МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экспертная деятельность в религиоведении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Кащаева М.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Шершнева Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Экспертная деятельность в религиоведении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дашковский Петр Константинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дашковский Петр Константинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у обучающихся представление о свободе совести в РФ, специфике теоретико-правового анализа религиоведческой экспертизы.Практикоорентированная составляющая курса состоитв формировании компетенций, связанных с осуществлением методики религиоведческой экспертизы, а также правовывх основ государственно-религиоведческой и судебной религиоведческой экспертизы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
ПК-2.1 Знает основные приемы составления библиографических описаний
ПК-2.2 Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает основные приемы составления библиографических описаний;
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.2. Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
1.1. Функции религиоведческой экспертизы. Принципы религиоведческой экспертизы Лекции 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Цель, задачи и основные подходы к их решению в религиоведческой экспертизе Объект, предмет и субъект религиоведческой экспертизы Практические 5 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Профессиональные принципы Общенаучные принципы религиоведческой экспертизы Сам. работа 5 16 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Разхдел 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
2.1. Методология проведения религиоведческой экспертизы Лекции 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Основные этапы проведения религиоведческой экспертизы Сбор и систематизация данных Практические 5 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Анализ полученных данных Выводы религиоведческой экспертизы Процедурные основы проведения религиоведческой экспертизы Сам. работа 5 14 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Раздел 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
3.1. Механизмы государственной религиоведческой экспертизы в законодательстве Российской Федерации как важнейшие гарантии конституционной свободы вероисповедания Субъекты государственной религиоведческой экспертизы и их полномочия Этапы проведения государственной религиоведческой экспертизы Лекции 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Заключение государственной религиоведческой экспертизы и его правовое значение Структура заключения Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Государственная экспертиза деятельности религиозных организаций: зарубежный опыт Сам. работа 5 16 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Раздел 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
4.1. Содержание и основные характеристики судебной религиоведческой экспертизы Клевета как состав уголовно наказуемого деяния. Оскорбление религиозных чувств верующих как состав уголовно наказуемого деяния. Преступления экстремистской направленности Лекции 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Особенности процессуального статуса эксперта и специалиста Заключение эксперта религиоведа: процессуальная форма, структура, содержание Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Судебная религиоведческая экспертиза: зарубежный опыт Сам. работа 5 20 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-2 Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:

Закрытые
1.Что является целью экспертизы?
а) установление новой информации, имеющей доказательственное значение; нового обстоятельства
б) ответ на поставленные вопросы
в) оформление заключения эксперта

2. Основанием назначения дополнительной экспертизы являются:
а) необходимость решения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств
б) недостаточная ясность или полнота ранее данного заключения
в) все ответы верны

3. Какой орган из перечисленных относится к системе судебно-экспертных органов?
а) торгово-промышленная палата
б) оперативно-криминалистическое управление
в) центр судебной экспертизы

4. Что не входит в права эксперта?
а) заявлять ходатайство о предоставлении дополнительных материалов
б) самостоятельно собирать материалы для исследовании
в) знакомится с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы

5. Что является целью идентификационных исследований?
а) установление принадлежности объектов к определенным классам
б) установление тождества объектов
в) установление частных событий, на основе которых производится реконструкция механизма события

6. Основанием назначения дополнительной экспертизы являются:
а) сомнения в правильности или обоснованности ранее данного заключения
б) наличие противоречий в выводах эксперта
в) все ответы верны

7. Из каких разделов состоит заключение эксперта?
а) обстоятельств дела
б) вводной части
в) всех перечисленных

8. Что не включает подготовительная стадия назначения экспертизы?
а) принятие решения о назначении экспертизы
б) передача исходной информации и материалов эксперту либо руководителю экспертного учреждения
в) определение вида экспертизы

9. Формой использования чего является судебная экспертиза:
а) знаний из области криминалистической техники
б) специальных знаний
в) юридических знаний

10. По времени производства выделяют следующие виды экспертиз:
а) дополнительные
б) первичные
в) все ответы верны

11. Основания для отвода эксперта:
а) участвовал ранее в деле в качестве специалиста
б) по болезни эксперта
в) является родственником потерпевшего

12. Кто подписывает исследовательскую часть заключения эксперта:
а) эксперт, производивший экспертизу
б) лицо, назначившее экспертизу
в) свидетели, проходящие по данному делу

13. Исключите лишнее из группы
а) повторная экспертиза
б) первичная экспертиза
в) комиссионная экспертиза

14. В чем сущность деятельности специалиста?
а) исследование доказательств
б) собирание доказательств
в) содействие в получении доказательств

15. Юридическое основание для получения образцов для экспертного исследования:
а) письменное заявление одной из сторон
б) мотивированное постановление следователя, суда и т.п
в) устное заявление лица, ведущего процесс

Ключ: 1а,2б,, 3в, 4б, 5а, 6а, 7в, 8в, 9б, 10б, 11в, 12а, 13 а, 14 а, 15б.
Открытые
1 Что изучает религиоведение?
Закономерности развития и характеристики религий.

2 К мировым религиям относятся:
Ислам, буддизм, христианство.

3. Коран для мусульман это:
Священная книга.

4. Какой год считается официальной датой крещения Руси.
988 г.

5. Основной каноническое собрание текстов классического буддизма.
Трипитака.

6. Какой из типов определения религии проистекает из утверждения о тесной связи человека с Богом.
Теологический.

7. Важнейшим видом религиозной деятельности является.
Культ.

8. Какие социально-экономические условия являются предпосылками для возникновения сословия жрецов
Возникновение социальной дифференциации общества и разделения труда

9. Что такое нирвана?
Блаженное состояние покоя в буддизме.

10. Что можно рассматривать в качестве символа веры.
Краткий свод догматов религии.

11. Какая из форм религиозных воззрений основывается на утверждении о тесной связи между группой людей и каким-то животным.
Тотеизм

12. Как именуется космическое духовное начало в индуизме, имеющее три ипостаси.
Тримурти.

13. Как именуются высшие божества в индуизме.
Вишну, Шива, Брахма.

14. Кто является основателем джайнизма.
Кшатрий Вардхамана.

15. Что называют паломничеством.
Путешествие верующих к святым местам для получения благословения.

16. Как именуется одно из наиболее крупных течений в протестантизме.
Баптизм.
17. В какой из религий разработана доктрина о переселении душ (сансара).
Индуизм.

18. Что именуют пантеоном.
Иерархическую систему всех божеств в политеистических религиях.

19. Что такое Тора.
Совокупность иудейских традиционных религиозных законов.

20. Одним из основных утверждений сикхизма является следующее.
С Богом можно общаться напрямую, посредники для этого не нужны.

21. Культ — это:
разновидность религиозной деятельности.

22. Догмат — это:
основное положение вероучения.

23. Словесное (вербальное) обращения человека к объекту своей веры:
Молитва.

24. Что такое политеизм?
вера в существование многих богов.

25. Что такое монотеизм?
вера в существование только одного Бога.

26. «Золотое правило» иудаизма:
Не делай другому того, что ненавистно тебе самому.

27. Что происходит с грешником в иудаизме, христианстве, исламе:
может раскаяться и искупить грех.

28. Просветления буддист может достичь:
в любом рождении

29. Песах празднуют :
В честь исхода евреев из Египта,

30. Что такое медитация?
внутреннее сосредоточение.


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к зачету
1. Кто такой эксперт как участник судебного процесса?
2. Какие требования к уровню квалификации эксперта предъявляются действующим законодательством РФ?
3. Какие требования к уровню квалификации эксперта, выполняющего религиоведческие экспертизы,
предъявляются спецификой данного вида экспертиз?
4. Какие права и обязанности есть у эксперта?
5. Какое значение имеет заключение эксперта для суда?
6. Что такое религиоведческая экспертиза?
7. В каких случаях назначается религиоведческая экспертиза?
8. Какие виды религиоведческих экспертиз вы знаете?
9. Как действующее законодательство регламентирует порядок назначения экспертиз?
10. Как законодательно регламентируется ответственность эксперта?
11. Какая ответственность предусмотрена за дачу заведомо ложного экспертного заключения?
12. Что такое комплексная экспертиза и в чем ее специфика?
13. Что такое комиссионная экспертиза и в чем ее специфика?
14. Что такое повторная экспертиза и в чем ее специфика?
15. Что такое дополнительная экспертиза и в чем ее специфика?
16. Каким требованиям должны отвечать вопросы, задаваемые эксперту?
17. Какие принципы должны быть соблюдены при выполнении религиоведческой экспертизы?
18. Каким требованиям должно отвечать качественное экспертное заключение?
19. Что такое государственная религиоведческая экспертиза и в каких случаях она назначается?
20. Как регламентируется проведение государственной религиоведческой экспертизы? Институт государственной религиоведческой экспертизы.
21. Судебная религиоведческая экспертиза.
22. Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
23. Международные правовые документы в контексте религиоведческой экспертизы.
24. Сравнительный анализ российской и зарубежной законодательной базы, регулирующей религиоведческую экспертизу.
25. Субъекты государственной религиоведческой экспертизы в РФ и их полномочия.
26. Актуальные проблемы совершенствования нормативной базы государственной религиоведческой экспертизе.
27. Международный опыт проведения религиоведческой экспертизы
28. Субъекты государственной религиоведческой экспертизы и их полномочия в международной практике проведения религиоведческой экспертизы.
29. Важнейшие решения судебных органов стран Европы и Северной Америки в области регулирования свободы совести.
30. Актуальные проблемы совершенствования международной нормативной базы религиоведческой экспертизе.
31. Конфессиональные особенности субъектов РФ.
32.Основные этапы формирования законодательной базы РФ в области прав и свобод граждан.
33. Свобода совести. Конституция Российской Федерации о свободе совести.
34. Правовые и этические аспекты экспертизы свободы совести.
35. Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в контексте религиоведческой экспертизы.

Критерии оценки ответов на зачете:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Загребина И. В., Пчелинцев А. В., Элбакян Е. С. Практика религиоведческой экспертизы : М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуревич П. С. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Красников, А. Н. Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90
Л2.3 Кирсберг, И.В. Феноменология в религиоведении: какой она может быть? Исследование религии только как сознания: Москва: Прогресс-Традиция, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Славянский правовой центр www.sclj.ru
Э2 Уполномоченный по правам человека в РФ www.ombudsmanrf.ru
Э3 Верховный Суд Российской Федерации www.supcourt.ru
Э4 www.sudrf.ru - Государственная автоматизированная система РФ "Правосудие" www.sudrf.ru
Э5 Курс в Moodle "Экспертная деятельность в религиоведении" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Подготовка к лекционным занятиям включает предварительное ознакомление с методическими рекомендациями к выполнению всех видов практических заданий, прилагаемых к каждой теме курса.
В ходе лекционных занятий необходимо конспектировать учебный теоретический материал, обращая внимание на формулировки понятий, раскрывающих специфику и содержание государственно-конфессиональной политика и этнорелигиозных процессов в России, на выводы и практические советы преподавателя. В конспектах следует оставлять свободные поля, на которые впоследствии можно будет поместить выписки из рекомендованной литературы, дополняющие объем материала прослушанной лекции.
По окончании лекции можно задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений и дискуссионных аспектов той или иной темы, связанной со сферой конфессиональных и межэтнических отношений в имперский период. Целесообразно дорабатывать свой конспект лекции самостоятельно дома или в библиотеке, делая в нем соответствующие записи из литературы, предусмотренной учебной программой или рекомендуемой преподавателем.
2. Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, учат формулировать мысли, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
Подготовка к практическому занятию включает два этапа. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление краткого плана-конспекта мобилизует и повышает эффективность освоения учебной дисциплины. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к предстоящему занятию. Изучая рекомендованную для освоения темы литературу, необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его теоретическая часть. Основной объем осваивается именно в процессе самостоятельной работы. В связи с этим важно изучить рекомендуемую преподавателем литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на практическое применение рассматривавшихся теоретических аспектов темы. Вам следует подготовить тезисы для выступлений по вопросам, выносимым на практическое занятие, продумать примеры с целью обеспечения тесной связи теории с реальной политической жизнью.
3. Самостоятельная работа является основным средством овладения материалом дисциплины в свободное от учебных занятий время. Она может выполняться в библиотеке университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Содержание самостоятельной работы определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, практическими заданиями и указаниями преподавателя. Рекомендуется самим дополнить список изучаемой литературы современными публикациями, не представленными в обязательном основном списке, а в дальнейшем использовать эти материалы при написании курсовых и выпускных дипломных работ.
Самостоятельная работа может осуществляться в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа в аудиторное время может включать:
 конспектирование (составление тезисов) лекций;
 выполнение контрольных практических заданий;
 работу со справочной и методической литературой;
 работу с нормативными правовыми актами;
 защиту выполненных работ;
 участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины, в собеседованиях, тестировании, ролевых играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях и др.
Самостоятельная работа во внеаудиторное время может состоять из:
 изучения учебной и научной литературы в процессе подготовки к практическим занятиям;
 ознакомления с нормативными правовыми актами, в т.ч. имеющимися в электронных ресурсах сетевой базы данных;
 выполнения практических заданий;
 подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
 подготовки выполнения курсовых работ, предусмотренных учебным планом;
 выполнения выпускных квалификационных работ и др.
 самоконтроля путем ответов на вопросы практических заданий, представленных в учебно-методических рекомендациях по отдельным вопросам изучаемой темы.