюн Мун.
Ответ: Церковь объединения
9. Сохранив баптистские обряды-символы (крещение, хлебопреломление, бракосочетание, рукоположение), адвентисты добавили пятый - перед хлебопреломлением.
Ответ: взаимное омовение ног
10. Что в отличие от других учений христианства адвентисты не считают бессмертным?
Ответ: душу человека
11. Какой активной деятельности Баптизм требует от своих последователей?
Ответ: миссионерства
12. Обновленческая модальность новых религиозных движений (НРД) – это:
Ответ: тотальная сакрализация действительности
13. В кодексе нравственно-оздоровительного образа жизни ивановцев («Детка»), фетишизация касается:
Ответ: требования здороваться со всеми встречными
14. Основатель конфессии Свидетели Иеговы:
Ответ: Чарльз Рассел
15. Основоположник Международного общества сознания Кришны (МОСК):
Ответ: Бхактиведанта Свами Прабхупада
16. Ведущий метод духовной практики последователей МОСК:
Ответ: мантра медитация – повторение священных имен Кришны
17. «Дианетика» – Священное Писание:
Ответ: Сайентологии
18. Разновидность НРД, официально существующая в России:
Ответ: Живая этика (рериховцы)
19. Закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей общине страны или региона.
Ответ: секта
20. Крайней формой реализации секты, согласно классификации Вебера - Трельча является:
Ответ: культ
21. Религиозная деноминация – это
Ответ: религиозное объединение, находящееся в стадии становления, организационного оформления в церковь
22. Экуменическое движение – это
Ответ: движение за сближение, примирение и сотрудничество всех христианских конфессий
23. Как называется процесс происходивший в Новое время с католической церковью, в результате которого возникли протестантские церкви
Ответ: реформация
24. Термин "Тоталитарная секта" вводится в оборот
Ответ: А.Дворкиным
25. Запрет на переливание крови - в учении НРД:
Ответ: Свидетели Иеговы
26. Признают ли Свидетели Иеговы догмат в отношении Троицы
Ответ: отрицают
27. Свидетели Иеговы считают Христа:
Ответ: совершенным человеком
28. Виссарион – глава
Ответ: "Церковь Последнего Завета"
29. В каком году была создана «община единой веры»:
Ответ: 1991
30. Фраза "если человек хочет заработать миллион долларов, он должен создать свою религию" принадлежит:
Ответ: Главе "Церкви сайентологии" Р. Хаббарду

ПК-2 Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем

Верования «Сознание Кришны» являются (укажите):
1. Исламскими.
2. Православными.
3. Индуистскими.
4. Ламаистскими.
5. Буддистскими.
Ответ: 3
2. Может ли каждый верующий новых религиозных движений протестантского толка самостоятельно толковать «Священное Писание»?
1. Да.
2. Нет.
Ответ: 1
3. Первым протестантским движением нового толка был:
1. Баптизм.
2. Движение адвентистов.
3. Пятидесятничество.
4. Церковь Христа.
Ответ: 1
4. Движение адвентистов делится на несколько толков (перечислите):
1. Адвентисты седьмого дня.
2. Адвентисты начала века.
3. Адвентисты верного остатка.
4. Адвентисты двух начал.
5. Адвентисты нового времени.
Ответ: 1, 3, 4
5. Основателем пятидесятничества был баптистский проповедник:
1. Чарльз Парэм.
2. Сан Мун.
3. Марина Белая
4. Лафайет Хаббард.
5. Алексей Рыбников.
Ответ: 1
6. «Церковь Христа» наиболее тоталитарная и деструктивная секта протестантского толка основана в:
1. 1979 г.
2. 1981 г.
3. 1990 г.
4. 2000 г.
Ответ: 1
7. Основателем «Церкви Христа» является пастор:
1. Кип Мак Кингом.
2. Сан Мун.
3. Марина Цвигун.
4. Лафайет Хаббард.
5. Сергей Тороп.
Ответ: 1
8. Сущность псевдохристианских сект состоит в отрицании следующих основных догматов христианства:
1. О вознесении Христа.
2. О троичности Бога.
3. О божестве Иисуса Христа.
4. Об аде.
5. О рае.
Ответ: 2, 3
9. Деструктивный характер секты Иеговистов проявляется в:
1. Отрицании культа лидера.
2. Отрицании Нового Завета.
3. Отрицании ислама как религии.
4. Отрицании любой земной власти.
5. Отрицании Корана.
Ответ: 4
10. Секта Мормоны имеет официальное название:
1. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней».
2. «Церковь саентологии».
3. «Белое братство».
4. «Аум Сенрике».
5. «Евангелисты».
Ответ: 1
11. Секта Мормоны возникла в:
1. Англии.
2. Голландии.
3. России.
4. США.
5. Украине.
6. Германии.
Ответ: 4
12. Основателем секты Мормоны, возникшей в середине 30-х годов XIX века:
1. Рой Медведев.
2. Пол Рой Мах.
3. Марина Цвигун.
4. Лафайет Хаббард.
5. Иосиф Смит Младший.
Ответ: 5
13. Кем была основана секта «Белое братство» в 1990 г. на Украине:
1. У. Миллер.
2. Сан Мун.
3. Марина Цвигун.
4. Лафайет Хаббард.
5. Сергей Тороп.
Ответ: 3
14. «Церковь единой веры» была основана:
1. У. Миллер.
2. Сан Мун.
3. Марина Цвигун.
4. Лафайет Хаббард.
5. Сергей Тороп.
Ответ: 5
15. «Церковь сайентологии» основана в 60-х гг. ХХ в. в США писателем - фантастом:
1. У. Миллер.
2. Сан Мун.
3. Лафайет Хаббард.
Ответ: 3

1. Титул "истинного отца" принадлежит:
Ответ: Главе Церкви Объединения Мун Сан Мену
2. "Культ идеальной семьи" характерен для:
Ответ: Церкви Объединения Мун Сан Мена
3. Евангелие от Вадима" принадлежит к писаниям:
Ответ: "Церкви Последнего Завета"
4. Одно из самых заметных серийных самоубийств на религиозной почве принадлежит:
Ответ: Аум Сенрикё
5. Чарльз Тейз Рассел - создатель:
Ответ: общества Сторожевой башни
6. Нарконон, "Оксфордовский тест", "Морг", "Центр детоксикации человека" характеризуют:
Ответ: "Церковь сайентологии"
7. Лайфайет Рональд Хаббард является основателем:
Ответ: Церковь сайентологии
8. Вениамин Яковлевич Янкельман является основателем:
Ответ: Богородичного центра
9. Сергей Анатольевич Тороп является основателем
Ответ: «Церкви Последнего Завета»
10. Начало падения и восхождения нового человечества, формирование новой расы на Земле в 1991 году (18 августа) провозгласил создатель:
Ответ: "Церкви Последнего Завета"
11. Одитинг (аудитинг) - процедура, присущая:
Ответ: Церковь сайентологии
12. В 1950 г. с выходом книги"Дианетика" было положено начало:
Ответ: Церковь сайентологии
13. Главная идея "Дианетики" была почерпнута из работ:
Ответ: З. Фрейда
14. "Энграмма" - термин из словаря:
Ответ: Церковь сайентологии
15. Продолжателями ведической традиции считают себя члены:
Ответ: "Международного общества сознания Кришны"
16. В 1979 году основана пастором Т.Маккином:
Ответ: Церковь Христа
17. Аум Сенрике совершила теракт в токийском метро в:
Ответ: 1995 г.
18. Культ Бхагавана Шри Раджниша известен как:
Ответ: Ошо
19. Основатель культа Ошо:
Ответ: Раджниш Чандра Мохан
20. С помощью "писем Мо" с миром общался:
Ответ: Глава Семьи Девид Бранд Берг.
21. Базовая книга мунитов:
Ответ: Божественный принцип
22. Религия Матери мира является религией последователей:
Ответ: Белое братство
23. "Детка" - текст, составленный
Ответ: Порфирий Иванов
24. "Не плюйся вокруг и не выплевывай ничего из себя" - цитата из:
Ответ: Детки
25. Марина Цвигун - основатель:
Ответ: «Великого белого братства ЮСМАЛОС»
26. Прасад – это:
Ответ: Пища, посвященная Кришне
27. Благословение супружеских пар - церемония, распространенная у:
Ответ: Мунитов
28. Книга Мормона была закончена в:
Ответ: в 1830 г.
29. Раджниш (Ошо) впервые продемонстрировал свою "динамическую медитацию" в:
Ответ: в 1970 г.
30. Переводил "Книгу Мормона"
Ответ: Джозеф Смит

Критерии оценивания
0-29 баллов - неудовлетворительно
30-59 баллов - удовлетворительно
60-75 баллов - хорошо
76-90 баллов - отлично
Один правильный ответ-1 балл
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Критерии оценивания: Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Вопросы к дифференцированному зачету:
1. Причины появления НРД в концепциях западных религиоведов.
2. Причины появления НРД в концепциях отечественных религиоведов.
3. Новые религиозные движения: понятие, определение, классификации
4. Институт харизматического лидерства в религиозных движениях
5. Основные отличительные признаки новых религиозных движений
6. Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах
7. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
8. Сатанистские группы. Классификация сатанинских групп. Основы вероучения.
9. Специфика вероучения и культа «Сахаджа-йоги».
10. Специфика организации и вероучения последователей Бабаджи.
11. Особенности вероучения, организации и практики в синкретических и универсальных движениях на примере организации «АумСинрике».
12. Возникновение и развитие культа Раджниша (Ошо).
13. Краткая биография основателя движения - Виссариона (С. А. Торопа) и история Церкви Последнего Завета.
14. Учение и культовая практика «Православной Церкви Божией Матери Державная». Береславский
15. Специфика вероучения, организации и практики «Церкви Иисуса Христа святых последних дней».''Книга Мормона'': происхождение и содержание.
16. Жизнь и вероучение основателя культа СатьяСаи Баба.
17. Основополагающие принципы формирования «Церкви саентологии».
18. Культы неохристианской ориентации («Международная Церковь Христа», «Семья»).
19. Специфика вероучения общества «Свидетели Иеговы».
20. ''Брахма Кумарис'': История организации.
21. История веры Бахаи. Священные книги веры Бахаи.
22. Церковь объединения (муниты)
23. Католический подход к сектантству;
24. Протестантский подход к сектантству;
25. Светский подход к сектантству;
26. Православный подход к сектантству
27. Виды неоязычества. Родноверческие объединения в России.
28. Современные общины ивановцев. История зарождения движения. Вероучение анастасийцев.
29. Понятие психологического культа.
30. Уфология. Астрология. Нумерология.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кантеров, И. Я. Новые религиозные движения: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/04BA2276-7543-4E45-9B8E-095925641937
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 отв. ред. П. К. Дашковский Религия в истории народов России и Центральной Азии: материалы II Междунар. науч. конф.: Барнаул : Изд-во АлтГУ , 2014. elibrary.asu.ru
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Торгашев Г.А. Основы религиоведения: Москва : Директ-Медиа, 2007 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Протестантский портал www.protestant.ru
Э2 Официальный сайт мормонов www.latter-daysaints.ru
Э3 Курс в Moodle "Новые религиозные движения" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.