МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнорелигиозный туризм

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, В.Н. Ильин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Этнорелигиозный туризм

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 25.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 25.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомиться с историей и особенностями религиозного и этнического туризма на территории Российской Федерации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
ПК-2.1 Знает основные приемы составления библиографических описаний
ПК-2.2 Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает основные приемы составления библиографических описаний
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Туризм, в системе взаимосвязанных понятий
1.1. Понятие туризма, его роль в международном и внутреннем туризме Лекции 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие туризма, его роль в международном и внутреннем туризме Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Этнорелигиозный туризм и его место в туристической деятельности Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Этнорелигиозый туризм и его место в туристической деятельности Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Индустрия туризма Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Индустрия туризма Практические 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Индустрия туризма Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Этнорелигиозный туризм на территории России
2.1. Этнорелигиозный туризм в Европейской части России Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Этнорелигиозный туризм в Европейской части России Практические 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Этнорелигиозный туризм в Европейской части России Сам. работа 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Этнорелигиозный туризм на Юге России Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Этнорелигиозный туризм на Юге России Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Этнорелигиозный туризм на Юге России Сам. работа 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Этнорелигиозный туризм Волго-Уральского региона Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Этнорелигиозный туризм Волго-Уральского региона Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Этнорелигиозный туризм Волго-Уральского региона Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Этнорелигизный туризм в Сибири Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Этнорелигизный туризм в Сибири Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Этнорелигизный туризм в Сибири Сам. работа 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Этнорелигиозный туризм на Дальнем Востоке Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Этнорелигиозный туризм на Дальнем Востоке Сам. работа 6 7 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.15. Этнорелигиозный туризм на Северном Кавказе Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.16. Этнорелигиозный туризм на Северном Кавказе Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.17. Этнорелигиозный туризм на Северном Кавказе Сам. работа 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-2: Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем

Тесты, блок1.

1. Туризм, связанный с перемещением людей с целью восстановления физических сил, отдыха носит название ……… туризм
2. Путешествие верующих к географическим местностям и реликвиям, имеющих сакральное значение для определённой религии называется………………
3. Осмотр религиозных памятников и артефактов без привязки к конфессиональному контексту называется …………туризм
4. Вид туризма, основная цель которого - знакомство с той или иной страной через призму национальной кухни называется…………………….
5. Язык, из которого пришло в русскую лексику слово «турист»?...................
6. Назовите термин по его описанию: Место, вещь, или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые чем-либо (спортивная, историческая, удостоенная и др. ценности)?
7. Назовите термин по его описанию: коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями………….
8. Как называется отмена туристической поездки?
9. Как называется специальное разрешение соответствующих органов иностранного правительства на въезд, выезд, проживание или проезд через территорию данного государства?
10. Как называется частное лицо или организация, собирающая группу туристов для участия в туре, предлагаемом туристической фирмой?
11. Как называется заранее намеченный или установленный путь следования туристов и или транспортных средств?
12. Как называется система обслуживания в отелях, при которой питание, напитки (чаще всего местного производства) и отдельные виды услуг не требуют дополнительной оплаты. Разновидностью данной системы обслуживания является система max inclusive, когда перечень дополнительных услуг быть существенно расширен и может включать бесплатное пользование сауной, парикмахерской, занятия различными видами спорта и т. д. ?
13. Как называется специалист по проведению экскурсий с туристами, имеющий на это лицензию?
14. Лагерь для автотуристов, оборудованный палатками или другими легкими сооружениями летнего типа (например, бунгало), автомобильной стоянкой, системой водоснабжения и канализации и оснащенный приспособлениями для приготовления пищи называется………..
15. Морская или речная туристская поездка на теплоходе, используемом как средство перевозки, размещения, питания, развлечений и т. д., включающая в программу береговое обслуживание – это…………….
16. Как называется заранее намеченный или установленный путь следования путешественников (туристов) или транспортных средств?
17. Как называется организация-проводник, занимающаяся реализацией сформированных туроператором туров. Большая часть прибыли идет от комиссионных, заработанных от реализации туров?
18. Как называется провоз пассажиров из одной страны в другую через промежуточную страну?
19. Как называется путешественник, проживающий в месте назначения не менее 24 часов, цель поездки которого - отдых, бизнес, семья, определенная миссия, встреча?
20. Как называется налог, которым облагаются некоторые товары, пропускаемые через границу какой-либо страны?
21. Как называется государственное учреждение, осуществляющее контроль и пропуск товаров и личных вещей, провозимых через границу, и взимание таможенной пошлины?
22. Как называется оптовая туристическая фирма, занимающаяся разработкой туров, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом через сеть розничных турагентов?
23. О каком городе идет речь? Главная достопримечательность города- знаменитый Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, основанный в конце XIII в. Этому городу удалось сохранить облик и атмосферу XVIII-XIX в..
24. Как называется религия, возникшая в середине I тысячелетия до н. э. в Индии и получившая широкое распространение в этой стране?
25. Как называется мировая религия, возникшая в первой половине VII в. на Аравийском полуострове?
26. Как называется религиозно-философская система Индии, сформировавшаяся на рубеже IV–III вв. до н. э.?
27. Как называется созданная на основе философско-этического учения Конфуция религия, превратившаяся на рубеже новой эры в национально-государственную религию Китая?
28. Как называется один из наиболее почитаемых персонажей в индуистской мифологии, восьмое воплощение Вишну, мудрый царь-воин и божественный пастух?
29. Как называется одно из главных течений протестантизма, возникшее в XVI в. в Германии?
30. Как называется культовое здание в исламе, где совершаются богослужения и произносятся проповеди?

Ключи к тестам
1. Рекреационный
2. Паломничество
3. Религиозный туризм
4. Гастрономический
5. Французский
6. Достопримечательность
7. Экскурсия
8. Аннуляция
9. Виза
10. Организатор тура
11. Маршрут
12. Все включено
13. Гид
14. Кемпинг
15. Круиз
16. Маршрут
17. Турагент
18. Транзит
19. Турист
20. Таможенная пошлина
21. Таможня
22. Туроператор
23. Кострома
24. Индуизм
25. Ислам
26. Йога
27. Конфуцианство
28. Кришна
29. Лютеранство
30. Мечеть

Тесты, блок 2
1. Паломничество классифицируют по:
А. по продолжительности
Б. по сезонности
В. по объектам посещения
Г. все варианты верны

2. В индустрию религиозного туризма входит:
А. транспортные предприятия
Б. религиозные объекты
В. все варианты верны
Г. все варианты не верны

3. Основные мотивы паломничества:
А. сделать пожертвования
Б. обрести благодать
В. выполнить обет
Г. все варианты верны

4. Паломничество классифицируют по:
А. по признаку обязательности
Б. по местоположению объекта посещения
В. по числу участников
Г. все варианты верны

5. В христианстве сложилось 7 таинств, из них:
А. крещение
Б. исповедь
В. все варианты верны
Г. все варианты не верны

6. В христианстве сложилось 7 таинств, из них:
А. миропомазание
Б. причащение
В. варианты а и б верны
Г. варианты а и б не верны

7. В РПЦ существуют следующие степени монашества:
А. великая схима
Б. малая схима
В. все варианты верны
Г. все варианты не верны

8. Назовите места упокоения святых угодников
А. Покровский кафедральный собор в г. Воронеже
Б. Покровский кафедральный собор в г. Барнаул
В. Покровский кафедральный собор в г. Санкт Петербург
Г. все варианты верны

9. Назовите места упокоения святых угодников
А. Свято Троицкий Александро Свирский монастырь в Ленинградской области
Б. Свято Троицкий Александро Свирский монастырь в Киеве
В. Свято Троицкий Александро Свирский монастырь в Великом Новгороде
Г. все варианты верны

10. Назовите места упокоения святых угодников
А. Иоанновский монастырь в Санкт Петербурге
Б. Иоанновский монастырь в Киеве
В. Иоанновский монастырь в Великом Новгороде
Г. все варианты верны


11. В практике паломнического туризма принята классификация монастырей по следующим признакам:
А. по страновой принадлежности
Б. по возрасту монастыря
В. все варианты верны
Г. все варианты не верны

12. Центры паломничества в Греции:
А. гора Афон
Б. г. Патры
В. о. Эвия
Г. все варианты верны

13. Центры паломничества в Болгарии
А. церковь Св. Софии
Б. собор Александра Невского
В. церковь Св. Пантелеймона
Г. все варианты верны

14. Центрами православного христианства являются:
А. Вифлеем
Б. Назарет
В. все варианты верны
Г. все варианты не верны

15. В буддизме существует концепция шести миров, из них:
А. мир животных
Б. мир людей
В. мир богов
Г. все варианты верны


Ключи:
1 Г
2 В
3 Г
4 Г
5 В
6 В
7 В
8 А
9 А
10 А
11 В
12 Г
13 Г
14 В
15 Г

Критерии оценивания:
Каждый правильный ответ за один тест оценивается в 1 балл.
20-25 правильных ответов -оценка удовлетворительно
26-35 правильных ответов - оценка хорошо
36-45 правильных ответов - оценка отлично
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
вопросы к экзамену

1.Понятие, содержание и история туризма в России
2.Туристские ресурсы как фактор мотивации к путешествию
3.Экономико-географическое положение страны как условие развития современного туризма
4.Природно-климатические особенности страны как вид туристских ресурсов
5.Демографические факторы, влияющие на развитие туризма
6.Развитие религиозного туризма в России
7.Специфика паломнического туризма в России
8.Москва и Московская область, как центр развития религиозного туризма
9.Перспективы развития религиозного туризма на Алтае
10.Перспективы развития религиозного туризма в регионе (на выбор студента) России
11.Индустрия и особенности практической организации конфессионального туризма
12. Субъекты и сегменты конфессионального туризма.
13. Формальности конфессионального туризма (паспорт, виза, страхование, лицензирование и сертификация).
14. Мировые религии и их распространенность в современном мире.
15. География паломнических путешествий в современном мире.
16. География паломнических путешествий в России.
17. Особенности организации поездок паломников по Святой земле.
18. Христианские святыни. Особенности организации поездок паломников по православным местам.
19. Особенности организации поездок паломников по мусульманским странам.
20. Перспективы конфессионального туризма в Тюменской области.
21. Понятие и цели конфессионального туризма.
22. Современные концепции происхождения религий.
23. Буддизм - религия просветления.
24. Конфуцианство и даосизм - национальные религии Китая.
25. Синтоизм - национальная религия Японии.
26. Вероучение и культ иудаизма.
27. Православие в России: современное состояние и перспективы развития.
28. Основные направления ислама и их характерные черты.
29. Межконфессиональные отношения в современной России.
30. Индустрия и особенности практической организации конфессионального туризма.

Экзамен проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на два теоретических вопроса.
Оценивание ответа на экзамене:
Отлично- студентом дан полный, в логичной последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры из данной проблематики. Знания продемонстрированы в полном объеме.
Хорошо - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, однако присутствуют в ответе неточности на поставленный вопрос и дополнительные вопросы. Знания продемонстрированы в достаточном объеме.
Удовлетворительно - студентом дан ответ, демонстрирующий знания, полученные на лекционных и практических занятиях, присутствуют в ответе неточности на поставленный вопрос и дополнительные вопросы. Знания продемонстрированы в частичном объеме.
Неудовлетворительно - ответ студента не раскрывает темы вопроса, не даны ответы на дополнительные вопросы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Воскресенский В. Ю. Международный туризм. : Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») Юнити-Дана, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114800
Л1.2 Кудреватых А. С. Правовое регулирование в туризме: учебное пособие Москва: Университетская книга, 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Христов Т.Т. Религиозный туризм: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л2.2 Драчева Е.Л. Специальные виды туризма. Лечебный туризм: учеб. пособие для вузов М.: КНОРУС, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральное агенство по туризму www.russiatourism.ru
Э2 Курс в Moodle "Этнорелигиозный туризм в России" на едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс освоения дисциплины складывается из лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся. К формам самостоятельной работы относятся подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов. Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы. Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя.
Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной дисциплины. Такая работа должна выполняться всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала.
Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема.
При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии.
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. По итогам практических занятий учащиеся должны обладать навыками разработки туристического маршрута этнорелигиозной направленности на территории России.
На лекции преподаватель освещает вводные темы, а так же наиболее сложные вопросы. Учащиеся должны конспектировать лекцию преподавателя. Конспект лекции должен содержать реферативную запись основных вопросов лекции, предложенных преподавателем схем (при их демонстрации), основных источников и литературы по темам, выводы по каждому вопросу. Конспект должен быть выполнен в отдельной тетради по предмету. Он должен быть аккуратным, хорошо читаемым, не содержать не относящуюся к теме информацию или рисунки. Учащиеся узнают историю формирования туристической традиции на территории России, этапы формирования туристической отрасли в России, основные этнорелигиозные объекты туристической отрасли. По итогам освоения дисциплины учащиеся должны овладеть способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.